История возникновения Буддизма

История возникновения Буддизма. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры, где в то время шел процесс формирова¬ния рабовладельческих государств, в VI в. до н. э явившись, таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией (он "старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий). В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в разных странах Азии, но на территории Индостана утратил свои пози¬ции и фактически исчез.

Тем не менее, ранние стадии его истории связаны с этим субконтинентом, и освещать их следует на этническом и социально-историческом фоне Индостана VI в. до н.э. VII—V вв. до н.э. были периодом сильного религиоз¬ного брожения в Индии. На это время приходится воз¬никновение и оформление джайнизма и буддизма, а также многочисленных сект и религиозных движений как внутри указанных двух новых для того времени религий, так и вне их. Насчитывается до 17 толков, возникших в буддизме в течение второго столетия после смерти Будды, и, помимо того, еще шесть враждебных сект, основанных «лжеучителями» — современниками Будды. Одно это свидетельствует об интенсивности религиозной жизни и тех исканий, которые происходили в этой области в указанный период.

Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э в Вайшави в 367 г до н.э в Паталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и Махаяну.

Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родоплеменных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, окормляющем граждан духовно и кормящемся от них материально.

Таким образом, жизнь на обочине общества, на границе между цивилизацией и природой в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.