Ислам о предопределении

Ислам о предопределении. Фатализм мусульман тесно связан с более общей философской проблемой предопределения. Дело в том, что высказывания Корана на этот счет - несмотря на хорошо известную четкую формулу на все воля Аллаха - весьма противоречивы.

То в нем отстаивается идея фатальной неизбежности будущего без воли Аллаха и волос не упадет, то, напротив, судьба человека ставится в прямую зависимость от его собственного поведения, например, от того, насколько он может обуздать свои страсти и направить себя по праведному пути. На раннем этапе развития ислама, когда тафсир только зарождался, а богословие и правоведение были еще слиты воедино в рамках исламского законоведения фикха, идея фатального предопределения преобладала, что, как упоминалось, было условием успешного ведения военных действий и было выгодно Омейядам, так как обусловливало их власть высшей санкцией Аллаха.

Однако к концу правления Омейядов выделилось влиятельное крыло из среды факихов богословов-законоведов, выступавших за идею свободной воли кадариты. Затем кадари-ты образовали особую секту мутазилитов удаляющихся, отклоняющихся. Мутазилиты выступали с резкой критикой идеи о фатальной предопределенности, провозглашая разум критерием веры, добра и справедливости хорошо не потому, что так повелел Аллах Аллах повелел так, потому что это хорошо.

Основываясь на рационализме греческих философов, многие произведения которых, особенно Аристотеля и Платона, были переведены уже на арабский язык, мутазилиты подвергли сомнению и многие другие отдававшие мистикой тезисы ислама, в частности положение о несотворенности Корана. Они утверждали, что эта священная книга все-таки была сотворена, пусть хотя бы и Аллахом, и что поэтому ее можно толковать, можно строить на ее основе далеко идущие философские теории.

Мутазилиты, как и шииты, помогли Аббасидам свергнуть Омейядов, а при халифе Мамуне 000-000 их взгляды стали на время даже господствующими в исламе. Однако после Мамуна мутазилиты, сильно скомпрометировавшие себя преследованиями своих противников, сами оказались в положении преследуемых и вскоре практически перестали существовать. Вместе с ними сошла на нет и идея о свободе воли, а один из последних известных мутазилитов аль-Ашари 000-000, пересмотрев свои взгляды и признав, в частности, тезис о несотворенности Корана, способствовал преодолению крайностей обеих сторон мутазилитов и их оппонентов и содействовал становлению ортодоксального исламского богословия, отделившегося от законоведения и получившего собственное название калам. 0.00.