Полемика с богомилами

Полемика с богомилами. В полемике с богомилами участвовало несколько православных авторов, от них сохранился ряд полемических произведений.

Первое принадлежит Кузьме — болгарскому пресвитеру Х в. Второе греческому писателю Евфимию Зигабену. Из их сочинений явствует, что богомилы делились на несколько партий. Одни из них держались абсолютного дуализма (добро из зло существует от вечности), другие признавали злое начало отпавшим от доброго Творца, держались «смягченного» дуализма. Книга Кузьмы пресвитера состоит из двух больших частей.

В первой части пастырь ведет полемику с еретиками, а во второй части обращается к духовенству, монашествующим и мирянам с увещеванием держаться подальше от еретиков. Вот как он пишет : «Никто из вас да не будет им другом Ибо много соблазна и много неправды утвердится на земле, если в лености живущим не уклониться от них Познавайте их от плода их, т. е. по лицемерию их, высокомерию их, по порицаниям их, и, познав, избегайте их, чтобы не быть осужденными с ними. Ибо, если кто будет врагом земного царя, то он недостоин жизни, но умирает с врагами его Но что говорят еретики: "Мы больше вас бога молим, бодрствуем и молимся, а не живем в лености, как вы" Мы же им отвечаем: "Что вы хвалитесь, высокоумные еретики " И как, стреляя в мрамор, не только не прострелите его, но и отскочившая стрела ударит сзади стоящего, так и уча еретика, не только не научить его, но и кого-либо из неразумных развратить » [4 c/.119] Важное значение это произведение ещё имеет потому, что Кузьма был первый славянин, который вел свою литературную полемику не опираясь на готовые византийские образцы.

Его произведение объединяет в себе как апологетико-полемическую, так и гомелитическую традицию. Во второй части его произведения ощущается влияние оказанное на него нравоучительными словами свт. Иоанна Златоуста.

Как приводилось выше со втор. половины XI в. его Беседы появились и на Руси. Другой полемист Евфимий Зигабен (ум.ок.1118 г.) –монах одного из константинопольских монастырей.

Имп. Алексей Комнин заботясь об обращении появившихся еретиков попросил богословов собрать все опровержения, написанные свв. отцами. « Из собранного материала поручено было им Зигабену сочинение» [5 c.300] Евфимий Зигабен написал полемический труд, состоящий из 24 глав, практически все главы были компиляциями из других трудов. Глава же посвященная ереси богомильства была самостоятельной и содержала сведения о лжеучении еретиков. 5