рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История термина секта в русском богословии.

История термина секта в русском богословии. - раздел Религия, Сектоведение. Конспект лекций   Русь, Принявшая Христианство От Византии, Усвоила Себе Восто...

 

Русь, принявшая христианство от Византии, усвоила себе восточный богословский понятийный аппарат. Поэтому появлявшиеся в Киевской митрополии, а затем в Русской Православной Церкви лжеучения или проникавших со вне заблуждения: стригольников, жидовствующих, Башкина[25], Феодосия Косого[26], латинян[27], лютеран и кальвинистов[28], хлыстов[29], и других, искажавших веру Церкви и представлявших опасность совращения в них верующих, она называла ересями. Но с конца XVIII века для наименования подобных лжеучений - кроме известных крупных ересей первого тысячелетия (арианства, аполлинарианства, евномианства, несторианства, и т.п.), а также католицизма - в русском богословии преимущественно используется заимствованный из западных вероисповеданий термин секта. С той поры сектами стали называть как ранее бывшие в России и впоследствии возникшие еретические движения хлыстов, скопцов, духоборов, так и пробравшихся в Российскую империю с конца XVIII века меннонитов и распространившихся со второй половины XIX века баптистов, адвентистов, евангелистов, и прочих сектантов.

Вначале XIX века существовало два мнения о появлении в России западной терминологии. Согласно первому слово secta было занесено к нам из Германии, так полагает священник Н. Фетисов[30]. По другому предположению, сделанному проф. Т.Буткевичем, оно было заимствовано южно-русскими богословами с католического Запада[31]. Зависимость русского богословия от западного (по меньшей мере терминологическая) была весьма сильной еще в начале XIX века. Тогда преподавание в духовных школах велось на латыни и по книгам протестантских и католических богословов[32]. Первые конспекты лекций для духовных школ на русском языке, появившиеся в первой трети XIX века, были переводами или перифразами западных авторов. Однако и в последующие годы русская богословская и историческая наука пребывала под влиянием от западной. С 30-х годов XIX века в академиях усиливается преподавание исторических наук, на которых большое воздействие оказала немецкая историческая школа, находившаяся в расцвете. Влияние исследований западных ученых было сильным и конце столетия. Оно заметно в одном из лучших трудов XIX века по истории древних ересей протоиерея, профессора А.М. Иванцова-Платонова “Ереси и расколы первых трех веков христианства”, изданном в 1877 г., где он к еретическим движениям первых трех веков применяет термин секта. Со словом “секта” он соединяет “понятие о целом более или менее значительном обществе, состоящем не из одних ученых представителей, а из народа следующего за этими представителями, - об обществе имеющем одинаковые более или менее определенные мнения и общего для всех главу и руководителя”[33]. В данном случае этот термин употреблен им в классическом значении, для указания на некую религиозную общность и в нем не содержится церковной оценки ее учения. Но когда речь заходит конкретных лжеучениях, он использует слово секта в сочетании с определением “еретическая”. Это говорит о том, что зависимость от западной науки в данном случае была больше внешне-формальной, чем содержательной.

В близком к этому значению термин секта употреблялся в трудах многих русских ученых. Во второй половине XIX веке сектой в русском богословии называли “организованное сообщество людей, разномыслящих с господствующей Церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении”. Считалось, что между сектой и вероисповеданием “резкой разницы нет; сектой есть вероисповедание, которому следует сравнительно небольшое число лиц, ... которое с точки зрения большинства считается ложным и вредным”. Разницу между сектой и ересью видели в том, что ересь обозначала “не только совокупность лиц, следующих известному учению, сколько содержание самого учения”[34].

Среди всех работ по ересиологии выделяется написанный в начале века труд Н. Глубоковского “Блаженный Феодорит, епископ Киррский” безупречный с точки зрения корректности понятийного аппарата при анализе ересиологических сочинений блаженного Феодорита[35]. В этом сочинении он для наименования лжеучений практически всегда использует термин ересь.

Тем не менее, это во многом верное по существу определение секты было подвергнуто серьезной критике. Дело в том, что на вторую половину XIX века пришелся очередной подъем сектантской деятельности в России. Большими темпами стали распространяться баптисты, евангелисты, а затем и адвентисты. Активность стали проявлять и секты российского происхождения особенно хлысты, скопцы и порожденные ими новые секты. Сектантство в России стало настолько массовым, что некоторые миссионеры стали высказывать мнение о самобытности российского сектантства, хотя оно оспаривалось большинством[36]. Как только миссионеры столкнулись с большим сектантским движением, то на основании опыта борьбы с ним они пришли к заключению, что существующие определения сектантства весьма неадекватно описывали их природу. Одно дело когда к ставшими предметом изучения академической науки ересям первых веков применяли слово секта и другое, когда с подобными движениями и в таком большом масштабе, как в Древней Церкви приходилось стакиваться на практике. Создавалось впечатление, что книжные портреты древних еретиков как бы ожили. Гордость, самомнение, непочтительное отношение к Церкви и ее учению, стремление совратить в свое заблуждение православных христиан - все это можно было наблюдать у сектантов.

Тогда стала замечаться разница в описании сект с помощью западных и святоотеческих терминов. Термин ересь прямо указывал на догматичекую ошибку, опасность для Церкви этого учения и тем самым определял направление противодействия тому или иному заблуждению. Термин же секта был менее конкретен и кроме богословских включал себя и другие признаки сектантства.

С начала XX века стали предприниматься попытки обобщить накопленный опыт в противостоянии сектам, определить их природу, сопоставить их с ранее бывшими в истории Церкви еретическими движениями и со святоотеческим подходом к ним. Количество предложенных в литературе по этой проблеме определений сектантства было довольно внушительным, что свидетельствует о масштабах этой работы и ее насущности. Ниже приводятся некоторые из них.

1. Одним из первых попытался сформулировать определение секты известный миссионер епископ Саратовский Алексий в 1902 году. Под сектой он подразумевал “общество, которое отделилось от господствующей Церкви потому, что оно (это общество) не нашло осуществленными в ней идеалы своего спасения и святости”[37]. Введение в определение выражения “господствующая церковь” показывает на терминологическую связь с протестантским церковно-государственным правом, хотя в данном случае по значению эти определение разнятся. Если же под “господствующей церковью” понимать народную церковь, можно говорить и о частичной семантической зависимости этого определения от протестантского богословия.

2. Д. Грацианский определял секту как отступление от Церкви на моральной почве, доходившее потом до догматических погрешностей[38]. В этом определении акцентируется внимание на нравственном факторе, как мотиве отделения от Церкви. Но это утверждение нельзя было распространить на все секты, поскольку понимание морали у некоторых сект не выходит за рамки евангельской.

3. Профессор И.Г. Айвазов полагал, что “секта - организованное и тесно сплоченное общество людей, отпавших от господствующей Церкви по коренному религиозному разномыслию с нею, но согласных друг с другом в вопросах веры”[39]. По его мнению, учение секты является ересью, пока оно не собирает вокруг себя последователей, но как только возле лжеучителя появились адепты оно становиться сектой. “Самое слово еретик может употребляться по отношению к основателю лжеучения, но он же становиться сектантом, как член своей новой еретической общины”[40].

4. Более удачным было определение данное профессором Т.И. Буткевичем. Он предполагал, что слово секта привнесено в Россию в значении общин отделившихся от союза с Католической Церковью вследствие искажения ее учения, то есть для “обозначения общин несомненно еретических, но которых учение еще формально не осуждено церковью на соборе”[41]. “Лжеучения сектантов не есть, по его мнению, ошибочное только понимание Божественного Откровения, а есть греховное насилие над ним, сознательное искажение его под давлением” гордыни. Сущность сектантства и причины его происхождения, коренятся в “самом человеке, в области религиозно-нравственной психологии, а все виды сектантства суть не что иное, как патологическия, ненормальныя, греховныя проявления ложно направленного религиозно-нравственного самосознания человека”[42]. Приведенное описание природы сектантства практически совпадает с представлением о ереси.

5. По мнению К. Плотникова, приведенном в учебнике для духовных семинарий изданном в 1910 году: секта - это “отделившееся от единства Православной Русской Церкви, её учения и обрядов религиозное общество, которое имеет свое особое учение, богослужение и устройство, совершенно отличное от православного, и живет отдельною, самостоятельною жизнью, стараясь осуществить в своей замкнутой среде свои религиозные идеалы”[43].

6. Сходное определение сектантства было дано и священником Н. Фетисовым в 1914 году. Сектантским, по его мнению, будет движение, которое сознательно уклонилось “от Богопереданного религиозно-нравственного учения, которое содержит историческая (народная) русско-православная церковь, уклонения, образовавшиеся под таким или иным наносным влиянием различных философских и богословских идей”[44].

7. В официальных документах Святейшего Синода Православной Греко-Российской Церкви с конца XVIII века термин секта употреблялся наряду с термином ересь. Так в Определениях от 31 мая 1735 года о деятельности сект хлыстов и от 4/11 декабря 1908 года - о иоаннитах, те и другие именовались ересями. В Определении Синода от 20-23 февраля 1901 года за № 557 об отлучении графа Льва Толстого не используется термин ересь, но его текст не дает повода думать иначе[45]. В то же время Священным Синодом в 1884 г. осуждены как явно сектантские, извращающие христианское учение брошюры пашковцев[46]. Термин секта используется в тексте Правил об устройстве православной миссии, утвержденных Синодом 25 мая 1888 года[47] и в многочисленных документах об организации противосектантской работы[48]. Однако имеются определения, где слова секта и ересь употребляются одновременно. Так “В предписании православному духовенству зараженных штундою местностей” указывается “вести пастырские собеседования с уклонившимися в ересь, а также совершать с подобающей торжественностью богослужения и требы”[49].

Понятия секта и ересь использовались и в церковно-государственном праве того времени. Но в указах императора по мерам против сект также не наблюдается единообразия в терминологии. В предписании от 1801 г. относительно духоборов их учение именуется ересью[50]. Но в указе о веротерпимости от 17 апреля 1905 года, подготовленном при участии митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), к подобным группам применяется термин секта. Однако следует учитывать, что это были правовые, а не канонические документы. Кроме того, несмотря на внешнюю оскорбительность этого термина, он на деле легализировал положение сектантов в государстве.

Итак, все определения новых сект в русской богословской литературе начала XX века стремились соединить в себе следующие характеристики религиозного движения: указать на отличие их вероучения от церковного, показать особое духовно-нравственное состояние ее членов, отличное от сложившегося в “народной”, то есть Православной Церкви и выявить источник их происхождения. Не все определения смогли освободиться от западного влияния, что видно по отдельным выражениям: господствующая церковь, народная вера, иностранное влияние, использовавшиеся в протестантской литературе. Эти замечания можно было бы отнести к социологии религии, а не богословию.

Во многом верные по существу, эти определение включали в себя социальные, психологические, политические[51] и культурологические характеристики сектантства из-за чего носили описательный характер и были расплывчатыми. В этом проявилась слабая сторона рассмотренных определений.

Например, привлечение культурологических аргументов не может рассматриваться как доказательство в чисто богословском споре. Народной религией является, например, старообрядчество; традиционными российскими религиями хотят считать себя современные баптисты[52] и католики. Тем не менее в Церкви, к сожалению, они не пребывают. Истина выше культурологических и исторических ассоциаций. В то же время, подобные аргументы способны сыграть полезную роль в обращении к считающим себя по культуре христианами, но невоцерковлённым людям.

Несмотря на преобладающее в XIX начале XX века употребление русскими учеными применительно к ересям первых веков христианства, а также современных им лжеучениям термина секта, он не использовался при переводе на русский Священного Писания, (творений восточных ересиологов - проверить). Термина секта нет и Пространном Катехизисе Православной Восточной Кафоличной Церкви. Последнее замечание весьма существенно, поскольку при жизни святителя Филарета (Дроздова) термин секта уже вошел в русское богословие и в начале XX века исследовавшие данный вопрос миссионеры-полемисты ссылались на этот факт, как свидетельство его понятийной неопределенности в современной им литературе по изучению антицерковных движений в России, требовавшей его дальнейшего исследования.

Другим весьма важным обстоятельством способствовавшем критическому отношению к нему являлось отсутствие этого термина в богословии восточных отцов и переводах их трудов на русский язык, например в переводе известного ересиологического труда святителя Епифания Кипрского “Панарий”, и в канонических правилах, в частности, в известном послании святителя Василия Великого Амфилохию[53].

В связи с этим еще в начале XX века русскими богословами-полемистами был поднят не потерявший своей насущности по сей день вопрос о приемлемости использования в русском православном богословии западного термина секта. Кроме того, существовавшие определения секты по причине их расплывчатости можно было распространять и на еретиков, и на раскольников. Однако по обстоятельствам времени изучение этого вопроса не было доведено до завершения.

Таким образом, несмотря на то, что сектоведение как наука в XIX - XX веках пребывала под западным влиянием, определение секты приблизилось к по значению к понятию ересь. Кроме того, среди миссионеров росло осознание необходимости приведения значения понятия секта и ее критериев в соответствии со святоотеческим богословием. Это свидетельствует о том, что Предание находило свое выражение даже через использование чуждого восточному богословию Церкви терминологического аппарата.

Поднятый в начале XX века русскими богословами-полемистами вопрос о приемлемости использования в православном богословии западной терминологии не потерял своей насущности по сей день. Более того, он стал еще актуальней, поскольку в православном богословии появилась неизвестная ранее доктрины о тоталитарных сектах и неизвестные ранее критерии отличия истины от заблуждения.

Использование термина секта в различные вариантах в отношении лжеучений появившихся сравнительно недавно: баптистов, адвентистов, пятидесятников, мунистов, виссарионовцев, ивановцев, богородичников, сайентологов, бахаев, новоапостольников и прочих создает впечатление, что они представляют собою некую новую религиозную реальность, с которой Церковь прежде не соприкасалась. Поэтому многие православные христиане, чье сознание воспитанно на Предании, не может адекватно классифицировать новые учения и выразить свое отношение к ним в понятиях того же Предания. С такой точки зрения борьба с еретиками в Древней Церкви предстает как архивный исторический факт, и современные христиане призваны лишь охранять, стеречь переданное им наследие. В таком случае христианство отходит от представления о себе как истинной Жизни, в полноте являемой в Церкви, отстаивающей для других возможность доступа к ней в постоянно изменяемом мире.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сектоведение. Конспект лекций

Сектоведение изучает краткую историю, вероучение, культ и практику религиозных движений, отпавших от православной Церкви или исповедующих идеи осужденные и несогласные с Ее догматическим сознанием...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История термина секта в русском богословии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Евангелический взгляд на понятие секты.
  В протестантской литературе в начале 20 века существует два понятия секты: юридическое и богословское. Юридич. - выводит понятие секта из церковного гос.права, фиксировав

Понятие секта в антикультовом движении.
  Мощное сектантское движение на Западе в 60-е годы XX века породило в середине 70-х несколько антикультовых организаций. Среди них американская CAN - “Сеть осведомления о культах” п

Определение секты в социологии религии и религиоведении.
  В современном российском религиоведении преобладают научные разработки из западного религиоведения и социологии религии. Считается, что западное религиоведение было лишено идеологи

Определение тоталитарной секты или деструктивного культа и их критерии.
  “Деструктивный культ - это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая, представитель последних

XX век - как время возникновения тоталитарных сект. Несостоятельность этого мнения.
  Приступая к анализу тоталитарной теории, следует учесть, что, судя по некоторым публикациям, она еще окончательно не установилась и внутренне противоречива. Право на ее существован

Эзотерический разрыв.
  Далее, в ряду признаков тоталитарной секты идет эзотерический разрыв. Но и этот принцип не нов. Различные уровни посвящения были у появившихся еще I веке гностиков (они делили люде

Организационная структура.
  Следующим признаком сектантского тоталитаризма является наличие организационной структуры, стремящейся к власти и умение использовать слабости демократических государств. Из истори

Методы обращения и удержания адептов в новых сектах.
  Не представляют собою никакой новизны и способы обращения, пропаганды и методы удержания адептов в новых сектах, такие как конфессиональная анонимность, обман, гипноз, кодирование

Конфессиональная анонимность.
  Конфессиональная анонимность также не является отличительной особенностью современных сектантов. Она заключается в намеренном сокрытии вероисповедной или религиозной принадлежности

Синкретизм и экклетизм сектантских доктрин.
  К перечисленным признакам тоталитарного сектантства недавно добавилось еще несколько - новым в нем объявляется якобы невиданный ранее синкретизм и экклетизм их доктрин, вызванный г

Деструктивный характер деятельности сект.
  Секты или религии, практика которых представляется разрушительной для человеческой личности, существуют с дохристианской эпохи. Сатанизм с его человеческими жертвоприношениями, вос

Сопоставление тоталитарной теории и святоотеческого подхода к ересям.
  Чем не занимаются некоторые сторонники антикультовых теорий так это изучением доктрин сект и сопоставлением церковного, святоотеческого опыта в противостоянии сектам и своего мнени

Святоотеческий подход к сектантству. Ереси.
  В чем же Святые Отцы видели опасность, исходящую от ересей и с каких позиций они вели полемику с ними? Как свидетельствует история богословских споров борьба с ересями в

Классификация ересей в сочинениях церковных писателей.
  Классификация сект предполагает их распределение по категориям на основании сходства в главных чертах характеризующих ту или иную группу. Из всех известных в святоотеческ

Классификация сект в русском Сектоведении.
  В русской богословской литературе по сектантству существовало несколько классификаций, но все они, по признанию проф. Т.И. Буткевича, были несовершенными. Одни делили все

Классификация сект в протестантской литературе.
  Наиболее обобщенно деление сект на категории в протестантской и определенной части религиоведческой литературе может быть представлено следующим образом. Псевдохристианск

Баптизм, его предшественники и преемники.
  В курсе семинарского Сектоведения будут рассмотрены секты, получившие наибольшее распространение в современной России и с прозелитической деятельностью которых придется чаще всего

Анабаптистское движение в континентальной Европе.
  Анабаптизм - это религиозное движение, активно распространившееся в 1520-1550 годах в Западной Европе. Оно охватывало многочисленные группы, иногда поддерживавшие между собою конта

Вероучительные воззрения Цвингли.
  Центральным в полемике Цвингли с католическими богословами был вопрос об источниках Богопознания и авторитете в Церкви. Швейцарский реформатор видел причину заблуждений и злоупотре

Сотериология Цвингли.
  В сотериологии Цвингли придерживался теории предопределения, а в учении об искуплении он следовал доктрине Ансельма Кентерберийского об юридическом удовлетворении божественной прав

Таинства.
  Учение Цвингли о таинствах строится на двух предпосылках. Во-первых, поскольку совершение добрых дел не является средством удовлетворения Богу для прощения грехов, то потребность в

Церковь.
  Согласно учению Цвингли Церковь - это сообщество святых или праведно живущих[240], основанное на вере в Иисуса Христа, и крещенных в воде[241]. Она, по его мнению, делиться всеобщу

Церковно-государственные отношения.
  Отношение к власти Цвингли основывалось на словах Христа: “кесарю - кесарево”. Поэтому власть должна быть почитаема и следует подчиняться государственным законам и выплачивать нало

Цвингли и поздний цюрихский анабаптизм.
  Реформаторская деятельность Цвингли получила поддержку, как среди народа, так и властей Цюриха. После отлучения Цвингли от Католической Церкви Совет Цюриха, который был органом упр

Анабаптизм в Германии.
  Германский анабаптизм представлял собою весьма разнородное по своим воззрениям движение, объединявшее перекрещенцев, исповедующих порой взаимоисключающие взгляды[260]. От требовани

Меннонитство.
  Взгляды мюнстерских анабаптистов разделялись многими в Нидерландах, откуда прибыли “апостолы” Матиса в Германию. Но часть голландских анбаптистов не приняли революционного учения М

История меннонитсткой братской общины.
  В 50-х г. 19 в. в среде южно-русских меннонитов под влиянием проникшего из Европы пиетизма[d] произошел раскол и от старых меннонитов отделилась новоменнонитство или Меннонитская Б

Предыстория возникновения баптизма в Англии.
  Появление баптизма формально относят к началу XVII века. Он зародился в Англии в двух независимых друг от друга общинах, где его возникновению способствовали антикатолические высту

Пуританское движение в Англии.
  Поскольку Реформация проводилась “сверху”, она не воплотила все идеи тех, кто стремился к радикальной перестройке Католической Церкви. Полумеры правительства вызвали движение за да

Баптистская историография о происхождении баптизма.
  По мере распространения баптизма и увеличения числа его сторонников он столкнулся с проблемой обоснования своих претензий на церковность. Баптисты хотели показать, что они не секта

Баптизм в России.
  Конспект Глухова (33-63 стр.) Б в Россию проник в 60-80-е годы 19 века в четырех обособленных друг от друга регионах - на юге Украины города Херсон, Днепропетровск

Современное положение баптистов.
  После распада СССР в 1992 году было образована евроазиатская федерация союза христиан Б, которая объединяла свыше 3.000 общин с более чем полумиллионом верующих. В федерацию направ

Вероучение ЕХБ о Писании.
  Одним из аргументов в пользу своего учения о спасении Б ссылаются на греховность человеческой природы, вследствие чего человеческий разум ограничен и подвержен заблуждениям, из это

Другие аспекты безосновательности Б учения о Писании, как единственном источнике богословия.
  Поскольку Б утверждают, что Писание есть главный источник богословия, то вправе тсследовать, все ли чему учил Христос и Апостолы и в полном ли объеме дошли до нас эти тексты ?

Учение баптистов о каноне Писания.
  В качестве критерия каноничности все Б рассматривают принцип богодухновенности, только для консерваторов каноничным является каноничность библейского текста, а для либералов - бого

Православный взгляд о критерии каноничности Писания.
  Это учение было сформулировано церковными писателями еще во 2 веке во многом этому способствовала деятельность еретиков наводнивших Ц своими книгами и создавших свои списки новозав

Учение Баптистов об авторитете Церкви.
  К 16 веку в католической Церкви сложилось учение о папе как о высшем авторитете в делах веры. Фома Аквинский провозгласил принцип папской непогрешимости согласно которому римский п

Либеральный взгляд баптистов на авторитет Церкви.
  Б либералы полагают, что отношение к Писанию в древней церкви значительно отличалось от современного. В древних символах веры совершенно определенно отражены основные принципы веры

Православный взгляд.
  Согласно православному учению авторитет Ц основывается не на безошибочности Писания, а на свидетельстве Ц о нем. Писание это верная запись божественной истины. Весть божественна по

Баптизм и Предание.
  Б провозгласив Писание правилом веры и поведения отвергли предание церкви. В зависимости от уровня начитанности и образованности среди них существуют разные мнения о том, что же пр

Причины сектантского отношения к Преданию Церкви.
  Отношение Б к преданию было унаследовано ими от анабаптистов и пуритан, стремившихся к очишению католической церкви от папизма. Поскольку предание считалось реформаторами источнико

Православное учение о Предании.
  Согласно православному пониманию предание является осуществлением реальным выражением божественного домостроительства в котором проявляется воля Святой Троицы. Как Сын посылается О

Учение Баптистов о Боге и Его отношении к миру.
  Это одно из самых важных расхождений с православием и протестантством вообще. Б в общем принимают христианское учение о Боге, но отрицают возможность природного в энергия

История секты Свидетелей Иеговы
  Секту Свидетелей Иеговы основал Чарльз Т. Рассел в 80-ых годах прошлого столетия. Как он, так и его преем­ники правили обществом Иеговистов с абсолютной властью и оставили на нем о

Ветхий Завет
В Ветхом Завете тайна Св. Троицы не раскрывается полностью, т.к. все народы мира поклонялись идолам, и поэтому существовала опасность перехода Израильтян к идолопоклонству. В связи с этим Св. Троиц

Новый Завет
  О Трех Лицах единосущных Появление Святой Троицы во время крешения Иисуса. И крестившись Иисус тотчас вышел из воды,— и се, отверзлись Ему небеса, и увидел И

О Божественности Иисуса Христа
  Иисус Христос является первым из Ангелов, известный как Архангел по имени Михаил. Иисус Христос, сын Божий, главным является помощником Божьим, которого Бог Отец возвысил

О Божестве Святого Духа
Св. Дух это не лицо или сущность, и нет ни одного места в Св. Писании, которое бы говорило обратное. Св. Дух это не Бог, но некое влияние, сила исходящая от Бога. Голубь, которо

О Священном Предании
  Свидетели Иеговы не признают и отвергают Священ­ное Предание. Но что мы понимаем под Священным Преданием? Это учение Апостолов и апостольских мужей, не записанное первоначально, а

Имя Бога
  Свидетели Иеговы создают много шума вокруг имени Бога: они утверждают, что его имя Иегова. Этого никто не отрицает, но только ли это имя несет Бог? Может суще­ствует и какое-нибудь

Свидетели Иеговы о Честном Кресте
  В своих ранних изданиях Свидетели Иеговы называли Христа Господом, но только для того, что бы привлечь большее число сторонников. В современных же изданиях они очень редко, или поч

Крещение
Господь Сам устанавливает таинство крещения. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28,19). То же повторяет и ап. Павел

Исповедь
Господь призывает к исповеди и покаянию. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (

Евхаристия
Таинство Евхаристии установил Сам Господь. И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу

Священство
Православная Церковь, по научению Св. Писания, имеет три степени Церковной иерархии: диакон, пресвитер и епископ. Итак. внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас б

О Приснодевстве Богородицы
Иеговисты, унижая достоинство Пресвятой Богороди­цы, утверждают, что Она после рождения Господа, родила и других детей от Иосифа. Для поддержки этой точки зре­ния они приводят отрывок: И не знал

О бессмертии души
Бессмертие души является первой ложью, исходящей от диавола. Человек смертен, так же как и душа его. Демоны, при помощи религии привели человека к вере в то, что он имеет невидимую, бессм

О вечных муках
Выражение "геенна огненная" не означает вечное наказание, но катастрофу и исчезновение человека. Бог — это демон, если Он действительно сотворил место для мучения людей.

О Царстве Небесном
Иеговисты имеют странное представление о Царствии Божьем, которое они представляют себе материальным и земным. Вот что они утверждают в своих различных изданиях: Правительство Авраама, го

Коран и Свидетели Иеговы
Материалистические доктрины Корана очень близки учениям Свидетелей Иеговы. Например: Каждый будет сидеть в тени своего виноградника. Преданные рабы, пишется в Коране, будут отды

О будущем земли
  Земля на которой мы живем была создана исключи­тельно для человека, и будет существовать вечно. Новой же Землей, которую мы ждем и которую обе­щал нам Христос, будет назы

О Втором пришествии Господа
  Мы не должны соглашаться с тем, что Второе прише­ствие Господа нашего будет видимым человеческими глазами. Что отвечает Священное Писание Второе при

О воскресении мертвых
Воскресение мертвых будет постепенным для того, чтобы создавались дома в которые будут помещены вос­крешенные. Как только мертвые начнут выходить из могил их живые друзья будут заботится

О воскресении Господа
Человек Иисус — мертв навсегда. Бог перенес тело Иисуса своим способом, в одному Ему известное место, что бы оно не разложилось. Иисус не появлялся в теле в котором был распят.

О храмах
Иеговисты, для того, что бы отдалить людей от Церк­ви настраивают их против храмов Божьих. Что отвечает Священное Писание Общеизвестно, что все религии имеют свои храмы

О почитании святых
Отвергают Свидетели Иеговы и почитание святых Церкви. Для оправдания своей точки зрения они приводят следующее место: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи (Втор.6,13; Мф.4,10).

О святых иконах
Свидетели Иеговы не почитают святых икон, называя нас идолопоклонниками. Для поддержки своей точки зре­ния они ссылаются на первую заповедь: не делай себе кумира и никакого изображения того, что

О посте
Наша Церковь верная указаниям Св. Писания соблю­дает посты, как их соблюдали Господь и Апостолы. Иеговисты же не признают постов, и тем самым входят в противоречие с духом Писания. Про

О воскресном дне
Как нам известно с самых первых дней возникнове­ния христианской Церкви, первый день недели — воскресение, был установлен как день вознесения славы Богу. Но Иеговисты не соглашаются с этим, т.к. со

О службе в армии
Иеговисты ни в коем случае не соглашаются брать в руки оружие, когда их призывают в армию. В поддержку этого они приводят заповедь Бога "не убей" и проповеду­ют, что во избежание убийств

Вместо эпилога
Предупреждения Св. Писания о Иеговистах И многие лжепророки восстанут и прельстят многих (Мф.24,II). Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтоб

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги