Христианское учение о бессмертии души

Христианское учение о бессмертии души. Христианство во многом разделяет положение платонизма, соглашаясь с идеей бессмертия души в признании её бестелесности, духовности истины.

Благовестие христианства, как религии спасения не могло не признавать бессмертие души. Без признания души христианство не может существовать.

Однако в отличие от античного представления о душе, как отдельной субстанции независимой от тела, христианство говорит о гармоничном взаимоотношении души и тела. Сам Господь Иисус Христос в Своем Воплощении вселился в тело человека, таким образом, освятив тело и душу. Христианское учение о душе поэтому тесным образом связанно с идеей спасения человека, то есть сотериологией.

У Платона же душа ассоциируется с добрым началом, подлежащим спасению, а тело лишь как гробница души. Многие свв. отцы разграничивали в человеке два элемента душу и тело (дихотомический) подход, такое разграничение очень близко к платоновской антропологии. Однако при кажущемся сходстве с платонизмом " в христианском откровении этическое противопоставление между душой и телом отсутствует : человек сотворён как единство души и тела, и оба они, будучи творением Божиим, «хороши», потому что подчинены Духу Божию" [7c.36] Другие свв. отцы подходили к человеку с позиции трихотомической, выделяя в человеке дух, душу и тело. Платоновский подход к душе унаследовали и первые еретики, например: гностики. Они считали тело совершенно чуждым элементом по отношению к душе. Тело они представляли как начало всего зла, поэтому его следует всегда подавлять ― отсюда крайний аскетизм.

Между тем, так как, тело не влияет на душу, то для "совершенных" гностиков возможна нравственная распущенность.

Против такого крайне отрицательного понимания соотношения души и тела и вели полемику свв. отцы II в. Так свт. Ириней Лионский писал : "…Совершенный человек ….состоит из трёх ― плоти, души и духа ; из коих один, то есть дух, спасает и образует; другая то есть плоть, соединяется и образует, а средняя между этими двумя, то есть душа, иногда когда следует духу, возвышается им, иногда же, угождая плоти, низпадает в земные похотения" 1 Свв. отцы в качестве защиты учения о бессмертии души выставляли следующий аргумент.

Душа бессмертна в силу своей природы.

Сущность души проста, она не делима, а следовательно бессмертна. По учению свв. отцов душа имеет трехчастное строение. Так в III в. свт. Климент Александрийский писал, " что душа человеческая трехчастна, душа треродна : это в ней сила умственная, (называемая словесно-разумная)…потом раздражительная….и в-третьих, вожделевательная". [8 c.13] Эти три силы свв. отцы признают главными в душе. По мнению некоторых свв. отцов такое троякое деление души является символом Пресв. Троицы.

В своем трехчастном делении души свв. отцы использовали опыт античных философов. Многие свв. отцы ассоциировали образ Прсв. Троицы с учением философа Плотина о трёх ипостасях Душе, Уме и Едином. Следует отметить, что свв. отцы заимствовали у платоников и неоплатоников лишь только образ философствования. Особенно часто к философам обращались свв. отцы с целью защитить учение о бессмертиии и бестелесности души.