рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Распространение и влияние богомильской ереси

Работа сделанна в 2006 году

Распространение и влияние богомильской ереси - Реферат, раздел Религия, - 2006 год - Движение богомилов Распространение И Влияние Богомильской Ереси. Богомильство Собственно Распрос...

Распространение и влияние богомильской ереси. Богомильство собственно распространялось не только собственно по территории Болгарии, но и на соседние государства и было известно под различными названиями.

В некоторых славянских и греческих рукописях оно известно как : манихейство, мессалианство, евтихианство. Часто их называли бабунами по названию горного хребта и одноименной речке Бабунам. Они распространялись в Боснии под именем патарен ( от Патрия – предместье в Милане). В нач. XIII в. вся Южная Европа от Пиренеев и Океана до Босфора и Олимпа была заселена целым рядов богомильских поселений.

Как отмечается в энциклопедии Ефрона «Учение с Балканского полуострова перешло на Запад, вероятно, через византийскую Южную Италию. На Западе они назывались не богомилами и бабунами, а патаренами – в Италии, катарами – в Германии, альбигойцами – в Южной Франции, а также текстарантами» [1с.212] Важное значение для нас являет то, что богомилы оказали непосредственное влияние и Киевско- Русское княжество. По-видимому, с сер. XI в. на Руси получает широкое распространение апокрифическая литература разного рода. Значительная её часть, заимствованная из Болгарии, несла в себе явные признаки богомильского влияния.

К произведениям такого рода можно отнести: «Тивериадское море», «Вопросы Иоанна Богослова», многочисленные предания об Адаме и ряд др. произведений. Со второй пол. XI в. появляется апологетическая книга, направленная против еретиков-богомилов «Беседы» Козьмы пресвитера. Кроме апокрифической литературы о попытках проникновения на Русь еретического течения свидетельствуют некоторые летописи. «Это, например, известие Никоновской летописи за 1004 г о заточении митрополитом Леонтием некоего монаха Андрияна за то, что он укорял церковные законы, епископов, пресвитеров.

Кроме того в летописи говориться, что он имел болгарское происхождение и был скопцом. В Болгарии видимо он воспринял ересь богомильства». [2 c.8] Та же летопись под 1123 г. упоминает о "злом еретике Дмитре", который тоже попал в темницу при митрополите Никите.

Летописное известие не дает возможности охарактеризовать ересь Дмитра, но богомильский след и здесь вполне вероятен. Вполне возможно, что отдельные элементы богомильского учения имели место в среде духовенства и монашества, однако широкое распространение на Руси они не получили, иначе бы у нас возникли собственные апологетические произведения, направленные против еретиков. Рассмотрев пути распространения и влияния ереси следует обратить внимание на её вероучительную основу, это имеет важное значение, так как последующие секты, как на Западе (катары, альбигойцы) , так и на Руси (стригольники, жидовствующие) заимствовали многие черты от богомилов. 3 Учение богомилов. Учение богомилов во многих своих чертах сходно с учением древних гностиков и манихеев.

Основной книгой на которую ориентировались еретики, считается «Тайная книга», которая чуть позже стала священной книгой катаров. Ещё одним источником для изучения вероучения богомилов можно считать «Синодик болгарской Церкви о Соборе 1211 г. против богомилов» в нем перечислены воззрения богомилов, за которые они предаются анафеме.

В соответствии с этими анафематизмами очень удобно разбирать составляющую их вероучения. 1) Дуализм «тем кто называет сатану Творцом всех видимых вещей, хозяином дождя и града, и всего происходящего на земле да будет анафема!» [3 c/ ] Итак, в своей теологии богомилы ориентируются на древне гностические учения, как и гностики они выделяют два начала, двух богов.

Один бог-творец добрый, а другой злой. История сотворения мира и картина мироздания у богомилов очень схожа с гностической, соответственно двум богам, происходит два мира, один духовный, а другой материальный. Верховный добрый Бог творит ангельский духовный мир. Во главе этого мира Он ставит своего старшего сына – Сатаниила. Однако Сатаниил не хочет подчиняться Отцу он увлекает часть ангелов и восстает против Отца. За это он был низвержен добрыми ангелами на землю, которая была не обустроена и покрыта водой. Сатаниил, обладая божественной властью, начинает обустраивать материальный мир. Он творит все видимые вещи, венцом же его творения становиться человек, правда, чтобы вдохнуть ему жизнь он обращается к Богу Отцу за помощью, обещая отдать власть над человеком Ему. Однако он свое обещание не сдерживает и захватывает всю власть над человеком.

Таким образом, он властвовал над человеком до пришествия Христа. 2) Отрицание Ветхого Завета. У богомилов, как и у древних гностиков манихеев, павликиан ветхозаветный Бог – это существо злое, а время до Христа – это служение злому началу, поэтому весь Ветхий Завет они отрицали. 3) Докетизм « … тем кто проповедует, что Христос родился от Приснодевы Марии лишь для вида и для вида был распят и воспринятую плоть вознес и там оставил, да будет- анафема !» В своей Христологии богомилы восприняли учение докетистов. Отец спустя 5500 лет после сотворения мира из сердца своего отрыгнул Божественное Слово, другого Сына Господа Иисуса Христа, который был ещё начальником добрых ангелов, поэтому его имя ещё архангел Михаил.

Слово сошло с небес, вошло в правое ухо Девы, и также вышло и явилось в виде человека, но без человеческого тела. Поэтому все дела Христовы были призрачны.

Слово перехитрило, наконец, Сатаниила, связало его, лишило его божественного достоинства. Теперь он не Сатаниил (ил – божественное достоинство), а просто сатана, который был заключен в тартар на цепи. 4) Отрицание Новозаветной Церкви. «Тем кто отрицает и хулит причастие, как и все таинства – анафема Тем кто отвергает поклонение честному и животворящему Кресту и святым иконам – анафема!» Отрицая и порицая все ветхозаветное богомилы не признавали и церкви Н.З ; по их мнению, ей руководит сатана Поэтому они отвергали все церковное учение, таинства, иерархию и сильно порицали всю церковную обрядность: иконопочитание для них было идолопоклонством, крест как орудие казни, по их мнению, нужно презирать и ненавидеть, а не чествовать, о мощах святых они говорили, что при них сидят демоны и творят ложные чудеса для соблазна людей.

Сами богомилы не имели храмов и особых мест для богослужения. Считая литургию и всякое богослужение многословием, они признавали только одну Молитву Господню.

Однако вполне возможно, что кроме нее они имели свои молитвы. Молились: одни 4 раза днем и 4 раза ночью, другие 7 раз днем и 5 раз ночью; иные по 10—15 раз. Праздников православной церкви не признавали, но посты соблюдали и постились в понедельник, среду и пятницу.

Их собственная иерархия пошла от Василия Богомила и состояла из учителей и апостолов; в каждой общине были учитель и при нем 12 апостолов. При этом они всех своих верующих называли священниками и диаконами; у них исповедовались не только мужчины, но и женщины. Все выше перечисленное является лишь только примерной схемой их вероучения, так как общины богомилов жили разрозненной замкнутой жизнью, а вследствие этого могли иметь ряд разногласий по отдельным вопросам. 4

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Движение богомилов

Уже будучи в старческом возрасте Василий был схвачен и посажен в тюрьму. Император не желая подвергать его пыткам решил хитростью изобличить его… Когда еретик закончил свои откровения, император отворил дверь, стражи схватили Василия, а секретарь вслух перед…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Распространение и влияние богомильской ереси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Полемика с богомилами
Полемика с богомилами. В полемике с богомилами участвовало несколько православных авторов, от них сохранился ряд полемических произведений. Первое принадлежит Кузьме — болгарскому пресвитеру

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги