Принципы вероучения Будды

Принципы вероучения Будды. Буддизм возник как антибрахманское этическое учение. Будда не стремился объяснять все и говорил своим ученикам, что дал им лишь горсть истин, кроме них существует бесчисленное множество других истин.

Незадолго до смерти Будда сформулировал принципы своего учения: «четыре благородные истины», теория причинности, непостоянство элементов, «срединный путь», «восьмеричный путь». Равенство людей по рождению было одной из «первооснов» учения. «Четыре благородные истины». Истины считаются ядром раннего буддизма. Они заключаются в следующем: 1) Жизнь – это страдания; 2) Причина страданий – сама жизнь, состоящая у людей из бесконечных желаний, страстных стремлений к удовольствиям, наслаждениям; 3) Можно избавиться от страданий, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем; 4) Для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать по пути, указанному Буддой.

Это и есть восьмеричный путь. Видно, что предлагавшееся учение – это не умозрительная схема, а конкретное наставление, имевшее целью непосредственную пользу. Теория причинности.

Будда учил, что все в мире, как и в жизни, взаимосвязано, все имеет свою причину. Каждая вещь возникает под воздействием другой вещи и сама предопределяет появление третьей. Нет поступков или деяний в жизни, которые не имели бы последствий. Если человек хочет избежать дурных последствий, он не должен совершать поступки, которые вызывают такие последствия. Непостоянство элементов. В мире нет ничего устойчивого и постоянного, все в нем изменяется и подчинено принципу причинности. Это означает, что ничто в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий, но ничто в мире не является причиной этих страданий.

Человек сам выступает их причиной, а мир – только проекция его внутреннего состояния, его страстей и опутанного ложными мыслями ума. «Срединный путь». Будда призывал к умеренности, призывал избегать крайностей. Нельзя потворствовать своим желаниям и прихотям, но также нельзя истязать и умерщвлять свою плоть. В одном из раннебуддийских текстов говорится: «Ни хождение нагим, ни спутанные волосы, ни грязь, ни пост, ни лежание на сырой земле, ни пыль и слякоть, ни сидение на корточках не очистят смертного, не победившего сомнений». «Восьмеричный путь» - непосредственно ведет к цели. Он представляет собой постепенную трансформацию сознания и психики человека, его перерождение, или рождение, в ином состоянии, в состоянии нирваны.

Этот путь предполагает формирование правильных взглядов, или постижения четырех благородных истин; правильного стремления, или желания достичь истинного состояния – нирваны; правильной речи, или воздержания от лжи, клеветы, грубости и пустословия; правильного поведения, или ненанесения вреда не только человеку, но и всему живому; правильного образа жизни, или привычки жить честным трудом, добывать пропитание честным способом; правильного усилия, или самоконтроля, недопущения эгоистических помыслов, собственнических стремлений; правильных помыслов, или их чистоты, понимания преходящего характера всего в мире, свободы от своекорыстия; правильного созерцания, или полной отрешенности, избавления от желаний. 5.