рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Принятие христианства на Руси

Работа сделанна в 1999 году

Принятие христианства на Руси - Реферат, раздел Религия, - 1999 год - Министерство Общего И Профессионального Образования Российской Федерации Волг...

Министерство общего и профессионального образования Российской федерации Волгоградский государственный технический университет Кафедра истории, культуры и социологии Реферат по истории Тема Принятие христианства на Руси Выполнил студент Кудряшов П. группы ИВТ-262 Руководитель работы Тащилкин Е.Ю. Волгоград 1999 План реферата Введение стр. 3-5Причины принятия христианства стр. 5-8Зарождение христианства стр. 8-11Владимир-христианин стр. 11-20Крещение киевлян стр. 20-21Благоприятные условия для введения христианства на Руси стр. 22-24Русь православная стр. 24-25Вывод стр. 25-26Список литературы стр. 27 И услышал я громкий голос с неба, говорящий Се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, и они будут Его народом, и сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля ни болезни, ИБО ПРЕЖНЕЕ ПРОШЛО. Откровение Иоанна Богослова 21,3,4 Введение. Древняя, дохристианская религия славянских народов известна нам далеко недостаточно. Это связано с тем, что ученые начали интересоваться ею только с конца 18 века, когда пробудилось национальное самосознание у многих славянских народов.

Но к этому времени они, уже давно обращенные в христианство, успели позабыть свои древние верования, сохранились лишь некоторые народные обычаи и обряды, некогда связанные с ними. Древние славяне никогда не были объединены ни политически, ни экономически, и едва ли они могли иметь общих богов, общие культы.

Очевидно, у каждого племени были свои предметы почитания, и даже у каждого рода свои. Но конечно многое было одинаково или сходно у разных племен.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира 4-е изд испр. и доп. М 1986 с. 202 Число богов древних славян велико и каждый из богов относился к той или иной стороне быта славян например Перун бог грозы, Велес Говядо бог скотоводства, Даждьбог и Хорс солнечные боги, и.т.д. Вследствие значительного количества богов, а также разобщенности религиозных ценностей и верований особенно убого было язычество Руси, жалки ее боги, грубы культ и нравы.

Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М 1984 с. 43 Это несомненно понимала Ольга, жена погибшего князя Игоря, одна из первых на Руси в 957 году принявшая христианство. Именно с того времени со второй половины 10 века начинается принятие христианства на Руси. Этот процесс отнюдь не был прост и безболезненнен это была борьба, борьба двух религий христианской, пришедшей из Византии и чуждой Руси, и славянского язычества.

Он сопровождался многочисленными гонениями и бунтами. С X по XVI век шел постепенный упадок ведической и языческой религий, это время религиозных междоусобиц, двоеверия, иноземного ига, зависимости от иноземцев и иноплеменников. С XVII века и поныне - преследования язычников, угасание древней веры, время последних хранителей веры. Сейчас можно сказать, что язычество ПРЕЖНЕЕ ПРОШЛО. Откровение Иоанна Богослова 21,3,4 Но об этом я поговорю позже В любой религии делается попытка установить обратную связь с той сокровенной Сущностью, которая коснулась человека своим веянием. В самом же чувстве присутствия Божественного большинство религий обнаруживают внутреннюю общность.

Мень. А.В. История религии В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2 Магизм и Единобожие Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. М 1991 с. 6 Однако тогда возникает резонный вопрос если едина Божественная Реальность, к которой человек приобщается в религиозном опыте, то почему опыт истолковывается так различно Первый ответ на этот вопрос ссылается на несомненное сходство многих верований.

Разнообразие религий говорят его сторонники явление периферическое, поверхностное. На самом же деле по существу есть лишь одна истинная Религия, разлитая всюду под разными формами.

Именно такая концепция помогает как бы сгладить непримиримость различных религий, сгладить бесконечные разногласия. Наиболее четко и последовательно придерживались такой точки зрения индийский философы Рамакришна, Вивекананда,Радхакришнан, а также многие европейские теософы, такие как Лессинг, Новалис, Эмерсон, Толстой. Однако такой подход приводит к обезличиванию разных религий, а кроме того, стирание границ вольно или невольно ведет к замалчиванию важных противоречий в различных религиях.

Наглядным примером этому служит сравнение христианства и буддизма, сходных лишь во второстепенных чертах, в главных же они почти диаметрально противоположны. Сторонники второго взгляда, считающие себя строгими последователями Библии, впадают в другую крайность. Они признают, что есть лишь единственное Откровение, данное Израилю и от избранного народа перешедшее к Сверх-Израилю, т.е. Церкви. Все, что лежит за пределами этого духовного потока, объявляется либо чисто человеческими домыслами, либо суевериями.

Мень. А.В. История религии В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2 Магизм и Единобожие Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. М 1991 с. 7 Нельзя отрицать, что данную позиция действительно имеет основание в Библии. Этот радикализм проповедовал раннехристианский писатель Тертуллиан, в настоящее время его возродил известный протестантский богослов Карл Барт. Однако нельзя отождествлять это порождение кризисных эпох с целостным духом библейского учения.

Существует и другие мнения, но они менее распространены. Как же относятся к христианству нынешние потомки славян Как и тысячелетие назад существует два мнения за и против, как бы банально это не звучало. Однако чаша - За в настоящее время перевешивает это единственное изменение в этом вопросе за 10 веков. Большинство считает, что Христианство есть действительно правдивая, справедливая и гуманная вера. Эту точку зрения поддерживает А.Мень, В.Соловьев, Н.Бердяев многие другие, с другой стороны в настоящее время есть люди, цель которых опорочить Христианство, основные доводы таких людей можно понять, прочитав статью Дмитрия Янковского и Ярослава Добролюбова Чем христианство плохо. Они состоят в том, что Христианство ЧУЖАЯ, навязанная религия, все христиане РАБЫ, монотеизм абсурден, а также в большом количестве вымышленных противоречий в Библии, связанных с отрывом цитат от контекста книги.

Конечно многие люди анархисты, а самое страшное, в виду своей многочисленности секты, заинтересованные в том, чтобы опорочить и очернить христианскую религию, отделить русского человека от Иисуса Христа.

Однако любой здравомыслящий человек должен выбирать религию не на основе скоропалительных решений, навязанных прочтением брошюры Башня братства Иеговы, а из собственных духовных побуждений, своей близости к той или иной религии, осознанием ее роли в истории развития своего государства.

Ведь именно принятие Христианства тысячу лет назад на Руси коренным образом повлияло на ее историю, быт, характер и мировоззрение русских людей. Итак, с чего же все началось Причины принятия христианства. В настоящее время многие люди думают о принятии Христианства на Руси очень просто дескать пожелал Владимир чтобы все русские люди стали христианами и только по его воле Русь вдруг стала христианской. Однако на самом деле чтобы рассуждать об этом, необходимо учесть историческое положение, в котором находилась Русь в то время и конечно же нельзя недооценивать влияние исконно русского язычества на этот процесс.

Существует две основные причины принятия Христианства на Руси Первая заключается в следующем Со временем древние славянские племена по мере классового расслоения стали переходить к государственным формам жизни, возникли и условия превращения племенных культов в государственные. Быть может культ Святовита у поморских славян распространился именно в связи с этим. Токарев С.А. Религия в истории народов мира 4-е изд испр. и доп. М 1986 с. 210 И как известно к 9 веку образовалось Киевское государство.

Физическое и географическое объединение восточных славян вызвало более тесное межплеменное взаимодействие, а также перемешивание различных культурных, материальных и религиозных ценностей. В связи с этим естественно возникали трения между различными племенами, вызванные различными ценностными воззрениями. Таким образом вставала объективная необходимость также и религиозного объединения народов Киевской Руси. Как всегда, следуя русскому менталитету, эта попытка объединения была произведена силовым путем.

Так киевский князь Владимир попытался создать общегосударственный пантеон и государственный культ по рассказу летописи, он в 980 г. собрал на одном из холмов Киева целый сонм кумиров различных богов Перуна, Велеса, Даждьбога, Хорса, Стрибога, Мокоши и велел молиться им и приносить жертвы. Некоторые исследователи, гиперкритически настроенные Аничков, считали, что эти Владимировы боги были с самого начала княжескими или дружинными богами и культ их не имел корней в народе.

Но это маловероятно. Солнечные божества Хорс, Даждьбог и другие, женская богиня Макошь, видимо, были и народными божествами Владимир лишь пытался сделать из них как бы официальных богов своего княжества. Токарев С.А. Религия в истории народов мира 4-е изд испр. и доп. М 1986 с. 202 Однако по-видимому эта попытка не удовлетворила Владимира.

Причинами его неудачи стало попытка частного изменения язычества, принуждение людям верить в того, в кого они не верят. Однако сама суть политеизм так и оставался нетронутым. Язычество к моменту образования сильного централизованного и сплоченного Киевского государства уже изжило себя и нужна была совершенно другая религия, способная придать княжеству идеологическое единство, объединить людей в служении единому богу. Именно такая религия как Христианство наиболее подходила для решения задачи становления религиозного единства государства, а также соответствовала формировавшимся феодальным отношениям.

К этому надо добавить, что гуманное Христианство легко сливалось с внутренним, духовным содержанием русского человека. Однако возникает вопрос откуда же русичи могли узнать о существовании Христианства и почему именно оно было принято в качестве государственной религии С этим на прямую связана вторая причина принятия Христианства на Руси К 10 веку нашей эры Русь представляла собой очень молодое, но быстро развивающееся государство.

С чем же было связано это быстрое развитие Дело в том, что развитие практически любого государства зависит от развития ремесла. Русское же ремесло развивалось в основном вследствие активной торговли. В то время Русь граничила на юге с Византией государством, имевшим двух- тысячелетнюю историю, и являющимся обширным кладезем знаний. Конечно же Византия намного обгоняла Русь в развитие и с этим связан распределение потока товаров из Руси шло в основном сырье мех, зерно, а из Византии предметы ремесла различные приспособления, оружие, книги, картины.

Но вместе с материальными товарами, Русь получала от Византии технологии, научные открытия, знания, культуру, ИДЕИ. Русские люди питали всегда благоговейное уважение к Империи, к блестящим формам ее жизни, которые так поражали их воображение таковы бывают постоянно отношения народов необразованных к образованным. Соловьев С.М. Об истории древней России М.1993. с. 38 Они, приезжавшие в Константинополь неизмеримо удивлялись культурным достижениям византийцев, величию христианских храмов.

Не одна надежда корысти могла привлекать нашу Русь в Константинополь, но также и любопытство посмотреть чудеса образованного мира сколько дивных рассказов приносили к своим очагам бывальцы в Византии. Как вследствие этого возвышался тот, кто был в Константинополе, и как у других разгоралось желание побывать там Там же с. 39 Таким образом процветающая Византия демонстрировала пример тому, что может сделать монотеистическая религия для развития государства.

Как важно идеологическое единство народа, живущего в нем. Именно эти две причины повлияли на решающий выбор Владимира в пользу Христианства, как религии, просто необходимый Киевской Руси для дальнейшего существования и развития.

Зарождение христианства

Об истории древней России М.1993. Она пыталась уговорить сына принять христианство, однако он упорствова... Но Владимир все таки решился осадить этот город. По указанию Анастаса, водопровод должен находиться на восток от стана ... Делать же это с идолом Владимир приказал не потому, чтобы идол чувство...

Благоприятные условия для введения христианства на Руси

Поляне, киевские Славяне, как говорит летописец, были нрава тихого и к... с.50 Эти варяги, которые имели постоянные сношения с Новгородскими Сла... Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов Владимир велел... Соловьев С.М. Об истории древней России М.1993.

Русь православная

таинствах Церкви, о церковных преданиях, о поклонении иконам, кресту, ... В . наставлен епископом Херсонесским в истинах христианской веры, конечно,... Преподобный летописец упоминает, что перед крещением Владимир был огла... В символе изложены догмат о Пресвятой Троице, воплощении Сына Божия, о...

заключение, к символу Синкелла прибавлены были два особых наставления, очевидно, переведенные собственно для князя Владимира.

Первое наставление показывает, что для того, чтобы быть истинно православным, нужно держаться семи вселенских соборов. При этом перечислены самые соборы, с показанием, где и когда какой собор был, против кого он был созван сколько на нем было собрано святых отцов. Другое наставление состояло в показании того, чего Русские должны остерегаться, чтобы не потерять православия. Это именно- не принимать учения Латинян, причем показаны главнейшие их заблуждения и сказано, что прежде Латиняне учили правильно и согласно с Греками, а впоследствии совратились и уклонились от. Этот символ и наставления, преподанные Владимиру, важны в том отношении, что с самого начала введения христианства в России не только точно выражали содержание веры, преподанной Русским, но сразу же полагали резкое различие между православием и учением Латинян, что, между прочим, давало возможность Русским, не смотря на недавность обращения их ко Христу, твердо стоять в православии и противиться всем попыткам Римских пап склонить наших предков к принятию учения Западной Церкви.

И такими же непоколебимыми в своей вере оставались, и- благодарение Богу, остаются и теперь православные последователи Русской Церкви, не смотря ни на какие политические колебания в царстве Русском.

Такими же преданными православию остались они и тогда, когда Реформация, проведенная Лютером и его последователями, охватила почти всю Западную Европу и отняла у Римского папы почти половину его последователей.

Вывод. Итак, подведем итог долгому пути Руси к принятию Христианства. Принятие христианства, сменившего собой изжившее себя, жестокое и жертвоненасытное язычество, позволило продолжить дальнейший экономический рост страны, позволило значительной увеличить вес Руси в окружающем ее мире, превратив варварскую страну язычников в просвещенную нацию. Принятие монотеистического Христианства способствовало объединению и сплочению людей русских под началом непоколебимой веры в БОГА Высшего творца и Христа спасителя. Христианство, как наиболее гуманистическая религия, способствовала духовному и моральному росту нашего народа.

Недаром А. С. Пушкин сказал Там русский дух, там Русью пахнет. Здесь он хотел подчеркнуть огромную силу духа и широту души русской. В настоящее время именно гуманистические идеалы христианства приняты за основу многочисленных организаций, защищающих права человека ООН, ЮНЕСКО. Важным аспектом принятия Христианства является то, что Христианство проповедовало жизнь после смерти.

Но самое главное заключалось в зависимости жизни души человека после физической его смерти, от того, как он провел жизнь в бренном мире. Если он жил праведно и уважал каноны церкви, усердно молился, то в награду он получал вечное блаженство в рае, если же он богохулил, совершал преступления и злодеяния, то он был обречен мучиться в аду. Это вызывало уменьшение числа злодеяний, ведь преступник, даже не наказанный в суде, обязательно должен предстать пред лицом божьим.

Христианское духовенство влияло прямо уже на строй общественный не в церковных делах, не о средствах распространения христианства советовался Владимир с епископами, но о том, как наказывать преступников вместе с старцами епископы предлагали князю о том, куда употреблять виры, заботились о внешней безопасности, и князь соглашался с ними. Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая Ростов нД,1994 с. 172 Христианская религия давала веру и надежду каждому человеку, бедному и богатому, что ему поможет Бог, Бог заступник и благодетель.

И верил русский человек, что И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля ни болезни Откровение Иоанна Богослова 21,3,4 . И вера эта помогала ему жить. Список используемой литературы 1. Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая Ростов нД Издательство Феникс,1994 512 с. 2. Соловьев С.М. Об истории древней России сост авт предисл примеч А.И. Самсонов. 2е изд. М.Просвещение, 1993. 544 с. 3. Токарев С.А. Религия в истории народов мира 4-е изд испр. и доп. М. Политиздат, 1986 576 с. 4. Мень. А.В. История религии В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2 Магизм и Единобожие Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей.

М. СП Слово, 1991. 462 с. 5. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М. Политиздат, 1984. 384 с. 6. Еженедельник Абсолютно все NN 43-5397,198 ст. История возникновения Христианства на Руси. 7. Письмо Иллариона Троицкого архиеп. г. Роберту Гардниеру, секретарю комиссии для устройства мировой конференции христианства, 1916 г.

– Конец работы –

Используемые теги: нятие, Христианства, Руси0.06

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Принятие христианства на Руси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Принятие христианства на Руси и его историческое значение
Это связано, прежде всего, с тем, что наши первые летописцы писали не раньше XI века. А о событиях IX – X вв. за исключением немногих письменных… Таким образом, можно отметить, что только с приходом христианства русский… Крещение Руси – историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. О принятии Киевской…

Обстановка в Киевской Руси перед принятием христианства
Важнейшая из них, состоявшая в обеспечении безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно (он перестал существовать после… Борьба с печенегами стала в Х в. насущной потребностью Руси. Вся плодородная… Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и общенародным делом, понятным и близким всем слоям…

Принятие христианства на Руси и его социально-культурные последствия
Оно станови-лось единой общегосударственной идеологией для всех областей Руси, где до того существовали местные языческие культы, и тем самым… В нем, прежде всего, увиде-ли проповедь повиновения властям, непротивления, и… Что же делать нам, людям XXI века, с чьей позицией согласиться? Я думаю, надо сказать им всем спасибо за то, что один…

ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИСТРИЧЕСКУЮ СУДЬБУ РОССИИ
Предпринятые киевским князем Владимиром I (980—1015) в начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества,… Язычество утратило былую естественность и привлекательность в восприятии… Соседи Руси — Волжская Болгария, исповедовавшая ислам, Хазарский каганат, принявший иудейство, католический Запад и…

Принятие христианства
Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и… Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по… Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть. 2. Выбор веры Важной…

Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры
Библиография. Введение.Русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. в ходе образования государства у… Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок оно… Большой интерес во всем мире к принятию христианства Киевской Русью обусловлен тем бесспорным историческим значением,…

Проникновение христианства на Русь и отношения с язычеством до крещения Руси при князе Владимире
Образовался круг великих христианских держав средневекового мира, гражданский порядок которых был основан на христианских началах.Плоды принятия… Но не вызывает сомнений пребывание ап. Андрея на берегах Северного… Последние его слова воспринимаются как гипербола, но факт раннего распространения христианства в Северном…

Киевская Русь 9-12 веков. Принятие Христианства.
Социально-экономический строй Киевской Руси. Предпосылки удельной раздробленности (вторая половина XI - начало XII века). Введение.Древнерусское… В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой… Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не…

Характеристика принятия Христианства на Руси и Великий Киевский князь Владимир в "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина
По обычаю того времени мальчика при рождении записали на военную службу, поэтому, достигнув возраста , Карамзин поступил в полк уже в чине… Он издавал в Москве журнал Вестник Европы . Это был совершенно новый для … В течение нескольких лет он изучал архивные документы, древние рукописи, сочинения своих предшественников. Затем он…

Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры
Библиография. Введение. Русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. в ходе образования государства… Опора государства на новую религию, прежде всего как на социально-нормативный… Большой интерес во всем мире к принятию христианства Киевской Русью обусловлен тем бесспорным историческим значением,…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам