Бенедикт Спиноза и Каббала

Бенедикт Спиноза и Каббала. Соломон Маймон, в молодости изучавший каббалу, обратил внимание на близость к ней спинозизма Каббала - это только расширенный спинозизм erweiterter Spinozismus. Впоследствии К. Зигварт, А. Крохмаль, Я. Фройденталь, Г. Вольфсон, С. Дунин-Борковский, И. Сонн, так же как Г. Шолем, были очень внимательны к каббалистическим следам в философии Спинозы.

Как отмечал еврейский исследователь Исайя Сонн, в 17 в. противники Спинозы утверждали, что философское содержание его еретической философии было почерпнуто из каббалы, в то время как ее математическая форма унаследована от философии Декарта.

Спинозизм, таким образом это каббала в геометрической одежде. В те времена связь спинозизма с каббалой использовалась как обоснование для его суровой критики. Например, картезианцы считали, что Спиноза исказил философию Декарта из-за своей зависимости от каббалистических идей, и даже такой выдающийся мыслитель как Н. Мальбранш соглашался с этим обвинением.

Одна из первых и наиболее известных попыток связать философию Спинозы с каббалой была заявлена двумя книгами И. Г. Вахтера, вышедшими в самом начале XVIII века. Первая - Der Spinozismus im Judenthums, oder, die von dem heutigen Judenthumb und dessen Geheimen Kabbala, vergoetterte Welt, an Mose Germano sonsten Johann Peter Spaeth von Augsburg geburtig befunden under widerleget - появилась в Амстердаме в 1699 году. В ней Вахтер занял очень отрицательную позицию по отношению к каббале, и тем самым также осудил еретика Спинозу и атеистическую философию, предположительно проистекающую из каббалы.

Однако во второй книге - Elucidarius Cabalisticus sive reconditae Hebraeorum philosophiae recensio Romae, 1706 - Вахтер дает краткий очерк еврейской оккультной философии и ее связи со Спинозой. В этой книге он утверждает, что каббала - это спинозизм до Спинозы Spinozismo ante Spinozam, и тем самым реабилитирует Спинозу от своих прежних обвинений.

Лейбница также заинтересовала эта проблема. В Теодицее он пишет Один немец, уроженец Швабии, несколько лет тому назад ставший иудеем и распространявший свое догматическое учение под именем Моисея Германуса, смешав это учение с воззрениями Спинозы, думал, что Спиноза возродил древнюю Каббалу евреев кажется также, что один учёный Вахтер, опровергавший этого еврейского прозелита, разделял такое мнение о Спинозе. Сам Спиноза признавал, что изучал каббалистические книги, но выразил чрезвычайно отрицательное отношение к ним Читал также и, кроме того, знал некоторых болтунов-каббалистов, безумию которых я никогда не мог достаточно надивиться. Однако Дунин-Борковский правильно прокомментировал это место Контрасты иногда бывают источником подстрекательства и возбуждения. Уничижительное замечание Спинозы в Богословско-политическом трактате было адресовано каббалистической экзегезе Библии оно не имеет никакого отношения к вопросу о влиянии каббалы на его философию, например, на концепцию имманентности.

См. Нечипуренко В.Н. Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции Известия высших учебных заведений.

Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005, 1. С.13-21 . 5.2.