рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лобазова О.Ф.

Лобазова О.Ф. - раздел Религия, Религиоведение Л-68 Религиоведение: Курс Лекций / Под Общ. Ред. Проф. В.и. Жукова. - М.: Изд...

Л-68 Религиоведение: Курс лекций / Под общ. ред. проф. В.И. Жукова. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. - 296 с.

ISBN 5-7139-0125-4

 

 

Настоящее издание представляет собой учебные материалы
по курсу «Религиоведение» и предназначено для студентов вузов
и учащихся средних общих учебных заведений. В курсе лекций собраны и систематизированы научно достоверные теоретические положения и факты, составляющие основу отечественного религиоведения.

 

 

 

ББК 86.2 я 73

 

 

© Издательство МГСУ «Союз», 1999

ISBN 5-7139-0125-4 © Лобазова О.Ф., 1999

 


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие........................................................................................ 4

Введение................................................................................................ 4

Тема 1. Сущностные характеристики религии............ 5

Тема 2. Возникновение и развитие науки о религии 10

Тема 3. Функции и роль религии в обществе............... 14

Тема 4. Религия как историко-культурный феномен 21

Тема 5. Элементарные формы религиозной жизни 41

Тема 6. Религии первых цивилизаций Египта, Месопотамии, Инда........................................................................................................ 52

Тема 7. Религии “классических” цивилизаций древнего мира: зороастризм, религии греков и римлян........................... 60

Тема 8. Национальные религии............................................ 70

Тема 9. Мировые религии.......................................................... 85

Тема 10. Религия как социальный феномен.............. 124

Тема 11. Психология религии............................................... 130

Тема 12. Религиозная философия...................................... 143

Тема 13. Секуляризация как исторический феномен 153

Тема 14. Религия в современном мире........................... 163

Тема 15. Религия в России....................................................... 173

Заключение..................................................................................... 189

Литература....................................................................................... 189

 


Предисловие

Настоящее издание представляет собой материалы курса лекций, который был прочитан студентам в Московском государственном социальном университете. Тематика лекций и семинарских занятий разработана с учетом требований Образовательного стандарта к объему (70 часов) и к содержанию (основные дидактические единицы) курса “Религиоведение”.

В работе над текстом лекций учитывались и использовались результаты исследований в области религиоведения, нашедшие отражение в учебниках, учебных пособиях и монографиях, авторами которых являются Гаражда В.И., Евсюков В.В., Мень А., Никольский Н.М., Панова В.Ф., Ранович А.Б., Рыбаков Б.А., Самыгин С.И., Филатов С.В., Яблоков И.Н.,
и в трудах зарубежных исследователей проблем религии, таких как Гече Г., Д.П. Шантепи де ля Соссей, Франкл В., Фрэзер Д., Фромм Э.

Составитель и автор данного курса не претендует на полную оригинальность работы и готов принять любые ценные предложения по усовершенствованию тематики, структуры и содержания курса.

Введение

Не только Россия, но и весь мир стоит на пороге сложного и ответственного переходного периода. Быстро усугубляющийся глобальный экологический кризис ставит под вопрос судьбу всех без исключения и требует радикальных перемен в экономической организации общества, государственном устройстве, международных отношениях. Решение этих проблем будет невозможно без изменений мировоззрения и культуры, смыслового и ценностного наполнения всех форм общественного сознания, в том числе и религии.

Реализация принципов свободы мировоззренческого выбора, совести, убеждений и слова, прежде всего, означает уважительное и внимательное отношение к любым формам и способам поиска смысла жизни, внутренней цельности личности, духовности, человеколюбия. Поэтому должен быть по достоинству оценен тот исторический факт, что за долгое время существования российской государственности именно религиозная традиция, сохраняющаяся живой народной верой, была одним из оплотов нравственности, обеспечивала культурную преемственность поколений и придавала устойчивость государственным образованиям.

В современной России наблюдается оживление феномена стихийной, нетрадиционной, неканонической религиозности. Большинству населения незнакомы, а то и просто чужды традиционные формы религиозной жизни. Возвращение к религии происходит не в результате церковной проповеди, а вследствие саморазвития светской культуры и идеологии. Средства массовой информации, деятели культуры, представляющие определенные политические и национальные интересы, играют в процессе религиозного обновления едва ли не большую роль, чем духовенство.

Современную религиозность отличает легкость принятия нового религиозного опыта, новых религиозных понятий, но и в то же время сложность полного разрыва с русско-советской культурной традицией и потому предопределенность различных форм взаимодействия с православием.
А оно практикой религиозной организации и деятельностью своих руководителей часто дает поводы к справедливой критике.

Эти причины побуждают человека к поискам смысла жизни, системы ценностей в сфере антидуховности, уводящей его от реализации объективных интересов, а в критических ситуациях – подвергающей риску его душевное здоровье и саму жизнь. Духовная анемия общества, порожденная кризисным явлениями в экономике, политике и социальной сфере, подрывает культурную почву, лишает человека способности адаптации к жизненным обстоятельствам и поворотам индивидуальной судьбы.

Противостоять такому разрушению основ общественной и индивидуальной жизни может только стремление к добру, правде и справедливости. В этом своем душевном порыве человек встречается со многими препятствиями, испытывает боль утрат и унижений, тяжелый гнет страха и отчаянья. Поэтому он нуждается в утешении, поддержке, помощи. Он ждет любви и прощения от других людей, ищет их в религии, на это он вправе рассчитывать со стороны социальной политики государства.

Работники социальной сферы (социальные работники и педагоги, психологи, юристы, журналисты и т.д.) эффективнее смогут решать свои профессиональные задачи, определенные целями социальной политики и детализированные экономическими и правовыми возможностями, если будут представлять собой цельные, нравственно просвещенные личности, ориентированные на идеалы высокой духовности. Для этого необходимо знание возможностей того потенциала, которое накопило человечество во всех сферах общественного сознания, в том числе в религии.

Целью курса является предоставление учащимся широкой фактологической базы, отражающей философию, социологию, психологию, историю религии, при помощи которой каждый сможет совершить, укрепить или критически переосмыслить свой личный мировоззренческий выбор. Одной из задач курса является помощь будущим работникам социальной сферы
в формировании первичных навыков взаимодействия с индивидами и группами различных направлений религиозности. Специалисты в социальной сфере, обладающие знаниями в области религиоведения, а, главное, умеющие применять свои знания и навыки на основе принципа веротерпимости и уважения прав личности на свободу совести, вероисповедания
и свободу отправления культа, должны оптимизировать содержание и формы социальной работы и, в конечном итоге, сыграть определенную положительную роль в гармонизации общественных отношений.

 

Тема 1. Сущностные характеристики религии

 

1. Определения религии

2. Детерминация религии

3. Элементы и структура религии

Определения религии

В религиоведении разработан ряд определений религии: теологических, философских, социологических, психологических и др. Теологические определения, например, исходят из того убеждения, что Бог - сила реально существующая и человек в процессе своей жизни общается с ней. Философские определения религии базируются на признании или непризнании существования Бога и, исходя из этого, описывают роль религии
в жизни общества, группы и индивида. Социологические и психологические определения вопрос об истинности существования сверхъестественных сил оставляют за рамками своих формулировок и рассматривают социальные и психологические последствия религии.

Теологические определения религии являются, естественно, самыми старшими по возрасту. Они стремятся понять религию “изнутри”, на основе соответствующего религиозного опыта. Существуют такие определения религии, сформулированные конфессиональными религиоведами:

· переживание святого (Р. Отто - протестантский философ);

· жизнь нас в Боге и Бога в нас (П.А. Флоренский - православный богослов);

· выход за пределы биологической природы, конструирование смыслового универсума (Т. Лукман - евангелический теолог).

В целом в теологии религия понимается как величина особого рода, появляющаяся в результате взаимосвязи между Богом и человеком.

В материалистической философии религия понимается как многомерное явление духовной жизни общества и личности, и это понимание трактуется в нескольких формулировках:

- религия как сфера духовной жизни общества, группы, индивида;

- религия как способ духовно-практического освоения мира;

- религия как область духовного производства;

- религия как форма общественного сознания, где идеальное - и продукт, и форма.

К последнему можно добавить, что религия является универсальной формой общественного сознания. Право, мораль, идеология служат способами духовно-практического освоения общества и выступают в роли непосредственных регуляторов человеческого поведения. Наука, философия, искусство служат способами духовного и духовно-практического освоения всего окружающего мира и общества и выступают в роли опосредованных регуляторов человеческого поведения. Универсальность религии в том, что она, по существу, является и тем, и другим. Так как только религия содержит в себе возможности для духовно-практического и чисто духовного освоения человеком любой сферы его жизнедеятельности, причем дело
не в истинности той или иной религии, а в возможностях, предоставляемых человеку для мышления и эмоционального переживания. Кроме того, религия располагает как непосредственными (наказания и поощрения, исходящие от служителей религии), так и опосредованными (воздаяния, исходящие от Божества) регуляторами человеческого поведения.

Резюмируя выше сказанное, можно предложить следующее определение религии: система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) и которые основаны на вере в существование Бога или богов, “священного”, то есть той или иной разновидности сверхъестественного. В качестве таковой религия представляет собой:
1) проявление сущности общества, выражение глубинных общественных связей; 2) необходимо возникающий в процессе становления человека
и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отражение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феномен культуры.

Детерминации религии

Под детерминациями религии надо понимать систему факторов, под влиянием которых она возникает, существует и воспроизводится.

Первой группой таких факторов являются социумные основы, то есть совокупность отношений, складывающихся в процессе материального производства. Эти отношения объективны, господствуют над людьми в их повседневной жизни, отражают несвободу и зависимость людей от внешних условий. Несвободу и зависимость человек испытывает в двух аспектах - в системе взаимоотношений с природой и в системе взаимоотношений с другими людьми. Во взаимоотношениях с природой основополагающим фактором является уровень развития производительных сил. Чем выше этот уровень, тем меньше зависимость человека от слепой стихии, тем выше защищенность и комфорт его повседневной жизни, тем ниже необходимость обращения к сверхъестественному за непосредственной защитой. По крайней мере, так было на протяжении той части истории человечества, когда производственная деятельность общества еще не нанесла непоправимого ущерба окружающей среде. Теперь эта зависимость перестала напоминать прямую арифметическую и принимает диалектические формы. Острота экологических проблем, возникших именно в результате повышения уровня производительных сил, толкает человека к немедленному поиску решений, который из-за нехватки времени часто уходит в сторону религии.

В области отношений людей друг с другом основополагающим фактором является характер производственных отношений, выражающийся
в развитии отчужденных форм собственности, в эксплуатации, в разделении на различные социальные группы, в противоречиях в отношениях человека и государства. Все это вызывает социальные, политические, межэтнические, межличностные и прочие конфликты. В принципе, чем острее обществом и человеком переживается социальная несправедливость, тем больше их тяга к религии. Чем справедливее устроено общество, тем ниже должна быть потребность человека обращаться к вере в Бога. Но это не совсем так. Можно найти в истории примеры, которые говорят о том, что “сытый и спокойный” человек не отворачивается от религии, а, наоборот,
в этих условиях получает внутренний импульс заниматься своим духовным развитием, искать смысл жизни; в связи с универсальностью религии, о которой говорилось выше, он обращается в своих поисках ответов
на вечные вопросы именно к религии. С другой стороны, можно найти примеры, когда именно социальная несправедливость, ее острое переживание людьми толкало их на разрыв с религиозными представлениями и поиск кардинальных способов переустройства мира.

Второй группой факторов, определяющих развитие религии, являются психологические факторы, то есть состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают благоприятную психологическую почву для производства и усвоения религии. Различают общественно-психологические и индивидуально - психологические детерминанты.

К общественно-психологическим факторам относятся:

1) кризис общественно-моральной атмосферы;

2) превратный характер общественного мнения;

3) влияние группы непосредственного общения;

4) влияние норм, традиций и обычаев группы происхождения или проживания.

К индивидуально-психологическим факторам относятся: 1) переживание человеком чувства всесторонней зависимости; 2) личное страдание
и невосполнимое горе; 3) осознаваемый страх смерти; 4) переживание чувства морального и физического одиночества; 5) склонность к внушаемости, поклонению авторитетам; 6) закоснелость мышления.

Следует выделить еще одну группу факторов, влияющих на развитие общественной и индивидуальной религиозности. Это гносеологические предпосылки, представляющие из себя те особенности познавательной деятельности, которые делают возможным возникновение религиозных представлений. Во-первых, это противоречие между неограниченностью человеческого и ограниченностью индивидуального познания. Неограниченность познания человечества можно подтвердить, только беря для рассмотрения всю историю его развития - от первобытного состояния, когда люди знали и умели очень мало, и до сегодняшнего времени, когда человечество накопило огромные знания и каждый отдельный человек может ими воспользоваться и прирастить их в той или иной степени. Однако жизнь человека ограничена физическими рамками. Кроме того, возможности его познания могут быть ограничены физиологическими и социальными рамками. Это противоречие и порождает чувство бессилия и стремление его преодолеть за счет выхода за обычные, материальные способы познания
и найти истину сверхчувственным путем, который предлагает религия.

Во-вторых, благоприятную гносеологическую почву для религии создает отделение рациональной и чувственной ступени познания и отрыв
их от практики. Генетически мышление развивалось из чувственных форм, поэтому сознание в своей деятельности имеет тенденцию выразить мыслительное содержание в чувственной форме. Понятия, абстракции рассудка тесно связаны с представлениями, а потому незаметно происходит полагание вне сознания их предметного содержания. Абстрактное, общее может быть преобразовано в фантастическое существо, живущее наряду с представлением о единичном и отдельно от него. Происходит процесс гипостазирования - превращения отдельных свойств, сторон, отношений в самостоятельные существа со свойствами, кажущимися объективными.

Элементы и структура религии

Основными элементами, действующими в религиозной сфере, являются субъекты - носители религиозности. Это могут быть личности, группы, классы, нации, государства, этносы. Религиозные субъекты, обладая сознанием, которое характеризуется как религиозное, ведут особую деятельность, в процессе и результате чего вступают в религиозные отношения, для упорядочения которых объединяются в различные религиозные организации.

Религиозное сознание. Фундаментальным свойством такого сознания является религиозная вера, под которой в науке принято понимать:
1) убежденность в объективном существовании свойств, связей, превращений существ, которые являются продуктом гипостазирования; 2) убежденность в возможности общения с этими существами, в возможности воздействовать на них и получать желаемую помощь; 3) убежденность в действительном совершении событий мифа, в своей причастности к ним, в их повторяемости; 4) убежденность в истинности религиозных догматов, текстов, взглядов и их сверхъестественном происхождении; 5) убежденность
в святости и непогрешимости религиозных авторитетов. Религиозная вера образует сферу символов, позволяет вести диалог со сверхъестественным существом, дает наглядность образам и эмоционально насыщает процесс общения с ними.

Таким образом, религиозное сознание чувственно, наглядно, образно, соединяет адекватное восприятие с иллюзиями, символично, диалогично, эмоционально насыщено, обладает особой лексикой и знаками. Религиозное сознание подразделяется на два уровня - обыденный и концептуальный. Обыденный уровень характеризуется преобладанием эмоциональных моментов, фрагментарностью. В обыденном сознании религиозные представления складываются и развиваются под влиянием устойчивых (традиции) и динамичных (настроения) сил. Религия на уровне обыденного сознания всегда выступает в личной форме: верующий убежден, что не только имеет право на некоторый собственный взгляд на правила общения с Богом, но и получает полное одобрение от него, полное и постоянное внимание именно к его проблемам, независимо от времени обращения. Концептуальный уровень религиозного сознания пополняется за счет разработки учения о Боге, природе и обществе соответствующими специалистами
и религиозными авторитетами.

Религиозная деятельность. Различается культовая и внекультовая религиозная деятельность. К внекультовой деятельности относится разработка религиозных идей, написание сочинений богословия, производство средств культа, обучение богословию, издательская деятельность и пропаганда религиозных идей в СМИ, миссионерство, благотворительность, управление религиозными организациями.

Культовая религиозная деятельность по существу представляет особые стабильные формы и способы поведенческих актов, направленные на выражение поклонения объектам и силам, чтимым в качестве священных.
Во время произведения культовых действий происходит “драматизация мифа”. Перед верующими с помощью специальных предметов и способов культа воспроизводятся события, описанные в священных книгах, отражающие главные догматы той или иной религии. Объектом культа является то сверхъестественное существо, к которому обращаются верующие. Предметом культа выступают те материальные объекты, которые осознаются в форме религиозных образов - вещи, животные, растения, горы, реки, планеты, звезды. Средствами культа могут быть здания, предметы, произведения искусства (музыка и др.). Способов культа великое множество - от простых до самых сложных: крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падание ниц, омовение, ритуальные жесты, жертвоприношение, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники. В результате культовой деятельности удовлетворяются религиозные потребности верующих, оживляется религиозное сознание. В памяти воспроизводятся образы, символы, эмоции. Достигается динамика психологического состояния, причем от негативного (беспокойства, тоски, скорби) к позитивному (успокоению, радости, приливу сил). Осуществляется реальное общение верующих друг с другом, сплачивается религиозная группа. В процессе
и результате культовой деятельности также удовлетворяются эстетические потребности человека.

Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием и существуют посредством религиозной деятельности. Религиозные отношения имеют два плана - объективный и субъективный. Первый план этих отношений можно выделить в действительных взаимоотношениях между верующими, второй - во взаимоотношениях верующего с гипостазированными существами. Отношения нельзя увидеть, но их результат можно зафиксировать. Выделяется несколько способов фиксации религиозных отношений: 1) через предметы живой и неживой природы, артефакты (священная корова у индусов, черный камень у мусульман, крест, икона, храм у христиан) - такой способ фиксации называется вещным; 2) через разработку образов Бога, духов, души, святых и ангелов - такой способ называется образным; 3) через выработку и введение в постоянный оборот отдельных слов и выражений, содержащих наставления по правилам общения с Богом - языковый способ фиксации; 4) через установление определенного отношения к служителю культа, главе религиозной общины, обладателю дара - персонифицированный способ фиксации религиозных
отношений.

Религиозные отношения подразделяются на внекультовые и культовые. Внекультовые отношения - это действительные отношения между религиозными индивидами и организациями: обмен информацией, педагогические отношения, связи координации (по горизонтали), связи субординации (по вертикали). Характер внекультовых религиозных отношений может изменяться от солидарности к конфликту, проходя стадии веротерпимости, нейтралитета и конкуренции. В культовых отношениях проявляется субъективный план - в них предполагается участие Бога, какие бы действия ни совершал верующий (совершая евхаристию, исповедуясь, слушая проповедь, участвуя в обряде).

Религиозные организации делятся на внекультовые и культовые. К внекультовым организациям относятся органы управления (церковный совет, ревизионная комиссия, церковные отделы образования, департаменты прессы, ректораты религиозных учебных заведений). Внекультовые религиозные организации действуют внутри объединений, созданных с культовыми целями. Существует три типа таких объединений. Церковь - сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется традицией, последователи в основном анонимны, верующие делятся на духовенство и мирян, священнослужителей специально готовят к их деятельности, обычно церковь сотрудничает с государством. Секта - провозглашает оппозицию традиционным церквям, проповедует изоляционизм, избранничество, строго контролирует членство, лидерство в секте харизматично. Деноминация - нечто среднее между выше названными типами: Проповедь избранности членов сочетается с возможностью спасения и духовного возрождения для всех. От секты деноминацию отличает активное участие в светской жизни, эффективная экономическая деятельность, стремление перерасти в церковь или, по крайней мере, ею назваться.

Тема 2. Возникновение и развитие науки
о религии

 

1. Сравнительно-исторические исследования

2. Вклад антропологии и этнологии

3. Социологический подход

4. Психологический анализ

 

Сравнительно-исторические исследования

Религия - явление сложное, многообразное. Поэтому религиоведение характеризует не только разнообразие подходов, но и междисциплинарность. Развитие этой науки в XIX веке шло путем разработки целой совокупности дисциплин, каждая из которых рассматривает религию в одном из ее аспектов. Первоначально главное внимание уделялось сравнительному изучению мифологии. В мифах обнаружился особый способ выражения человеческого переживания и объяснения реальности. Исследователи фольклора, в их числе знаменитые братья Якоб и Вильгельм Гримм, обнаружили в народных традициях, сказках и преданиях остатки древних мифов.

Продолжая исследования в области мифологии и сравнительной лингвистики, Ф.М. Мюллер (1823–1900) заложил основы религиоведения как самостоятельной научной дисциплины. Он стал основоположником исторического принципа в изучении религии, который означает: каждая религия должна рассматриваться в контексте мировой истории, определение
же сущности религии должно быть философским, вычленяющим моменты, присущие всем религиозным формам.

Изучение религии как исторического феномена шло в нескольких направлениях. И.Я. Баховен (1815–1887) описал развитие человечества как историю форм его самовыражения в религиозных символах, он открыл древнейшую культуру матриархата и описал ее религиозный аспект. В то же время Баховен утверждал важность всех исторически существовавших форм проявления
религии.

Научному исследованию было подвергнуто и христианство. Много сделано было в этом отношении Ф.Х. Бауром (Германия) и Э. Ренаном (Франция). Они попытались осмыслить христианские тексты и с позиций историзма критически оценить традиционное религиозное толкование христианства.

Исторические исследования привели к тому, что религия стала пониматься как элемент социальной среды. Из этого логически возникла необходимость дополнить исторические методы изучения религии социологическими.

 

Вклад антропологии и этнологии

К историческим работам о религии близко примыкали исследования
в области антропологии и этнологии, интерес которых сосредоточился
на проблеме происхождения религии. Значительное влияние на содержание этих работ оказали взгляды Ч. Дарвина и О. Конта. Эволюционная теория Дарвина (“Происхождение видов”, 1859) провозгласила эволюционный подход к изучению всех сторон жизни общества, включая религию. Конт же ввел в научный оборот утверждение о том, что религия представляет собой первую стадию человеческого духовного развития, на смену которой приходит метафизика, а затем наука.

В области антропологии и этнологии по вопросу о религии сложилось два подхода.

Отправными в создании анимистической теории стали работы
Э.Б. Тейлора, проследившего эволюцию цивилизации от первобытного человека до человека в европейской культуре. Тейлор разработал теорию анимизма, которая состоит в том, что вера в существование души есть исходная элементарная форма религии, развившаяся в более сложные представления и действия. Для Тейлора религиозные феномены порождены естественным развитием человека, а не даны свыше. При этом Тейлор не выделял социальных причин религии, считая ее плодом простой ошибки, заблуждения, результатом галлюцинаций и видений, свойственных человеку с подвижной психикой.

Свою теорию эволюции религиозного сознания выдвинул Дж.Дж. Фрэзер. Он пришел к выводу о том, что магия и религия противоположны друг другу и что магия исторически предшествует религии. Магия, в понимании Фрэзера, есть “примитивная наука”, результат неправильного применения разума. Продолжение исследований в этом направлении привело к тому, что в науке установилось мнение о существовании такой формы древней религии, когда человек верил в некую безличную силу, которая не является чьей-то душой или персонифицированным высшим существом. Такое понятие было обнаружено Р. Марретом в верованиях меланезийцев под названием “мана”. На основании этого Маррет предложил свою теорию, названную им преанимизмом, или “динамизмом”. Согласно этой теории, вере в души или духов (анимизму) предшествует еще более древняя форма религии, которая основывается на человеческих эмоциях и выражает опыт восприятия “сверхъестественного”. Таким образом, исследователь переводит акцент с исторического на психологический подход - описание религиозных чувств и эмоций, среди которых главное место занимает чувство страха как самое характерное для религиозных чувств.

 

Социологический подход

С середины прошлого века начинает развиваться социология религии, обязанная своим появлением тем процессам, которые начались в европейском обществе с эпохи Просвещения и буржуазных революций. О. Конт впервые ввел само понятие “социология” и предложил применить к исследованию социальной жизни методы естественных наук. С помощью социологии он искал способ преодоления кризисных явлений в европейском обществе, который бы обеспечил стабильность и нормальное развитие.
Он искал основы социального порядка и нашел их в “законе трех стадий истории”. До сих пор, по мнению Конта, основой социального порядка служила религия, выполняя интегративную функцию. Наука неизбежно входит в противоречие и конфликт с религией, последняя должна уступить позитивному синтезу научного знания. Впоследствии Конт, уже не надеясь на просвещение умов, пришел к выводу о необходимости “второго теологического синтеза” как духовной опоры социальных связей. Он разрабатывал “позитивную религию” - культ человечества как единого Великого существа, огромного социального организма, всех живших, живущих и будущих поколений людей.

К. Маркс также рассматривал религию в ее взаимосвязях с обществом, но не считал религию и общество двумя самостоятельными величинами. Маркс впервые дал понимание религии как социального феномена, то есть явления, включенного в общественные связи и отношения по самой своей природе. Религия, по его мнению, коренится в социальных структурах, представления о сверхъестественном порождаются действительностью, религия в обществе выполняет определенные функции, отвечает на потребности общества и индивида. Религия есть социальный фактор, который может объективно воздействовать на людей, мера же, цели и способы воздействия этого фактора зависят от конкретных исторических условий. Религия может соединять и разъединять людей, может поднимать их на борьбу с несправедливостью и призывать к покорности - все зависит от социальных условий, порожденных экономическим базисом.

Во второй половине XIX века, с утверждением новых общественных отношений, остро встает проблема социальной организации, социальных связей. Ни одна область общественного сознания в тот момент не была готова сыграть интегрирующую роль в обществе, и потому даже ученые, далекие в собственных убеждениях от религии, стали говорить о ее позитивной роли. Наиболее показательна в этом отношении концепция Э. Дюркгейма - религию он рассматривал как основу единства общества. Причем
у Дюркгейма это не апологетика религии, а просто признание реального положения вещей, характеристика ее социальной роли и значимости.
В теории Дюркгейма происходит десакрализация религии, ее сведение к социальной реальности.

Одним из основоположников социологии религии считается также
М. Вебер, который исследовал место религии в изменяющемся обществе,
ее влияние на развитие экономики, политических систем, семьи, анализировал формы институциализации религии (церковь - секта). В работе “Протестантская этика и дух капитализма” исследуется влияние христианства на историю Запада, его экономическое развитие и социальную жизнь. Религиозная интерпретация мира, по Веберу, является средством овладения миром, освоения многочисленных смыслов окружающей действительности. Вероучение создает иерархически построенную систему норм, в соответствии с которой одни действия разрешены, а другие запрещены, и тем самым определяются моральные позиции по отношению к миру. Религиозность является побудительной силой, мотивом определенного рода социального действия, направленного на овладение миром. Религия, считает Вебер, воспитывает у своих последователей способность рационализации окружающей действительности.

Идеи характерные для функционального подхода, были развиты
А. Радклифф-Брауном, Б. Малиновским, Т. Парсонсом и Р.К. Мертоном.

Радклифф-Браун считал, что социальные функции религии не зависят от ее истинности или ложности, что религии, даже ошибочные и абсурдные, могут быть частями социального механизма и что без этих “ложных” религий невозможно развитие современной цивилизации. Б. Малиновский в центр внимания поставил отыскание функции части внутри социального целого и сформулировал постулат универсальной функциональности, согласно которому для каждого действия или института существует функция, а общество не содержит нефункциональных элементов. Т. Парсонс интересовался прежде всего структурами и процессами, интегрирующими общество, анализировал механизмы поддержания социального порядка, институциональный аспект социального действия. По мнению Т. Парсонса, при обеспечении интеграции особую роль играет “система поддержания образцов”, в которой решающее значение имеет религия с ее акцентом на ценности. В религии он видел точку схождения социальной системы
с системой культуры. Р.К. Мертон пересмотрел постулат универсальной функциональности и предложил свою теорему: как одно явление может выполнять различные функции, так и одна и та же функция может быть выполнена различными явлениями. Таким образом, религия может быть вытеснена каким-либо функциональным эквивалентом, с успехом выполняющим присущие религии задачи.

Психологический анализ

Психологические объяснения выводят причины возникновения религии из свойств индивидуальной или групповой психики. Наиболее распространены поиски основы религии в эмоциональной сфере; были и теории, выводящие религию из свойств интеллектуальной или волевой сферы. Один из основателей психологии религии, У. Джеймс, объяснял причины религиозности исходя из индивидуальной психики, а именно из ее эмоциональной сферы. Джеймс разработал понятие религиозного опыта, под которым понимал субъективные религиозные феномены в различных формах - мистические видения, экстатические состояния, экзальтированные созерцания, галлюцинации и проч. Уделяя особое внимание анализу религиозного чувства, Джеймс признавал, что оно не заключает в себе такого элемента, которой бы имел с психологической точки зрения специфическую природу: религиозная любовь - это общее всем людям чувство любви, обращенное на религиозный объект; религиозный страх - это обычный трепет сердца, но связанный с идеей божественной кары. Джеймс полагал, что истинность религии заключается в ее “полезности”: общей психологической функцией всех религий является переход от душевного страдания к постепенному освобождению от него.

Л. Леви-Брюль интерпретировал религию на основании анализа коллективной психологии. Он полагал, что различным социально-историческим типам общества соответствуют различные типы мышления, которые порождают различные типы коллективных представлений. Но типы мышления
и коллективных представлений разнятся не радикально, а по уровню сочетания иррациональных и рациональных моментов. Иррациональные моменты
Эв мышлении делают его нечувствительным к противоречиям и непроницаемым для опыта (пралогическим), подчиняют мышление человека закону партиципации (сопричастия). Несмотря на расширение сектора логического мышления, всегда сохраняются пралогические моменты в выработке коллективных представлений. А коллективные представления, в свою очередь, служат основанием религиозных институтов в силу следующих свойств: они носят непреклонный повелительный характер, передаются
из поколения в поколение, навязываются отдельным личностям, не завися
от отдельной личности; они не поддаются интеллектуальной обработке, поскольку образ слит с эмоционально-моторными элементами. Л. Леви-Брюль сделал в свое время прогноз: логическое мышление никогда не вытеснит полностью пралогическое, всегда будут сохраняться коллективные представления, выражающие интенсивно переживаемую и ощущаемую сопричастность и недоступные критическому анализу. То есть религия будет существовать всегда.

З. Фрейд применил принципы разработанного им психоанализа к вопросу о происхождении и существовании религии, назвав невроз индивидуальной религиозностью, а религию - универсальным коллективным неврозом. По его мнению, религия играет важную роль в культуре как средство защиты от опасности индивидуального невроза. Религиозную веру
он считает иллюзией, поскольку к ее мотивировке примешано исполнение желаний; по своей психологической природе все религиозные учения оказываются иллюзиями. Под влиянием рационального начала, предполагал Фрейд, человек со временем расстанется с религией, обретет чувство реальности.

В аналитической психологии К.Г. Юнга религиозные представления выступают как продукты “религиозного бессознательного”, а оно, в свою очередь, - как “базовый религиозный феномен”. Юнг считал, что вытесненные содержания личного опыта индивида составляют лишь небольшую часть бессознательного; более значительный и глубокий слой является врожденным и имеет всеобщую природу. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы. Они могут открываться сознанию
во сне, в мистическом откровении. Другим выражением архетипов являются мифы, сказки, религиозные учения. Во всех этих случаях сознание имеет дело с “переработанными” архетипами, предстающими в виде системы символов. Благодаря тысячелетним усилиям человеческого духа эти образы и символы уложены во всеохватывающую систему мироупорядочивающих мыслей. По мнению Юнга, психологию не интересует вопрос об истинности или ложности идеи, ее занимает исключительно факт наличия идеи. Юнг видит в религии коллективно выработанную форму защиты от невроза и делает вывод о психологической необходимости религии
и обращении к ней человека в его стремлении к душевному здоровью.

“Гуманистический анализ” Э. Фромма переосмысливает символику бессознательного, акцентируя внимание на противоречиях человеческого
существования, конфликтных ситуациях, вызванных социокультурными факторами в обществе тоталитарного отчуждения. Понятие религии получает у него предельно широкое толкование и не сводится только к тем системам, в центре которых стоит сверхъестественная сила. Под религией Фромм понимает любую систему взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения. Религиозность усматривается в любом служении идеалам, независимо от того, кому человек поклоняется - идолам, богам, вождям, партиям, нациям, успеху, силе или деньгам. Таким образом, любой человек, с этой точки зрения, является религиозным, а религия - неизбежно присущей всем историческим эпохам. Э. Фромм различает авторитарную и гуманистическую религии. В авторитарной религии господствует идея, согласно которой человек должен повиноваться внешней силе, главная добродетель человека - покорность. Гуманистическая религия сосредоточена на человеке и его способностях, ориентирует человека на самостоятельную реализацию собственного потенциала, утверждает право на личную свободу и счастье. Э.Фромм считал, что религиозный опыт не обязательно связан с теизмом, идея Бога должна рассматриваться только символически. Таким образом, безбожие не означает безрелигиозности.

Все эти исследования и выводы, сделанные учеными различных специализаций, пополнили арсенал научной дисциплины религиоведения, позволили расширить поле изучения, приступить к анализу фактов и явлений, сопровождающих человеческую жизнь.

 

Тема 3. Функции и роль религии в обществе

 

1. Социальные функции религии

2. Принципы анализа роли религии в обществе

3. Нравственное значение религиозного мировоззрения

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религиоведение

На сайте allrefs.net читайте: "Религиоведение. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лобазова О.Ф.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социальные функции религии
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия “функция” и “роль” связаны, но не тождественны. Функция - это способы действия религии в обществе, роль -

Синтоизм
Другой национальной религией, сохранившейся в современном мире в пределах одной нации или одного государства, является синтоизм. Самый древний и наиболее надежный источник изу

Для углубленного изучения тем курса
1. Атеизм и религия. - М., 1974. 2. Антология мировой философии. - М., 1969. 3. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972. 4. Бахтин М.М. Тв

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги