Ответ на критику феномена современной массовой каббалы мнение последователя Михаэля Лайтмана

Ответ на критику феномена современной массовой каббалы мнение последователя Михаэля Лайтмана. Процесс отрыва иудаизма от каббалы начал не Лайтман. Его начали ортодоксальные равины, не принявшие отмены запрета на изучение каббалы, запрета отмененного Ицхака Лурия АРИ и каббалистами его времени.

Последователи научного подхода к Каббале последователи Лайтмана полагают, что мировоззрение Каббалы сочетается с любой религией, хотя их представители в Израиле носят кипы и соблюдают заповеди. О том, что в последнем поколении каббала сможет сочетаться с любой религией пишет и Бааль Сулам в своей книге Последнее поколение. Известный отрыв каббалистов от религии был во все времена.

Ортодоксальные круги всегда утверждали, что занимающийся Каббалой, то есть внутренней работой над собой, ослабляется в выполнении внешних заповедей, что неприемлемо для традиционного Иудаизма. По мнению части религиозных кругов в традиционной каббале существует запрет на её изучение мужчинами моложе сорока лет. Этот запрет был отменён со времени Ари, и все до одного выдающиеся каббалисты подтверждали необходимость изучения Каббалы всеми. Так, например Рав Ицхак Айзик Йехиэль из Комарно пишет в книге Ноцар Хесед 4,20 Если бы прислушались ко мне мои современники, в которых устрашающе возгорается нечистота, начинали бы изучать книгу Зоар и книгу Тикуней Зоар с 9-летними, чтобы подражать ей, тогда бы страх прегрешения упредил знания и устояли бы Однако мнение каббалистов не было принято ортодоксальными еврейскими кругами, и с этой поры существует два подхода к Каббале.

В ортодоксальном Иудаизме принято считать, что существует строгий запрет на её изучение, не освоившими в совершенстве Талмуд и Танах. Однако все каббалисты, начиная со времён АРИ пишут об отмене этого запрета и о необходимости широко изучения Каббалы.

Так, например рав Кук пишет Закон, по которому не должен человек гулять в пардесе, прежде чем наполнит себя мясом и вином не заниматься тайнами Торы прежде, чем закончил изучать все остальное, справедлив только относительно тех, кто учит Тору как обязанность. Но кто чувствует в себе стремление учить внутреннюю часть Торы, удостовериться в наличии Творца, тот относится уже к правилу Всегда да учит человек только то, что желает сердце его, потому что, очевидно, есть у него к этому особая предрасположенность.

И отсюда следует, что это желание Творца, чтобы занимался он познанием Его ведь все источники эти говорят о знании Творца Поэтому тот, кто ощущает стремление узнать Творца, да укрепится он в своем пути, и да знает он, что получит мудрость и преуспеет, а главное в учёбе - глубина веселия сердца, и чтобы постоянно душа его желала слиться с Творцом, а если видит, что большинство изучающих Тору не имеют этих стремлений, знай, что вправду необходимо им не разбивать, что есть у них, пока не будут в состоянии идти постепенно по ступеням, и это не зависит от воодушевления, а только делятся т.о. созданные души рав Кук, Света Торы 9,12 По мнению ортодоксальных кругов, традиционная каббала ни в коем случае не претендует на научное познание иных миров. Бааль Сулам и рав Кук начали использовать слово мада - наука в отношении к Каббале и это вызвало сильное негативное отношение в ортодоксальных кругах.

При этом и Бааль Сулам и рав Кук остаются авторитетными для этих кургов.

Бааль Сулам чаще использует слово хохма, которое можно перевести и как мудрость, и как наука, и как учение, и лишь изредка пользуется словом мада например, в статье Мир 2 , которое имеет одно значение - наука. Каббалисты воспринимают мир через призму желаний человека и его внутренней работы. Это приводит к непониманию и неприятию со стороны некоторых кругов.

Так, например, если каббалист говорит о желаниях неживой природы камней, атомов и т. д то он подразумевает собственные желания этого уровня - занимать определённый объём и недопускать посторонние предметы в него, быть в тепле и т. д. Если каббалист пишет, что каждый ребёнок времён храма с определённого возраста знал законы очищения, то он подразумевает очищение от эгоизма, а не внешние материальные заповеди. У РАБАШа под шестым чувством понимается экран масах подробно описанный в трудах АРИ. По мнению противников научного подхода к Каббале, система обучения в школе Михаэля Лайтмана не является строго научной.

Чертежи и графики духовных миров не содержат под собой чётко-научного нейтрального обоснования. Это отчасти подтверждается и самим Михаэлем Лайтманом, который утверждает, что в отличие от классического научного подхода, при котором учёный, изучающий, скажем, треугольник, не обязан сам уподобиться треугольнику, чтобы его изучить, в Каббале, чтобы изучить определённый духовный объект, учёному необходимо прежде всего уподобиться ему, обретя ту же степень духовного свойства отдачи.

Михаэль Лайтман - позиционирует себя, как последователь Бааль Сулама. Поэтому критика Лайтмана не может быть направлена против него одного. Она должна быть направлена против всей каббалы нетрадиционной ориентации. Говоря о единственности каббалистического пути, сторонники школы Лайтмана подразумевают научный принцип - подобное постигается подобным, то есть Творца можно постичь, лишь приобретя его свойство абсолютной отдачи. Никакая трансцендентальность и трансперсональность не сможет этому помочь, пока человек не приобретёт истинные альтруистические свойства.

По их мнению, те, кто приобретает истинные альтруистические свойства и называются приобретшими, то есть каббалистами. При этом, для них неважно в какой системе они их приобрели - каббалы или иной. Как известно, Авраам разослал своих сыновей от Кетуры Агар по всему миру. И адепты Лайтмана утверждают, что они-то и принесли разным народам каббалистические идеи раскрытия Творца.

Свидельством о том, что несмотря на вековой опыт, человечество в целом так и не открыло пока истинного пути к Высшему, могут быть продолжающиеся войны, кризисы, страдания и несправедливости. Обязательство отдавать наверх десятину от своих доходов и сбережений принято и в Иудаизме, и в Христианстве, и в Исламе. Некое отдаление от членов своих семьей, не занимающихся каббалой, неизбежно из-за разницы в интересах.

В целом Бней- Барух - это научно-просветительская организация, в основе деятельности которой лежит распространение каббалистических знаний прежде всего на собственном примере, опора на традиции и отношение к миру, как к единому целому системный подход . 4.3.1. Центр изучения Каббалы Центр изучения Каббалы - это крупнейшая в мире образовательная организация, изучающая мудрость Каббалы. Наша цель состоит в том, чтобы сделать древнюю мудрость и инструменты Каббалы доступными для умов и сердец отдельных людей, групп, и организаций - независимо от веры, политической ориентации и национальной принадлежности.

Центр по изучению Каббалы - это организация, которая мотивирована исключительно духовным ростом человечества, и которая преобразует жизнь людей, помогая им понять и соединиться с духовной природой Вселенной, с официального сайта Центр изучения Каббалы Ф.Берга . 4.3.2. Бней Барух Бней Барух - Международная Академия Каббалы основана в 1991 году учёным-каббалистом, Др. Михаэлем Лайтманом с целью распространения каббалистических знаний во всем мире для повышения духовного уровня человечества.

Международная Академия Каббалы - некоммерческая организация, вся работа в которой проводится добровольцами, исследователями науки каббала, преследующими лишь одну цель раскрытие человечеству общих законов мироздания, причины всего существующего, постижение которых приведет весь мир к наивысшему уровню существования, управлению своей судьбой и прекращению человеческих страданий и глобальных катастроф.

Филиалы академии открыты в 20 странах мира и проводят научно-образовательную работу согласно общему уставу академии. с официального сайта Бней Барух . 4.4.