Современное конфуцианство Чэнь Юланя

Современное конфуцианство Чэнь Юланя. В последующие два века наблюдается упадок философской мысли в Китае, что связано в первую очередь с маньчжурской оккупацией.

Возрождение конфуцианства начинается в 20 в. и связано главным образом с именем Фэн Юланя. Он развивает его принципы, осовременивая их и обогащая некоторыми достижениями современной философии, благодаря чему учение вступает в новый этап – постконфуцианство. Традиционное для конфуцианства отсутствие разграничения материального и духовного, трактовка “ци” , как телесного и духовного начала одновременно, сближает это течение с позитивизмом, с его тенденцией стать выше материализма и идеализма и изучать действительность в ее данности, без теоретического давления на материальное и идеальное.

Осовременивание конфуцианских взглядов состояло в том, что Фэн Юлань признал двойственность человеческой природы: логическую и биологическую. Логическую природу он считает истинной; благодаря ей человек родствен Небу и Земле (по аналогии с природой-принципом Чжу Си) . Биологическая природа не является собственно человеческой, она выступает как естественные задатки (осовремененная трактовка “ци” ) . Переосмысление природы человека понадобилось Фэн Юланю, чтобы указать человеку “путь к внутренней святости и внешней царственности” , к “высшей просветленности и непоколебимому спокойствию” . Достижение этой цели состоит в слиянии с мировой гармонией, для чего необходимо поэтапное самосовершенствование с учетом особенностей человеческой природы.

Если в обычном состоянии человек ограничен естественными потребностями, биологическими по происхождению, то самосовершенствование означает освоение способностей через практическую деятельность.

Дальше путь лежит к осознанию внутреннего единства человека, его природы с гармонией мироздания. И наконец, последний этап – слияние человека с этой гармонией, т.е. возвращение к единству с природой. Чань-буддизм Чань – вторая по популярности после школы “чистой земли” (амидаизма) школа китайского буддизма махаяны, сформировавшаяся в Китае на рубеже 5-6 в. н.э. Китайское название “чань” происходит от сокращенного варианта китайской транскрипции санскритского слова дхьяна (кит. Чан-на) – медитация.

Чань заимствовала из традиционной буддийской йоги методы пассивной медитации, а из даосизма – методы активной динамической медитации. Ежедневная медитация, продолжающаяся несколько часов основа религиозной практики чань. Основоположники чань, развивая тезис махаяны о тождестве сансары и нирваны, отказывались противопоставлять медитативное состояние прочим формам человеческой деятельности. “Обыкновенное сознание – это и есть истина” гласит один из главных постулатов чань. По преданию, Двадцать восьмой буддийский патриарх Бодхидхарма переселившийся из Индии в Китай, основал новую школу буддизма и стал ее первым патриархом, обосновавшись в монастыре Шаолиньсы.

Наряду с идеей “передачи истины от сердца к сердцу” другой отличительной особенностью чаньской традиции стало учение о “внезапном просветлении” (дунь у) . Расцвет школы чань связывается с именем Шестого чаньского патриарха Хуэйнэна (637-713 гг.) , основателя так называемой южной ветви чань, при котором чань стала одним из ведущих философских учений Китая. В 9 в. в Китае начались гонения на буддизм.

С тех пор школа чань утратила свое значение в качестве философского течения, но сохранилась как совокупность эстетических требований. Различают четыре основных принципа чань: “Не твори письменных поучений” , “Передавай традицию вне наставлений” , “Прямо указывай на человеческое сердце” , “Прозревай природу и становись Буддой” . В отличие от прочих школ буддизма в монастырях чань большое значение придавалось совместному физическому труду.

Чань оказал глубокое влияние на литературу и искусство позднесредневекового Китая. Основные принципы теории и практики Чань: Недоверие к слову и тексту как форме передачи высшей истины Недоверие к дискуссионно-логическому мышлению как способу постижения высшей истины Возможность достичь просветления и освобождения без длительного восхождения по пути самосовершенствования Спонтанное постижение высшей истины путем интуитивного озарения Возможность достижения совершенства в процессе жизнедеятельности Преодоление привязанности к духовным авторитетам и догмам Отказ от подражания и обретение внутренней свободы Снятие всех противоположностей типа "время-вечность", "субъект-объект", "жизнь-смерть", "истина-ложь", "добро-зло" Философские принципы чань вместе с их эстетическими выводами были подхвачены в Японии, где с 11 в. чань развивалась на местной основе, в результате чего была создана школа дзэн – японская разновидность чань. Учение о человеке в Чань-буддизме §1. Человек Хуэйнэна 1.