рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Собор всей твари - основная тема древнерусской религиозной живописи

Работа сделанна в 2000 году

Собор всей твари - основная тема древнерусской религиозной живописи - Реферат, раздел Религия, - 2000 год - Троица Собор Всей Твари - Основная Тема Древнерусской Религиозной Живописи. Когда Из...

Собор всей твари - основная тема древнерусской религиозной живописи. Когда изучаешь русскую живопись XIV века, бросается в глаза один любопытный факт со второй половины этого столетия резко увеличивается количество икон, изображающих Троицу. Особенно популярной эта тема была в кругу Сергия Радонежского.

Именно Троице посвятил Сергий основанный им монастырь, и когда его ученики и ближайшие последователи закладывали на севере новые монастыри, то чаще всего они посвящали их той же Троице. Для Сергия образ Троицы знаменовал единство и согласие. Недаром Епифаний Премудрый пишет в своем Житии Сергия, что последний возвел храм Троицы, дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего. Это вполне согласуется с практической деятельностью Сергия Радонежского, энергично выступавшего против княжеских ссор и междоусобиц. Была, однако, еще одна причина, объясняющая нам широкое распространение икон Троицы во второй половине XIV века. Речь идет о еретических движениях, которые уже с конца XIII столетия начали расти и шириться на Руси и в рамках которых антитринитарные течения занимали далеко не последнее место.

Известно, что уже богомилы и катары отвергали церковную догму о триедином божестве. Секта стригольников, пустившая в XIV веке глубокие корни в Новгороде и Пскове, также отрицала равенство трех лиц Троицы.

Стригольники утверждали, что при явлении трех ангелов Аврааму последний узрел лишь бога и двух ангелов, а не три лица святой Троицы. Обосновывая свою точку зрения, стригольники, как и более поздняя секта жидовствующих, пришли, в конце концов, к полному отрицанию возможности изображения троицы. Но они не были одиноки в своих антитринитарных установках. Как убедительно показал А. И. Клибанов, в Ростове также нашли себе место антитринитарные выступления.

Они падают на 80-е годы, когда ростовским епископом был Иаков 1386-1392 . В Ростове антитринитарная ересь называлась армянской, и о ней писал уже митрополит Киприан. В своем ответе ближайшему ученику Сергия, ростовчанину Афанасию Высоцкому, он называет армянскую ересь гнуснейшей из всех ересей. Ее главным приверженцем был некий Маркиан, выделявший Христа из состава Троицы и не признававший поклонение иконам. Что эти антитринитарные течения, подкапывавшиеся под твердыни православия, породили широкий отклик, доказывают еще два интересных факта.

На новгородской иконе Отечество, которая датируется концом XIV века, имеется сверху надпись, уточняющая сюжет иконы О те ць и Синъ и с вя ты и Духъ Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа М. Искусство, 1966. С. 34 Чтобы у зрителя не осталось никаких сомнений в равенстве всех лиц святой Троицы, художник дал еще две надписи по сторонам от фигуры бога-отца, над троном, и на диске, который придерживает обеими руками Эмануил. Надписи эти гласят - IC XC. Таким образом, и бог-отец, и дух святой, символизированный изображенным на диске голубем, приравниваются ко Христу.

Поскольку в средневековой иконографии бог-отец, имеющий облик Ветхого Деньми, обычно трактовался не только как образ бога-отца, но и как образ его сына отсюда перекрестье на нимбе и клав на правом рукаве, то тем самым нераздельность и равенство трех лиц святой Троицы получали еще более наглядное выражение. Так новгородский иконописец стремился опровергнуть ересь антитринитариев.

Второй факт относится к области литературной. В своем Житии Сергия Епифаний Премудрый пускается в далеко идущие рассуждения о роли тройственного начала в событиях ветхозаветной и новозаветной истории. После перечисления ряда конкретных примеров Епифаний делает декларативное заявление тричисленное число всему добру начало Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа М. Искусство, 1966. С. 35 Этой тричисленности Епифаний придает поистине космическое значение.

Он пишет Чтож извещаю по три числа, а что ради не помяну болшаго и страшного, еже ее тричисленое божество треми святынями, треми образы, треми собьствы в три лицы едино божество пресвятыя троица и отца и сына и святаго духа триупостаснаго божества едина сила, едина власть, едино господьство Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа М. Искусство, 1966. С. 35 Несомненно, столь настойчивое, почти маниакальное упоминание тричисленности было не чем иным, как откликом на деятельность антитринитариев.

Епифанию Премудрому, писавшему Житие Сергия в начале XV века, борьба с еретиками и отпор их учениям представлялись делом весьма жизненным, чем и объясняется активность его проповеди о великой пользе тричисленности. Культура русского монастыря XV века была далеко не такой примитивной, как это казалось старым исследователям. Творения Василия Великого, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Дионисия Ареопагита внимательно читались и тщательно комментировались.

Отсюда в русскую церковную литературу проникли элементы античной философии - платонизма и новоплатонизма, отсюда же черпались импульсы к сложному символическому толкованию религиозных образов. Образ Троицы толковался византийскими теологами не только как изображение триединого божества и прообраз евхаристии, но и как символ веры, надежды и любви. Иоанн Лествичник прямо говорит Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия все связующие и содержащие вера, надежда и любы, больше же всех любы, ибо ею именуется бог. И далее По моему разумению вера подобна лучу, надежда - свету, а любовь - кругу солнца. Все же оне составляют одно сияние и одну светлость. Нечто подобное можно найти и в Просветителе Иосифа Волоцкого При таком Троицы изображении трисвятая песнь трисвятой и единосущной и животворящей Троице на землю нисходит желанием бесчисленным и любовью безмерною, и духом возносимся к ее непостижимому прообразу, и от вещественного этого изображения взлетает ум наш и мысль к божественному желанию и любви, и не вещь почитаем, но вид и изображение красоты ее, так как почитание иконы переходит в поклонение прообразу ее Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа М. Искусство, 1966. С. 37 Таким образом, так утверждается во храме то внутреннее соборное объединение, которое должно победить хаотическое разделение и вражду мира и человечества.

Собор всей твари как грядущий мир вселенной, объемлющий и ангелов и человеков и всякое дыхание земное такова основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства, господствовавшая и в древней нашей архитектуре и в живописи.

Она была вполне сознательно и замечательно глубоко выражена самим святым Сергием Радонежским.

По выражению его жизнеописателя, преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, поставил храм Троицы, как зерцало для собранных им в едииожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистною раздельностью мира. Св. Сергии здесь вдохновлялся молитвой Христа и Его учеников да будут едино яко же и мы. Его идеалом было преображение вселенной по образу и подобию Святой Троицы, т. е. внутреннее объединение всех существ в Боге. Тем же идеалом вдохновлялось все древнерусское благочестие им же жила и наша иконопись. Преодоление ненавистного разделения мира, преображение вселенной во храм, в котором вся тварь объединяется так, как объединены во едином Божеском Существе три лица Святой Троицы такова та основная тема, которой в древнерусской религиозной живописи все подчиняется.

Гаврюшин Н. К. Философия русского религиозного искусства XVI - XX вв. М. изд. группа Прогресс , Культура , 1993. С. 200-201. 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Троица

Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать. В подходе к иконописи существует несколько направлений. Одни авторы… И, однако, до самого последнего времени икона была совершенно непонятною русскому образованному человеку. Он…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Собор всей твари - основная тема древнерусской религиозной живописи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История иконописи
История иконописи. Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, много дошло до нас условных или символических изображений, однако ясных и прямых напротив - очень мало

Особенности русской иконописи
Особенности русской иконописи. Иконопись появилась на Руси в 10 в после того как в 988 году Русь приняла от Византии новую религию - христианство. К этому времени в самой Византии иконопись

Иконографический образ Троицы
Иконографический образ Троицы. Старинная легенда рассказывает, как к древнему старцу Аврааму явились трое юношей, и он вместе с супругой своей Саррой угощал их под сенью дуба Мамврийского, в

Изображение Троицы Феофаном Греком
Изображение Троицы Феофаном Греком. Феофан попал в Новгород, очевидно, в 70-е годы 14 века. До этого он работал в Константинополе и близлежащих к столице городах, затем переехал в Каффу, откуда, ве

Разное видение и понимание Гостеприимства Ааврама
Разное видение и понимание Гостеприимства Ааврама. Троица Феофана предстает перед нами не как своеобразный философский трактат о сущности божества и веры, запечатленный в Троице Рублева, не как быт

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги