Каббала в Европе до хасидизма

Каббала в Европе до хасидизма. Немецкая школа Иегуды Хасида ориентировалась на разработку проблем этики, человеческого совершенства и праведной жизни.

Рабби Элазар из Вормса ум. 1238 писал о тайнах совершенной жизни, принципах и нормах хасидим благочестивых. Бог понимается в школе Иегуды Хасида не только как Святой Царь, восседающий в эмпирее, но к Его сверхмировой трансцендентности добавляется атрибут имманентности Бог вездесущ и зрит праведных и грешных. Бог даже ближе к вселенной и человеку, чем душа к телу. Это учение об имманентности Бога лучше всего выражено в Песни единства, гимне, возникшем в окружении Иегуды Хасида Все в Тебе и Ты во всем Ты заполняешь все когда все было сотворено, Ты был во всем до того, как все было сотворено, Ты был всем Гершом Шолем. Основные течения в еврейском мистицизме. Иерусалим, 1984. т.1. С. 156 . В одном из направлений Хасидей Ашкеназ Благочестивых из Германии, существовавшим во второй половине XII - начале XIII вв. в Южной Германии и известным в науке под названием Круга Особого Херувима, сочетание слов бара ве ацал сотворил и эманировал получает терминологическое закрепление.

Сотворение Особого Херувима описывается как бара ве ацал. Так, был сделан важный шаг к концептуальному объединению еврейского креационизма с неоплатонической теорией эманации.

См. Dan J. The Esoteric Theology of Ashkenazi Hasidism.

Jerusalem, 1971 Hebr P. 22-24, 109-116, 139-142 . Исраэль Саруг или Сарук преподавал свою версию лурианской Каббалы в Италии в 1592-1599 гг. Версия Саруга была издана впервые под названием Лиммудей Ацилут в Лемберге Львов в 1850 г под именем Хаима Виталя. Но парадокс в том, что каббала Саруга существенно отличается от каббалы Виталя. Каббала Саруга имеет дело с мирами выше Адама Кадмона и их облачениями мальбуш. Виталь же учил, что Адам Кадмон является самым высоким уровнем, который можно было бы постигнуть таким образом, его версия лурианской каббалы посвящена тому, что эманирует от Адама Кадмона вниз через миры, которые ниже него. Версия Саруга мифологичной каббалы Лурии была с примесью спекулятивной каббалы Кордоверо.

Саруг предложил неоплатоническое прочтение каббалы Лурии в своем учении о древе эманации илан ацилут. Он считал, что если каббалист понимает ацилут эманацию, то он понимает всю природу, поэтому может сделать голем. Если он знает тайны реальности, то может управлять природой.

Вопрос о том, был ли Исраэль Саруг непосредственным учеником Исаака Лурии или нет, остается открытым. Саруг посвятил в тайны лурианского учения Авраама Когена Эрреру. Менахем Азарья де Фано 1548-1620 , итальянский каббалист, его учителями были Исраэль Саруг и Мордехай Дато. Фано считал себя учеником Кордоверо до своей встречи с Саругом. Основные работы Канфей йона Крылья голубя , Асара маамарот Десять трактатов , Гилгулей нешамот Перевоплощение душ. Его работа Йонат елем о теологии и космологии каббалы высоко ценилась Исайей Горовицем.

Уже в первом поколении учеников Лурии были те, кто избегал буквального понимания идей Лурии относительно цимцум, они присоединились к школе Саруга. Это относится в большей мере к каббалистам Восточной ветви, которые тяготели к философизации каббалы. Некоторые европейские каббалисты, в целом принимая лурианское учение, продолжали древние традиции, не вошедшие в каббалу Лурии например, учение о шмитот. Многие, включая Саруга и его последователей, намного больше уделяли внимание гиматрии, чем Виталь и Кордоверо, находясь, возможно, под влиянием христианской каббалы.

Усложнение каббалы произошло в середине 17 в когда получили широкое распространение лурианские рукописи, то есть школа Сафеда встретилась с более эклектической европейской школой. Продуктом такого слияния стал трактат Эмек га-Мелех Долина Царя 1648 . Идейно эта работа ближе к Саругу, чем к Виталю, хотя сохраняет буквальное представление о цимцум от которого Саруг стремился уйти. Фрагменты Эмек га-Мелех появились в латинском переводе Кнорра фон Розенрота Kabbala denudata 1684 . Авраам Коген Эррера 1570 1635 предпринял попытку философско-каббалистического синтеза в своем трактате Puerta del cielo Врата небес, написанном на кастильском.

В этом трактате лурианская каббала подвергается истолкованию в терминах неоплатонизма Прокл, схоластики и герметизма. В итоге получилась логически стройная каббалистическая спекуляция, объединённая в единое целое методологией неоплатонизма и схоластики. Данная работа логикой своего построения и аргументацией оказала большое влияние на Спинозу.

Моше Хаим Луцатто 1707-1747 , известный под именем Рамхаль, внёс значительный вклад в систематизацию каббалы. Известны его три основные работы Дерех Гашем Путь Творца , Месилат Йешарим Путь праведных и Калах Питхей Хохма 138 Врат Мудрости. Последняя работа специально посвящена каббале. При жизни Рамхаль подвергался гонениям со стороны противников распространения Каббалы, однако после смерти стал считаться одним из великих каббалистов и классиков еврейской мысли. 2.8.