Реферат Курсовая Конспект
Христианство. Конспект лекций - раздел Религия, Краткий И...
|
Вопрос о происхождении христианства
Единство человеческого духа, как одно из объяснений сходства между христианством и языческими религиями.
Мы выяснили, что сходство между какими-либо религиозными воззрениями и установлениями еще не является непременным признаком их родства, общности происхождения. Это сходство, как мы говорили, может иметь совсем иные причины. И, прежде всего, многое здесь может быть объяснено так называемым законом единства человеческого духа, в силу которого дух человека во все времена и всех народов проявляет себя одинаково и вследствие которого различные народы, совершенно независимо друг от друга, приходят к одинаковым верованиям, понятиям и установлениям. Этому закону подчиняется не только всякое религиозное и этическое развитие. Так, формы языка, как установило сравнительное языкознание, развивалось у всех народов более или менее одинаково. Главнейшие правовые нормы также почти совершенно одинаковы у всех народов. “Существуют, — говорит проф. М.Н.Сперанский, — общие законы психологии человечества. Народы, как общество людей, обладают более или менее одинаковой психологией. У всякого народа, независимо от их культуры, дважды два = четыре, а не что-нибудь другое”.
Представители так называемой антропологической теории изучения памятников народной словесности (Тейлор, Лэнг и др.), устанавливая сходство мотивов в устной словесности народов не только не родственных, но и не состоявших в культурном общении в прошлом (например, аборигенов нашего севера, центральной Африки и Южной Америки), объясняют сходство, отправляясь именно от положения об одинаковости человеческой психики на всем земном шаре. Известный ориенталист Макс Мюллер говорит, что нельзя читать Веданту, не поражаясь удивительным сходством ее с учением Пифагора и Платона, — “но никто, по словам М.Мюллера, не станет говорить о заимствовании названными философами своих идей у Индии, так как более широкое изучение рода человеческого показывает, что то, что возможно в одной стране, возможно и в другой”.
Этот же антропологический закон единства человеческого духа сохраняет свою полную силу и в отношении к религиозной жизни. “Одинаковые начатки, — пишет А.Ревиль, — порожденные в очень различных местах и послужившие параллельными исходными пунктами, могут в своих логических последствиях приводить к самым удивительным совпадениям, хотя между соответствующими народностями никогда не существовало никаких сношений. Изучение религий народов, оставшихся чуждыми цивилизации, обнаруживало в полном свете эту истину. Какие странные совпадения обрядов и суеверий наблюдаются у таких, ничего не знающих друг о друге, народностях, как эскимосы и готтентоты, негры центральной Африки и древние мексиканцы, полинезийцы и народы северной Азии”. Представители неверия ставят христианству в минус те или иные возвышенные мысли и изречения, находимые ими, например, в Ведах, у Конфуция, в саркофагах египтян и т.д., и утверждают при этом, что, значит, евангельская заповедь о любви не нова, не ново вообще все нравственное учение христианское, но заимствовано из буддизма, стоицизма, конфуцианства и проч. Противники христианства забывают о существовании общечеловеческой морали, за счет которой и могут быть отнесены те правила языческой морали, в которых усматривают сходство с христианской этикой. Тем же законом единства человеческого духа может быть объяснено, как подробнее увидим ниже, и сходство в культовых формах религии богооткровенной и религий языческих, — сходство в том, что С.Н.Булгаков называет “феноменологией религиозного культа”, вследствие чего во всех религиях мы имеем храмы, жертвы, молитву, сходные религиозные символы и т. д.
Основные различия между язычеством и христианством.
Натурализм язычества и сверхъестественность христианства. Вопрос об элементах натурализма в христианстве.
До сих пор мы говорили лишь о том, чем может быть объяснено некоторое сходство между религиями языческими и христианством. Методика сравнительно-исторического исследования требует, чтобы “из-за сходства не были оставляемы в тени различия между сходными явлениями”. Вещи часто бывают похожи друг на друга, когда мы смотрим на них издали; но стоит на них взглянуть вблизи, как это сходство оказывается призрачным. “Иней, покрывающий зимой стекла, часто принимает вид богатой растительности, но под увеличительным стеклом обман исчезает: нет ни клеточки ткани, ни жизни, — глаз видит только внешним образом связанные кристаллы и окаменелости смерти”.
Есть сходство между человеком и животным; чисто логически и химически, говорят, нет почти никакой разницы между организмами человека и свиньи. Однако, о чем может свидетельствовать это сходство?
Обращаясь к ближайшему рассмотрению сходства моментов между христианством и язычеством мы видим, что представители мифологической школы, подчеркивая эти моменты сходства и собирая самым тщательным образом все то, что хотя от части может подтвердить тезис о происхождении христианства из язычества, совершенно оставляют без внимания то глубочайшее различие, какое по существу лежит между христианством и язычеством.
Хотя, как мы сказали, и в язычестве дохристианском происходил некоторый положительный религиозный процесс, однако язычники далеко не знали истины во всей ее полноте. “Неточно, затемненно и извращенно открывались язычеству религиозные истины. В язычестве ничего нельзя найти в чистом и неискаженном виде, без преломления через многие призмы”. По словам св. Ап. Павла, язычники истину содержали в неправде (Рим. 1,18). Остатки первобытного Божественного Откровения, хранившиеся в язычестве, были смешаны с грубыми и дикими суевериями и вымыслами. Первоевангелие омрачилось в сознании человечества. Поэтому и та доля истины, которая была в языческих религиях, является искаженной и обезображенной во многих случаях до неузнаваемости.
Чтобы убедиться в этом, обратим внимание на то, что является наиболее характерным для языческого миросозерцания, что отличает языческие религии, по существу, от религии христианской.
О Боге
Православное учение о Боге Троице и языческие триады (семейные, индуистская Тримурти, эллинская Геката, неоплатонические представления и др.).
Учение о (1) Единосущном (2) Триипостасном Боге, в Котором (3) нет семьи (отсутствует женское божество) и (4) все Ипостаси равночестны, является беспрецедентным в истории религиозного сознания. Сравнение его с известными языческими аналогами хорошо это иллюстрирует. Бог -Троица
Св. Симеон Новый Богослов. “Собственный твой дух, или душа твоя, вся есть во всем уме твоем, и весь ум твой во всем слове твоем, и все слово твое во всем духе твоем, нераздельно и неслиянно. Сие есть образ Божий... Итак... как в нем самом ум не больше и не меньше души, душа — ума, слово — ума и души, таким же образом не больше и не меньше Отец Сына, Сын — Отца, Святой Дух — Отца и Сына, но собезначальны суть и равночестны”(Богослов. труды. J^^?17, с.193).
Св. Максим Исповедник. “Слово... имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, т.е. Отца, и Жизнь, т.е. Святой Дух, также существующую сущностным образом и сосуществующую с Ним” (Кн.1, с.257). См. Добротолюбие т.З, О любви 3-я сотница. П. 25-27.
Св. Василий Великий. “единотройственная благодать”*
Св. Игнатий Брянчанинов. “Образ Троицы Бога — троица человек... Ум наш -образ Отца; слово наше — образ Сына; дух — образ Святого Духа... Ум без мысли существовать не может, и мысль без ума. Потому-то всякая мысль имеет свой дух”. “Нравственная сила человека — дух его”(Т.2, С.128. Об образе и подобии).
“Умное самовластие”, т.е. умная воля и бессмертный ум — образ Божий в нас. “А подобие Божие — УМНОЕ ЧУВСТВО, т.е. гармония чувств, претворенных в добродетели.” “А все в совокупности именуется — “умной сущностью”, “внутренним человеком”, душой, или иначе — образом бессмертной и присносущной славы Божией в нас”. Так об этом и говорит св. Никита Стифат: “Человек есть образ Божий не по органическому устройству тела, а по мысленному составу ума... Ибо как Божеское естество вне всякой твари суще... так и данное от Него нам мысленное естество: ...не видимо, не осязаемо, не объемлимо и есть Образ Бессмертной и Присносущной Славы Его” (Иоанн Журавский. Тайна Царствия Божия. СПб., 1996, с.98). См. св.Исаак Сирии. Сл.53.
В дохристианском мире встречаются четыре основных типа триад. 1. Семейные триады. Например, Юпитер, Юнона, Минерва, или Зевс, Гера, Афина. Это три бога, имеющие одинаковые, подобные природы, но не одну (сравн. арианство), у них нет полного духовного единства, они способны даже вступать в противоречие друг с другом. В них всегда и обязательно присутствует женское божество. Третье божество — плод двух других (сравн. Филиокве). Они не равны. Это очевидное перенесение земных реалий на Бога.
2. Индуистская Тримурти. Послебуддийский брахманизм выступает в виде двух течений — шиваизма и вишнуизма, смотря по тому, признается ли главным богом Шива или Вишну. Попытки слить эти два течения воедино делались неоднократно, но ни к чему не привели: единой религии в Индии так и нет. Многие новобрахманские секты теоретически исповедуют так называемую Тримурти, то есть троицу Брахма-Вишну-Шива, как полноту божественной сущности (Брахма — создатель, Вишну — промыслитель, Шива — разрушитель), но одни из этих сект считают, что в этой троице Брахма и Шива порождены Вишну, а другие наоборот — что Вишну и Брахма порождены Шивой (брахмаитов, т.е. принимающих главным лицом в Тримурти Брахму — нет). Объединение их в триаду произошло где-то в середине 1-го тысячелетия н.э. не без влияния христианства, но по принципу специфики их отношения к миру.
Кроме главного бога, Вишну, у вишнуитов и Шивы у Шиваитов, новый брахманизм признает и множество богов менее важных. Великие боги имеют своих супруг. Супруга Вишну, богиня Лакшми или Шри (первоначально две разные богини), является богиней красоты, богатства и счастья. Она обладает такой же способностью бесчисленного перевоплощения, как и ее супруг, что дало возможность отождествлять с ней многих местных богинь и эпических героинь. Супругой Шивы является богиня Дурса или Парвати (также Кали) — самый жуткий образ из всех, созданных индусским воображением. Ее изображают осклабившейся в зловещей гримасе с массой рук. с ожерельем из человеческих черепов. Ей приносились человеческие жертвоприношения. (См. Аникеева Е.Н. Основные парадигмы индийского религиозного сознания и их сопоставление с христианским богословием. //Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы 1992–1996. М., 1996. с.273–274).
Брахма, Вишну, Шива — три главные божества, раздельные в своих сущностях и в своих функциях. Здесь нет ни единосущия, ни единства воли, ни даже постоянного единоначалия, единовозглавления. Это — пантеистический политеизм.
3. Эллинская Геката — богиня неба, земли и преисподней или моря, имеющая соответственно три маски, лица. Но это одно божество, лишь имеющее три различных функции и потому выступающее под различными образами (сравн. ересь Савеллия).
4. Неоплатоническое Единое, последовательно эманирующее Разум /Нус/ и Мировую душу. Здесь: соподчиненность, неравночествность, неодносущность, неипостасность, пантеизм. Ереси антитринитариев: динамисты (Павел Самосатский) и модалисты (Савеллий).
6. ***Логос — Христос и дохристианские представления о Логосе (в древнегреческой философии, у стоиков и Филона Александрийского).
Св. ап. Иоанн Богослов в Евангелии показал. Кто есть Тот Логос, т.е. Разум, Истина и Смысл” Которого искали древние мыслители. Реальный Логос оказался Второй Ипостасью Пресвятой Троицы: истинным Богом, принявшим реальную человеческую природу, пострадавшим на Кресте, воскресшим и ставшим Царем будущего века, — т.е. глубоко отличным от всех бывших о Нем представлений.
Древнегреческие учения о Логосе*
Логос — это “слово, адекватно выражающее мысль и от нее неотделимое” (Филос. энциклоп. Т.З. А.Лосев). Имеет 34 гнезда значений, т.е. более 100 (см. Древнегреческо-русский словарь И.Х.Дворецкого). У Гераклита Логос это “закон бытия”.
У Анаксагора и софистов — “слово” в риторическом смысле.
У атомистов (Левкип, Демокрит) — “Закон” в логическом смысле, “отношение”. У Платона — понятие, суждение, рассудок, первичная причина.
У Аристотеля — как и у Платона; также — речь, слово, доказательство, Перводвигатель. Стоицизм.
“Живописная Стоя” — афинский портик. Основатель Зенон (+265) с Кипра, далее Клеанф, Хрисипп. Отличались крайним ригоризмом этического характера. Поздняя стоя — стоический платонизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
Растворение в неоплатонизме. Метафизика строится на Гераклите. Огонь — первостихия, из которой все возникает
- это Логос, пневма, дух, космос ноитос (мир идей), созидающий все вещи, включая человека, и остывая в неорганической природе. Логос осмысливается трояко:
как Логос сокровенный (Эндиафетос) — непознаваемый первичный Божественный Разум, имманентно присущий Первоогню, пребывающему в центре космоса;
как Логос явленный (профорикос) — познаваемый через космос (красоту мира), его законы;
как Логос осеменяющий (сперматикос), изливающийся “осеменяющими идеями” (“сперматическими логосами”), пронизывающими весь космос. Он — провидение, бог в душе человека. Логос иногда именуется Зевсом (чтобы избежать обвинения в безбожии). Вселенная
- это разумное, одушевленное животное, тело которого материя, а душа — Логос. Логос подчинен судьбе (року) или сам является ею.
Мир постоянно возрождается и сгорает, после чего все вещи, люди, события повторяются вновь.
Этика. Идеал — мудрец, любящий свой рок (amor fati). Основное достоинство его -полное бесстрастие (невозмутимость, беззаботность) — апатия. Поэтому главный принцип стоика: “Живи согласно с природой”, т.е. “логично”, разумно, подчиняя себе все чувства. Разум должен быть властелином в человеке.
Равенство всех перед лицом рока; космополитизм (Цицерон: “Civus sum totius mundi”).
Главное отличие учения стоиков о Логосе от христианского учения в том, что стоицизм пантеистичен и его Логос безличностен. Поэтому все основные христианские догматы для стоицизма абсурдны (не потому ли Тертуллиан говорил : Credo, quia absurdum est?).
Сравнить: учение о Логосе; судьбу с промыслом Божиим; идеи равенства, бесстрастия; христианский патриотизм с космополитизмом.
Промысл Божий заключается в том, что Бог, пока человек не умер духовно, так устраивает все его жизненные пути, что его совесть постоянно оказывается перед выбором между добром и злом, поскольку лишь духовное САМОопределение человека решает проблему его греха. Бог не может спасти (исцелить от греха) человека без его воли, ибо спасение есть СВОБОДНО-личностное принятие Бога-Спасителя. Поэтому все действия Божий в принципе исключают какое-либо насилие над человеческой свободой. Человек сам, своими намерениями, мыслями, словами, делами определяет собственную судьбу не только в вечности, но и здесь в самом ее существе. Господь же Своей любовью постоянно делает все возможное человеку к его пользе, его спасению.
Святые отцы единогласно говорят о повреждении в Адаме природы человека (первородном грехе) причине смерти и всех бед человеческих.
Св. Иоанн Златоуст: “именно грех преслушания Адама был причиною общего повреждения' (Твор. Т.9, Кн.2. Беседа 10. СПб, 1903, С.593-594).
Св. Афанасии Великий. грехом человек “произвел совращение естества” (Против Евномия о Воплощении. Т.З, парагр. 15, с.332).
Преп. Максим Исповедник: “Ибо два греха [здесь и далее подчеркивания наши -А.О.], пишет он, — возникли в праотце [нашем] вследствие преступления божественной заповеди: один достойный порицания [личный — А.О.], а второй, имевший своей причиной первый, не могущий вызвать порицания [первородный — А.О.]; первый от произволения, добровольно отказавшегося от блага, а второй от естества, вслед за произволением невольно отказавшегося от бессмертия”. (Твор. кн.2. , c.llO). “Ради любви Сам создатель естества облачился в наше естество, непреложно соединив его с Собою по Ипостаси, дабы остановить распыление этого естества и собрать его в Себе уже соединившимся и не обладающим никаким различием, порожденным греховной волей” (Твор. Кн.1, М. 1993, С.151).
То же пишут и многие наши догматисты.
Митр. Макарии: “... в Адаме это был грех личный, грех в строгом смысле слова, — в нас это не есть грех личный, не есть собственно грех, но есть только греховность природы, получаемая нами от родителей” (Митр. Макарий. Прав.-догм. богословие. T.I. Изд. 4-е. СПб., 1893. С.493).
Еп. Сильвестр:. “Но губительные следствия греха, поразившего собою всю природу первых людей, по учению Церкви, не ограничились только ими одними, а простерлись и на всех их потомков, которые преемственно через рождение принимая от них свою природу, вместе с сим наследуют и греховную порчу, получившую название прародительского или первородного греха” (Еп. Сильвестр. Опыт прав.- догм. богословия. Т.З, изд. 3-е, Киев, с.411).
Филарет” архиеп. Черниговский. “... наследственный грех Адамов может быть только назван болезненным состоянием потомков, а не в собственном смысле грехом; поелику грех, в собственном смысле понимаемый, по понятию самого Откровения, есть свободное нарушение закона (1Ин. 3;4)”(Филарет, архиеп. Черниговский. Прав.- догм. богосл. 41, Изд. 3-е, Спб., 1882, с.226).
Архим. Антоний: “Под именем первородного греха разумеется прирожденная порча и растление целой природы человека” (Архим. Антоний. Прав.-догм. богословие. М., 1852, с.129).
Свящ. Н .Малиновский. “Но потомки Адама не участвовали своим сознанием и свободою в греховном действии Адама, а посему и наследственный грех в потомках Адама должно полагать не в греховном действии Адама и вменении им в вину этого действия, а в греховном состоянии природы”. “В потомках Адама греховность (amartia) есть наследуемое прирожденное свойство природы” (Свящ. Н. Малиновский. Прав.-догм. богословие. 4.2, Ставрополь. 1903, с.341;346).
А.Кремлевский: “При этом ясно, что грех Адамов не отождествляется Церковью с первородным грехом, а считается лишь причиною последнего” (Прав.богосл. энциклопедия.”Грех”. T.IV. Петроград. 1903. с.773).
Итак, первородный грех это не вина всего человечества за личный грех Адама. Сама идея виновности потомков за грехи отцов в корне противоречит христианскому учению о Боге-Любви. Даже в В.З. это было ясно. Так, пророк Иезекииль от лица Божия говорит: “вы говорите: почему же сын не несет вины отца своего? Потому что сын поступает законно н праведно, все уставы Мои соблюдает н исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, н отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, н Беззаконие беззаконного при нем остается” (Иезек. 18; 19, 20. Ср. — св. Ефрем Сирин-. “Не осудят одного за другого” — Добр. Т.З. с.234).
Так, что напрасна издевка Льва Толстого, писавшего, что в православии один согрешил за всех, а Другой спас всех.
Но при всей своей силе первородный грех не лишил человека свободы выбора добра и зла. Он — не рок. Непреодолимо заставляющий его грешить. И по грехопадении человек сохранил способность к определению праведной жизни, соответствующей степени его ревности. В истории видим разных людей при той же первородной поврежденности: и грешных, преступных (Каин, Иуда) и праведных, святых (Иоанн Креститель, Пресвятая Дева Мария)
О каждом из типов греха имеются свидетельства как в Священном Писании, так и у святых отцов. Преп. Макарий Великий, напр., говорит сразу о всех трех типах: “Как скоро удалишься от мира и начнешь искать Бога и рассуждать о Нем, должен уже будешь бороться со свои природою (первородным грехом), с прежними нравами (личным грехом, страстями) и с тем навыком, который тебе прирожден (родовым грехом)” (Беседа 32;9).
Главное различие между языческим и христианским пониманием греха заключается в том, что для язычества (в целом) грех — нарушение религиозных и (или) общественных заповедей и установлений. Для христианского же сознания он, в первую очередь, есть нарушение любви к Богу и человеку, не только явно — делом, словом, поведением, но и тайно — мыслью, желанием, чувством. Имеющей принципиальный характер особенностью христианского понимания греха является также учение об изначальном повреждении человеческой природы, обуславливающем ее болезненные влечения к духовно-нравственным аномалиям и, отсюда, страданиям.
Усвоение человеком Жертвы Христовой
Восстановив “в Себе Самом” (по св. Афанасию Вел. и др. отцам) человеческую природу и создав тем самым новый Организм (Церковь), второй Адам открыл возможность обожения каждому верующему через рождение от Него в Крещении, правильную духовную жизнь, причащение Ему в Евхаристии и другие таинства Церкви.
– Конец работы –
Используемые теги: Христианство, Конспект, лекций0.06
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Христианство. Конспект лекций
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов