рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Медресе Башкортостана

Медресе Башкортостана - раздел Религия, Медресемедресе, Мусульманское Учебное Заведение. Первые Медресе Возникли В 1...

МЕДРЕСЕМЕДРЕСЕ, мусульманское учебное заведение. Первые медресе возникли в 10 в. в Хорасане и Мавераннахре для подготовки служителей исламских институтов. Традиционная учебная программа медресе включала мусульманское право фикх, догматику калям, коранические дисциплины, хадисоведение, арабский язык, логику мантык дополнительно могли изучаться арифметика, медицина, астрономия, риторика. Медресе обычно действовали при мечетях. Обучение, как правило, было бесплатным и доступным для желающих.Первые упоминания о постоянно действующих медресе на территории Башкортостана относятся к 17 в. По содержанию они копировали средне-азиатские, по форме несколько отличались.

Располагались вне городов, были небольшими по размеру, размещались в деревнях, домах встречались и кочующие медресе, не имевшие постоянных источников дохода, а также государственной поддержки. Они были неустойчивы, смерть мударриса, заведующего, главного преподавателя или богатого покровителя, пожар или неурожай могли привести к их закрытию.

Поэтому из числа возникших в 17-18 вв. медресе процветающих в кон. 19 в. было немного. Среди них Стерлибашевское, Каргалинское, Куганакбашевское, Балыклыкулевское, Стерлитамакское. В нач. 20 в. в Уфимской губернии насчитывалось около 40 медресе. Удаленность от исламских центров, давление царского правительства, общий упадок мусульманской культуры постепенно привели местные медресе к застою. Им были присущи схоластика, оторванность от жизни.На рубеже 19-20 вв. в крае развернулось движение за их обновление - джадидизм.

В городах возникли реформирмистские джадидистские медресе Хусаиния Оренбург, Гусмания и Галия Уфа, Расулия и Мухаммадия Троицк, в которых наряду с классическими религиозными дисциплинами изучались и светские предметы. ДЖАДИДИЗМ, реформаторское движение в области школьного образования, возникшее во 2-й половине 19 в. среди тюркских народов России.Начало движения связано с введением в мектебах и медресе звукового метода обучения грамоте взамен буквослагательного, так называемого усул-и джадид, т.е. новый метод.

Движение стали называть джадидизм в противовес кадимизму кадим - старый. К 80-м гг. 19 в. джадидизм оформился в мощное общественно-политическое движение.Джадидисты критиковали религию, фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном языке, за открытие культурно-просветительных учреждений, что способствовало сплочению демократичности сил общества.

В Уфимской губернии новый метод обучения впервые был введен в медресе Гусмания нач. 90-х гг в Оренбургской губернии - в медресе Хусаиния. К началу 20 в. звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих мектебах и медресе Башкирии.В старометодных школах ученики обучались грамоте за 3-5 лет, в джадидистских - за год. Преподавание перешло с арабского языка и тюрки на татарский язык, который обрел также статус учебного предмета существенно расширилось изучение и других светских дисциплин. Был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания.

В 1897 в Оренбурге открылась первая в крае новометодная женская школа. Первые башкирские и татарские преподаватели, последователи джадидизма, были выпускниками реформированных медресе Каира и Стамбула, педагогических курсов в гг. Бахчисарай и Касимов.Со 2-й пол. 90-х гг. профессиональных учителей стали готовить медресе Расулия, Гусмания, Хусаиния и другие.

Идеологами джадидизма были просветители М.Акмулла, М.Уметбаев, Р.Фахретдинов, З.Расулев, крымско-татарский общественный деятель И.Гаспринский, прогрессивные представители национальной буржуазии братья Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка, С.Назиров и Г.Хакимов из Уфы и духовенства мусульманского З.Камалетдинов, К.Закир. МЕДРЕСЕ ГАЛИЯ открыто в октябре 1906 при второй соборной мечети в г.Уфе имам З.Галикеев.Основатель и бессменный директор медресе Галия З.Камалетдинов.

В 1907 на средства купца С.Назырова, дворянки С.Янтуриной и других, было построено трехэтажное здание по ул. Уфимской ныне Чернышевского, 5. Бывшее здание медресе Галия Уфа. Обучение в медресе было 6-летним принимали с 15 до 45 лет на основе экзаменов по окончании начальной школы. Особое место в учебной программе занимали история и философия ислама, толкование Корана, жизнь пророка Мухаммада, а также языки арабский, турецкий, русский, тюрки.Преподавание этих предметов было поставлено на уровень высших учебных заведений.

Кроме традиционных предметов изучались психология, педагогика, дидактика, литература, чистописание. Преподавали З.Кадыри, Т.Бадиги, С.Зиганшин, Л.Биксурин, Г.Терегулов, Х.Зайни, Х.Фазылов, И.Абдишев и др. Многие из них получили образование в Египте, Сирии, Турции и других странах.В 1915 по просьбе демократически настроенной уччащейся молодежи в медресе начал преподавать татарский язык и литературу Г.Ибрагимов, историю тюркских народов - А З.Валидов, историю и теорию педагогики - Ф.А.Давлеткильдеева в медресе Галия первый педагог-женщина.

В нем обучались башкиры, татары, казахи и др. Медресе окончили М.Гафури, Ш.Бабич, Х.Туфан, С.Кудаш, К.Хакимов, К.Идельгужин, деятель народного образования Казахстана Н.Манаев, С.Габяши и др. В 1919 медресе Галия преобразовано в современную мужскую школу 2-й ступени для башкир и татар. МЕДРЕСЕ ГУСМАНИЯ основано в 1887 по некоторым данным в 1885 в Уфе при Первой соборной мечети ахуном Хайруллой Гусмановым 1846-1907 и впоследствии было названо в его честь.

С 190607 учебного года М.Г. размещалось в новом каменном трехэтажном здании с двумя флигелями по ул. Тукаева, 39 ныне здание школы -14, построенном на средства Губернской земской управы и добровольные пожертвования мусульман. М.Г. вначале было чисто духовным уч. заведением и готовило проф. служителей мечети позже наряду с муллами готовили и учителей начальных классов медресе мугаллимов и хальфов.Будущих мулл обучали канонам исламской религии и языкам арабских и фарси.

В начале 1890-х вводится новый метод обучения Усули джадидд см. Джадидизм. Обучение в медресе Гусмания было 12-летним. Приготовительный ибтидаи и второй игдадия классы имели четырехгодичную программу обучения, первый рушди - трехгодичную.Численность шакирдов достигала 180-190. В его стенах учили азбуку Алифбу, написанную для детей башкир и татар, учебник Морфология и синтаксис араб. яз I, II, III части, написанный для шакирдов 5-7 кл. Х.Гусмановым курс русского языка вели учителя И.Еникеев и Г.Терегулов, с 1915 историю тюрков преподавал А З.Валидов.

После смерти Х.Гусманова медресе Гусмания возглавляет имам-хатыб Первой соборной мечети Ж.Абызгильдин. Медресе Гусмания окончили З.Камалетдинов, профессор, доктор медицинских наук З.Ш.Загидуллин, врач Б.Гусманов сын Х.Гусманова, башкирский артист А.Ф.Зубаиров, татарский писатель Р.Ишморатов и др. В 1918 медресе преобразовано в татарскую национальную гимназию.МЕДРЕСЕ ХУСАИНИЯ основано в 1889 в Оренбурге братьями А. и М. Хусаиновыми на собственные средства.

В медресе действовала 14-классная система. В начале 20 в. учебные классы были сгруппированы по разрядам 3 начальных ибтидаи, 4 средних рушди, 4 переходных игдадия, 3 высших галия. Окончившие игдадию получали право преподавать в средней школе. Преподавание в медресе велось по новому методу см. Джадидизм.Кроме традиционных, большое внимание уделялось светским и естествественным предметам, изучению старотюрского и русского языков.

В М.Х. преподавали Р.Фахретдинов, С.Рамиев, С.Сунчаляй, Ш.Камал, Ф.Карими, Ш.Бурхан и др. Многие произведения мировых классиков Марсельеза К.Ж.Руже де Лиля, русский текст П.Л.Лаврова, Овод Э.Л.Войнич, Спартак Р.Джованьоли, Интернационал Э.Потье и др. стали известны мусульманскому читателю благодаря переводам преподавателей медресе. Медресе Хусаиния имело богатую библиотеку с художественной, философской, педагогической литературой, учебной и периодической изданиями на многих языках русском, татарском, арабском, турецком, персидском и др. Некоторые воспитанники медресе участвовали в революционном движении, сотрудничали в демократичной периодической печати.

Забастовки и стачки шакирдов не прекращались даже после спада революции 1905-07. Многие из них впоследствии участвовали в годы гражданской войны в разгроме Колчака, Дутова и басмач. движения.Медресе Хусаиния окончили многие государственные и общественные деятели, поэты, писатели, деятели науки и культуры страны.

В 191920 учебном году МедресеХусаиния было переименовано в Татарский институт народного образования. МЕКТЕБ мэктэп, мусульманская начальная школа в странах Востока и дореволюционной России. В Башкортостане мэктэп появились на рубеже 1-го и 2-го тыс. н.э после принятия местными тюркскими народами ислама. В мэктэп обучали грамоте на основе арабской графики.Программа включала обучение чтению, счету, письму, заучивание наиболее употребляемых молитв, чтение Корана обычно по книге Афтияк, произведений религиозно-дидактического содержания Ахыр заман китабы С.Бакыргани, Кысса-и Йусуф Кул Гали, Мухаммадия М.Челеби и др Срок обучения колебался от 3 до 5 лет. До конца 19 в. мэктэп были только мужские женские мэктэп в крае появились в ходе борьбы за обновление идеологии и учреждений ислама см. Джадидизм, до этого девочки обучались в домах мулл у их жен абыстай.

Вначале обучение вел избранный мусульманской общиной любой грамотный и сведущий в делах религии человек.

С кон. 18 в. правительство запретило частное обучение, мэктэб открывались и функционировали только при мечетях. Обучением занималось духовенство мусульманское. В конце 19 - нач. 20 вв. под влиянием джадидистов возникли полусветские начальные школы. В учебный курс были введены родной язык и литература, история, русский язык и другие дисциплины, которые вели светские учителя мугаллим, мугаллима.Мэктэб существовали за счет средств мусульманских обществ и частных лиц. В б-ве приходов махалла работали 1 или несколько мэктэбов В начале 20 в. количество зарегистрированных мэктэбов в Уфимской губернии было более 1500, а в Оренбургской - 350. После Октябрьской революции мэктэб как религиозные школы ислама постепенно исчезли, так стали называться башкирские и татарские светские начальные и средние общеобразовательные школы.

– Конец работы –

Используемые теги: Медресе, Башкортостана0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Медресе Башкортостана

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Соборные мечети Башкортостана
Первая мечеть была построена в Медине (в городе пророка Мухаммада). Главная мечеть мусульман считается мекканская " Масджид аль Харам". Бывают… Мечети в основном строились деревянные, размеры зависели от числа мужской… При каждой мечети действовали медресе. На добровольное пожертвование зажиточных мусульман на рубеже 19-20 веков были…

История Башкортостана
Государственность у башкир восходит к IX - началу XIII вв к этому времени относится образование союза башкирских племен. С X в. среди башкир… В 1219-1220 гг. земли Башкортостана вошли в состав империи Чингисхана. В середине XVI в. башкиры приняли русское подданство на основе соглашения с правительством Ивана Грозного. До этого…

История Башкортостана
Государственность у башкир восходит к IX - началу XIII вв к этому времени относится образование союза башкирских племен. С X в. среди башкир… В 1219-1220 гг. земли Башкортостана вошли в состав империи Чингисхана. В середине XVI в. башкиры приняли русское подданство на основе соглашения с правительством Ивана Грозного. До этого…

Трудовой кодекс Башкортостана
При этом под социально - правовыми факторами понимаются размеры оплаты труда, продолжительность рабочего времени, отпуска и другие условия,… Статья 2. Законодательство, регулирующее трудовые отношения в Республике… Действие законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан о труде распространяется на все…

Дневник. Республика Башкортостан, город Янаул
На момент моего прибытия площадь защищенного грунта составляет 3 га. Под огурцы и томаты используют органический субстрат кокосовые стружки… Рабочий день длится до 17:30 . С раннего утра Тепличницы комбината производили… Собранные плоды вывозили в склад на электрокаре. Со склада ведется оптовая продажа огурцов и томатов.Бригадир…

КОНЦЕПЦИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
На сайте allrefs.net читайте: "КОНЦЕПЦИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"

Водные экосистемы Башкортостана
При этом природа оказалась не в силах справится с все возрастающим количеством отходов, и в конце-концов в разных уголках то и дело возникают… Кроме того, я рассмотрю вопросы о проблемах загрязнения и охране естественных… В пределах республики сооружены три крупных водохранилища: Павловское (12 тыс. га) на реке Уфе, Нугушское (2,55 тыс.…

Республика Башкортостан
Но разразилась гражданская война, и лишь весной 1919 года появилась возможность претворить идею в жизнь Башкирское правительство, склонявшееся то к… Впечатляющие достижения е многонационального теперь населения неоспоримы, о… Демократические преобразования последних лет открыли бывшим автономиям дорогу к подлинной самостоятельности. Красным…

Наука в Башкортостане
В XVII в. Башкир И. Тасимов явился инициатором основания Горной академии в Петербурге.Во второй половине XIX в. Появляется ряд ученых просветителей,… В начале XX в. М. Султанов собирал произведения народной музыки и издал… Большое значение для развития научных исследований в республике имело создание в 1951 г. Башкирского филиала Академии…

Экономика Башкортостана
Приоритетными направлениями социально-экономического развития Республики Башкортостан в современных условиях являются ориентация отраслей народного… Однако, в течение длительного периода не только в практическом плане, но и в… Результатом этого являются сложившиеся территориальные и отраслевые диспропорции, депрессивность экономического…

0.08
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Решение проблем женщин и семьи в Иглинском районе Республики Башкортостан Необходимость внедрения активных социальных форм поддержки семьи, способствующих возможности ее самостоятельно обеспечивать свое благосостояние… Данная проблема широко представлена в нормативно-правовых аспектах. Положение семьи в современной России пристально рассматривается в средствах массовой информации, в специальных…
  • Экология Туймазинского района Республики Башкортостан Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объм этого… Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному… Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой…
  • Пещеры Башкортостана Вполне понятно, что такие необычные условия заставляли относиться наших предков к пещерам с особым почитанием. Сведения о почитании пещер местным угорским населением можно встретить в… Республика Башкортостан (РБ), располагающаяся в пределах Южного Урала и Предуралья, издавна известна как край,…
  • Местная власть в Республике Башкортостан Остается загадкой, как такие лица могли быть избранными. Неужели им можно доверить законотворчество, если они сами их нарушают?… Заявление заместителя Генерального прокурора по Приволжскому федеральному округу А. Звягинцева о противоречии…
  • Башкортостан в послевоенный период Война носила всенародный характер. Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало в широких народных массах стремление всеми… Это была Великая Отечественная война всего советского народа против… Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной.