Учение мухаммеда

Учение мухаммеда. Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем.

Как основатель новой религии он явно уступал в этом плане другим - будь то полулегендарные Зороастр, Будда, Лао-цзы и Иисус или вполне реальный Конфуций - в силе и глубине интеллектуального потенциала. Значимость личности и проповеди Мухаммеда в ином именно он сумел извлечь из всех знакомых ему религий то главное, что в конкретных условиях Аравии начала VII в. было так необходимо призыв арабов к сплочению под знаменем единого Бога. Этот-то призыв и создал импульс невиданной силы. Вначале Мухаммед вообще не настаивал на том, что создает новое учение, новую религию.

Он выступил за признание единого Бога, в чем-то родственного иудейскому и христианскому, хотя в то же время явно имевшего отношение и к высшему божественному символу Каабы. Всю догматику своего учения, включая пророков от Авраама до Иисуса, он откровенно заимствовал из Библии. Авраам был даже совмещен при этом с владыкой Каабы в качестве праотца арабов.

Всех евреев и христиан Мухаммед не только охотно приглашал включиться в общину правоверных, но и считал как бы своими духовными братьями. Показательно, что в первые годы распространения нового учения Мухаммед даже молился, обратив лицо к святому городу иудеев и христиан - Иерусалиму. Только после того, как евреи стали открыто высмеивать теологические и догматические ошибки малограмотного Мухаммеда, пророк предписал обращать лицо во время молитвы в сторону Мекки, которая к этому времени превратилась в духовный центр ислама. Создав культ единого Бога Аллаха, Мухаммед призвал своих последователей ежедневно молиться ему, сопровождая молитву призывом к ней и омовением, а также соблюдать пост и вносить в общую кассу правоверных налог в пользу бедных -закят вначале примерно 0,0 общей стоимости имущества.

Из Библии Мухаммед заимствовал идею Страшного суда, представление о рае населенном гуриями и аде, о сатане шайтане, бесах джиннах и многое другое. Не чужд Мухаммеду оказался и дух раннехристианского эгалитаризма по крайней мере, на первых порах он активно выступал в защиту бедных, против притеснений обмериваний со стороны богатых купцов.

Под стать пророку были и первые его последователи, среди которых оказались Хадиджа, сын Абуталиба Али - двоюродный брат Мухаммеда, женившийся на Фатиме, купец Абу-Бекр, Омар и некоторые другие, менее известные деятели раннего ислама. Все они уверовали в божественность пророка, поддерживали его и ориентировались на связи с иудеями и христианами. 1.4. Мухаммед в Медине.

Хиджра Число последователей Мухаммеда в Мекке увеличивалось, и это встречало растущее сопротивление со стороны богатых купцов-курейшитов, наиболее влиятельных жителей города. Опиравшиеся на святилище и богов Каабы курейшиты не видели смысла в новой религии и даже опасались усиления ее сторонников. Смерть Хадиджи и Абуталиба который хотя и не стал мусульманином, но поддерживал племянника лишила Мухаммеда внутренней опоры в Мекке, и в 000 г. пророк вместе со своими немногочисленными еще последователями отправился в соседнюю Медину так стал называться Ятриб после переселения туда Мухаммеда, соперничавшую с Меккой.

Враждебные курейшитам мединцы охотно приняли Мухаммеда его мать была родом из Ятриба, а наличие в Медине большой иудейской общины сделало их более подготовленными к принятию его учения. Вскоре после прибытия Мухаммеда в Медину чуть ли не большинство населения этого города вступило в число правоверных. Это был огромный успех, почти триумф, поэтому 00-й год, год переселения, стал считаться первым годом новой мусульманской эры по-арабски - хиджра.

Мединская община мусульман выработала свой устав, свои организационные формы, первые законы и предписания в области не только ритуала и культа, но также и норм повседневной жизни. Вырабатывая все эти законоположения, Мухаммед заметно углубил различия между его учением и доктринами христиан и иудеев, что вполне естественно культурные традиции арабов не могли не оказать своего воздействия и на нормы семейной жизни многоженство, подчиненное положение женщины, и на сферу права четкое отстаивание интересов частной собственности, естественное для торгового народа, и даже на характер пищевых запретов не пить вина и т. п. Все это вместе взятое позволило Мухаммеду в Медине сделать значительный шаг по пути обособления новой религии от других, пусть даже и родственных ей. Этому шагу способствовал и разрыв пророка с иудейской колонией в Медине, выступившей в союзе с Меккой против мусульман.

Вскоре влиянию исламской общины в Медине подчинилась почти вся южная и западная Аравия.

Где убеждением, а где и силой последователи Мухаммеда добивались своего. Дольше всего держалась Мекка, хотя мусульманские отряды, воодушевленные идеей джихада войны за веру, грабили ее караваны и наносили ей один чувствительный удар за другим. Наиболее дальновидные из числа курейшитов стали переходить на сторону пророка. Дни независимой Мекки были сочтены, и в 000 г. Мухаммед торжественно вступил в этот город.

Теперь уже курейшиты не только приняли его, но и склонились перед ним. Приняв ислам, они быстро заняли видные места среди ближайших последователей пророка. Мекка была официально объявлена священной столицей ислама. И хотя Мухаммед не стал жить в ней, а возвратился в Медину, в 000 г. он совершил специальное паломничество хадж в Мекку. В том же году он умер и был похоронен в Медине. После его смерти в Аравии некоторые кочевые племена пытались восстать против новых порядков, но безуспешно.

Преемники Мухаммеда быстро и решительно пресекли внутренние смуты и основную свою энергию направили на распространение ислама вширь, на завоевания. 0.0.