рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Каббала в сефардских общинах

Каббала в сефардских общинах - раздел Религия, Каббала как мистическое учение в иудаизме Каббала В Сефардских Общинах. Соломон Ибн Гвироль Xi В. Оказал Существ...

Каббала в сефардских общинах.

Соломон Ибн Гвироль XI в. оказал существенное влияние на развитие каббалы своими аллегорическими толкованиями Танаха, которые, например, Авраам ибн Эзра считал чрезвычайно глубокими. Имеется также множество свидетельств о том, что каббалисты из Жероны знали о его работах или испытывали их влияние См. Scholem, Gershom, Kabbalah New York Dorset Press, 1974 , pp. 93, 392 . Йосеф Дан настаивает на существовании взаимосвязи между философией Ибн Гвироля и Сефер Йецира и литературой Хейхалот.

Dan, Joseph, The Ancient Jewish Mysticism Tel Aviv MOD Books, 1993 , p. 10 . Многие стихотворения ибн Гвироля выглядят вполне каббалистически напр Агава. В его знаменитой поэме Кетер малхут вселенная со всеми своими планетными и звездными сферами предстает как материальная проекция духовного Древа Сфирот, ждая планета символизирует определённую сефиру возможно также, что Божественная Воля, играющая центральную роль в его метафизике, берет начало в Кетер Венец - высочайшей сефире, обособленной от всех других.

Ицхак ибн Латиф XIII в философ и каббалист из Толедо, считал, что учение Ибн Гвироля относится к тем тайнам, которые не следует открывать простым людям. В Средние века каббала развивалась в трех школах Ицхака Слепого Жеронская школа , Иегуды Хасида ок. 1150-1217 и Авраама Абулафии 1240-1291 . В XIII веке в Жеронской школе Ицхак Слепой, Азриэль из Жероны, Нахманид Рамбан были сформулированы многие основные понятия каббалы. Со школой Исаака Слепого была связана каббалистическая традиция Круга созерцания Испания 13 век в которой развивалось учение о 13 мидот Сефер ийюн , Источник мудрости и др. Книга Зоар также стала известна лишь в XIII веке. Рабби Моше бен Нахман Нахманид или Рамбан 1194-1270 - выдающийся каббалист, талмудист и философ, глава испанских евреев Героны.

Пробудил интерес к мистико-экзегетическим исследованиям Талмуда и Танаха, считая, что их глубинный смысл достижим через просвещенную веру эмуна ве битахон и методы каббалы.

Высоко оценивая роль разума в мистическом познании, Нахманид, однако, критиковал Маймонида Рамбама за чрезмерный рационализм в его философии. Неоплатонические элементы каббалистического мистицизма Нахманида просматриваются в его описании сфирот, в их отношении к сокрытому трансцендентному Эйн-софу. По его мнению, Тора является всеобъемлющим источником знания, а изложенное в ней служит также знаками на будущее.

Так, например, описание сотворения мира содержит косвенные указания на важнейшие события шеститысячелетнего существования мира, а суббота символизирует седьмое тысячелетие, день Господний. На основе своей метафизики Нахманид сформулировал мистическую историософию и таким образом стал предшественником некоторых историософских учений XVIII и XIX веков.

Рамбан был первым равином, который заявил, что переселение в святую землю Израиля является библейской заповедью для всех евреев. Великолепие мира - земля Исраэля, великолепие земли Израиля - Йерушалаим, великолепие Йерушалаима - священный Храм, великолепие Храма - Святая святых, а ее великолепие - место крувим, где пребывает Шехина. Оригинальна антропология Нахманида и его учение о награде и наказании, воскрешении мертвых.

Помимо животной души, полученной от Высших сил и присущей всем живым тварям, человек обладает особой душой. Эта особая душа - прямая эманация из Божества, существовала до сотворения мира. Посредством человека она входит в материальную жизнь и при уничтожении его тела, она или возвращается к своему первоначальному источнику, или входит в тело другого человека. Это представление, согласно Нахманиду, является основанием левиратного брака. Воскресение, о котором говорят пророки, и которое будут иметь место после того, как придет Машиах, по мнению Нахманида, относится к телу. Физическое тело человека через влияние души может преобразовать себя в столь чистую сущность, что оно станет вечным.

Авраам Абулафия - представитель экстатической каббалы, знаток Танаха, Талмуда, философии и медицины. а также мастер каббалистической медитации - хохмат га-церуф, которая основывается на том, что Божественный язык иврит составляет сущность действительности. Его занимали не столько вопросы о сущности Самого Бога, сколько практические способы обретения чувства Его близости.

Чтобы найти Бога утверждал Абулафия, необходимо распечатать душу, распутать стягивающие ее узлы. Это возможно через приемы хохма га-церуф, которые освобождают каббалиста из заточения в природных сферах и ведут его к самым границам сферы Божественной. Каббалист также довольно часто может видеть и слышать душу своего духовного наставника, который становится для ученика двигателем изнутри, распахивающим запертые двери его души. По мнению исследователя Г.Шолема Абулафия почувствовал себя Машиахом, призванным обратить Западный мир вместе с папой Римским в иудаизм.

Он отправился в Рим, чтобы встретиться с папой в то время был понтификат Николая III и вести с ним переговоры от имени еврейства Гершом Шолем. Основные течения в еврейском мистицизме. Иерусалим, 1984. т.1. С. 181 . Абулафия критиковал христианство, в Сефер га-хешек он пишет Если тебе кто-нибудь скажет, что Божество триедино, отвечай Ложь и обман. Ибо ивритское слово, обозначающее три, имеет ту же числовую величину, что и ложь и обман. Ицхак из Акко 1250-1350 был учеником и коллегой Рамбана и одним из ведущих каббалистов своего времени.

Под его руководством сложился кружок каббалистов, практиковавших каббалистическую медитацию. В своей книге Оцар Хайим Сокровища жизни Ицхак попытался доказать, что каббалистическая медитация есть кратчайший и вернейший путь к достижению близости с Богом. Он считал, что цель каббалиста - достичь Эйн Софа, не задерживаясь на низших ступенях.

Именно поэтому он требовал от учеников предельной отрешённости. источник не указан 204 дня Он применял те же техники медитации, что и Абулафия. Однако он внёс в них некоторые дополнения, делая акцент на идеи греха и страдания. Например, он рекомендовал ученикам воспроизводить в медитации историю мученичества рабби Акивы и его товарищей и в память о его страданиях воздерживаться от чувственных удовольствий. Но любовь мужчины к женщине он считал предварительным условием для любви к Б-гу. Он писал тот, кто ни разу не желал женщину, подобен ослу и даже хуже того. Дело в том, что через это чувство он учится служить Б-гу. Рабби Шломо Алькабец 1500-1580 , шурин и учитель каббалы Моше Кордоверо Рамак, был главой каббалистов Сафеда до святого Ари. Знаменит как автор мистического гимна Леха Доди в честь Шаббата.

Гимн основывается на каббалистическом учении о подъеме сфиры Малхут которая представляет и Шехину, и еврейскую душу во время Шаббат, и поэтому выражает тоску Шехины и еврейской души, жаждущих искупления.

Гимн стал настолько популярным, что он был включен в литургию Шаббат каждой еврейской общины. Моше бен Яаков Кордоверо 1522-1570 из Сафеда Цфат - учитель Ицхака Лурии. Ещё в молодости Кордоверо был известнен как один из самых великих знатоков каббалы. Хотя среди современников Кордоверо пользовался высочайшим уважением, но его славу скоро затмил его ближайший ученик Ицхак Лурия. Кордоверо оказал огромное влияние на развитие каббалистической литературы этической направленности, прежде всего, благодаря своему очень популярному трактату Томер Двора Пальма Дворы, где он попытался сделать учение о сфирот этической основой мысли и действия. Кордоверо считает, что нужно сначала изучить Танах, Мишну и Гемару прежде, чем приняться за изучение каббалы.

В своих работах Элима Раббати и Шиур Кома он признает значимость философии, но стремится показать её бессилие в решении проблемы связующего звена между Эйн-софом и миром.

Подчеркивая важность логического анализа, он говорит, что совершенное знание можно узреть только очами души, взирающей во внутреннее га-рийя га-пнимит. Самый значительный его труд - Пардес римоним Гранатовый сад - кладезь каббалистической мудрости завершен в 1549 г В нём Эйн Соф предстает как мысль, питающая всю вселенную. До тех пор пока все, что существует, содержится в Его бытии, Он охватывает все сущее. Субстанция Его присутствует в Его сефирот, и Сам Он - во всем, и ничто - вне Его. Свет Эйн Софа протекая через сефирот, подобно потоку чистой воды, приобретает многообразные цвета и формы материального мира. Он не меняет цвета вовсе, не склоняясь ни к суду, ни к состраданию, ни вправо, ни влево.

Однако при прохождении его лучей сквозь сефирот - пёстрые цветные стёкла верх берёт то суд, то сострадание. Moses Cordovero, Pardes Rimonim. Но отождествлять сфирот и Эйн-соф нельзя. Кордоверо критиковал каббалистов, которые не проводили четкого разграничения между сфирот Божественными атрибутами и Божественной Сущностью.

В Пардес римоним врата 4 Кордоверо поддерживает рабби Менахема Реканати как сторонника строго инструментальной интерпретации сфирот как орудий художника. Сефер Маген Довид он считает источником онтологического определения сфирот в качестве Божественной сущности. Пардес римоним дает систематическое представление о каббалистической теологии, являясь авторитетным и любимым руководством среди знатоков каббалы во всем мире. Он не только великолепно построен, но также и содержит много ценнейших комментариев на пассажи из каббалистических книг Зогар и др Написанная Кордоверо в течение десятилетия после завершения Пардес римоним , Сефер Элима раббати представляла собой гораздо более разработанную систему каббалистической теологии.

Несмотря на это книга имела ограниченное влияние и признание. Книга Ор неерав Приятный свет - это краткое введение в каббалистические учения, её лаконичные формулировки важны для понимания подобных предметов в других работах Кордоверо, а также Пардес Римоним, поскольку она содержит краткое описание его содержания, сформулированного в виде каббалистического кредо.

Своей самой главной работой Кордоверо считал Сефер ор якар Прямой свет - многотомный комментарий к Зогару, которому он посвятил много лет своей жизни. Кордоверо стремился к всесторонней интерпретации основных каббалистических традиций, особенно наследия Зогара. Кордоверо никогда не утверждал, что он философ.

Но на фоне лурианского символизма и мифологических образов, он неизбежно воспринимался как исключительно здравомыслящий и рациональный каббалистический автор. Его подход был в основном философским. Но большинство каббалистов видело в нём учителя великого медитативного благочестия, а не теоретической философской спекуляции. Во время похорон рабби Кордоверо, И. Лурия видел столб огня, а Йосеф Каро воскликнул Здесь находится Ковчег Торы. Рабби Йосеф Каро 1488-1575 известен как автор Шулхан Аруха Накрытый стол, кодекса еврейского Закона.

Ещё в молодом возрасте о нём пошла слава как о великом знатоке галахи и аскете, соблюдающем многочисленные посты. К каббале он обратился либо под влиянием рабби Шломо Молха, который был сожжен церковью за ересь Каро даже выражал желание умереть таким же образом - как святой мученик ал кидуш Га-Шем, либо рабби Шломо Алькабеца, автора мистического гимна Леха Доди. Каро удостоился Руах Га-Кодеш, его постоянно посещал магид - ангельский наставник, который объяснял ему многие каббалистические учения.

Учение, данное магидом, было записано в книге Магид мейшарим, где засвидетельствовано, что Каро являлась сама Мишна во многих местах этой книги говорится Я - Мишна, которая говорит в твоих устах. Таким образом, Устная Тора из которой Мишна - фундаментальная часть говорила в нём. Каббалистическое учение, содержащееся в Магид мейшарим, по своему стилю ближе к каббале Моше Кордоверо, а не Лурии. Однако Хаим Виталь, главный ученик Лурии, превозносил величие души Йосефа Каро, говоря, что она происходит от душ великого рабби Иегуды бар Илаи и обнаруживает сходство с душами рабби Шломо Бен Адрета Рашба, рабби Аарона Галеви и рабби Видаля из Тулузы, автора Магид Мишны, важного комментария к Мишне Тора Маймонида.

После смерти душа Каро являлась во сне некоторым каббалистам. Рабби Йешаягу Горовиц 1560-1630 пишет, что однажды в пятницу ночью, в году 5365 1605 , рабби Йосеф, спустя тридцать лет после своего ухода, явился во сне некоему мудрецу, живущему в Сафеде.

Он сообщил, что видел рабби Йосефа сидящим на величественном троне в присутствии неисчислимых всемирноизвестных рабби. Его лицо сияло как блеск неба, и он учил о кдуша. Шла Га-Кодеш. Рабби Хаим бен Йосеф Виталь 1543-1620 - выдающийся ученик Ицхака Лурии, один из самых известных представителей и комментаторов лурианской каббалы. Сам Лурия писал немного, поэтому благодаря Виталю сохранилась главная работа Лурии Эц хаим, которую он записал и составил к ней примечания со слов самого Лурии. Свое учение Виталь позже отразил в работе Шмона Шаарим Восемь врат. В ней он излагает методы, благодаря которым можно открыть врата физического мира, чтобы войти в миры Асия и Йецира.

Эти методы включают йихудим единения и молитвы, имеющие отношение к миру Йецира, и его десяти сфирот. Именно эти методы восходят к тем, которым учила литература Гейхалот, и этими практиками пользовались рабби Нехуниа, Акива, Ишмаэль, и мужи Великого Собрания.

Виталь не хотел обнародовать учение Лурии, а стремился сохранить его тайны для небольшого круга посвященных учеников. Иосеф Табул или Ибн Табул, 1545-1600 иммигрировал из родной Северной Африки поэтому его называют Йосеф га-Маарави в Цфат, где в 1570 г. стал одним из выдающихся учеников Лурии, а после смерти Лурии - главным популяризатором, не считая Хаима Виталя, ученика Лурии. В своем сочинении он комментирует указания Лурии насчёт того, как приблизиться к душам цадиков.

Возлегая на могиле цадика, каббалист должен, держа в уме славное и страшное Имя Господа, соединить Святого и Благословенного с Его Шехиной в страхе и любви, соединить вав с ге посредством йод и ге. И, будьте внимательны пишет Табул нет сомнений в том, что цадики после смерти, даже обращаясь в прах, не перестают служить Богу и всегда заняты соединением в глубине души и духа, и тени, возвышаясь и соединяя хохма мудрость и бина понимание в глубине души, тиферет красота с малхут царство в глубине духа, а также её малхут женские воды с тайной глубиной их души, в первую очередь ночью, когда Святой и Благословенный играет с тенями цадиков в райском саду, как сказано в Зогар в разделе Лех Леха. Табул дает подробные указания насчёт того, как концентрироваться на буквах имени Бога YHWH и как комбинировать буквы этого имени с другим божественным именем Эгье, а также буквы YHWH с буквами Адонай.

Внимание должно быть сосредоточено на виртуозном соединении букв в длинных и практически непроизносимых божественных именах, обладающими огромной магической силой.

Главной целью здесь является соединение души адепта и души цадика, на могиле которого адепт лежит, простершись, с Божественным корнем, от которого и адепт, и цадик зависят. Одним из первых, кто объявил об отмене всех ограничений на изучение Каббалы, был Марокканский Каббалист Авраам Азулай 1570-1643 написавший в своей книге Милосердие Авраама Хесед ле-Авраам, что, начиная с 1540 года запрещения на изучение Каббалы сняты.

Сефардские общины, помимо Авраама Азулайя, подарили миру целую плеяду выдающихся Каббалистов, таких как Шалом Шавази, Шалом Шараби, Хаим Бен Атар. Изучение Каббалы получило широкое распространение на востоке, особенно в северной Африке. Так к примеру большинство Марокканских Евреев имели в своих домах тексты книги Зоар и изучали их. Марокканские Мусульмане также с большим уважением относились к Каббалистам. Некоторые из них были объявлены Мусульманскими праведниками.

На протяжении всех предыдущих веков каббала была эзотерическим занятием небольшой группы избранных индивидуумов. Однако очень важный толчок в развитии каббалы произошёл, когда евреи были изгнаны из Испании в 1492 г что привело к мощному взрыву мессианского стремления к искуплению грехов, а в результате миграции несколько наиболее учёных испанских каббалистов оказались в городе Цфат в Галилее. Вскоре Цфат стал новым центром каббалы и удерживал эти позиции короткое, но замечательное время в XVI в. Из Цфата каббала стремительно распространилась по азиатским, африканским и европейским центрам еврейской диаспоры.

Вскоре она стала по-настоящему массовым учением и как таковая подготовила почву для мессианского движения, во главе которого встал Шабтай Цви 1626-1676 , а веком позже - для восточноевропейского хасидизма. Таким образом, мистицизм каббалы стал одной из самых влиятельных сил, который вел еврейский народ его историческим путём, пока просвещение и эмансипация, а потом национализм и сионизм не взяли верх, чтобы служить жизненными стимуляторами. 2.7.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Каббала как мистическое учение в иудаизме

Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона , 1890 - 2. Диакон Андрей Кураев. Можно ли спастись вне Церкви? 3. Лев А. Тихомиров. Каббала и каббалистическое учение 4. Мадонна исполняет песню Исаак 5. О.… Иудаизм рассматривает Каббалу как четвёртый, наиболее глубокий уровень понимания Торы. Тем самым, считается, что…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Каббала в сефардских общинах

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Источники Каббалы
Источники Каббалы. Фундамент средневековой каббалы был заложен в Вавилонии и Византии в VII-VIII вв когда появилось довольно много мидрашей с выраженными каббалистическими тенденциями. Одни

Ранняя еврейская мистика
Ранняя еврейская мистика. Столетия, последовавшие после возвращения из вавилонского пленения в 6 в. до н. э свидетельствуют о растущей интенсивности спекуляций о существах-посредниках между

Каббала в Европе до хасидизма
Каббала в Европе до хасидизма. Немецкая школа Иегуды Хасида ориентировалась на разработку проблем этики, человеческого совершенства и праведной жизни. Рабби Элазар из Вормса ум. 1238 писал о

Каббала в Европе Движение Хасидизма
Каббала в Европе Движение Хасидизма. Широкое распространение Каббалы в европейских общинах связывается, как правило, с движением Хасидизма. Поставив во главу угла духовные мотивы любви к бли

Учение Йегуды Ашлага - Бааль Сулама
Учение Йегуды Ашлага - Бааль Сулама. Огромное влияние на развитие Каббалы в XX и XXI веках оказал каббалист Йегуда Ашлаг называемый также Бааль Сулам Бааль Сулам-хозяин лестницы ивр. Йегуда Ашлаг н

Учение рава Авраама-Ицхака Кука
Учение рава Авраама-Ицхака Кука. Каббала является фундаментом учения рава А. И. Кука 1865-1935, Главный раввин Израиля в 1921-1935 и составляет основу религиозного сионизма. Школа р. Кука на

Основное учение каббалы
Основное учение каббалы. Умозрительное учение Каббала исходит из идеи сокровенного, неизреченного Божества, которое, будучи выше всякого определения как ограничения, может быть названо только энсоф

Предназначение Каббалы
Предназначение Каббалы. Каббала раскрывает тайный смысл Торы, которая рассматривается в качестве глубокого мистического кода. С точки зрения изучающих Каббалу, причиной всех проблем человечества в

Феномен современной массовой каббалы мнение стороннего наблюдателя
Феномен современной массовой каббалы мнение стороннего наблюдателя. Феномен объясняется тем, что в наши дни работают активно привлекают последователей две крупные транснациональные организации, име

Феномен критиков современной каббалы
Феномен критиков современной каббалы. При знакомстве с критикой современной каббалы необходимо учитывать следующее Наиболее весомая критика современной поп каббалы исходит от авторитетных каббалист

Ответ на критику феномена современной массовой каббалы мнение последователя Михаэля Лайтмана
Ответ на критику феномена современной массовой каббалы мнение последователя Михаэля Лайтмана. Процесс отрыва иудаизма от каббалы начал не Лайтман. Его начали ортодоксальные равины, не принявшие отм

Разногласия среди современных течений в Каббале
Разногласия среди современных течений в Каббале. По мнению сторонников подхода ортодоксального иудаизма, человек не Богобоязненный, не обладающий достаточным уровнем знания иудаизма и не живущий в

Влияние Каббалы на знаменитых философов и учёных
Влияние Каббалы на знаменитых философов и учёных. Утверждения о том, что якобы такие греческие философы как Пифагор и Платон испытали влияние Каббалы, в последнее время отвергаются историками.

Бенедикт Спиноза и Каббала
Бенедикт Спиноза и Каббала. Соломон Маймон, в молодости изучавший каббалу, обратил внимание на близость к ней спинозизма Каббала - это только расширенный спинозизм erweiterter Spinozismus. Впоследс

Исаак Ньютон и Каббала
Исаак Ньютон и Каббала. латинский перевод книги Зоар, принадлежавшей Исааку Ньютону В книге Религия Исаака Ньютона Франк Мануэль писал Ньютон был уверен, что Моисею были известны все научные тайны.

Христианство и Каббала
Христианство и Каббала. В XV в. в Европе появляется движение, утверждающее, что истинный, скрытый смысл каббалы - христианский источник не указан 20 дней , Основоположником христианской каббалы ста

I века и Каббала
I века и Каббала. Римские Папы эпохи XVI века не усматривали противоречий между Каббалой и Христианством. Так, например, первое печатное издание книги Зоар было издано христианами по личному указан

Влияние Каббалы на современную культуру
Влияние Каббалы на современную культуру. Общее распространение Каббалы в конце ХХ в начале XXI века привлекло к изучению Каббалы многих деятелей культуры и искусства. Каббалу в различных изл

Критика Каббалы в иудаизме
Критика Каббалы в иудаизме. В начале XX века один из лидеров йеменских раввинов Ихие Капах выступил против Каббалы в целом, объявив Зоар и писания Ари лжеучениями. Он написал книгу Войны Все

Суть критики
Суть критики. Ряд православных священников и публицистов высказали критические мнение о каббале. Они считают, что каббала является эзотерическим учением, использующим астрологию, магию и отр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги