Феномен современной массовой каббалы мнение стороннего наблюдателя

Феномен современной массовой каббалы мнение стороннего наблюдателя. Феномен объясняется тем, что в наши дни работают активно привлекают последователей две крупные транснациональные организации, именующие себя каббалистическими Центр каббалы семейства Бергов и Академия каббалы Михаэля Лайтмана. Со стороны может сложиться впечатление дележа рынка потенциальных адептов этими двумя структурами.

Берги вербуют сторонников в среде малообразованной публики. Диковинная смесь каббалистической и астрологической терминологии, обрядовость, амулеты, обещания платным последователям лучшего секса и бизнеса не заслуживают серьёзной критики и не способны ввести в заблуждение элементарно образованного человека, зато имеют успех в обывательской среде. Лайтман, напротив, аппелирует к начитанной публике, примеряющей к себе различные пути духовного познания.

Лекции и тексты Лайтмана имеют целью привлечь именно образованного человека и предлагают ему такой путь изучение каббалы с целью открытия в себе 6-го чувства для непосредственного восприятия и изучения высших миров. При знакомстве с Лайтманом следует учитывать следующее В традиционной каббалистической литературе нет прямых упоминаний о 6-м чувстве, также как пока нет известий о том, что кто-либо из учеников Лайтмана смог его обрести в результате обучения.

В буддизме и других восточных религиях 6-м чувством называют разум. В традиционной каббале существует строгий запрет на её изучение мужчинами моложе сорока лет, равно как не изучившими близко к тексту Талмуд и Танах. Традиционная каббала неразрывно связана с иудаизмом в его наиболее ортодоксальных формах и ни в коем случае не претендует на научное познание иных миров. Обучение каббале без знания иврита сходно с изучением музыки без знания нотной грамоты. Нет оснований предполагать, тем не менее, что Михаэль Лайтман параллельно Бергам всего лишь монетезирует бренд каббала. Вероятнее всего, мы имеем дело с неадекватно абсолютизированным личным опытом человека, попытавшегося совместить научные знания первой половины своей жизни с трансперсональными переживаниями второй.

Размышляя над лекциями харизматичного каббалиста Лайтмана, следует учитывать, что его утверждения о единственности и даже обязательности каббалистического пути для всего человечества слишком преувеличены.

За 5 000 лет своей сознательной истории человечество открыло множество способов достижения трансперсонального опыта. От цветка, приподнятого Шахьямуни, до Иисусовой молитвы. От медитации в полусне до страстного зикра. При этом нельзя сомневаться в возможности достижения результата трансперсонального состояния всеми этими способами, ибо самими достигшими и результат и способ всегда и всюду описываются одинаково - преодоление барьеров фильтров сознания - путём развития в себе альтруизма отказа от материальных целей, отрешения от мирских забот - для единения слияния с трансцендентной энергией Светом, Творцом, Святым духом и т. д Из всех мировых религий, пожалуй, только христианство отвергает поиск такого пути. Например, в православии святыми отцами церкви запрещено искание высших духовных состояний путем различных медитаций и т.п т.к. без очищения души через покаяние, исповедь, причастие и оставление греховного образа жизни подобные способы не могут привести в соединение с истинным Творцом, а как раз наоборот - с падшими духами.

Йоги, буддийские монахи, каббалисты, суфисты, исихасты, многие-многие другие, равно как и настоящие художники, музыканты, поэты всегда имеют перед собой одну и ту же цель непосредственное единение с Высшим через преодоление барьеров сознания.

Любые же утверждения о том, что какой-либо из путей к этой цели - есть единственно верный научный путь к Творцу, выглядят, по меньшей мере, неуважительно к тысячелетней истории и опыту человечества.

Людям, не имеющим достаточного багажа общечеловеческих знаний, следует учитывать также, что обе каббалистические организации несут в себе ряд признаков тоталитарных сект обязательство отдавать наверх 10-20 доходов и сбережений, ограничения на общение с семьей и др. 4.2.