рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сверхъестественное рождение Спасителя и Боговоплощения в язычестве.

Сверхъестественное рождение Спасителя и Боговоплощения в язычестве. - раздел Религия, Христианство. Конспект лекций Лишь Кажущимся Оказывается Сходство Сверхъестественного Рождения Евангельског...

Лишь кажущимся оказывается сходство сверхъестественного рождения евангельского Избавителя и языческих спасителей. Здесь все подробности, главные мотивы, места действия, окружающая Среда — все различно до неузнаваемости. Так, Пресвятую Деву Марию Евангелия изображают как личность, исполненную ангельским целомудрием и кротостью, духом самых молитвенных возвышенных настроений и созерцаний (см. Лк. 1, 26-55). Ничего подобного не видим в языческих сказаниях о девах, рождающих сынов-спасителей.

Напротив, Венера, рождающая Геркулеса, изображается как богиня чувственной любви и разврата. Артемида отличается кровожадностью. Кроме того, мифические сказания о девах, рождающих богов, крайне сбивчивы и противоречивы. По одним сказаниям матерью Адониса была дева Мирра, а по другим Адонис был сыном Сирийского царя, жившего со своей дочерью как с женою. Богиня Герра попеременно называется то вдовой, то девой. Аполлону приписывается рождение то от девы, то от Зевса и Латаны или Леты. Будда только по позднейшим сказаниям рожден от девы, по всем древним — от царя Соббоданны и жены его -Махи-Майи.

И сама идея боговоплощения в христианстве имеет совершенно иной характер, чем в язычестве. Боговоплощения в христианском смысле языческий мир не знал совершенно. Зевс, по верованиям язычников, превращался в быка, сатира, орла, золотой дождь. Юпитер -превращался в дракона — крылатого змия с рогами на голове. Богиня Кибела превращается в дерево, Латона — в перепела. Нужно ли доказывать, что между этими фантастическими невероятными превращениями языческих богов и воплощением Сына Божия нет ничего общего? У язычников были не воплощения в собственном смысле, а только принятие божествами на известное время тех или иных масок. “Боги, — говорит Эпикур, — не пойдут на то, чтобы сделаться людьми действительными”. Языческие боги воплощаются не однажды, а десятки раз. Мы же исповедуем не призрачное или кажущееся, но действительное Боговоплощение, и докетизм считаем ересью (1Ин. 4, 2-3; 1Тим. 3-6, и др.). Событие воплощения Сына Божия “ исключительное, не повторяющееся” единственное в мировой истории.

Все эти отличия от христианства мы видим и в индуистских “аватарах” (воплощениях Вишну), в которых заключено индуистское учение о воплощении, инкарнации божества. По выражению ведийских текстов, Вишну, воплощаясь, уподобляется актеру, который меняет костюм и надевает маску. Так что аватары — это чисто призрачные, только кажущиеся воплощения, а не действительные, лишь “симуляция” христианского учения о Боговоплощении. Кроме того, в отличие от христианского учения о Боговоплощении как о единственном и единичном факте всемирной истории , индуистское учение об аватарах характеризуется тем, что боговоплощении признается неопределимое и безграничное множество — как в порядке временной преемственности, так и в пространственной совместимости. Так, Кришна, высшее (20-е) воплощение Вишну, имеет не только свою ко-аватару в лице Рамы (19-е воплощ. Вишну), но и множество второстепенных ко-аватар, в непрерывно нисходящем порядке до вепря и даже до рыбы включительно, равно как имеет и современных друг другу ко-аватар, которые при том нередко соперничают друг с другом.

“Ясно, — скажем словами проф. Введенского, — что такое учение о боговоплощениях по существу радикально не имеет ничего общего с христианским учением о воплощении Бога Слова../*

Халкидонский догмат является принципиально новым учением о боговоплощении по сравнению со всеми до того бывшими представлениями.

Его особенности следующие:

1. Христианство учит о воплощении не Бога, но Логоса. Второй Ипостаси Единосущной Троицы-Бога.

2. Христос не явился аватарой другого божества.

3. Он родился безмужно в отличие от мифических богов (за немногими исключениями).

4. “Рождается Христос Бог, ставший человеком через присоединение плоти, обладающей разумной душой. Максим Испов. T.I, 258).

5. Он воплотился однажды и действительно, а не как языческие боги, которые меняют плоть как маски (прим. Юпитер).

6. Бог Слово, став Богочеловеком, действительно родился, жил, страдал, умер, воскрес и вознесся.

7. Божественная и человеческая природы во Христе соединены в одном Лице Бога Слова: неслитно (не образовав чего-то третьего, полубога-получеловека), неизменно (без изменения природ), нераздельно (неотделимо в единстве Богочеловека), неразлучно (навечно), чего совершенно не знает языческая мифология.

8. Он воплотился добровольно. Поэтому Его страдания и смерть не случайны, не бессмысленны, как, например, у Адониса, Аттиса или Озириса.

9. Бог Слово воплощается по любви к человеку (Ин. 3, 16), чтобы “прежде падший воскресити образ” (троп. праздн. Рожд. Христова), а не для каких либо земных целей.

10. “Бог Слово, Сын Бога и Отца, для того и стал человеком и Сыном Человеческим, чтобы соделать человеков богами и сынами Божиими (Максим Испов. 1, 238). “...чтобы Самому стать Человеком, как знает Сам, и человека сделать богом через соединение с Собой” (Максим Исповедник. 2, 75).

II. Христос чист от всякой страсти — в отличие от языческих божеств (у Кришны, напр., по одному из сказаний, было 8 жен и 16 тыс. наложниц, от которых он имел 180 тыс. сыновей).

12. Он воскрес единожды” а не как те же Адонис, Аттис или Озирис и другие боги, умирающие и воскресающие ежегодно, являясь лишь символами переходных периодов природы (осени и весны).

13. Боговоплощение есть начало обожения человечества во Христе и источник всеобщего Воскресения. Ни того, ни другого язычество никогда не знало.

14. Через воплощение Бога Слова падший человек приобрел “надежду Воскресения и вечной жизни”, унаследовать которую он призван приобщением Иисусу Христу, Кто “послушанием расторгнул осуждение прародительского греха и смертью упразднил державу смерти, дабы “как в адаме все умирают, так в нем все оживут”(1Кор. 15, 22) (Преп. Максим Испов. 1, 75).

Преподобный Максим Исповедник придавал Таинству Воплощения первостепенное значение, так, как Оно “содержит в себе смысл всех загадок и образов Писания, а также знание являемых и постигаемых умом тварей” (T.I, 226).

С языческим учением о перевоплощениях (аватарах) богов непосредственно связана идея о т.н. перевоплощениях личности (метемпсихоз). Эта идея не имеет под собой каких-либо оснований, хотя бы потому, что:

1. Нет фактов подтверждающих ее. Приводимые же случаи “воспоминания” т.н. предшествующих воплощений имеют совсем иную природу. Это:

внушения, которому особенно легко поддаются люди т.н. медиумического склада (особенно дети, женщины); непроизвольное самовнушение;

телепатические воздействия (см. напр. свт. Лука. Дух, душа и тело); психические заболевания; прямые бесовские воздействия, беснования;

проявление т.н. генетической памяти (механизм действия которой представляет пока для науки тайну), которая может при определенных условиях воспроизводить в сознании человека впечатления и переживания предков.

Если бы и эволюция действительно имела место, то генетическая память могла бы воскрешать и дочеловеческие формы самоощущений.

2. О метемпсихозе ни слова не говорит Библия, признаваемая за Откровение последователями учения о перевоплощениях (в частности, индуизмом, теософией). Напротив, Апостол пишет: “человекам положено однажды умереть, а потом суд”(Евр.9, 27).

3. Молчат все без исключения христианские святые, в том числе и самые великие из них, которых в качестве великих мистиков признают теософы и оккультисты разных направлений. Напротив, св. Исаак Сирии пишет: “Кто не старается здесь стяжать эту жизнь [духовную] в душе своей, да не обольщает себя тщетною надеждою. 4. На Пятом Вселенском Соборе (551г.) это учение было осуждено.

Учение о перевоплощении вносит в сознание человека искусительную мысль о возможности потом, в серии следующих перевоплощений заняться своим духовным совершенствованием, что в подавляющем большинстве случаев усыпляет духовную активность человека и обесценивает уникальное время этой жизни.

Языческие мифы о воплощении богов — это своего рода куклы, с которыми играет маленькая девочка, еще не знающая, что означает рождение ребенка. Их фантазии о боговоплощениях есть не что иное, как выражение религиозного инстинкта, подсознательного чувства близости Бога и ожидания Его грядущего видимого пришествия — Воплощения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Христианство. Конспект лекций

Краткий Исторический Обзор Попыток Мифологического Объяснения Христианства. Рассмотрены вопросы о происхождении христианства...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сверхъестественное рождение Спасителя и Боговоплощения в язычестве.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Краткий Исторический Обзор Попыток Мифологического Объяснения Христианства
Отрицающие сверхъестественный характер христианской религии утверждают, что христианство, эта высшая форма религиозного сознания человечества, по существу своему не сказало людям нового слова, а пр

Попытки естественно-научного объяснения происхождения христианства.
Вопрос о происхождении христианства полностью разрешается историческими свидетельствами священных писателей Нового Завета, мужей апостольских, апологетов, а также противников христианства, и светск

Метод мифологической школы и его основные недостатки.
Прежде всего, обратимся к рассмотрению метода, которым пользуются представители мифологического объяснения возникновения христианства, и здесь мы вынуждены констатировать, что этот метод грешит цел

Влияние христианства на языческие религии.
Многое, затем, в сходствах между христианством и язычеством должно быть объяснено не заимствованиями из язычества, а, наоборот, влиянием христианства на язычество, заимствованием из христиан

Язычество как положительный религиозный процесс. Праоткровение.
Моменты сходства между религией богооткровенной и религиями языческими могут быть объяснены еще и тем, что и в язычестве было всегда зерно истины. Язычество нельзя рассматривать, как явление, ни в

Натурализм язычества и сверхестественность христианства.
Проф. Телле говорит, что всякую религию характеризуют ее воззрение на отношение между Богом и человеком, а так же между Богом и миром. Связь человека с Божеством выступает в религиях с разли

Мифотворчество в языческих религиях и историчность религии откровения.
Натуралистический характер язычества является основным признаком, отличающим язычество от христианства. Не менее рельефно проявляется своеобразие язычества, в сравнении с христианством, и в других

Этический характер христианства и безнравственность языческих религий.
Религии сверхъестественные (древнеиудейскую и христианскую) выше мы назвали религиями этическими. В этом новое отличие языческих религий от христианства. Так как природа не знает ни добра, ни зла,

О Лице Господа Иисуса Христа.
4.1 Возможность возникновения “мифа” о Христе в иудействе и язычестве. Одним из пунктов, который особенно очевидно раскрывает тенденциозность и отсутствие научного метода исследова

Исторические свидетельства об Иисусе Христе.
Не касаясь свидетельств Священного Писания Нового Завета и многочисленных христианских авторов (начиная с конца I в. н.э.), которые все в полном согласии и единодушии сообщают не только о многих по

Возможности человеческого познания.
Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие. (1Kop. 1,23). Credo, quia absurdum est. Как были встречены открытия Галилея и Коперника

Православное учение о Боге-Любви и инославные и иноверные представления о Боге.
Существует три подхода к пониманию Бога: апофатический, катафатический и духовно-опытный. Апофатический основывается на принципиальной непостижимости Бога человеческим рассудком и невозмо

Бог - Любовь
Православие является единственной религией, которая учит, что Бог есть любовь (Ин. З, 16; 1Ин. 4,8), и что все Его действия по отношению к человеку и миру являются выражением только любви. Поэтому

Филон Александрийский (ок. 49г., иудей)
Энгельс охарактеризовал Филона как “настоящего отца христианства”. Абсолютная трансцендентность Бога (Иеговы). Бог выше платоновского “Единого” и “Блага” и вообще всякого определения. Он — С

Спасение в язычестве и христианстве.
Идея спасения всеобща в человеческом сознании, хотя называется и понимается она по разному. Существо каждой религии заключается в учении о спасении, и здесь происходит основной водораздел

Православное учение о Спасении.
Главным вопросом данной темы является более детальное уяснение отличия христианского учения о спасении от языческих представлений, что предполагает в первую очередь рассмотрение следующих вопросов

Человеческая природа Иисуса Христа.
Какую человеческую природу воспринял Сын Божий? — Неповрежденную грехом Адама или по грехопадении? От решения этого вопроса зависит понимание важнейшей христианской истины -

Жертва Христова.
Очевидно, что только учение ап. Павла и святых отцов о добровольном восприятии Словом в Воплощении нашего греха (первородного — 2Кор.5;21) дает удовлетворительный ответ на вопрос о смысле Же

Существо жертвы Спасителя.
В Священном Писании и у святых отцов употребляется множество терминов для выражения существа подвига, совершенного Господом Иисусом Христом ради нашего спасения: исцеление, спасение, искупление,

Церковь
Теоцентрическое и антропоцентрическое понимания Церкви. Теоцентрическое: Церковь есть Богочеловеческий Организм или единство Духа Божия, пребывающего в тех членах церкви видимой, к

Христианские таинства.
Христианский культ и таинства, будучи сходными в отдельных элементах с языческим культом, имеют совершенно иной смысл и иную цель. Язычество пронизано идеей магизма, то есть верой в возможность с п

Евхаристия
Все отцы единогласно учат, что в святой Евхаристии верующий вкушает истинное Тело и истинную Кровь Христову, “ту самую пренепорочную плоть, которую принял Он от Пречистой Марии Богородицы”(преп. Си

Крещение.
Спаситель, воссоздав падшую человеческую природу в Себе Самом, дал возможность и каждому уверовавшему в Него получить новую природу через особое рождение от Него. Происходит оно в таинстве Креще

Священство.
В таинстве Священства дар Святого Духа получает лишь достойно (т.е. с верой, благоговением и смирением) приступающий и в течение всей своей жизни “возгревающий” его (2Тим.1;6). В противном случае (

Священное Писание. Его Богодухновенность.
Церковь действием Духа Святого определила канон Священного Писания. Писание имеет богочеловеческий характер. Божественное и человеческое находятся в нем в “халкидонском” единстве.

Церковь и другие религии
Существуют три взгляда на этот вопрос. Теософский: спасение одинаково возможно во всех религиях, поскольку все они, хотя и разные, но, по существу, равноценные пути к одному

Духовность и псевдодуховность
Понимание духовности в Православии проистекает из учения о том, что “Бог есть дух” (Ин. 4;24), и предполагает уподобление человека Богу, как Он был явлен во Иисусе Христе. Основными призн

Истинность христианства.
Среди всех других религий мира христианство является единственной, которая имеет целый ряд аргументов, свидетельствующих о его сверхъестественном характере, его божественности, то есть истинности.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги