Символ веры ислама

Символ веры ислама. Коран и Сунна были доступны далеко не каждому - их изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы.

До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного. Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж. Принцип исповедания - центральный в исламе.

Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, т. е. торжественно произнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен был соблюдать остальные обязанности правоверного. Молитва - обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те, кто не молится пять раз в день неверные.

Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего ее совершают индивидуально, реже - группами, обычно в мечетях не менее 00 мужчин женщины в мечетях не молятся. Там же по пятницам и в дни праздников - торжественные богослужения, которыми руководят уважаемые в исламской общине руководители - имамы стоящие впереди. Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения, омовения малого - сводящегося к мытью рук, ног и лица, и большого - в случае серьезной нечистоты, что чаще касается женщин и сводится к полному омовению всего тела. Если нет воды, например в пустыне, можно очиститься песком.

Молитву совершают в одежде, в чистом месте вне кладбищ, боен, отхожих мест и т. п на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки. Перед совершением молитвы следует обязательно заявить вслух или про себя о своем намерении совершить молитву, ибо намерение что-либо сделать в исламе вообще и в мусульманском праве в частности значит очень много.

В данном случае, при молитве, оно как бы настраивает на определенный лад, готовит к торжественному моменту общения с Аллахом. Затем молящийся стоя вздымает руки, вкладывая одну в другую, приседает, снова встает и воздевает руки кверху. После этого он опускается на колени и совершает земной поклон, затем привстает на коленях и вновь кланяется, сопровождая все эти действия невнятным бормотанием формулы исповедания веры и первой суры Корана, реже - других молитвенных текстов.

Как правило, мусульманин во время молитвы Аллаха ни о чем не просит. Во время каждой из пяти ежедневных молитв мусульмане повторяют такого рода молитвенный ритуал ракат по два, а то и три-четыре раза. По пятницам число ракатов возрастает, а во время поста достигает подчас двадцати. Кроме пяти обязательных ежедневных молитв, правоверные совершают и дополнительные - за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребенка, важного предприятия или начинания. Молитвы такого рода обычно совершаются в присутствии имама или иного знатока ислама подразумевается, что молящийся просит Аллаха о содействии, ожидает его благословения, надеется на его защиту.

Чтобы правоверные за своими текущими делами не забывали о времени молитвы, в городах и селах воздвигаются высокие минареты при мечетях, а служители-муэдзины громкими голосами возвещают о том, что время молитвы наступило. Если молитва совершается в мечети, пришедшие туда обязаны совершить омовение в специальном бассейне с проточной водой, установленном во дворе.

При молитве в мечети все становятся лицом к специальной нише-михрабу, указывающей сторону Мекки, и совершают ракаты, повторяя все движения стоящего впереди них тоже лицом к Мекке имама. Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц рамазан, рамадан. На протяжении месяца все, кроме малых детей и больных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т. п. После заката и перед восходом солнца они едят и пьют весьма умеренно, и затем опять настраиваются на благочестивый лад, высказывая намерение поститься и отдать свои думы Аллаху.

В конце дня, перед закатом, мусульмане снова благодарят Аллаха, и лишь после этого могут обратиться к земной пище. За соблюдением поста следят строго. Он начинается с появлением молодой луны месяца рамазана по распоряжению кади исламский судья. А так как мусульманский лунный год имеет всего 000 дня и месяцы исламского календаря сменяют друг друга, невзирая на сезон года и принятое в современном мире летосчисление отчего исламский календарь не совпадает с общепринятым - по мусульманскому календарю сейчас XV век, хотя начинается он с 000 г пост может приходиться не только на короткие дни зимы, но и на длинные жаркие дни лета, да еще совпасть с тяжелыми полевыми работами.

Но закон неумолим правоверные обязаны с утра до вечера работать без еды и капли воды, причем за нарушения положены суровые наказания.

От поста освобождаются лишь путешествующие, да и то с обязательством возместить дни поста в другое время. Кроме рамазана мусульмане постятся и в другое время -по обету, в случае засухи, в порядке возмещения за пропущенные дни рамазана. Нельзя поститься вне рамазана в пятницу, субботу и воскресенье. От поста иногда можно откупиться особенно больным и старым пожертвованием дополнительной милостыни. В дни поста мусульмане особенно тщательно молятся, а в рамазане к пяти ежедневным молитвам добавляют шестую, тоже вечернюю, с 00 ракатами, чаще всего под руководством имама.

Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Милостыня собиралась специальными сборщиками, ее нередко раздавали в дни праздников натурой в форме участия неимущих в пиршествах и т. п Кроме обязательной милостыни-закята, воспринимавшейся в качестве очистительного ритуала для имущих и исчислявшейся обычно в несколько процентов их годового дохода, существовала и дополнительная милостыня садака - добровольное даяние, выражавшаяся в виде воздаяния отдельным лицам, подаяния нищим дервишам, дарений на богоугодные нужды - строительство мечетей, школ, больниц иногда в форме дарения недвижимости - вакуфа.

Хадж - пятый и последний из обязательных столпов веры, причем наименее обязательный из всех. Считается, что каждый здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе. Но так как практически это осуществить было нелегко, хадж для правоверных был делом чести, престижа.

Многие стремились исполнить этот свой долг, хотя не многим удавалось добиться этого. Ежегодно в среднем около 00 тыс. правоверных в последние годы - намного больше прибывает в Мекку в дни великого жертвоприношения Аллаху в другие дни хадж не засчитывается они делжны посетить святые места в Мекке, Медине и Иерусалиме, семикратно обойти Каабу и поцеловать ее черный камень.

Кроме того, каждый паломник приносит жертву. Лишь совершившие весь обряд паломники получают право носить почетное наименование ходжи. К пяти столпам исламской веры нередко добавляют еще один -шестой, священную войну против неверных джихад или газават. Такая война тоже была священной заповедью правоверных. Это не значит, что всех немусульман всегда уничтожали. В исламских странах проживало немало иудеев, христиан и прочих неверных, плативших все положенные налоги и лишь несколько ограниченных в их гражданских правах. Речь о газавате шла преимущественно в годы военных действий, в периоды резкой вражды и особенно в условиях национально-освободительных войн. В это время война против неверных становилась священной заповедью, причем участие в ней освобождало от всех грехов и обеспечивало правоверному в случае его гибели в бою место в раю, что всегда воодушевляло воинов-мусульман.

Своими ратными успехами и победоносным продвижением в первые века ислама арабы были во многом обязаны именно этому священному принципу.

И здесь свою роль играл не только фанатизм, но и фатализм, т. е. убежденность в том, что судьба каждого предопределена Аллахом заранее, что ее все равно не обойти чему быть - того не миновать и что поэтому нечего бояться, можно смело идти в бой, особенно за правое дело. 0.0.