Школы исламского права мазхабы

Школы исламского права мазхабы. Опираясь на Коран и Сунну как каноническую основу исламского права, обособившиеся от богословия законоведы, используя указанные четыре метода решения спорных богословских проблем, в VIII-IX вв. создали в рамках ортодоксального суннитского ислама четыре наиболее известные и сохранившие свое влияние и поныне школы исламского права.

Их основателями были известные законоведы-имамы, по именам которых школы мазхабы и были названы. Первым и наиболее почитаемым из них был Абу-Ханифа ум. в 000 г Система Ханифы, ханифизм, опираясь, как и все другие системы, на Коран и Сунну, наибольшее внимание уделяет методам рая и кыяса, т. е. индивидуальному толкованию и решению спорных проблем методом аналогии, со ссылками на все те же аяты Корана и хадисы Сунны. Признает эта система и иджму, но в значительно меньшей степени. Зато именно ханифизму принадлежит выдвижение на передний план метода истислах, т. е. критики отдельных положений некоторых хадисов.

Ханифизм немало внимания уделяет и обычному праву арабского и иных мусульманских народов - адату, нормы которого, будучи увязаны с основами ислама, также должны быть приняты во внимание.

Исламское право ханифитского толка наиболее гибко ханифизм умело и удачно приспосабливался к новым веяниям, к меняющейся этнокультурной среде и т. п. Этим в значительной мере объясняется то, что именно ханифитский мазхаб предпочли тюрки, принявшие ислам в XI в. и затем занявшие ключевые позиции в исламе. Ханифизм стал наиболее предпочтительной системой исламского права в Османской империи и вплоть до сегодняшнего дня к его приверженцам относятся не менее трети насчитывающихся в современном мире мусульман-суннитов, проживающих в Турции, Афганистане, Египте, Пакистане, Индии и некоторых других странах.

Система Малика ум. в 000 г маликизм, признает в качестве основ права Коран, Сунну и адат, опирается, как и ханифизм, на методику истислаха критики хадисов, но из всех остальных методов предпочитает иджму согласованное мнение и рай. Маликиты, как школа исламского права, близки ханифитам, но более строги и нетерпимы, менее склонны доверять спекулятивным суждениям не случайно метод рая у них на последнем месте, а методом кыяса они почти не пользуются.

Маликитский мазхаб распространен прежде всего в странах Магриба и вообще среди африканских мусульман, например в Судане. Система Аш-Шафии ум. в 000 г шафиизм, признает в виде основ исламского права Коран и Сунну, использует иджму и кыяс, выступает против рая, истислаха истихсана. Шафииты в сфере своих правовых норм значительно жестче ханифитов и ближе к маликитам с их строгостью v. нетерпимостью по отношениюж спекуляциям.

Распространена эта система в Сирии, частичной Египте и восточной Африке, в Пакистане и Индонезии. Система Ибн-Ханбала ум. в 000 г ханбализм, опирается в основном на хадисы и лишь ограниченно использует методы рая, иджмы и кыяса. Эта школа отличается нетерпимостью и начетничеством, имеет наименьшее распространение, причем преимущественно в сравнительно отсталых странах ислама, прежде всего в Аравии.

Все четыре мазхаба, хотя и спорят друг с другом по различным вопросам права, методики и обрядности, практически мирно сосуществуют, нередко в рамках одного и того же государства. Возглавляется каждая из этих школ группой высокообразованных в исламском смысле, т. е. знающих ислам специалистов-законоведов и богословов-муджтахидов мутакаллимов, определяющих позиции каждой из этих систем. Всем четырем школам сунниты придают равное значение каждый имеет право менять свои симпатии в пользу того или иного мазхаба, пользоваться учебными пособиями различных школ. 0.00. Шариат Все четыре школы включены в сводную систему мусульманского права - шариат.

Мусульманское право едино оно не подразделяется на гражданское, уголовное, религиозное. Тесно связанное с религией и определяемое в своих основных принципах авторитетами калама, это право - прежде всего, религиозное, учитывающее и нормы обычного права, адата. Шариат намеченный, предписанный путь опирается на Коран и Сунну, а также на сборники фикха, своего рода своды и кодексы исламского законодательства, выработанные перечисленными выше школами и имеющие реальный правовой авторитет, силу закона.

Основная тенденция шариата - оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Законы шариата -это правовая систематизация поведения правоверных, их обязательств перед людьми, обществом и Аллахом. Авторизованный догматическими нормами ислама кодекс шариата подразделяется на три основные части ибадат обязанности, относящиеся к религиозному культу, муамалят чисто юридические нормы и укубат система наказаний.

Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регламентируют почти все детали его быта и вместе с обычным правом адатом создают густую сеть обязательных предписаний, что само по себе уже гарантирует конформность поведения правоверных. Разумеется, не все и не всегда соблюдают нормы шариата. В мусульманском мире, как и повсюду, случаются нарушения и преступления.

Однако строгость уголовного законодательства и особенно наказаний шариата не только впечатляет, но оказывает заметное дисциплинирующее воздействие. Так, например, суровые наказания в случае хищений чужой собственности, даже мелкого воровства, достаточно эффективно способствуют как снижению уровня преступности, так и неприкосновенности собственности. Менее жестоко преследуется убийство - здесь многое решалось по законам адата с его традиционными институтами кровной мести как сказано в Коране, правоверным разрешается мстить, но в пределах эквивалента свободного за свободного, раба за раба, женщину за женщину.

Решительно осуждается самоубийство. В Коране среди прочих есть специальный аят, запрещающий убивать новорожденных девочек обычай, существовавший в Аравии до ислама. Шариат регулирует гражданские взаимоотношения, порядок решения имущественных споров, взысканий и наказаний в случае нарушения религиозных предписаний, нормы поведения, отправления культа, ритуала и т. п. Согласно шариату, действия людей подразделяются на пять основных категорий обязательные, за невыполнение которых следует наказание рекомендуемые т. е. желательные, но не обязательные дозволенные предосудительные т. е. осуждаемые, но не наказуемые и запрещенные, наказуемые.

Очень важно при оценке того или иного действия намерение подчас совершенное действие оценивают не столько с точки зрения свершившегося факта, сколько с точки зрения цели, намерения человека. 0.00.