Источники по истории раннего Буддизма и основные этапы развития

Источники по истории раннего Буддизма и основные этапы развития. Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений, вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма — Типитаки; это слово обозначает на языке пали «три сосуда» (точнее — корзины). Типитака была кодифицирована около Шв.; можно считать относящимися к ней и джатаки - сказания о подвигах и поучениях Будды в его прежних воплощениях.

В качестве источника по древнему буд¬дизму следует отметить эпические поэмы Ашвагхоши, относящиеся ко II в. Большое значение имеет эпигра¬фический и изобразительный материал, содержащийся на стелах и других сооружениях царя Ашоки. В целом, однако, вопрос об источниках по древнему буддизму весьма сложен.

Если даже письменность в Индии и существовала в период возникновения буддизма, то священные книги последнего были все же зафиксированы и кодифици¬рованы не раньше чем через полтысячелетия после данного события, т.е. в начале нашей эры. До этого все предания, легенды и поучения, связанные с новой религией, существовали в устной традиции — пропове¬довались, передавались и заучивались изустно.

Неда¬ром первое наименование приверженцев буддизма было «шраваки», что значит «слушатели». Сутты, как пра¬вило, начинаются формулой: «Так я слышал». В общем ни палийский канон, ни другие священные книги буд¬дизма не дают представления о первоначальной стадии развития этой религии. Обратимся к археологии и эпиграфике. Самые ран¬ние материалы этого рода — надписи Ашоки и Бхархутская ступа. Первые датируются серединой III в. до н.э датировка последней довольно неопределенна, но при всех вариантах, видимо, остается в рамках II в. до н.э. Обе даты отстают от времени возникнове¬ния буддизма на два - три столетия, но приходится исходить из того, что более ранних источников в распо¬ряжении науки нет. Характер буддийского культа, современного Ашоке, в надписях по существу не отразился.

Из отдельных штрихов, содержащихся в них, можно понять, что на этом этапе культ буддизма еще не внес ничего нового в брахманистские культы, основанные на ведах. Тем не менее есть основание полагать, что такой важный элемент брахманистского культа, как приношение в жертву животных, встречал со стороны буддизма весьма сдержанное отношение, с течением времени пре¬вратившееся в отрицание.

Уже на ранней ступени раз¬вития буддизма такие жертвоприношения стали усту¬пать место обильным курениям, подношению цветов; и, видимо, с самого начала словесный молитвенный элемент культа занял в буддизме значительно большее место, чем в ведической религии и в брахманизме.

Сангха (община) во времена Ашоки приобрела оформленный вид. Сеть монастырей покрыла всю Ин¬дию. И если вначале примкнуть к буддизму означало уйти из мира, полностью предавшись жизни отшель¬ника - монаха, живущего подаянием, то уже сам Ашока явил пример вступления в сангху с сохранением преж¬него мирского образа жизни. Следующую ступень в развитии вероучения и культа буддийской религии отражает Бхархутская ступа. По времени она отстоит от надписей Ашоки на 100— 150 лет; путь, пройденный за это время буддийской ре¬лигией, достаточно значителен. В изображениях и надписях Бхархутской ступы на¬глядно и убедительно выражены представления, свя¬занные с верой в сверхъестественный мир и населяющих его богов и демонов.

Колонны, обрамляющие вход во внутренний двор святилища, украшены изображениями сверхъестественных существ мужского и женского пола, надписи под которыми именуют их словом «якхо». Это слово, звучащее на санскрите как «якша», многозначно, будучи наименованием вообще богов или демонов в одних случаях и специально злых богов — в других.

В Бхархутской ступе они выступают в роли хранителей и стражей святыни, причем многие из них изображены молящимися. Каждый из якхо имеет собственное имя. Двое из этих существ, Купиро и Вирудако, ассоции¬руются с известными по древней индийской мифологии Куверой и Вирупакшей — богами-хранителями север¬ной и южной сторон Вселенной. Они довольно широко представлены в буддийской мифологической космологии вместе с хранителями двух других сторон света.

Изобра¬жены они в человекоподобном виде. Мифологическое содержание текстов и изображений Бхархутской ступы свидетельствует о том, что на самой ранней, доступной исследованию ступени развития буд¬дизм имел богатый пантеон и пандемониум, в основном соответствующий представлениям и верованиям, кано¬низированным впоследствии в Типитаке. В материалах Бхархутской ступы отразился и про¬цесс формирования буддийского культа. Сама ступа была окружена алтарями, у которых происходило бого¬служение.

На некоторых изображениях показано и по¬следнее. Оно состояло из славословий божествам, и прежде всего Будде, в пении гимнов, многократном об¬хождении вокруг святилища, коленопреклонениях, воз¬ложении цветов, сжигании специй для благовонного курения. Основные элементы буддийского культового ритуала были к этому времени уже сформированы. До I века н.э. никаких священных книг буддизма не существовало. Тексты преданий, сюжеты мифов, поуче¬ния, проповеди, гимны заучивались изустно и в практике деятельности монахов и других деятелей сангхи по¬стоянно повторялись, чем поддерживалась устная тра¬диция.

С возникновением письменности на языке пали эти многочисленные, если не сказать бесчисленные, тексты стали записываться, причем это происходило первое время на о-ве Цейлон, потом перешло в другие страны Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии. Первоначальный свод цейлонского текста в рукописях не сохранился. Но в прошлом веке буддийскими учены¬ми и историками была осуществлена операция, запечат¬левшая его и сделавшая таким образом достоянием буддийского религиозного обихода, с одной стороны, и научного религиоведения — с другой.

На V Буддийском соборе в 1871 г проходившем в Бирме (г. Мандалай), была начата работа по соби¬ранию и сверке сохранившихся в разных странах Востока рукописей и печатных текстов, относящихся к малийскому канону. Собранный материал был сум¬мирован в 729 текстах, и каждый из этих текстов был вырезан на мраморной плите.

Так образовался целый городок (Кутодо) буддийского Священного писания, носящего палийское название Типитака. Как уже го¬ворилось, в переводе это слово означает «три корзины» или «три сосуда», что отражает то обстоятельство, что все тексты разделены на три части — питаки: Винаяпитака, Суттапитака и Абхидхармапитака. Каждая из питак в свою очередь делится на ряд отдельных трак¬татов и произведений разных жанров, именуемых никаями. Винаяпитака посвящена преимущественно прави¬лам поведения монахов и порядкам в монашеских общи¬нах. Древнейшей и важнейшей ее частью является Пратимокша, своего рода уголовный кодекс для монахов, совершающих те или иные проступки или преступления, с указанием тех наказаний, которым должен подвер¬гаться провинившийся.

Другие книги Винаяны пред¬ставляют собой в значительной мере комментарии к Пратимокше. Центральную и наибольшую часть Типитаки состав¬ляет Сутта-Нипата. Она содержит огромное количество повествований об отдельных эпизодах жизни Будды и его изречений по различным поводам.

Некоторые части Сутта - Нипаты, в частности некая, именуемая Дхармпа - дой, выражены в стихотворной форме; такова же форма содержащихся в Типитаке песнопений, рассчитанных на публичное исполнение монахами обоего пола. Книга джатак содержит сотни рассказов о прежних воплощениях Будды. В третьей «корзине» — Абхидхармапитаке — за¬ключаются главным образом проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы. В сравнении с предшествующими ей питаками она имеет, вероятно, более позднее происхождение.

Некоторыми буддий¬скими богословами ее каноническое значение ставится под сомнение. Каковы грандиозные размеры всего этого памятника буддийской религиозной словесности, можно наглядно представить себе по нижеследующему факту. В 1893 — 1894 гг. в Бангкоке было предпринято по приказу сиам¬ского короля книжное издание Типитаки. Оно составило 39 томов большого формата, из которых на долю Винаи пришлось 8 томов, Сутты — 20, Абхидхармы — 11. От¬метим, что помимо этого гигантского нагромождения «священной» литературы существует еще 19 томов палийских же древних комментариев к Типитаке, заслу¬живающих, с точки зрения буддийских богословов, почти такого же почитания, как и основные тексты Ти¬питаки. Надо, однако, иметь в виду, что далеко не все эти тексты являются оригинальными, ибо очень многие из них представляют собой повторение того, что сказано в других.

Как ни велик объем Типитаки и связанной с ней палийской комментаторской литературы, он меркнет по сравнению с появившимся через несколько столетий памятником тибето-монгольской литературы, состоя¬щим из двух основных частей: Ганджур и Данджур.

В первую входит 108 томов, во вторую — 225 По содер¬жанию это, с одной стороны, переводы Типитаки с пали и санскрита, с другой стороны, оригинальные тексты, связанные с тантристским ответвлением буддизма и ла¬маизма. При всем многообразии различных толкований тех требований, которые стал предъявлять к своим адептам сформировавшийся буддизм, можно свести их к необ¬ходимости признания Будды, дхармы и сангхи.

Коротко это выражено в трехчленной формуле — триратне. Если содержание первого и третьего из этих пунктов доста¬точно ясно, то в отношении второго из них этого нельзя сказать. Понятие дхармы было известно еще в ведической религии и в брахманизме, где оно толковалось в самых различных смыслах: закон, поддержка, религия, по¬рядок, благодетельное следствие жертвоприношения и т.д. В буддизме понятие дхармы получило тоже довольно многообразный смысл.

Одно из толкований этого понятия связано с пред¬ставлением о том, что бытие представляет собой беско¬нечную сумму мельчайших элементов - единиц и дхарма есть не что иное, как обозначение каждой из них; ана¬логию такой трактовки можно усмотреть в Демокритовом понимании атома с той поправкой, что здесь и пустота представляет собой совокупность дхарм. Ви¬димо, однако, в трехчленной формуле «Будда — дхарма — сангха» понятие дхармы надо рассматривать в ином смысле — как обозначение учения или мудрости.

В этой трактовке под дхармой следует понимать само веро¬учение буддизма, признание которого является условием принадлежности к данному религиозному направлению.