Правила Поместных соборов.

Эти правила являются канонами по 2 причинам. Во-первых, не каждый поместный собор значим настолько, чтобы его правила считать канонами, во-вторых, чаще всего эти соборы были намного более представительнее, чем какой-либо собор, из собиравшихся раз или два в году. Их 11: Анкирский, Неокесарийский, Антиохийский (есть разные версии по поводу даты собора, и он считался полуарианским, хотя это в самих правилах не отразилось), Лаодикийский (середина 4-ого века во Фригии, количество правил уступает лишь Карфагенскому собору и интересно, что многие правила повторяются несколько раз, само повторение правил всегда считалось нормальным делом, просто здесь не была произведена какая-либо редакторская работа), Гагрский, Сардикийский, Карфагенский, Константинопольский при архиеп.Нектарии и 2 других тамже, при патриархе Фотии. Большинство из них состоялось в 4веке, а Анкирский и Неокесарийский – в доникейскую эпоху. Внимательное исследование правил анкирского собора позволяет сделать вывод, что под этим названием помещены правила двух соборов: в Анкире и в Кессарии Каппадокийской.

Один из соборов при патриархе Фотии – в храме 12 апостолов. Здесь можно выделить 3 интересных правила:13, 14 и 15 они посвящены одной теме. В первом говорится о том, что всякий пресвитер должен возносить имя своего епископа за богослужением под угрозой извержения из сана. Следующее, распространяет правило на епископов, применительно к митрополиту, и последнее – то же к митрополиту, по отношению к патриарху. В 15 правиле дается оговорка, что если патриарх всенародно проповедует ересь, осужденную соборами, то с ним прерывается общение и невознесение его имени становится долгом. То есть идти на разрыв отношений только лишь из-за личных грехов патриарха или архиерея нельзя, максимум, что можно сделать, это подать на него докладную. Только при всенародной явной ереси допускается разрыв без всякого предупреждения.

В 869 году состоялся еще один собор при Фотии но притив него, для возведения патриархом Игнатия. Все было в тон западу, и возможно, поэтому, католики считают его 8-ым Вселенским. Мы же не говорим, что он разбойничий, но и вселенскости не допускаем.

В 879 году Фотий берет реванш на соборе святой Софии. Собор был весьма представительным, были и западные участники, которые также признали патриаршество Фотия. Его правила вошли в канонический корпус. Некоторые авторы считают, что он рано или поздно будет признан нашим православным Вселенским собором.

Латиноязычный Сардикийский собор относится к середине 4 века. Город находился на границе между востоком и западом, а грческоговорящий восток тогда был заражен арианством, поэтому латиноговорящие участники собора были вполне православными. Среди правил есть такое, которое позволяет аппелировать в Рим. Но мы понимаем это правило, как писанное для западных участников собора, а не для всех поместных церквей вообще. Для них мы должны использовать это постановление по аналогии. То есть из Дамаска можно обращаться в Антиохию и т.д.

Карфагенский собор – 419 г., латиноязычный. На нем придали окончательную редакцию многим другим поместным соборам. Поэтому получился целый кодекс разнообразных законов. В Африке было изобилие епископов и там по другому обстояли дела с организацией митрополий. Проявлением этой нестандартности и явились некоторые правила. Например, устанавливается такой состав церковного суда, который нигде больше не может быть применим. Например, диакона должен судить собор минимум из трех епископов, далее – по возрастающей.

Правил собора 150 и они имеют двойную нумерацию, которая связана с разным распределением текста по правилам в Книге правил и в Кормчей книге.