рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Попытки естественно-научного объяснения происхождения христианства.

Попытки естественно-научного объяснения происхождения христианства. - раздел Религия, Христианство. Конспект лекций Вопрос О Происхождении Христианства Полностью Разрешается Историческими Свиде...

Вопрос о происхождении христианства полностью разрешается историческими свидетельствами священных писателей Нового Завета, мужей апостольских, апологетов, а также противников христианства, и светских историков I — III веков, не говоря уже о писателях позднейших. Масса иных свидетельств: храмы, катакомбы, христианские изображения, иконы, монеты и т.д., — более чем достаточно говорят как о времени появления христианства — первой половине I-го века, — так и о характере его возникновения — внезапном, неожиданном, сверхъестественном. С другой стороны, анализ исторической обстановки времени появления христианства свидетельствует о том, что рождение этой новой религии в данную эпоху не только не было обусловлено какими-либо объективными историко-социальными причинами, но, напротив, явилось как бы противоестественным, ибо христианство первоначально было встречено всеми слоями населения крайне враждебно.

Конечно, атеизм не может принять подобного вывода, и поэтому пытается найти естественные причины возникновения христианства. Современные и прошлые попытки объяснить естественным образом происхождение христианства можно в основном свести к следующим главным тезисам:

1. Христианство возникло как следствие отчаяния рабов и угнетенных, не сумевших освободиться путем борьбы и восстания от ига поработителей и нищеты, и потому обративших свой взор к религиозной фантазии в форме христианства.

2. Христианство возникло не сразу (так сказать революционно), но постепенно формировалось из разрозненных иудейских и языческих верований, представлений, мифов. Поэтому оно синкретично по своей природе с самого начала.

Обоснованию этих тезисов, как и целому ряду других, менее значительных утверждений, вот уже около двухсот лет отводится одно из центральных мест в атеистической литературе.

Не касаясь их анализа защитниками христианства, попытаемся осветить эти вопросы на основании тех, кто является значительным авторитетом для современного отечественного атеизма.

1. Статья “Ф. Энгельс о происхождении христианства” в журнале “Вопросы философии” за 1970 год № II так отзывается о гипотезе происхождения христианства, основанной на т.н. поражении революции рабов: “Модная одно время в наше литературе теория, связывавшая становление христианства с так называемой революцией рабов”, не имеет под собой сколько-нибудь серьезных оснований, тем более, что и сама “революция рабов на поверку оказалась историографической фикцией”.

Укажем для примера на некоторые восстания этой эпохи: 24—19 гг.—восстания в Испании; 6—9 гг. в Паннонии; 9 г.—в Германии в Тевтотургском лесу были уничтожены три легиона римлян. В 14 г. (смерть Августа) паннонские и рейнские легионы провозгласили императором Германика, но были разбиты. 17— 25 гг.— в Африке; 21 г.—во Фракии, Галлии, Нумидии; 24 г.—на юге Италии (наподобие восстания Спартака); 50 г. по 61 г.—В Британии, где было убито 20 тысяч римлян; 66—70 гг.— Иудейское восстание.

Несостоятельным оказывается и утверждение о том, что причиной возникновения христианства явилось ухудшение материального положения угнетенных народных масс и новые формы эксплуатации, возникшие в связи с римским завоеванием и поражением восстаний рабов. В той же статье читаем: “Но, по всей видимости, изменение форм эксплуатации не оказало непосредственного влияния на возникновения христианства...”. “Теперь мы лучше, чем в прошлом веке, знаем экономическую историю римской империи и можем подчеркнуть удивительный парадокс: социальный вакуум и моральная изношенность... установились в условиях относительного материального прогресса. Римляне в первые века н.э. жили, в общем лучше, чем до этого: строили лучшие дома, лучше питались и, может быть, даже получали лучшее среднее образование. Улучшение быта коснулось, по всей видимости, даже рабов, не говоря о вольноотпущенниках. Это важно подчеркнуть потому, что критика “гипертрофии материального”, критика погони за благами мира сего составила один из важнейших моментов социальной программы раннего христианства”.

2. Попытка объявить первоначальное христианство продуктом синкретическим оказывается также совершенно необоснованной. Первое, что наиболее сильно говорит против “эволюционного” появления христианства и синкретического характера его образования, это внезапность появления христианства, за которым последовало совершенно непонятное в естественном плане его широкое распространение “по всей вселенной”. Ф. Энгельс, например, в “Книге откровения” прямо называет христианство “крупным революционным движением”. Конечно, говоря о “революционности” христианства, Энгельс разумел не вооруженное восстание христиан против существующего социального порядка или борьбу политическую, ибо такового не было, он указывал на самый характер появления христианства — взрывной, неожиданной. Этот правильный взгляд с необходимостью требует признать и свое естественное следствие. Революционность исключает синкретизм, который может быть следствием последовательной лепки, постепенного созидания, и говорит об оригинальности данного явления, его принципиальном отличии от имеющегося старого, говорит именно о рождении, а не об образовании.

В силу этого отпадает и особая необходимость показывать невозможность подобного рождения новой мировой религии из таких взаимоисключающих компонентов, как иудейство и римский политеизм, всегда крайне антагонистически настроенных по отношению друг к другу. Если бы христианство действительно явилось продуктом смешения разнородных элементов иудейства и язычества, то оно, с одной стороны, не было бы встречено столь враждебно Римом, не знавшим ересей и широко открывавшим двери для всех религий и философских концепций; с другой — и само христианство не отрицало бы с такой принципиальностью как язычество, во всех его разновидностях, так и законническое, фарисейское, и рационалистическое саддукейское, иудейство. Апостол Павел очень точно определили существо отношений язычества и иудейства к христианству: “Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов Безумие” (1.Кор.1,23).

Попытаемся дать посильный ответ на эти вопросы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Христианство. Конспект лекций

Краткий Исторический Обзор Попыток Мифологического Объяснения Христианства. Рассмотрены вопросы о происхождении христианства...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Попытки естественно-научного объяснения происхождения христианства.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Краткий Исторический Обзор Попыток Мифологического Объяснения Христианства
Отрицающие сверхъестественный характер христианской религии утверждают, что христианство, эта высшая форма религиозного сознания человечества, по существу своему не сказало людям нового слова, а пр

Метод мифологической школы и его основные недостатки.
Прежде всего, обратимся к рассмотрению метода, которым пользуются представители мифологического объяснения возникновения христианства, и здесь мы вынуждены констатировать, что этот метод грешит цел

Влияние христианства на языческие религии.
Многое, затем, в сходствах между христианством и язычеством должно быть объяснено не заимствованиями из язычества, а, наоборот, влиянием христианства на язычество, заимствованием из христиан

Язычество как положительный религиозный процесс. Праоткровение.
Моменты сходства между религией богооткровенной и религиями языческими могут быть объяснены еще и тем, что и в язычестве было всегда зерно истины. Язычество нельзя рассматривать, как явление, ни в

Натурализм язычества и сверхестественность христианства.
Проф. Телле говорит, что всякую религию характеризуют ее воззрение на отношение между Богом и человеком, а так же между Богом и миром. Связь человека с Божеством выступает в религиях с разли

Мифотворчество в языческих религиях и историчность религии откровения.
Натуралистический характер язычества является основным признаком, отличающим язычество от христианства. Не менее рельефно проявляется своеобразие язычества, в сравнении с христианством, и в других

Этический характер христианства и безнравственность языческих религий.
Религии сверхъестественные (древнеиудейскую и христианскую) выше мы назвали религиями этическими. В этом новое отличие языческих религий от христианства. Так как природа не знает ни добра, ни зла,

О Лице Господа Иисуса Христа.
4.1 Возможность возникновения “мифа” о Христе в иудействе и язычестве. Одним из пунктов, который особенно очевидно раскрывает тенденциозность и отсутствие научного метода исследова

Исторические свидетельства об Иисусе Христе.
Не касаясь свидетельств Священного Писания Нового Завета и многочисленных христианских авторов (начиная с конца I в. н.э.), которые все в полном согласии и единодушии сообщают не только о многих по

Возможности человеческого познания.
Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие. (1Kop. 1,23). Credo, quia absurdum est. Как были встречены открытия Галилея и Коперника

Православное учение о Боге-Любви и инославные и иноверные представления о Боге.
Существует три подхода к пониманию Бога: апофатический, катафатический и духовно-опытный. Апофатический основывается на принципиальной непостижимости Бога человеческим рассудком и невозмо

Бог - Любовь
Православие является единственной религией, которая учит, что Бог есть любовь (Ин. З, 16; 1Ин. 4,8), и что все Его действия по отношению к человеку и миру являются выражением только любви. Поэтому

Филон Александрийский (ок. 49г., иудей)
Энгельс охарактеризовал Филона как “настоящего отца христианства”. Абсолютная трансцендентность Бога (Иеговы). Бог выше платоновского “Единого” и “Блага” и вообще всякого определения. Он — С

Сверхъестественное рождение Спасителя и Боговоплощения в язычестве.
Лишь кажущимся оказывается сходство сверхъестественного рождения евангельского Избавителя и языческих спасителей. Здесь все подробности, главные мотивы, места действия, окружающая Среда — все разли

Спасение в язычестве и христианстве.
Идея спасения всеобща в человеческом сознании, хотя называется и понимается она по разному. Существо каждой религии заключается в учении о спасении, и здесь происходит основной водораздел

Православное учение о Спасении.
Главным вопросом данной темы является более детальное уяснение отличия христианского учения о спасении от языческих представлений, что предполагает в первую очередь рассмотрение следующих вопросов

Человеческая природа Иисуса Христа.
Какую человеческую природу воспринял Сын Божий? — Неповрежденную грехом Адама или по грехопадении? От решения этого вопроса зависит понимание важнейшей христианской истины -

Жертва Христова.
Очевидно, что только учение ап. Павла и святых отцов о добровольном восприятии Словом в Воплощении нашего греха (первородного — 2Кор.5;21) дает удовлетворительный ответ на вопрос о смысле Же

Существо жертвы Спасителя.
В Священном Писании и у святых отцов употребляется множество терминов для выражения существа подвига, совершенного Господом Иисусом Христом ради нашего спасения: исцеление, спасение, искупление,

Церковь
Теоцентрическое и антропоцентрическое понимания Церкви. Теоцентрическое: Церковь есть Богочеловеческий Организм или единство Духа Божия, пребывающего в тех членах церкви видимой, к

Христианские таинства.
Христианский культ и таинства, будучи сходными в отдельных элементах с языческим культом, имеют совершенно иной смысл и иную цель. Язычество пронизано идеей магизма, то есть верой в возможность с п

Евхаристия
Все отцы единогласно учат, что в святой Евхаристии верующий вкушает истинное Тело и истинную Кровь Христову, “ту самую пренепорочную плоть, которую принял Он от Пречистой Марии Богородицы”(преп. Си

Крещение.
Спаситель, воссоздав падшую человеческую природу в Себе Самом, дал возможность и каждому уверовавшему в Него получить новую природу через особое рождение от Него. Происходит оно в таинстве Креще

Священство.
В таинстве Священства дар Святого Духа получает лишь достойно (т.е. с верой, благоговением и смирением) приступающий и в течение всей своей жизни “возгревающий” его (2Тим.1;6). В противном случае (

Священное Писание. Его Богодухновенность.
Церковь действием Духа Святого определила канон Священного Писания. Писание имеет богочеловеческий характер. Божественное и человеческое находятся в нем в “халкидонском” единстве.

Церковь и другие религии
Существуют три взгляда на этот вопрос. Теософский: спасение одинаково возможно во всех религиях, поскольку все они, хотя и разные, но, по существу, равноценные пути к одному

Духовность и псевдодуховность
Понимание духовности в Православии проистекает из учения о том, что “Бог есть дух” (Ин. 4;24), и предполагает уподобление человека Богу, как Он был явлен во Иисусе Христе. Основными призн

Истинность христианства.
Среди всех других религий мира христианство является единственной, которая имеет целый ряд аргументов, свидетельствующих о его сверхъестественном характере, его божественности, то есть истинности.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги