Вероучительные воззрения Цвингли. - раздел Религия, Сектоведение. Конспект лекций
Центральным В Полемике Цвингли С Католическими Богословами Б...
Центральным в полемике Цвингли с католическими богословами был вопрос об источниках Богопознания и авторитете в Церкви. Швейцарский реформатор видел причину заблуждений и злоупотреблений в христианстве в самой Католической Церкви, рассматривавшей в качестве внешнего авторитета в вопросах веры мнение папы, церковных соборов и отцов церкви. От пап и соборов не стоит ожидать безошибочности, - полагал Цвингли, - ибо всякий человек лжив, следовательно, даже соборное толкование Писаний не может быть гарантией его истинности. Следовательно, безошибочность мнения в вопросах веры должна иметь сверхъестественную гарантию и сверхъестественное происхождение. Отсюда следовало, что неповрежденным учение о спасении сохранилось только в боговдохновенном тексте Евангелия, где заключена вся истина[214]. Но его оппоненты католические богословы утверждали, что в Евангелии не содержится в полноте необходимое для спасения учение и недостающее в нем было восполнено отцами церкви[215], а само Писание было бы ничем стоящим без подтверждения Церкви[216]. Пытаясь опровергнуть их доводы, Цвингли ссылается на библейские тексты, которые, по его мнению, свидетельствуют о праве каждого человека толковать вне Католической Церкви Писание, если к этому его привлечет Бог (Ин. 6, 44).
Если познание Писания даруется Святым Духом, Который, по обетованию, научит всему без исключения, что необходимо для знания Бога[217], и каждый имеет помазание от Святого Духа пребывающего в нем, то, как считал Цвингли, нет нужды в третейском судье, способном решать вопрос о правильном понимании Писания. Критерием безошибочности соборных постановлений и мнений отцов церкви может быть только их согласие с Писанием[218], придающее им авторитет. По Цвингли, ни папа, ни Церковь не сообщают авторитет Писанию, а Оно возвышается над Нею.
Если в католичестве истиной обладал папа, то, по Цвингли, любой, открывший Библию. Ошибка Цвингли состояла в отделении им Писания от Церкви, и представлении о Католической Церкви как единственной претендовавшей на преемство апостольской вере.
Все темы данного раздела:
Евангелический взгляд на понятие секты.
В протестантской литературе в начале 20 века существует два понятия секты: юридическое и богословское.
Юридич. - выводит понятие секта из церковного гос.права, фиксировав
Понятие секта в антикультовом движении.
Мощное сектантское движение на Западе в 60-е годы XX века породило в середине 70-х несколько антикультовых организаций. Среди них американская CAN - “Сеть осведомления о культах” п
Определение секты в социологии религии и религиоведении.
В современном российском религиоведении преобладают научные разработки из западного религиоведения и социологии религии. Считается, что западное религиоведение было лишено идеологи
История термина секта в русском богословии.
Русь, принявшая христианство от Византии, усвоила себе восточный богословский понятийный аппарат. Поэтому появлявшиеся в Киевской митрополии, а затем в Русской Православной Церкви
Определение тоталитарной секты или деструктивного культа и их критерии.
“Деструктивный культ - это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая, представитель последних
XX век - как время возникновения тоталитарных сект. Несостоятельность этого мнения.
Приступая к анализу тоталитарной теории, следует учесть, что, судя по некоторым публикациям, она еще окончательно не установилась и внутренне противоречива. Право на ее существован
Эзотерический разрыв.
Далее, в ряду признаков тоталитарной секты идет эзотерический разрыв. Но и этот принцип не нов. Различные уровни посвящения были у появившихся еще I веке гностиков (они делили люде
Организационная структура.
Следующим признаком сектантского тоталитаризма является наличие организационной структуры, стремящейся к власти и умение использовать слабости демократических государств. Из истори
Методы обращения и удержания адептов в новых сектах.
Не представляют собою никакой новизны и способы обращения, пропаганды и методы удержания адептов в новых сектах, такие как конфессиональная анонимность, обман, гипноз, кодирование
Конфессиональная анонимность.
Конфессиональная анонимность также не является отличительной особенностью современных сектантов. Она заключается в намеренном сокрытии вероисповедной или религиозной принадлежности
Синкретизм и экклетизм сектантских доктрин.
К перечисленным признакам тоталитарного сектантства недавно добавилось еще несколько - новым в нем объявляется якобы невиданный ранее синкретизм и экклетизм их доктрин, вызванный г
Деструктивный характер деятельности сект.
Секты или религии, практика которых представляется разрушительной для человеческой личности, существуют с дохристианской эпохи. Сатанизм с его человеческими жертвоприношениями, вос
Сопоставление тоталитарной теории и святоотеческого подхода к ересям.
Чем не занимаются некоторые сторонники антикультовых теорий так это изучением доктрин сект и сопоставлением церковного, святоотеческого опыта в противостоянии сектам и своего мнени
Святоотеческий подход к сектантству. Ереси.
В чем же Святые Отцы видели опасность, исходящую от ересей и с каких позиций они вели полемику с ними?
Как свидетельствует история богословских споров борьба с ересями в
Классификация ересей в сочинениях церковных писателей.
Классификация сект предполагает их распределение по категориям на основании сходства в главных чертах характеризующих ту или иную группу.
Из всех известных в святоотеческ
Классификация сект в русском Сектоведении.
В русской богословской литературе по сектантству существовало несколько классификаций, но все они, по признанию проф. Т.И. Буткевича, были несовершенными.
Одни делили все
Классификация сект в протестантской литературе.
Наиболее обобщенно деление сект на категории в протестантской и определенной части религиоведческой литературе может быть представлено следующим образом.
Псевдохристианск
Баптизм, его предшественники и преемники.
В курсе семинарского Сектоведения будут рассмотрены секты, получившие наибольшее распространение в современной России и с прозелитической деятельностью которых придется чаще всего
Анабаптистское движение в континентальной Европе.
Анабаптизм - это религиозное движение, активно распространившееся в 1520-1550 годах в Западной Европе. Оно охватывало многочисленные группы, иногда поддерживавшие между собою конта
Сотериология Цвингли.
В сотериологии Цвингли придерживался теории предопределения, а в учении об искуплении он следовал доктрине Ансельма Кентерберийского об юридическом удовлетворении божественной прав
Таинства.
Учение Цвингли о таинствах строится на двух предпосылках. Во-первых, поскольку совершение добрых дел не является средством удовлетворения Богу для прощения грехов, то потребность в
Церковь.
Согласно учению Цвингли Церковь - это сообщество святых или праведно живущих[240], основанное на вере в Иисуса Христа, и крещенных в воде[241]. Она, по его мнению, делиться всеобщу
Церковно-государственные отношения.
Отношение к власти Цвингли основывалось на словах Христа: “кесарю - кесарево”. Поэтому власть должна быть почитаема и следует подчиняться государственным законам и выплачивать нало
Цвингли и поздний цюрихский анабаптизм.
Реформаторская деятельность Цвингли получила поддержку, как среди народа, так и властей Цюриха. После отлучения Цвингли от Католической Церкви Совет Цюриха, который был органом упр
Анабаптизм в Германии.
Германский анабаптизм представлял собою весьма разнородное по своим воззрениям движение, объединявшее перекрещенцев, исповедующих порой взаимоисключающие взгляды[260]. От требовани
Меннонитство.
Взгляды мюнстерских анабаптистов разделялись многими в Нидерландах, откуда прибыли “апостолы” Матиса в Германию. Но часть голландских анбаптистов не приняли революционного учения М
История меннонитсткой братской общины.
В 50-х г. 19 в. в среде южно-русских меннонитов под влиянием проникшего из Европы пиетизма[d] произошел раскол и от старых меннонитов отделилась новоменнонитство или Меннонитская Б
Предыстория возникновения баптизма в Англии.
Появление баптизма формально относят к началу XVII века. Он зародился в Англии в двух независимых друг от друга общинах, где его возникновению способствовали антикатолические высту
Пуританское движение в Англии.
Поскольку Реформация проводилась “сверху”, она не воплотила все идеи тех, кто стремился к радикальной перестройке Католической Церкви. Полумеры правительства вызвали движение за да
Баптистская историография о происхождении баптизма.
По мере распространения баптизма и увеличения числа его сторонников он столкнулся с проблемой обоснования своих претензий на церковность. Баптисты хотели показать, что они не секта
Баптизм в России.
Конспект Глухова (33-63 стр.)
Б в Россию проник в 60-80-е годы 19 века в четырех обособленных друг от друга регионах - на юге Украины города Херсон, Днепропетровск
Современное положение баптистов.
После распада СССР в 1992 году было образована евроазиатская федерация союза христиан Б, которая объединяла свыше 3.000 общин с более чем полумиллионом верующих. В федерацию направ
Вероучение ЕХБ о Писании.
Одним из аргументов в пользу своего учения о спасении Б ссылаются на греховность человеческой природы, вследствие чего человеческий разум ограничен и подвержен заблуждениям, из это
Другие аспекты безосновательности Б учения о Писании, как единственном источнике богословия.
Поскольку Б утверждают, что Писание есть главный источник богословия, то вправе тсследовать, все ли чему учил Христос и Апостолы и в полном ли объеме дошли до нас эти тексты ?
Учение баптистов о каноне Писания.
В качестве критерия каноничности все Б рассматривают принцип богодухновенности, только для консерваторов каноничным является каноничность библейского текста, а для либералов - бого
Православный взгляд о критерии каноничности Писания.
Это учение было сформулировано церковными писателями еще во 2 веке во многом этому способствовала деятельность еретиков наводнивших Ц своими книгами и создавших свои списки новозав
Учение Баптистов об авторитете Церкви.
К 16 веку в католической Церкви сложилось учение о папе как о высшем авторитете в делах веры. Фома Аквинский провозгласил принцип папской непогрешимости согласно которому римский п
Либеральный взгляд баптистов на авторитет Церкви.
Б либералы полагают, что отношение к Писанию в древней церкви значительно отличалось от современного. В древних символах веры совершенно определенно отражены основные принципы веры
Православный взгляд.
Согласно православному учению авторитет Ц основывается не на безошибочности Писания, а на свидетельстве Ц о нем. Писание это верная запись божественной истины. Весть божественна по
Баптизм и Предание.
Б провозгласив Писание правилом веры и поведения отвергли предание церкви. В зависимости от уровня начитанности и образованности среди них существуют разные мнения о том, что же пр
Причины сектантского отношения к Преданию Церкви.
Отношение Б к преданию было унаследовано ими от анабаптистов и пуритан, стремившихся к очишению католической церкви от папизма. Поскольку предание считалось реформаторами источнико
Православное учение о Предании.
Согласно православному пониманию предание является осуществлением реальным выражением божественного домостроительства в котором проявляется воля Святой Троицы. Как Сын посылается О
Учение Баптистов о Боге и Его отношении к миру.
Это одно из самых важных расхождений с православием и протестантством вообще.
Б в общем принимают христианское учение о Боге, но отрицают возможность природного в энергия
История секты Свидетелей Иеговы
Секту Свидетелей Иеговы основал Чарльз Т. Рассел в 80-ых годах прошлого столетия. Как он, так и его преемники правили обществом Иеговистов с абсолютной властью и оставили на нем о
Ветхий Завет
В Ветхом Завете тайна Св. Троицы не раскрывается полностью, т.к. все народы мира поклонялись идолам, и поэтому существовала опасность перехода Израильтян к идолопоклонству. В связи с этим Св. Троиц
Новый Завет
О Трех Лицах единосущных
Появление Святой Троицы во время крешения Иисуса.
И крестившись Иисус тотчас вышел из воды,— и се, отверзлись Ему небеса, и увидел И
О Божественности Иисуса Христа
Иисус Христос является первым из Ангелов, известный как Архангел по имени Михаил.
Иисус Христос, сын Божий, главным является помощником Божьим, которого Бог Отец возвысил
О Божестве Святого Духа
Св. Дух это не лицо или сущность, и нет ни одного места в Св. Писании, которое бы говорило обратное.
Св. Дух это не Бог, но некое влияние, сила исходящая от Бога.
Голубь, которо
О Священном Предании
Свидетели Иеговы не признают и отвергают Священное Предание. Но что мы понимаем под Священным Преданием? Это учение Апостолов и апостольских мужей, не записанное первоначально, а
Имя Бога
Свидетели Иеговы создают много шума вокруг имени Бога: они утверждают, что его имя Иегова. Этого никто не отрицает, но только ли это имя несет Бог? Может существует и какое-нибудь
Свидетели Иеговы о Честном Кресте
В своих ранних изданиях Свидетели Иеговы называли Христа Господом, но только для того, что бы привлечь большее число сторонников. В современных же изданиях они очень редко, или поч
Крещение
Господь Сам устанавливает таинство крещения.
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28,19).
То же повторяет и ап. Павел
Исповедь
Господь призывает к исповеди и покаянию.
Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (
Евхаристия
Таинство Евхаристии установил Сам Господь.
И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу
Священство
Православная Церковь, по научению Св. Писания, имеет три степени Церковной иерархии: диакон, пресвитер и епископ.
Итак. внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас б
О Приснодевстве Богородицы
Иеговисты, унижая достоинство Пресвятой Богородицы, утверждают, что Она после рождения Господа, родила и других детей от Иосифа. Для поддержки этой точки зрения они приводят отрывок: И не знал
О бессмертии души
Бессмертие души является первой ложью, исходящей от диавола. Человек смертен, так же как и душа его.
Демоны, при помощи религии привели человека к вере в то, что он имеет невидимую, бессм
О вечных муках
Выражение "геенна огненная" не означает вечное наказание, но катастрофу и исчезновение человека.
Бог — это демон, если Он действительно сотворил место для мучения людей.
О Царстве Небесном
Иеговисты имеют странное представление о Царствии Божьем, которое они представляют себе материальным и земным. Вот что они утверждают в своих различных изданиях:
Правительство Авраама, го
Коран и Свидетели Иеговы
Материалистические доктрины Корана очень близки учениям Свидетелей Иеговы. Например:
Каждый будет сидеть в тени своего виноградника.
Преданные рабы, пишется в Коране, будут отды
О будущем земли
Земля на которой мы живем была создана исключительно для человека, и будет существовать вечно.
Новой же Землей, которую мы ждем и которую обещал нам Христос, будет назы
О Втором пришествии Господа
Мы не должны соглашаться с тем, что Второе пришествие Господа нашего будет видимым человеческими глазами.
Что отвечает Священное Писание
Второе при
О воскресении мертвых
Воскресение мертвых будет постепенным для того, чтобы создавались дома в которые будут помещены воскрешенные.
Как только мертвые начнут выходить из могил их живые друзья будут заботится
О воскресении Господа
Человек Иисус — мертв навсегда.
Бог перенес тело Иисуса своим способом, в одному Ему известное место, что бы оно не разложилось.
Иисус не появлялся в теле в котором был распят.
О храмах
Иеговисты, для того, что бы отдалить людей от Церкви настраивают их против храмов Божьих.
Что отвечает Священное Писание
Общеизвестно, что все религии имеют свои храмы
О почитании святых
Отвергают Свидетели Иеговы и почитание святых Церкви. Для оправдания своей точки зрения они приводят следующее место: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи (Втор.6,13; Мф.4,10).
О святых иконах
Свидетели Иеговы не почитают святых икон, называя нас идолопоклонниками. Для поддержки своей точки зрения они ссылаются на первую заповедь: не делай себе кумира и никакого изображения того, что
О посте
Наша Церковь верная указаниям Св. Писания соблюдает посты, как их соблюдали Господь и Апостолы. Иеговисты же не признают постов, и тем самым входят в противоречие с духом Писания.
Про
О воскресном дне
Как нам известно с самых первых дней возникновения христианской Церкви, первый день недели — воскресение, был установлен как день вознесения славы Богу. Но Иеговисты не соглашаются с этим, т.к. со
О службе в армии
Иеговисты ни в коем случае не соглашаются брать в руки оружие, когда их призывают в армию. В поддержку этого они приводят заповедь Бога "не убей" и проповедуют, что во избежание убийств
Вместо эпилога
Предупреждения Св. Писания о Иеговистах
И многие лжепророки восстанут и прельстят многих (Мф.24,II).
Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтоб
Новости и инфо для студентов