рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Существо жертвы Спасителя.

Существо жертвы Спасителя. - раздел Религия, Христианство. Конспект лекций В Священном Писании И У Святых Отцов Употребляется Множество Терминов Для Выр...

В Священном Писании и у святых отцов употребляется множество терминов для выражения существа подвига, совершенного Господом Иисусом Христом ради нашего спасения: исцеление, спасение, искупление, оправдание, избавление, усыновление, освящение, примирение, освобождение, обожение и др. При этом. Православие предпочитает термин “спасение', католичество же и протестантизм в связи со спецификой своего понимания более употребляют (соответственно) термины “искупление” и “оправдание”. [По поводу юридического истолкования Жертвы Христовой проф. В.Несмелов писал: “Ведь ни один здравомыслящий человек... никогда не допустит, что будто роди справедливого прошения своего обидчика он сам должен перенести то наказание, какое по закону следовало бы перенести его обидчику, и что будто лишь после этого наказания он может с правдою и любовью простить своего обидчика”-В.Несмелов. Наука о человеке. Т.2. Казань. 1906. С.53. См. также суждение Е.Трубецкого. Смысл жизни. Берлин. 1922. С. 198].

Интересно отметить, что слово “Искупитель” присутствует только в Ветхом Завете, но его совсем нет в Новом. В Евангелии лишь дважды встречается слово “искупление” (Мф.20;28 и Мрк.10;45). Неоднократно оно употреблено в посланиях, и причина этого вполне очевидна. Послания обращены к христианам из иудеев и язычников, сознание которых было полностью пропитано юридическим, “законническим” пониманием религии. Поэтому, чтобы сделать как-то более понятной тайну пришествия Христова, апостолы нередко пользуются привычными для них терминами. Но наряду с ними они постоянно употребляют и другие, новые слова (см. выше) для более глубокого раскрытия существа Жертвы Христовой, объясняя, насколько возможно, подлинный смысл Креста. Так, например, апостол Павел пишет:

“Ибо надлежало, чтобы тот, для которого все и от которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их, совершил (греч. тэлиосэ) через страдания”(евр.2;10).

“хотя он н сын, однако страданиями навык послушанию; и совершившись (греч. телеофис) сделался для всех послушных ему виновником [причиной] спасения вечного”(евр. 5;8-9).

Употребляемое Апостолом греч. слово (телео) означает: доводить до конца, за­канчивать, доводить до совершенства, осуществлять. (Телиос: законченный, полный, окончательный, совершенный, лучший, высший. Например: “твердая же пища свойственна совершенным (телион), у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла — евр.5,14. ибо 3aкон ничего не довел до совершенства (этэлиосэн)” -Евр. 7; 9).

Апостол, говоря “Совершил, Совершившись”, утверждает следующее. Во-первых, что страдания “Совершили” Христа-Человека, указывая тем самым на их необходимость для нашего спасения. Во-вторых, что через страдания Он соделал совершенной воспринятую Им человеческую природу (Здесь, естественно, имеется в виду, что страдания сделали Его совершенным не в духовно-нравственном смысле, в котором Он и был совершенным, но в смысле конститутивном, то есть относящимся к состоянию Его человеческой природы). В этом -центральный смысл Жертвы Христовой, ее абсолютная уникальность, принципиально отличающая ее от всего, что сделали или могли сделать все праведники, пророки, святые..., ибо только она открыла дверь к полному СОВЕРШЕНИЮ человека.

Так понимали Жертву Христову и отцы Церкви.

1. Св. Григорий Палама: “Но естество, которое от нас, ради нас прияв, Он новосоделал...; соединившись с ним по Ипостаси, Он Сам СОВЕРШИЛ” (Григорий Палама. Беседы. 4.3. М.1993.С.208).

2. Григорий Богослов: “Христос, Который страданиями приобрел славу” (Твор.ТЛ.СПб. 1912. Изд.Сойкина).

3. Св. Григорий Богослов: “Главное одно — мое СОВЕРШЕНИЕ, воссоздание и возвращение к первому Адаму” (Твор.Ч.З.Слово38. М. 1889. С.205).

4. Св. Ириней Лионский-, “...и человека восстановляя в Себе Самом... Слово стало человеком, все восстановляя в Себе” (Пять книг против ересей. Кн.3,16,6).

5. Св. Василий Вел.: “Ибо это главное в спасительном домостроительстве во плоти — привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и истребив лукавое рассечение, восстановить первобытное единство” ( ).

6. Св. Афанасий Вел.: “Поелику естество человеческое, претерпев изменение, оставило правду и возлюбило беззаконие. Единородный сделался человеком, чтобы в Себе Самом исправив cue. внушить естеству человеческому любить правду и ненавидеть беззаконие”(Твор. Ч.4.М.1854. С.17.).

7. Св. Кирилл Александрийский: “А кроме того еще, благополезно возбуждались во Христе человеческие состояния..., чтобы побежденные силою Слова, прекращались, с преобразованием природы в первом Христе в некое лучшее состояние. Таким именно образом, а не иначе, образ исцеления мог перейти и на нас, ибо во Юристе, как начатке, природа человека возводилась в обновление жизни. В Нем и сверхприродное приобрели мы, почему и Вторым Адамом назван в Божественных Писаниях”/1Кор.ХУ,45/ (Твор. 4.14. Сергиев Посад.1909. С.85).

8. Св. Иоанн Дамаскин “Он, потому что уделил нам лучшее, и мы не со­хранили, принимает худшееразумею наше естестводля того, чтобы чрез Себя и в Себе восстановить бывшее по образу и по подобию' (Точное излож. прав. веры.Кн.4.Гл.4.С.201).

9. Св. Максим Исповедник-. “...чтобы совершенно истощив в Себе пагубный яд их злобы, как то истощает огонь, полностью уничтожить [его] в естестве [человеческом] и совлечь с Себя во время крестной смерти начала и власти' (Максим Исповедник. Творения. Книга 2. Вопросоответы к Фалассию. Изд. “Мартис”.1993. Вопрос 21.С.61).

10. Преп. Максим Исповедник. “Он был не просто человек, но Бог, воче­ловечившийся для того, чтобы через Себя и в Себе обновить естество человеков. и соделать его общником Божиего естества”(T.2,183).

II. Он же”. “Ради любви Сам Создатель естества облачился в наше естество, непреложно соединив его с Собою по Ипостаси, дабы остановить распыление этого естества и собрать его в Себе уже соединившимся и не обладающим никаким различием, порожденным греховной волей” (Творения. Кн. 1 .М. 1993. С. 151).

12. Св. Никита Стифат. “Слово Божие ... быв совершенным человеком кроме греха как совершенный Бог, cue (человеческое естество — А. О.) воссоздав, обожило... И так возобновив в Себе всего человека, соделал его новым из ветхого... Таким образом Слово священнодействовало в Себе наше воссоздание' (Славян. Доброт. Т.2.С.79).

13. Св. Григорий Палама: “...так ныне при воссоздании нашего естества во Христе. (Беседа на Богоявление. Григорий Палама. Беседы. Ч.З. М.1993. С.201).

14. Св. Григории Палама'. “... облекаясь же во Христа, Нового Адама, Который наше повинное естество соделал новым в Себе, воприяв его от девственных кровей, как. соблаговолил, и Собою оправдал его...” (Там же. С.208).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Творения (указанных и других) святых отцов.

2. Бургов Алексей, свящ. Православно-догматическое учение о первородном грехе. Киев. 1904.

3. Илларион (Троицкий), архим. Богословие и свобода Церкви. //Богословский Вестник. 1915. Сентябрь.

4. Катанский. А.Л. Догматическое учение Церкви о таинствах в первые три века христианства. СПб. 1876.

5. Кремлевский А. Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонского.СПб.1902.См.с.121.

6. Православная богословская энциклопедия. “Грех”. T.IV. Петроград. 1903. С.773.

7. Светлов П., свящ. Недостатки западного богословия в учении об искуплении. Сергиев Посад. 1893.

8. Сергий (Страгородский), епископ. Православное учение о спасении. Изд.3-е. СПб. 1903.

9. Тарасий (Курганский), иеромонах. Перелом в древнерусском богословии. Монреаль. 1979.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Христианство. Конспект лекций

Краткий Исторический Обзор Попыток Мифологического Объяснения Христианства. Рассмотрены вопросы о происхождении христианства...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Существо жертвы Спасителя.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Краткий Исторический Обзор Попыток Мифологического Объяснения Христианства
Отрицающие сверхъестественный характер христианской религии утверждают, что христианство, эта высшая форма религиозного сознания человечества, по существу своему не сказало людям нового слова, а пр

Попытки естественно-научного объяснения происхождения христианства.
Вопрос о происхождении христианства полностью разрешается историческими свидетельствами священных писателей Нового Завета, мужей апостольских, апологетов, а также противников христианства, и светск

Метод мифологической школы и его основные недостатки.
Прежде всего, обратимся к рассмотрению метода, которым пользуются представители мифологического объяснения возникновения христианства, и здесь мы вынуждены констатировать, что этот метод грешит цел

Влияние христианства на языческие религии.
Многое, затем, в сходствах между христианством и язычеством должно быть объяснено не заимствованиями из язычества, а, наоборот, влиянием христианства на язычество, заимствованием из христиан

Язычество как положительный религиозный процесс. Праоткровение.
Моменты сходства между религией богооткровенной и религиями языческими могут быть объяснены еще и тем, что и в язычестве было всегда зерно истины. Язычество нельзя рассматривать, как явление, ни в

Натурализм язычества и сверхестественность христианства.
Проф. Телле говорит, что всякую религию характеризуют ее воззрение на отношение между Богом и человеком, а так же между Богом и миром. Связь человека с Божеством выступает в религиях с разли

Мифотворчество в языческих религиях и историчность религии откровения.
Натуралистический характер язычества является основным признаком, отличающим язычество от христианства. Не менее рельефно проявляется своеобразие язычества, в сравнении с христианством, и в других

Этический характер христианства и безнравственность языческих религий.
Религии сверхъестественные (древнеиудейскую и христианскую) выше мы назвали религиями этическими. В этом новое отличие языческих религий от христианства. Так как природа не знает ни добра, ни зла,

О Лице Господа Иисуса Христа.
4.1 Возможность возникновения “мифа” о Христе в иудействе и язычестве. Одним из пунктов, который особенно очевидно раскрывает тенденциозность и отсутствие научного метода исследова

Исторические свидетельства об Иисусе Христе.
Не касаясь свидетельств Священного Писания Нового Завета и многочисленных христианских авторов (начиная с конца I в. н.э.), которые все в полном согласии и единодушии сообщают не только о многих по

Возможности человеческого познания.
Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие. (1Kop. 1,23). Credo, quia absurdum est. Как были встречены открытия Галилея и Коперника

Православное учение о Боге-Любви и инославные и иноверные представления о Боге.
Существует три подхода к пониманию Бога: апофатический, катафатический и духовно-опытный. Апофатический основывается на принципиальной непостижимости Бога человеческим рассудком и невозмо

Бог - Любовь
Православие является единственной религией, которая учит, что Бог есть любовь (Ин. З, 16; 1Ин. 4,8), и что все Его действия по отношению к человеку и миру являются выражением только любви. Поэтому

Филон Александрийский (ок. 49г., иудей)
Энгельс охарактеризовал Филона как “настоящего отца христианства”. Абсолютная трансцендентность Бога (Иеговы). Бог выше платоновского “Единого” и “Блага” и вообще всякого определения. Он — С

Сверхъестественное рождение Спасителя и Боговоплощения в язычестве.
Лишь кажущимся оказывается сходство сверхъестественного рождения евангельского Избавителя и языческих спасителей. Здесь все подробности, главные мотивы, места действия, окружающая Среда — все разли

Спасение в язычестве и христианстве.
Идея спасения всеобща в человеческом сознании, хотя называется и понимается она по разному. Существо каждой религии заключается в учении о спасении, и здесь происходит основной водораздел

Православное учение о Спасении.
Главным вопросом данной темы является более детальное уяснение отличия христианского учения о спасении от языческих представлений, что предполагает в первую очередь рассмотрение следующих вопросов

Человеческая природа Иисуса Христа.
Какую человеческую природу воспринял Сын Божий? — Неповрежденную грехом Адама или по грехопадении? От решения этого вопроса зависит понимание важнейшей христианской истины -

Жертва Христова.
Очевидно, что только учение ап. Павла и святых отцов о добровольном восприятии Словом в Воплощении нашего греха (первородного — 2Кор.5;21) дает удовлетворительный ответ на вопрос о смысле Же

Церковь
Теоцентрическое и антропоцентрическое понимания Церкви. Теоцентрическое: Церковь есть Богочеловеческий Организм или единство Духа Божия, пребывающего в тех членах церкви видимой, к

Христианские таинства.
Христианский культ и таинства, будучи сходными в отдельных элементах с языческим культом, имеют совершенно иной смысл и иную цель. Язычество пронизано идеей магизма, то есть верой в возможность с п

Евхаристия
Все отцы единогласно учат, что в святой Евхаристии верующий вкушает истинное Тело и истинную Кровь Христову, “ту самую пренепорочную плоть, которую принял Он от Пречистой Марии Богородицы”(преп. Си

Крещение.
Спаситель, воссоздав падшую человеческую природу в Себе Самом, дал возможность и каждому уверовавшему в Него получить новую природу через особое рождение от Него. Происходит оно в таинстве Креще

Священство.
В таинстве Священства дар Святого Духа получает лишь достойно (т.е. с верой, благоговением и смирением) приступающий и в течение всей своей жизни “возгревающий” его (2Тим.1;6). В противном случае (

Священное Писание. Его Богодухновенность.
Церковь действием Духа Святого определила канон Священного Писания. Писание имеет богочеловеческий характер. Божественное и человеческое находятся в нем в “халкидонском” единстве.

Церковь и другие религии
Существуют три взгляда на этот вопрос. Теософский: спасение одинаково возможно во всех религиях, поскольку все они, хотя и разные, но, по существу, равноценные пути к одному

Духовность и псевдодуховность
Понимание духовности в Православии проистекает из учения о том, что “Бог есть дух” (Ин. 4;24), и предполагает уподобление человека Богу, как Он был явлен во Иисусе Христе. Основными призн

Истинность христианства.
Среди всех других религий мира христианство является единственной, которая имеет целый ряд аргументов, свидетельствующих о его сверхъестественном характере, его божественности, то есть истинности.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги