Религиозные концепции политической мысли средних веков

ПолитологияРелигиозная концепция Политеческаямысль средних веков. Августин АврелийАвгустин 354-430 и Фома Аквинский 1226-1274 - основные создатели христианской политической теории. В их учениях христианскаяубежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и умеренностью.Так,Августин соединил концепцию лучшей жизни счастье от Бога с возможностями испособностями человека, с реалистическим гуманизмом человек не ненавидитчеловека из-за его порока, отмечал он, не любит порок из-за человека, ноненавидит порок и любит человека.

Августин резко противопоставлял церковь игосударство. Своим утверждением о том, что град земной , т.е.государственность, связан с царством дьявола, он положил начало многимсредневековым ересям.Но в то же время он обсуждал идею обновления градаземного в русле христианской добродетели все формы правления должны уважатьБога и человека. Аквинат Перетолковав господствующую августинскуюинтерпретацию истории и политики, Аквинат пришел к выводу, чтогосударство имеет позитивную ценность в самом себе и вне себя оно не толькосохраняет мир, но является выражением божественного провидения и воли во имялюдей.

Политика, по мнению Аквината, означает моральную ответственность,обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях.Политическое благоразумие - это правильный выбор средств к моральной цели,всеобщему благу общества и государства.В работе Сумма теологии , которую можноназвать величайшим синтезом средневековой католической теологии и философии,Аквинат рассматривает вечное право, божественное право, естественное право ипозитивное право.

Вечное право - это мудрость Бога как правителя всех действийи движений вселенной, оно направляет все действия мироздания. От негопроисходят все другие, более ограниченные формы права. Божественное право, такое как заповеди,служит как бы дополнительным руководством для тех предписаний естественногоправа, которые известны всем разумным людям.Аквинатуказывал, что естественное право присуще людям как сознательным, моральным исоциальным созданиям.

Существует один стандарт истины и справедливости для всехлюдей, он естественен, и все одинаково знают его. Позитивное право необходимо,чтобы помешать людям делать зло иобеспечить мир. Если позитивное право, введенное сувереном, противоречитестественному праву и разуму, оно не законно и является искажением права. только в данном случаеАквинат признавал правомерным выступление народа против монарха.Идеальнойформой вправления Аквинат, вслед за Аристотелем и Цицероном, считал смешаннуюиз чистых форм , при которой монарх олицетворяет единство, аристократия -преобладание надлежащих заслуг, народслужит гарантий мира и согласия. Право государства должно быть санкционированознатью и народом.

Несмотряна то, что Аквинат, казалось бы, говорил о самостоятельных сферах природы иразума, он в то же время утверждал, что естественная и мирская сфера власти, в конечком счете, подчинены духовной.Духовное бытиее людей - компетенцияцеркви как воспитателя.

Именно церковь, воспитывая в людях добродетель,направлет земное блаженство таким образом, чтобы оно привело к счастью нанебесах. Так Аквинат доказывал гармонию двух институтов в христианскомобществе церкви и государства. БлагодаряХристианству политическая мысльподнималась на новый уровень. Будучипрямым источником индивидуальной морали, христианство вносило в общение людейдух нового христианского правосознания.Оно утверждало, что человеку от Бога дан индивидуалный способсуществования и подчеркивало его самоценность.

Наряду с этим христианство училочеловека не видеть в подчиненности ненавистного бремени, а востпринимать властькак великое бремя ответственности.