рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Источники по истории раннего Буддизма и основные этапы развития

Источники по истории раннего Буддизма и основные этапы развития - раздел Религия, История Мировых Религий Источники По Истории Раннего Буддизма И Основные Этапы Развития. Возникновени...

Источники по истории раннего Буддизма и основные этапы развития. Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений, вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма — Типитаки; это слово обозначает на языке пали «три сосуда» (точнее — корзины). Типитака была кодифицирована около Шв.; можно считать относящимися к ней и джатаки - сказания о подвигах и поучениях Будды в его прежних воплощениях.

В качестве источника по древнему буд¬дизму следует отметить эпические поэмы Ашвагхоши, относящиеся ко II в. Большое значение имеет эпигра¬фический и изобразительный материал, содержащийся на стелах и других сооружениях царя Ашоки. В целом, однако, вопрос об источниках по древнему буддизму весьма сложен.

Если даже письменность в Индии и существовала в период возникновения буддизма, то священные книги последнего были все же зафиксированы и кодифици¬рованы не раньше чем через полтысячелетия после данного события, т.е. в начале нашей эры. До этого все предания, легенды и поучения, связанные с новой религией, существовали в устной традиции — пропове¬довались, передавались и заучивались изустно.

Неда¬ром первое наименование приверженцев буддизма было «шраваки», что значит «слушатели». Сутты, как пра¬вило, начинаются формулой: «Так я слышал». В общем ни палийский канон, ни другие священные книги буд¬дизма не дают представления о первоначальной стадии развития этой религии. Обратимся к археологии и эпиграфике. Самые ран¬ние материалы этого рода — надписи Ашоки и Бхархутская ступа. Первые датируются серединой III в. до н.э датировка последней довольно неопределенна, но при всех вариантах, видимо, остается в рамках II в. до н.э. Обе даты отстают от времени возникнове¬ния буддизма на два - три столетия, но приходится исходить из того, что более ранних источников в распо¬ряжении науки нет. Характер буддийского культа, современного Ашоке, в надписях по существу не отразился.

Из отдельных штрихов, содержащихся в них, можно понять, что на этом этапе культ буддизма еще не внес ничего нового в брахманистские культы, основанные на ведах. Тем не менее есть основание полагать, что такой важный элемент брахманистского культа, как приношение в жертву животных, встречал со стороны буддизма весьма сдержанное отношение, с течением времени пре¬вратившееся в отрицание.

Уже на ранней ступени раз¬вития буддизма такие жертвоприношения стали усту¬пать место обильным курениям, подношению цветов; и, видимо, с самого начала словесный молитвенный элемент культа занял в буддизме значительно большее место, чем в ведической религии и в брахманизме.

Сангха (община) во времена Ашоки приобрела оформленный вид. Сеть монастырей покрыла всю Ин¬дию. И если вначале примкнуть к буддизму означало уйти из мира, полностью предавшись жизни отшель¬ника - монаха, живущего подаянием, то уже сам Ашока явил пример вступления в сангху с сохранением преж¬него мирского образа жизни. Следующую ступень в развитии вероучения и культа буддийской религии отражает Бхархутская ступа. По времени она отстоит от надписей Ашоки на 100— 150 лет; путь, пройденный за это время буддийской ре¬лигией, достаточно значителен. В изображениях и надписях Бхархутской ступы на¬глядно и убедительно выражены представления, свя¬занные с верой в сверхъестественный мир и населяющих его богов и демонов.

Колонны, обрамляющие вход во внутренний двор святилища, украшены изображениями сверхъестественных существ мужского и женского пола, надписи под которыми именуют их словом «якхо». Это слово, звучащее на санскрите как «якша», многозначно, будучи наименованием вообще богов или демонов в одних случаях и специально злых богов — в других.

В Бхархутской ступе они выступают в роли хранителей и стражей святыни, причем многие из них изображены молящимися. Каждый из якхо имеет собственное имя. Двое из этих существ, Купиро и Вирудако, ассоции¬руются с известными по древней индийской мифологии Куверой и Вирупакшей — богами-хранителями север¬ной и южной сторон Вселенной. Они довольно широко представлены в буддийской мифологической космологии вместе с хранителями двух других сторон света.

Изобра¬жены они в человекоподобном виде. Мифологическое содержание текстов и изображений Бхархутской ступы свидетельствует о том, что на самой ранней, доступной исследованию ступени развития буд¬дизм имел богатый пантеон и пандемониум, в основном соответствующий представлениям и верованиям, кано¬низированным впоследствии в Типитаке. В материалах Бхархутской ступы отразился и про¬цесс формирования буддийского культа. Сама ступа была окружена алтарями, у которых происходило бого¬служение.

На некоторых изображениях показано и по¬следнее. Оно состояло из славословий божествам, и прежде всего Будде, в пении гимнов, многократном об¬хождении вокруг святилища, коленопреклонениях, воз¬ложении цветов, сжигании специй для благовонного курения. Основные элементы буддийского культового ритуала были к этому времени уже сформированы. До I века н.э. никаких священных книг буддизма не существовало. Тексты преданий, сюжеты мифов, поуче¬ния, проповеди, гимны заучивались изустно и в практике деятельности монахов и других деятелей сангхи по¬стоянно повторялись, чем поддерживалась устная тра¬диция.

С возникновением письменности на языке пали эти многочисленные, если не сказать бесчисленные, тексты стали записываться, причем это происходило первое время на о-ве Цейлон, потом перешло в другие страны Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии. Первоначальный свод цейлонского текста в рукописях не сохранился. Но в прошлом веке буддийскими учены¬ми и историками была осуществлена операция, запечат¬левшая его и сделавшая таким образом достоянием буддийского религиозного обихода, с одной стороны, и научного религиоведения — с другой.

На V Буддийском соборе в 1871 г проходившем в Бирме (г. Мандалай), была начата работа по соби¬ранию и сверке сохранившихся в разных странах Востока рукописей и печатных текстов, относящихся к малийскому канону. Собранный материал был сум¬мирован в 729 текстах, и каждый из этих текстов был вырезан на мраморной плите.

Так образовался целый городок (Кутодо) буддийского Священного писания, носящего палийское название Типитака. Как уже го¬ворилось, в переводе это слово означает «три корзины» или «три сосуда», что отражает то обстоятельство, что все тексты разделены на три части — питаки: Винаяпитака, Суттапитака и Абхидхармапитака. Каждая из питак в свою очередь делится на ряд отдельных трак¬татов и произведений разных жанров, именуемых никаями. Винаяпитака посвящена преимущественно прави¬лам поведения монахов и порядкам в монашеских общи¬нах. Древнейшей и важнейшей ее частью является Пратимокша, своего рода уголовный кодекс для монахов, совершающих те или иные проступки или преступления, с указанием тех наказаний, которым должен подвер¬гаться провинившийся.

Другие книги Винаяны пред¬ставляют собой в значительной мере комментарии к Пратимокше. Центральную и наибольшую часть Типитаки состав¬ляет Сутта-Нипата. Она содержит огромное количество повествований об отдельных эпизодах жизни Будды и его изречений по различным поводам.

Некоторые части Сутта - Нипаты, в частности некая, именуемая Дхармпа - дой, выражены в стихотворной форме; такова же форма содержащихся в Типитаке песнопений, рассчитанных на публичное исполнение монахами обоего пола. Книга джатак содержит сотни рассказов о прежних воплощениях Будды. В третьей «корзине» — Абхидхармапитаке — за¬ключаются главным образом проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы. В сравнении с предшествующими ей питаками она имеет, вероятно, более позднее происхождение.

Некоторыми буддий¬скими богословами ее каноническое значение ставится под сомнение. Каковы грандиозные размеры всего этого памятника буддийской религиозной словесности, можно наглядно представить себе по нижеследующему факту. В 1893 — 1894 гг. в Бангкоке было предпринято по приказу сиам¬ского короля книжное издание Типитаки. Оно составило 39 томов большого формата, из которых на долю Винаи пришлось 8 томов, Сутты — 20, Абхидхармы — 11. От¬метим, что помимо этого гигантского нагромождения «священной» литературы существует еще 19 томов палийских же древних комментариев к Типитаке, заслу¬живающих, с точки зрения буддийских богословов, почти такого же почитания, как и основные тексты Ти¬питаки. Надо, однако, иметь в виду, что далеко не все эти тексты являются оригинальными, ибо очень многие из них представляют собой повторение того, что сказано в других.

Как ни велик объем Типитаки и связанной с ней палийской комментаторской литературы, он меркнет по сравнению с появившимся через несколько столетий памятником тибето-монгольской литературы, состоя¬щим из двух основных частей: Ганджур и Данджур.

В первую входит 108 томов, во вторую — 225 По содер¬жанию это, с одной стороны, переводы Типитаки с пали и санскрита, с другой стороны, оригинальные тексты, связанные с тантристским ответвлением буддизма и ла¬маизма. При всем многообразии различных толкований тех требований, которые стал предъявлять к своим адептам сформировавшийся буддизм, можно свести их к необ¬ходимости признания Будды, дхармы и сангхи.

Коротко это выражено в трехчленной формуле — триратне. Если содержание первого и третьего из этих пунктов доста¬точно ясно, то в отношении второго из них этого нельзя сказать. Понятие дхармы было известно еще в ведической религии и в брахманизме, где оно толковалось в самых различных смыслах: закон, поддержка, религия, по¬рядок, благодетельное следствие жертвоприношения и т.д. В буддизме понятие дхармы получило тоже довольно многообразный смысл.

Одно из толкований этого понятия связано с пред¬ставлением о том, что бытие представляет собой беско¬нечную сумму мельчайших элементов - единиц и дхарма есть не что иное, как обозначение каждой из них; ана¬логию такой трактовки можно усмотреть в Демокритовом понимании атома с той поправкой, что здесь и пустота представляет собой совокупность дхарм. Ви¬димо, однако, в трехчленной формуле «Будда — дхарма — сангха» понятие дхармы надо рассматривать в ином смысле — как обозначение учения или мудрости.

В этой трактовке под дхармой следует понимать само веро¬учение буддизма, признание которого является условием принадлежности к данному религиозному направлению.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История Мировых Религий

Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных кон¬тактов между различными странами и… Каждая из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической среде, в… Когда Будда 2500 лет назад проявил просветление и этим показал, что возможно освободиться от неведения, он дал своим…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Источники по истории раннего Буддизма и основные этапы развития

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История возникновения Буддизма
История возникновения Буддизма. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры, где в то время шел процесс формирова¬ния рабовладельческих государств, в VI в. до н. э я

Сиддхартха Гаутама Будда
Сиддхартха Гаутама Будда. Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью индийского царевича Сиддхартхи Гаутамы, получившего впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного

Основные концепции Буддизма
Основные концепции Буддизма. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религио

Основные направления в Буддизме
Основные направления в Буддизме. Многочисленные конфессиональные формы современного буддизма можно подразделить на три основных направления, отличающиеся сводами канонической литературы, культовыми

История распространения Буддизма
История распространения Буддизма. Уже первые документальные сведения о буддизме, которыми стали выбитые в камне указы императора Ашоки (268-231 до н. э.), объединившего северо-восточную, северную и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги