рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и не верующих

Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и не верующих - раздел Религия, Религиозные организации Гуманизм Как Ценностная Основа Диалога Верующих И Не Верующих. В Философской ...

Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и не верующих. В философской и религиозной литературе существует различные интерпретации понятия гуманизм. Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направленных на удовлетворение потребностей человека.

В этом смысле понятие гуманизм совпадало по своему назначению с понятием человечности, человеколюбия. Гуманизм, как определённая система ценностной ориентации и установок, доведённый до логического конца, получает значение общественного идеала.

В этом смысле гуманизм рассматривается как высшая цель общественного развития и заключается в призыве создания необходимых условий для полной реализации всех потенций, возможностей человека и общества, достижения гармонии и социально-экономической и духовной жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно, в достижении полного осуществления принципов гуманизма как торжества человеческого начала.

Гуманизм в этом смысле не следует понимать односторонне как только полную реализацию человеческого начала в духовной сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно связано со всеми сферами жизни людей, в том числе и с общественным производством и с системой производственных отношений, поскольку без удовлетворения материальных потребностей общества и человека, ни о каком духовно-нравственном гуманизме не может быть и речи. Наряду с этим в современной философии и религиозной литературе чаще всего подчёркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала.

Такая трактовка представляется для целей диалога наиболее перспективной. Понятие гуманизма чаще всего противопоставляют классовому, национальному, узкогрупповому, индивидуальному и т.д. Общечеловеческое здесь выступает как нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей класса, социальной группы, партии, государства или отдельной личности, а как то, что имеет значение для всего человечества.

Это могут быть те или иные конкретные ценности и материальные объекты, от достаточного наличия которых зависит существование человечества. К таким ценностям и объектам следует отнести тот круг проблем, решение которых обеспечивает выживание человечества. Этот круг проблем получил название глобальных проблем современности. Глобальные проблемы осознание трагических перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти и экологической катастрофы вынуждают человечество преодолевать узкий горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей и обратится к поискам ценностей общечеловеческих.

К этому побуждает человечество не только стремление к выживанию, инстинкт самосохранения, но и глубинная потребность человека в органической связи с другими, которая стала ныне более осознанной и более настоятельной, что выражается в таком ещё очень мало исследованном явлении как рост планетарного сознания.

На неизмеримо более высоком уровне при сохранении богатства индивидуального самовыражения, человечество как бы обращается к времени, когда в индивиде видели не только представителя рода, племени, общины. Данный круг общечеловеческих ценностей является следствие исторической необходимости, он носит приземленный характер и способствует лишь внешнему объединению людей в борьбе за выживание.

Однако наряду с данным значением термин общечеловеческие ценности имеет более широкий характер. Общечеловеческие ценности рассматриваются как трансцендентные ценности. Трансцендентные ценности понимаются как предельные, исторически не локализуемые. Они в той или иной мере присущи всем народам, но не у всех выражены одинаковым образом. Это зависит от степени метафоричности менталитета народов, его устремленности к чему-то абсолютному, трансцендентному, включающему в себя непрояснимый элемент и требующий особого почтения, пиетета.

Эти ценности обусловлены особенностями культурно-исторического развития той или иной страны, его религиозными традициями, типом цивилизации. Так например, коренящаяся в сознании россиян метафизичность находила своё выражение во вселенском чувстве, мессианской идее, призванной соединить распавшиеся ветви общечеловеческого прогресса. Отсюда и притягательность идеи коммунизма, всколыхнувшей российское сознание, и, по сути дела, перевернувшей всю общественную жизнь России.

Трансцендентные ценности имеют глубокий эзотерический смысл, который, как правило, не улавливается, ибо его постижение предполагает восхождение к самим истокам фундаментальной традиции, сохраняющей своё духовное содержание. Тогда ценности предстают не просто в качестве внешних моральных правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается, в конечном счёте, идея Бога как добра, любви, красоты, истины и всемогущества.

Это масштаб, посредством которого оцениваются дела человечества. Устремлённость человека к некой иной, высшей деятельности есть важная и неистребимая психологическая потребность, дающая импульс активности, развития творчества, без которой невозможны никакие великие свершения. Общечеловеческие ценности - это идеал, символ, образец, регулятивные идеи. И в таком качестве они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании, в мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой, за ними стоит глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и устремления.

Однако, попытка апеллировать к трансцендентным, то есть предельным, абсолютным ценностям, употребляемым часто под видом общечеловеческих приводит порой к неразрешимым проблемам. То же самое относится к такой ценности как свобода. В понимании того, что есть свобода и как возможно её осуществление, сразу же проявляются расхождения. Быть может самые глубокие противоречия между людьми полагал немецкий философ К. Ясперс обусловлены их пониманием свободы.

То, что одному представляется путём к свободе, другой считает прямо противоположным этому. Почти все, к чему стремятся люди, совершается во имя свободы. И далее он продолжает Абсолютная истина, а тем самым и полная свобода никогда не достигается. Истина вместе со свободой находится в пути. Ясперс К. Истоки истории и её цель Ясперс. Смысл и назначение истории. М 1994. С. 166 . Свобода как предмет научного познания не существует. Поэтому свободу нельзя определить твёрдо установленным понятием.

Таким образом, требование определить общечеловеческие ценности в соответствии с установленными в логике нормами сопряжено с большими трудностями. Современная эпоха не только высветила роль общечеловеческих ценностей, но и показала их противоречие и динамику, причём в разных взаимосвязанных планах. Речь идёт о противоречиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и конкретными историческими явлениями и о разнородности в системе этих ценностей.

Понятию общечеловеческих ценностей как регулятивной идее, идеалу, образцу противостоит представление о том, эти ценности как таковые противоречивы по своей природе и не могут быть иными, поскольку одно и тоже - всечеловеческое. Один и тот же масштаб применяется к различным, в том числе взаимоисключающим явлениям. Так, даже самые высокие побуждения добра, блага могут обернуться злом для многих людей и всего общества, когда они равным образом, одинаковой мерой распространяются и на тех, кто способен воспринимать добро и на тех, кто просто глух к нему, а использует призыв к добру в эгоистических целях, для нанесения ущерба конкретным людям и обществу.

И всё же противоречивость общечеловеческих ценностей не привела в истории к отказу от представления их в качестве цельного, непротиворечивого идеала, то есть к признанию их относительного характера, релятивизации. Во многом этого не произошло потому, что релятивизации ценностей всегда сопротивлялись различные религии.

В религиозной интерпретации общечеловеческие ценности осмысливались как ценности, имеющие божественную природу. Это очищало их от внутренних противоречий, хотя в определённой мере акцентировало внимание на существовании противоречий между ними и земной социальной реальностью. Основываясь на подобной трактовке гуманизма представители различных религиозных организаций верующие и неверующие могут вести плодотворный диалог о предназначении человека, нравственных опорах его индивидуальной и общественной жизнедеятельности. 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религиозные организации

С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны - неизбежно раскрываются качественные характеристики… Уже сказанное позволяет понять, что тут речь идёт о важнейшем показателе демократичности и гуманности…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и не верующих

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиозные организации. Типы религиозных организаций
Религиозные организации. Типы религиозных организаций. Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов, то есть с

История формирования представлений о свободе совести
История формирования представлений о свободе совести. В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, закладываются основы демократических общественных отношений. В

Законодательное обеспечение свободы совести в современной России
Законодательное обеспечение свободы совести в современной России. Международные акты по вопросам свободы совести послужили импульсом для изменения государственно-церковных отношений в нашей стране.

Диалог и сотрудничество верующих - основа формирования светского характера Российского государства
Диалог и сотрудничество верующих - основа формирования светского характера Российского государства. Понятие диалог, субъекты и цели диалога по религиозному вопросу Понятие диалог, субъекты и цели д

Примечание
Примечание. Реформация от лат. reformatio -преобразование, общественное движение в Западной и Центральной Европе в 16 веке, направленное против католической церкви. Начало Реформации положил

Используемая литература
Используемая литература. Законодательство о религиозных организациях. М 1997 2. Конституция Российской Федерации М 1997 3. Ковальский Н. А Империализм. Религия. Церковь М 1986 4. Мчедлов М. П Полит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги