Основное учение каббалы

Основное учение каббалы. Умозрительное учение Каббала исходит из идеи сокровенного, неизреченного Божества, которое, будучи выше всякого определения как ограничения, может быть названо только энсоф, т.е. ничто или Бесконечное.

Чтобы дать в себе место конечному существованию, энсоф должен сам себя ограничить. Отсюда тайна стягиваний сод цимцум - так называются в Каббале эти самоограничения или самоопределения абсолютного, дающие в нем место мирам. Эти самоограничения не изменяют неизреченного в нем самом, но дают ему возможность проявляться, т.е. быть и для другого. Первоначальное основание или условие этого другого, по образному представлению каббалистов, есть то пустое место в первый момент - только точка, которое образуется внутри абсолютного от его самоограничения или стягивания. Благодаря этой пустоте, бесконечный свет энсофа получает возможность лучеиспускания или эманации так как есть куда эманировать. Свет этот не есть чувственный, а умопостигаемый, и его первоначальные лучи суть основные формы или категории бытия - это 32 пути премудрости, именно 10 цифр или сфер сефирот и 22 буквы еврейского алфавита 3 основных, 7 двойных, 12 простых, из которых каждой соответствует особое имя Божие. Как посредством 10 цифр можно исчислить все, что угодно, и 22 букв достаточно, чтобы написать всевозможные книги, так неизреченное Божество посредством 32 путей открывает всю свою бесконечность.

Насколько можно понять, различие между сефиротами и буквами имен Божьих в этом откровении состоит в том, что первые выражают сущность Божества в другом или объективную эманацию прямые лучи божественного света, тогда как буквенные имена суть обусловленные этою эманацией субъективные самоопределения Божества лучи отраженные. Вот названия 10 сефирот 1 Венец или Корона кетэр , 2 Мудрость Хокма , 3 Ум Бина , 4 Милость или Великодушие Хесед или Гедула 5 Крепость или Суд Гебура или Дин, также Пахад 6 Красота или Великолепие Тифэрет 7 Торжество Нэцах 8 Слава или Величие Ход 9 Основание Иесод и 10 Царство Малхут . см. рис 2 Мыслимые как члены одного целого, сефироты образуют форму совершенного существа - первоначального человека Адам-Кадмон. Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частями человеческого тела Кетэр - это чело, Хокма и Бина - два глаза, Хэсед и Дин - две руки, Тифэрет - грудь, Нэцах и Ход - бедра, Иесод и Малхут - две ноги Такое представление осложняется внесением половых отношений в дерево сефирот. Вообще каббалисты в области божественных эманаций различали само Божество, как проявляющееся, от его проявления или обитания в другом, которое они называли Шекина скиния и представляли как женскую сторону Божества.

Шекина иногда отожествляется с последнею сефирой - малхут, которой, как женскому началу, противополагаются все прочие, как мужское, причем уже теряется аналогия с человеческим телом.

Еще сложнее представляется это отношение в книге Зогар. Здесь образуемый сефиротами Адам-Кадмон совмещает в себе три или даже четыре лица. Сефира - Милость или Великодушие, с тремя правыми или мужескими сефиротами, образует Длинное Лице Арик-Анпин, или Отца Аба противоположная ему сефира Крепость или Суд, с тремя левыми или женскими сефиротами, образует Короткое Лице Зеир-Анпин или Мать Ума происходящая из их соединения сефира Красота или Великолепие называется Столп Середины Амуда Деэмцоита и представляется иногда как новое лице или сын остающаяся затем первая высшая сефира Венец иногда относится к Отцу, иногда же принимается за особое лице - Вечный. рог как такой или Ветхий деньми Атик-Йомин. Сефироты суть общие основные формы всякого бытия.

Обусловленная этими формами конкретная вселенная представляет различные степени удаления божественного света от его первоисточника.

В непосредственной близости и совершенном единстве с Божеством находится Мир Сияний Ацилут. Большее или меньшее различение от Божества представляют дальнейшие три мира, которые, по своеобразной методе каббалистов, выводятся следующим образом в начале книги Бытия I и II гл. отношение Божества к миру выражено тремя глаголами - творить бара, создавать иецэр и делать аса отсюда три различных мира мир творения бриа, т.е. область творческих идей и живущих ими чистых духов, затем мир создания иецира - область душ или живых существ, и наконец мир делания асиа - сфера материальных явлений, наш видимый физический мир. Эти миры не разделены между собою внешним образом, а как бы включены друг в друга, подобно концентрическим кругам.

Низшие миры реализуют то, что более идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, воспринимая из первого источника божественные влияния, передают их низшим, служа, таким образом, каналами или сосудами келим благодати.

Человек принадлежит зараз ко всем мирам по телу и чувственной, страдательной душе нэфеш он относится к низшему миру явлений, по волящему и деятельному началу своей души руах он сроден миру зиждительных сил, высшим идеальным своим духом нешама он обитает в мире умопостигаемых существ, и наконец в нем есть еще более высокое начало, теснейшим и глубочайшим образом связывающее его с божеством - абсолютное единство иехида, возводящее его на степень непосредственных сияний ацилут вечного света.

Принадлежа ко всем мирам, человек, однако, непосредственно коренится в низшем материальном мире, который через него соединяется с божеством.

Существа, непосредственно живущие в высших мирах - ангелы.

Ангелология Каббалы, заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций замечательна только идея солнечного ангела Митатрона вероятно, эллинизация персидского Митры, высшего посредника между Богом и вселенною иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией.

Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так наз. шелуха бытия или скорлупы клиппот - это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа.

Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого - перевоплощение оно двух родов круговорот гильгуль и прививка иббур, первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста, с провиденциальною целью на благо того или другого, или обоих.

Вспомогательное средство для возвышения души есть прикладная каббала. Связь между нею и умозрительною - общее обеим признание мистического смысла букв и имен библейских. Относясь к Библии, как к шифрованному тексту, и применяя различные шифры подставление числового значения букв, перестановка букв в том или другом определенном порядке и т.д можно из одних слов получить совершенно другие и открыть удивительные вещи главные способы называются гематрия, нотарикон, темура. Таким путем каббалисты угадывают сокровенное и предсказывают будущее.

Другая часть прикладной Каббалы есть магия чрез целесообразное употребление имен Божьих производятся различные чудеса. Каббала как наука предлагает свой способ исследования мира. Он заключается в развитии у человека способности ощутить скрытую от нас часть мироздания. Слово Каббала означает - получение, выражает стремление человека получить высшее знание, ощутить истинную картину мира. Каббалисты рассказывают нам о возможностях, о технике получения, основанной на их личном опыте.

Они излагают в книгах и преподают методику исследования мироздания, получения ответа на вопрос о смысле жизни. Согласно Каббале есть четыре вида Знания, которые может и должен постичь человек Творение Изучение процесса создания и развития миров в объеме, постижимом человеком, а именно каким образом Высшая Сила путем последовательных сокращений создала миры и существа, их населяющие.

Законы взаимодействия духовного и материального миров и их следствия. Цель творения человека - создание творения, способного осознать величие Высшего Разума и стать подобным Ему. Функционирование Приход человека в этот мир и уход из него. Какую реакцию со стороны высших миров на наш мир и лично на каждого из нас вызывают действия человека. Личный путь каждого со времени создания миров до постижения Высшей цели. Кругооборот душ Изучение сущности каждой души и ее кругообращения.

Действия человека в этой жизни и их последствия в следующих его жизнях от начала и до конца мира. Каким образом, по какой причине спускается душа в тело, и в зависимости от чего, определенное тело принимает определенную душу. Тайна Случая и исследование истории рода человеческого как следствия определенного порядка и перемещения душ. Связь души с общим управлением системы миров, ее кругообороты, циклы жизни и смерти - все то, от чего зависят все наши пути в этом мире. Управление Изучение нашего мира - неживой, растительной и животной природы, их сущности, роли и управления ими из духовного мира. Управление свыше и наше восприятие Природы, Времени, Пространства.

В течение довольно долгого времени существовал запрет на изучение каббалы. Но уже в 16 веке великий каббалист Ари писал, что, начиная с его времени, после тех исправлений, которые он совершил в Высших мирах, каббала открыта для мужчин, женщин, детей, простолюдинов. Величайший каббалист нашего времени раби Йегуда Ашлаг в Предисловии к Учению о десяти сфирот п.2 пишет, что к серьезному изучению каббалы, к постижению вечного придёт лишь тот, кто по-настоящему спрашивает себя Для чего я живу? Материальный мир исследован учеными достаточно основательно, но при этом с помощью естественных наук мы не получили и не получим общей картины мироздания, не получили мы и ответа на главный вопрос - вопрос о цели существования нашего мира. Естественные науки утверждают, что миром управляют неизменные физические законы, на которые мы не в состоянии влиять.

Наша же задача состоит лишь в том, чтобы мудро используя их, хорошо прожить свои годы, подготовив почву, в буквальном и переносном смысле, для будущих поколений.

Но им-то - будущим поколениям - для чего существовать? Развилось ли человечество от простейших видов путем эволюции или жизнь занесена с других небесных тел - это сути не меняет, поскольку есть две даты рождение и смерть. А то, что между ними - неповторимо и потому бесценно? Или наоборот, жизнь - ничто, если в конце ее обрыв, тьма и пустота? Где же мудрая, все предусматривающая, логичная, ничего не сотворяющая зря, природа? Каждый атом, каждая клетка в человеческом организме имеет причину и цель своего функционирования - а весь организм в целом? Он-то для чего? Или существуют еще не открытые нами законы и цели? Наше исследование мира сводится к изучению собственных реакций на его воздействия, которые мы улавливаем пятью органами чувств осязанием, обонянием, зрением, слухом, вкусом или приборами, расширяющими диапазон наших органов чувств.

Все, что не подвластно нашим ощущениям и исследованиям, просто не воспринимается нами, как бы не существует относительно нас. Причем, мы лишены чувства нехватки отсутствующих органов - как никогда человек не испытывает недостатка в шестом пальце на руке. Подобно тому, как невозможно объяснить слепому от рождения, что такое зрение, так никогда человек не откроет скрытые формы природы, пользуясь доступными ему методами исследования.

Но согласно Каббале существует духовный мир, не ощущаемый обычными органами чувств.

В центре этого духовного мира находится наша Вселенная и наша планета. Духовный мир - это мир мыслей и чувств. Он действует на нас посредством законов материальной природы и случая. Этот мир ставит нас в определенные условия, в соответствии с которыми мы вынуждены действовать. Мы - рабы окружающего не от нас зависит где, когда, кем родиться, с какими задатками и данными, с кем встретиться в жизни, в какой среде оказаться.

Эти начальные данные определяют все наши реакции и поступки, все их последствия. И на этом уровне - уровне материального мира мы практически лишены свободы воли! Лишь постижение духовного пространства человеком дает ему свободу воли, ведет его к истинной цели творения - получению всего Божественного света, всего наслаждения, которое хочет дать Творец. Путь, приводящий людей к Каббале, обычно выглядит так человек совершенно светский, хорошо устроенный, спокойный вдруг начинает ощущать острую неудовлетворенность пропадает искорка наслаждения - нэр дакик. В своих обычных занятиях он не находит удовольствия, радости, вкуса к жизни. Подобным образом проклят змей ни в чем не чувствует он вкуса - любая пища, которая есть у него в изобилии, имеет вкус земли.

Именно в нашем поколении начинает остро ощущаться духовный голод на фоне материального изобилия. И человек начинает искать источник удовлетворения путем, подчас тернистым и долгим.

Можно лишь пожелать людям вовремя выбрать жизнь, а не идти по пути страданий, по которому мы уже прошли в прошлом. Духовная информация распространяется постепенно. Ведь расстояние от нашей материальной жизни до духовного мира огромно. Но весь наш мир с его историей и страданиями - ничто по сравнению с тем, что уготовано раскрыться человеку. Грандиозность замысла Творца мы не в состоянии даже представить. Миллиарды тел прошли жизнь в этом мире, чтобы только десятки пришли к правильной мысли о Творце.

А из тех десятков - единицы достигли уровня постижения Творца. Так было до сих пор. Но в наше время этот процесс идет совершенно в другом темпе. В него постепенно будут включены миллиарды, даже те, кто отрицательно реагирует на Каббалу, даже их можно считать избранными. Рабби Йегуда Ашлаг пишет, что убеждения отцов при переходе к сыновьям часто инверсируются, потому что переход происходит не в материи, а из души отца в душу сына. Поэтому те, кто сегодня и слышать не хочет о каббале, могут стать в своем следующем кругообороте ее горячими сторонниками.

Пусть знают это! Таково устройство Общей Души, называемой Адам. Я уже предвижу наш успех. Он виден свыше, постепенно нарастающий и вот-вот готовый прорваться и раскрыться всем, как ясная Цель жизни каждого. 3.2.