рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Евхаристия

Евхаристия - раздел Религия, Христианство. Конспект лекций Все Отцы Единогласно Учат, Что В Святой Евхаристии Верующий Вкушает Истинное ...

Все отцы единогласно учат, что в святой Евхаристии верующий вкушает истинное Тело и истинную Кровь Христову, “ту самую пренепорочную плоть, которую принял Он от Пречистой Марии Богородицы”(преп. Симеон Новый Богослов. Сл.45). Но лишь немногие из них говорят о тайне этого Таинства, изъясняя смысл происходящего. Существо учения этих немногих сводится к следующему.

В Евхаристии происходит актуализация, осуществление (достижение цели) Жертвы Христовой в каждом верующем через приобщение его к совершенной (Евр.2,10) Человечности Второго Адама, так что христианин становится “единотелесным и единокровным” (по св. Кириллу Александрийскому) Христу прославленному и, следовательно, также “халкидонски” соединяется с Богом Словом.

Это единство со Христом достигается через вкушение Евхаристического Хлеба и Вина — Тела и Крови. Что же происходит с Евхаристическими Дарами за Литургией?

Есть две крайние точки зрения. Католическая — монофизитско-докетическая, утверждающая т.н. пресуществление, то есть превращение сущности хлеба, а следовательно и сущности тела причащающегося, в сущность Тела Христова (“превеществление”) с обманом человеческих чувств; и протестантская — несторианская, считающая, что Христос присутствует в Дарах, вкушаемых лишь причастниками, а затем удаляется из Них и остаются вновь простые хлеб и вино.

Святоотеческое учение утверждает совершенно иное. Именно, что в таинстве Литургии Евхаристические Дары в силу Боговоплощения и также наитием Святого Духа неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно (“халкидонски”) воспринимаются Богом Словом в свою Ипостась, и потому, а не по причине изменения (превращения) их сущности в сущность Тела Христа (как transsubstantiatio у католиков) святые Дары являются Его Плотью.

Иначе говоря, как тело Христово по своей физической сущности ничем не отличалось от наших тел, и вся Его спасительная сила была обусловлена только причастностью Богу Слову, так и в Евхаристии Святые Дары, “халкидонски” воспринимаемые Словом в то же самое единство с Собой, не изменяют своей материальной сущности. Хлеб не превращается невидимо в Тело Христово, а “халкидонски” соединяется с Ним, причащается Ему, как и при Восприятии Им человеческой природы от Девы Марии. Потому, а не в силу какого-то таинственного (магического) превращения. Евхаристический Хлеб и является истинным Телом Христовым.

И верующий через вкушение этого Хлеба становится “сотелесным и единокровным” Христу не потому, что теряет сущность своего тела, которая превращается в сущность Тела, т. е. Человечности, Христа, а поскольку вступает, в меру своего духовного состояния, в непосредственное духовно-душевно-телесное единство с Ним, обоживается, причащается (как младенец, питающийся молоком матери) Организму Христову и питается спасительной силой Его (потому по правилам Православной Церкви следующее причащение невозможно ранее следующих суток).

Т.е. в Евхаристии нет никакого магизма, никакой “мистической алхимии”, “механичности” (ср. : св. Феофан Говоров: “Но надо при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху через крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека.” И объясняет: “Господь приступающего к Нему с покаянием и верою приемлет, прощает ему все прежние грехи и, освящая таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека изгнать его с помощью даруемой ему для того благодати” (Спасение и вера... С.52, 60).

Вот что говорят об этом святые отцы.

Се. Иоанн Златоуст : “Что такое хлеб? — Тело Христово. А чем становятся причащающиеся? — Телом Христовым.” (Беседа на IKop. 24, 2).

По святому Кириллу Александрийскому, причастники “сотелесны и единокровны Христу”.

Преп. Симеон Н.Б. говорит: “Все — один Христос, как единое Тело из многих членов”. Т.е. причащающиеся становятся тем же Телом Христовым, в Которое прелагается и хлеб Евхаристии.

Св. Ириной Лионский: “Как хлеб, взятый от земли, после призывания над ним Бога, уже не есть обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей : из земного и небесного. — так и тела наши, принимая Евхаристию...” (Патрология Миня. Т.6. С.428-429).

Св. Иоанн Дамаскин: “ Так и Хлеб Общения не простой хлеб, но соединенний с Божеством (с. 223)... Очищаясь через это, мы соединяемся с Телом Господа и духом Его и делаемся телом Христовым (с.224)... Причащением же называется [Таинство] потому, что через него мы причащаемся Божества Иисуса. А общением и называется, и по-истине есть вследствие того, что через него мы вступаем в общение со Христом и принимаем участие в Его как плоти, так и Божестве... Ибо так как мы причащаемся от единого хлеба, то все делаемся единым телом Христовым и единою кровью и членами друг друга, будучи составляющими одно тело со Христом. Поэтому да станем всею силою остерегаться, чтобы не принимать причащение от еретиков, ни давать им..., чтобы нам не сделаться учасниками превратного учения и осуждения их” (Точи. изложение... 4; 13. СПб., 1894. С.223-225).

Св. Григорий Нисский: “Хлеб... освящен вселением Слова” (Катех. увещание, 37.//Лампэ, 1365).

Св. Иоанн Златоуст: “Будем в таинствах обращать внимание не на внешность только... Когда Христос говорит: “Сие есть Тело Мое”, то убедимся, будем верить и смотреть на это духовными очами. Христос не предал нам ничего чувственного, но все духовное, только в чувственных вещах. Так и в Крещении: через чувственную вещь, воду, сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и обновлении” (Толк.на Мф. Т.7. с.826).

Св. Феодорит Кирский: “Назвав Телом хлеб и снова самим собою (назвав) вино, Он удостоил видимые символы наименования Тела и Крови, не прелагая природу, но приложив к природе благодать” (Лампэ, 1365). Дальше он говорит, что когда хлеб и вино приобретают спасительную силу Христову, они тем самым становятся Телом и Кровью Его.

Св .Ириней Лионский: “Поскольку эллины, схватив рабов христиан оглашенных, употребляли потом насилие, чтобы выведать от них что-либо тайное о христианах, то эти рабы не зная, что сказать в угоду насильствующим кроме того, что слышали от своих господ, именно, что Божественное Причастие есть Тело и Кровь Христа и сами воображая, что это на самом деле есть кровь и плоть, такой ответ давали своим истязателям. Они же (эллины), принимая, что это действительно совершается христианами, внушили и другим эллинам, и мучениями заставляли мучеников Санкта и Блондину признаться в этом. И им Блондина смело отвечала словами: “Как могут допустить это люди, которые ради благочестивого подвига не вкушают даже дозволенного мяса” (Отрывок у Икумения. Соч. Иринея. М., 1871, с.698).

Преп. Макарий Египетский: “...причащающиеся видимого хлеба духовно будут вкушать плоть Господню” (Беседа 27. ТСЛ. 1904, С.216. Так же, с.28).

Св. Евсевий Кессарийский: В Евхаристии “речь идет не о той плоти, которую Он воспринял, но о таинственном Теле и Крови”(0 церковном богословии. 3; 12. //Лампэ, 1356).

Освященные Дары на Литургии по-прежнему называются Хлебом. После преложения Они сохраняют все свои природные (естественные) свойства.

Католичество придало таинству Евхаристии материалистический характер, что выразилось в термине “пресуществление” (Тридентский собор: “Через благословение хлеба и вина сущность хлеба целиком изменяется в сущность плоти Христовой, а сущность вина в сущность Его крови”). По Фоме Аквинату, Евхаристия есть “убиение, заклание Христа” -immolatio Christi. Тем самым католичество, упустив главное в таинстве (“халкидонское” единение с Богом Словом), обратило внимание на его оболочку, материальную сторону, исказив, впрочем, и ее. Ошибка идеи “пресуществления” состоит и в том, что Тело Христа по своей материальной сущности ничем не отличается от всех тел человеческих, как и всего сотворенного. Св. Афанасий Великий писал: “Дух Святый... отличен от единства тварного бытия” (Соч. Т.З, С.-Посад, 1903, с.36-40) и потому никакого пресуществления быть просто не может. Православие с древнейших времен (см. Литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста) употребляет поэтому другие термины — преложение (метаволи, по лат. conversio), претворение — указывающие на тайну происходящего в Евхаристии.

Митр. Вениамин Федченков в своей работе “Литургия” писал по этому поводу: “Но Боже сохрани предаваться здесь мечтательному воображению физического воззрения на Святые Тайны! Здесь все духовно, все сверхъестественно, все Божественно!”.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Христианство. Конспект лекций

Краткий Исторический Обзор Попыток Мифологического Объяснения Христианства. Рассмотрены вопросы о происхождении христианства...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Евхаристия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Краткий Исторический Обзор Попыток Мифологического Объяснения Христианства
Отрицающие сверхъестественный характер христианской религии утверждают, что христианство, эта высшая форма религиозного сознания человечества, по существу своему не сказало людям нового слова, а пр

Попытки естественно-научного объяснения происхождения христианства.
Вопрос о происхождении христианства полностью разрешается историческими свидетельствами священных писателей Нового Завета, мужей апостольских, апологетов, а также противников христианства, и светск

Метод мифологической школы и его основные недостатки.
Прежде всего, обратимся к рассмотрению метода, которым пользуются представители мифологического объяснения возникновения христианства, и здесь мы вынуждены констатировать, что этот метод грешит цел

Влияние христианства на языческие религии.
Многое, затем, в сходствах между христианством и язычеством должно быть объяснено не заимствованиями из язычества, а, наоборот, влиянием христианства на язычество, заимствованием из христиан

Язычество как положительный религиозный процесс. Праоткровение.
Моменты сходства между религией богооткровенной и религиями языческими могут быть объяснены еще и тем, что и в язычестве было всегда зерно истины. Язычество нельзя рассматривать, как явление, ни в

Натурализм язычества и сверхестественность христианства.
Проф. Телле говорит, что всякую религию характеризуют ее воззрение на отношение между Богом и человеком, а так же между Богом и миром. Связь человека с Божеством выступает в религиях с разли

Мифотворчество в языческих религиях и историчность религии откровения.
Натуралистический характер язычества является основным признаком, отличающим язычество от христианства. Не менее рельефно проявляется своеобразие язычества, в сравнении с христианством, и в других

Этический характер христианства и безнравственность языческих религий.
Религии сверхъестественные (древнеиудейскую и христианскую) выше мы назвали религиями этическими. В этом новое отличие языческих религий от христианства. Так как природа не знает ни добра, ни зла,

О Лице Господа Иисуса Христа.
4.1 Возможность возникновения “мифа” о Христе в иудействе и язычестве. Одним из пунктов, который особенно очевидно раскрывает тенденциозность и отсутствие научного метода исследова

Исторические свидетельства об Иисусе Христе.
Не касаясь свидетельств Священного Писания Нового Завета и многочисленных христианских авторов (начиная с конца I в. н.э.), которые все в полном согласии и единодушии сообщают не только о многих по

Возможности человеческого познания.
Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие. (1Kop. 1,23). Credo, quia absurdum est. Как были встречены открытия Галилея и Коперника

Православное учение о Боге-Любви и инославные и иноверные представления о Боге.
Существует три подхода к пониманию Бога: апофатический, катафатический и духовно-опытный. Апофатический основывается на принципиальной непостижимости Бога человеческим рассудком и невозмо

Бог - Любовь
Православие является единственной религией, которая учит, что Бог есть любовь (Ин. З, 16; 1Ин. 4,8), и что все Его действия по отношению к человеку и миру являются выражением только любви. Поэтому

Филон Александрийский (ок. 49г., иудей)
Энгельс охарактеризовал Филона как “настоящего отца христианства”. Абсолютная трансцендентность Бога (Иеговы). Бог выше платоновского “Единого” и “Блага” и вообще всякого определения. Он — С

Сверхъестественное рождение Спасителя и Боговоплощения в язычестве.
Лишь кажущимся оказывается сходство сверхъестественного рождения евангельского Избавителя и языческих спасителей. Здесь все подробности, главные мотивы, места действия, окружающая Среда — все разли

Спасение в язычестве и христианстве.
Идея спасения всеобща в человеческом сознании, хотя называется и понимается она по разному. Существо каждой религии заключается в учении о спасении, и здесь происходит основной водораздел

Православное учение о Спасении.
Главным вопросом данной темы является более детальное уяснение отличия христианского учения о спасении от языческих представлений, что предполагает в первую очередь рассмотрение следующих вопросов

Человеческая природа Иисуса Христа.
Какую человеческую природу воспринял Сын Божий? — Неповрежденную грехом Адама или по грехопадении? От решения этого вопроса зависит понимание важнейшей христианской истины -

Жертва Христова.
Очевидно, что только учение ап. Павла и святых отцов о добровольном восприятии Словом в Воплощении нашего греха (первородного — 2Кор.5;21) дает удовлетворительный ответ на вопрос о смысле Же

Существо жертвы Спасителя.
В Священном Писании и у святых отцов употребляется множество терминов для выражения существа подвига, совершенного Господом Иисусом Христом ради нашего спасения: исцеление, спасение, искупление,

Церковь
Теоцентрическое и антропоцентрическое понимания Церкви. Теоцентрическое: Церковь есть Богочеловеческий Организм или единство Духа Божия, пребывающего в тех членах церкви видимой, к

Христианские таинства.
Христианский культ и таинства, будучи сходными в отдельных элементах с языческим культом, имеют совершенно иной смысл и иную цель. Язычество пронизано идеей магизма, то есть верой в возможность с п

Крещение.
Спаситель, воссоздав падшую человеческую природу в Себе Самом, дал возможность и каждому уверовавшему в Него получить новую природу через особое рождение от Него. Происходит оно в таинстве Креще

Священство.
В таинстве Священства дар Святого Духа получает лишь достойно (т.е. с верой, благоговением и смирением) приступающий и в течение всей своей жизни “возгревающий” его (2Тим.1;6). В противном случае (

Священное Писание. Его Богодухновенность.
Церковь действием Духа Святого определила канон Священного Писания. Писание имеет богочеловеческий характер. Божественное и человеческое находятся в нем в “халкидонском” единстве.

Церковь и другие религии
Существуют три взгляда на этот вопрос. Теософский: спасение одинаково возможно во всех религиях, поскольку все они, хотя и разные, но, по существу, равноценные пути к одному

Духовность и псевдодуховность
Понимание духовности в Православии проистекает из учения о том, что “Бог есть дух” (Ин. 4;24), и предполагает уподобление человека Богу, как Он был явлен во Иисусе Христе. Основными призн

Истинность христианства.
Среди всех других религий мира христианство является единственной, которая имеет целый ряд аргументов, свидетельствующих о его сверхъестественном характере, его божественности, то есть истинности.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги