Реферат Курсовая Конспект
Сектоведение. Конспект лекций - Лекция, раздел Религия, Конь Роман Михайлович ...
|
Конь Роман Михайлович
Историко-филологический разбор термина секта
Существует два мнения о происхождении термина секта:
Sequi (следовать за к-либо в чем-либо); 2) secare (отсекать, разделять, расщеплять).
Наиболее соответствует первое. Слово «секта» в словарях буквально значит или учение, доктрина, а второе рассматривается как одно из возможных вариантов. В русском богословии дискуссия об этом была завершена в начале 20 в. Тогда большинство наших богословов склонились к sequi, такого же мнения придерживались и западные учение (католики).
Первоначально термин секта никакого оценочного значения в себе не содержал и оскорбляющего значения не нес. Слово секта в классич.латыни (1й век) использовалось для обозначения образа мыслей, образа знаний, типа поведения; в узко специальном значении – м.обозначать для наименования политич.партии, философской школы и т.д. Например, школу стоиков, киников и т.д. (в современн.значении - например, любую фракцию Гос.Думы). В таком этимологически нейтральном понятии слово секта используют и христианские писатели (Минуций Феликс называет христианство сектой, крый возглавляется Богом в качестве Учителя веры). В таком же значении термин этот использует и Тертуллиан. Св.Киприан Карфагенский использует это слово в значении веры и вероучения – «секта исповедников» - о людях, крые избрали христианскую веру.
В 4 в. блаж.Иероним Стридонский предпринял попытку воцерковить этот термин, придать ему более определенное значение. При переводе Библии на лат.язык он во всех случаях, где используется греч.термин «ересь», использует лат.слово «секта», т.е.слово секта по блаж.Иерониму используется в том же значении, что и слово ересь. Например – «представитель назорейской ереси» (секта назореон) - Деян.24,5, защитительная речь ап.Павла перед Феликсом.
Памятник «Де сектэ» (7-8 век) - анонимный, дает описание всех ересей, также использует термин в этом же значении.
Однако термин ересь в контексте Библии имеет очень расплывчатое понятие, и даже в контексте Н.Завета может изображать или религиозное направление, или использоваться в соврем.понимании ереси (например, о ереси саддукеев или фарисеев, или в послании ап.Павла или ап.Петра). Ап.Петр, предупреждая христиан, говорил, что придут к вам учителя, крые будут вводить к вам пагубные ереси и отвергаясь искупившего их Господа, сами навлекут на себя погибель (2 Петр.2,1). Аналогичный текст – Гал.5,20. Здесь слово ересь употребляется в классич.академическом значении ереси. Однако эта попытка не получила достаточ.развития, хотя после него в этом же значении термин использует блаж.Августин, но с самого начала христианства те лжеучения, крые противопоставляют себя церковному сознанию, - используется латинизированный термин heresies, и большинство все же используют термин ересь.
На западе было два термина – и секта, и хересис – примерно до раскола на католичество и протестантизм, но это не прижилось, и Средневековье все же утверждает на западе слово ересь (на учение, крое расходится с догматич.учением Церкви), раскольников именовали схизматиками, а слово секта не получила в зап.богословии такого широкого развития. Такая ситуация продолжалась до разделения на западе, с этого момента слово секта получает конфессиональную окраску, потому что после раздела появились две взаимоисключ.экклезиологии (система оценок – что есть церковь и что ей не является).
Протестантское определение секты
У них в богословии не выработано четких понятий, что есть секта, а что ей не является, т.к.у них нет четкого понимания, что есть Церковь, и где проходят ее границы.
Лютер дал следующие отличия секты от Церкви.
1) под Церковью Лютер понимал общину, где правильно проповедуется слово Божие;
Где правильно совершаются таинства (16 в.)
Это два догматических критерия.
В 19 вв.у протестантов появился еще один критерий протестант.богословом Ричлем. Он считал, что последовательное проведение в жизнь монашеского мироотвержения есть католич.черта и сектантство, т.е.аскеза (целибат, паломничество, пост).
Т.е. 3) аскетизм – это критерий сектантства, признак сектантства. (по Ричлю)
В конце 19-нач.20 в к этим трем был добавлен четвертый:
Современное понимание слова секта в протестантизме
Вобрало в себя самые различные понятия. Сектами именуют группы, крые отделились от традиционных мировых религий. Сектой именуют 1) любое неорганизованное религиозное движение, крое имеет свою идеологию. 2) группы, крые отделились от мировых религий; 3) наконец, сектами считают антитринитарные и христологич.ереси, т.е.организации, крые исповедуют такие идеи.
Здесь существуют два крайних взгляда – как догматические, так и подход Трельча.
Авторитарное лидерство; 2) обман; 3) контроль сознания.
Хассен полагает, что в наше время существует четыре типа культов:
Религиозные культы; 2) политические культы; 3) медицинские (аутотрениноговые культы массовой терапии); 4) коммерческие культы.
Хассен отмечает, что методы контроля сознания сами по себе не являются ни добром, ни злом. Подобно множеству видов знаний, контроль сознания сам по себе нейтрален. Но если применение методов контроля сознания лишает человека свободы выбора, то он считает вредным, но в то же время есть ситуации, крые предоставляют человеку свободно распоряжаться своим выбором жизнью (использование гипноза во время операции).
Контроль сознания, по Хассену, подрывается, когда человек м.действовать самостоятельно.
Т.образом, методика контроля сознания м.быть положительной или отрицательной в зависимости от конечной цели перед ее использованием (т.е.в зависимости от цели).
С т.зрения Хассена такая ситуация оправдана. Хассен дополняет, что любая общественная организация может пользоваться методом деструктивизации сознания. Контроль сознания вообще применяется в психотерапии, рекламе, избирательной кампании, где используются методы манипулирования сознанием, желаниями, поведением (промывание мозгов). В образовательных системах, где внимание акцентируется на чувствах страха и вины (основано на чувстве конформизма и конкуренции – т.к.это самое лучшее в мире, что у него есть, и он д.уметь «впарить» это любому человеку). Также учащийся не обучается критич.мышлению, а от него требуют повиновения.
Контроль сознания применяется в медицинских заведениях (психиатрические, психологические заведения), когда подрывается способность человека критически мыслить. Нет же промывания мозгов, как считает Хассен – в военных учебных заведениях, юридических заведениях (где люди проходят суровую подготовку) и в семинариях. Почему и как это увязать друг с другом, я не знаю. Видимо, т.к.люди пошли сюда по свободному выбору и обязаны принимать то, что предложат. Это не разрекламировано, а основано только на убеждениях человека. Но ведь и в секту чк идет сознательно, где чку предлагают комфорт: от него не требуют исповеди, его объявляют хорошим человеком, ему нужно всего лишь что-то подрегулировать.
Практика вывода людей из сект по методу Хассена: цель – вернуть человека в общество полноценным, как он говорил – социологизированного индивида – в том состоянии, в каком чк находился до попадания в секту.
Как он решает эту задачу? Здесь нужно определить факторы уязвимости человека, почему он попал в секту – страх за свое будущее, за своих близких, за свое здоровье? Когда выявлены эти фобии, чку предлагается лекарство, как их преодолеть.
Он предлагает сделать самого сектанта участником команды (туда входят близкие, родственники, друзья), крый разбирается в деятельности секты, и т.образом он уже не участвует в секте, а изучает эту секту (т.е. он разбирается в учении этой секты). И в глазах общества, и в собственных глазах никакого кризиса у него не происходит.
Таков взгляд на идеологию сектантства и на методы вывода людей из секты.
Положительные моменты – выявление фобий у человека, его страхов и его вины.
Недостатки: здесь человеку не предлагают новой системы ценностей. Да, его освободят от зависимости, но Хассен уходит от этого вопроса и дистанцируется от религиозных решений этой проблемы, а считает себя скорее общественным деятелем. Главная задача – вернуть человека в общество нормальным и полезным для общества.
Обзор. Что есть секта в русском богословии
Классификация сект
Классификация сект в протестантской литературе:
Псевдохристианские секты (т.е.крые вышли из христианской среды, но христианскими с т.зр.протестантов не являются) – иеговисты, адвентисты 7го дня, новоапостольская церковь.
2) восточные культы (секты) – те, чье учение связано с индуизмом, буддизмом, даосизмом и др.восточными религиями и примитивным язычеством – кришнаиты, трансценд.медитацию, др.мелкие восточ.группы – Брахма кумарис, Ананда [амарда] и т.д.
Псевдонаучные секты – проводящие медицин.занятия для исцеления людей (обозрение этих сект связано с языч.и восточными религ.идеями, так же они могут заниматься медицинской деятельностью – сайентологи, экстрасенсы, некрые тантрические направления);
4) синкретические секты, доктрины крых состоят из идей двух и более религий – теософия, антропософия, мунизм, масонство (у протестантов масоны – это сектанты);
Оккультные секты – астрология, сатанизм, розенкрейцеры, нью эйдж – т.е.те, кто совершают тайные или скрытые обряды и тайное учение.
В чем недостаток этой классификации? Распределение по этим категориям зависит от личного мнения исследователя (например – синкретизм, псевдонаучность – они м.проходить по разным категориям). Например, сайентология м.быть отнесена и к оккультным сектам. Или теософы – также м.отнести и к восточным сектам. Нью эйдж – больше представляется синкретическим направлением.
Классификация сект в светском религиоведении – здесь нет единообразия в классиф., она для них просто невозможна, т.к.выбор зависит от конфессиональной позиции.
– Конец работы –
Используемые теги: Сектоведение, Конспект, лекций0.065
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сектоведение. Конспект лекций
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов