Реферат Курсовая Конспект
Ранняя еврейская мистика - раздел Религия, Каббала как мистическое учение в иудаизме Ранняя Еврейская Мистика. Столетия, Последовавшие После Возвращения Из...
|
Ранняя еврейская мистика.
Столетия, последовавшие после возвращения из вавилонского пленения в 6 в. до н. э свидетельствуют о растущей интенсивности спекуляций о существах-посредниках между человеком и Богом, божественной теофании в особом священном месте - Иерусалимском Храме, начале существования и устроении вселенной и сотворении человека.
Эти темы стали предметом постоянного мистического переосмысления, которое также включало просеивание понятий и концепций, полученных извне и реакцию против них. Интересы еврейских мыслителей 2 в. до н. э 1 в. н. э. заключались в нескольких направлениях Ангелология и демонологии, мифической географии и уранологии описании небес о божественной теофании и видении движущегося Престола Меркава в пророчестве Йехезкеля о двойном составе человека, образованного из праха земного и Господнего дыхания жизни и поэтому являющимся образом и подобием Божьим, и конце времени, воскрешении, вознаграждениях и наказаниях в загробной жизни.
В литературной обработке эти темы сохранились, например, в книге Эноха фарисейский раввинистический иудаизм, ставший нормативным для еврейской традиции после разрушения Второго Храма римлянами в 70 г н. э. практически уничтожил их следы. Талмуд и Мидраши касались этих тем очень сдержанно и чаще в духе негативной полемики.
Уже в 1 в. н. э. и, вероятно, даже до народной трагедии 70 г, существовали, конечно, мудрецы и учителя, признанные религиозной общиной, для которых размышления над Св. Писанием, особенно, над повествованием о творении, всенародным откровением Торы на горе Синай, видением Меркавы Йехезкелем, концом времени, воскрешением и загробной жизнью были не только вопросом толкования экзегезы и приложения новых идей к тексту божественного происхождения, но также и вопросом внутреннего опыта.
Это было возможно и в других кругах, которые занимались рассуждениями о невидимом мире и поиском средств проникновения в него. Бесспорно, существует некоторая связь между апокалипсическими видениями и документами некоторых сект например, кумранской и писаниями, сохранившимися на еврейском языке о нисхождении сверхъестественного мира йордей Меркава. Последние включают в себя экстатические гимны, описания небесных чертогов хейхалот, расположенных между видимым миром и недоступным Божеством, чья трансцендентность парадоксально выражается в антропоморфических описаниях, состоящих из необычных гипербол Шиур кома Божественные размеры. В раннемистической литературе Хейхалот Небесных чертогов описывается визионерское восхождение по небесным сферам в мир Меркавы и Престола, а в трактате V в. Шиур Кома приводится учение о размерах тела Бога. Размеры антропоморфного Бога просто поражают, не умещаются в голове основная единица измерения, парасанг, равна 180 триллионам перстов, а каждый перст равен протяженности Земли от края до края. Шиур кома стремится показать, что Бога невозможно ни измерить, ни вместить в рамки человеческих представлений. Медитация на эти чудовищные размеры приносит новый опыт запредельности Бога, пребывающего выше всех человеческих понятий.
В этом Боге нет ни нежности, ни любви, да и вообще никаких личностных качеств Его святость бесконечно трансцендентна Святость, сила, устрашение, благоговение, ужас, отчаяние, смертный страх - таковы приметы облачения Творца, Адоная, Бога Израилева, восходящего в венце на престол Свой в Своей Славе. Одеяния Его запечатлены изнутри и снаружи, и повсюду на них начертано YHVH, YHVH. Ни одни очи не стерпят зрелища их - ни очи из плоти и крови, ни очи слуг Его. The Penguin Book of Hebrew Verse London, 1981 , p. 199 . Но если человек не в силах представить себе, как выглядят облачения Господа Гавайе, то, как он может мечтать о видении Самого Бога? Антропоморфный облик Творца, занимавший центральное место в Шиур Кома, ангела Метатрона, таящего в себе имя Божие, а также различные сияния, наблюдаемые в мистическом опыте, требовали теоретического обоснования.
Ведь на данном этапе в еврейской мысли ещё не укоренилось понятие Божественной эманации, а вопрос о связи сокрытого Трансцендентного Бога и Его манифестации в проявленном мире ещё не был категориально осмыслен.
Ещё не было четкой системы нисхождения Божественной эманации, которая в классической Каббале приобретет вид Древа Сфирот.
Необходимо также отметить, что в этой мистической области существует много схожих между собой концепций, содержащихся как в чисто еврейских текстах, так и в документах нееврейского эзотеризма, так что очень трудно, а порой и невозможно, установить источник этих концепций. Два факта не подлежат сомнению.
С одной стороны, гностицизм никогда не прекращал заниматься эксплуатацией библейских тем таких, как повествование о творении, спекуляции об ангелах и демонах, которые, хотя и проходят через весь иудаизм, имеют свое собственное оригинальное происхождение.
С другой стороны, хотя еврейский эзотеризм мог заимствовать эти или другие мотивы из древнего гносиса, или синкретизма и в нём могли даже возникнуть представления о существе очень высокого ранга в иерархии существ сверхъестественной сферы, таком, как ангел Метатрон, также известный как малый Адонай то есть малый Господь. Тем не менее, еврейский эзотеризм остался строго монотеистическим и отверг гностическую идею плохого, или просто низшего демиурга, ответственного за творение и управление видимым миром. 2.6.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона , 1890 - 2. Диакон Андрей Кураев. Можно ли спастись вне Церкви? 3. Лев А. Тихомиров. Каббала и каббалистическое учение 4. Мадонна исполняет песню Исаак 5. О.… Иудаизм рассматривает Каббалу как четвёртый, наиболее глубокий уровень понимания Торы. Тем самым, считается, что…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ранняя еврейская мистика
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов