рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Синтоизм

Синтоизм - раздел Религия, Религиоведение Другой Национальной Религией, Сохранившейся В Современном Мире В Предела...

Другой национальной религией, сохранившейся в современном мире
в пределах одной нации или одного государства, является синтоизм. Самый древний и наиболее надежный источник изучения религии синто - это Коики, или “Записки по древней истории”. Книга содержит избранные легенды, принятые в среде знати. Сборник был написан в 712 г. н.э. и предназначался для утверждения прав императорского дома.

Согласно Коики, вначале существовали Небо и Земля; затем произошли три первых божества, потом два, потом еще два и наконец, еще пять парных божеств. Имена этих богов отражают абстрактные понятия. Последняя из всех божественных пар, Изанаги и Изанами (Исанаки и Исанами), сыграла основную роль в творении мира. Они возмущали океан огромным копьем с наконечником из драгоценного камня, капающая с наконечника морская вода образовала первый остров. Затем они стали бегать вокруг небесного столба и породили остальные японские острова, а также породили много других божеств. После смерти супруги Исанаки посетил ее в аду. Выйдя из ада, он совершил очищение, во время которого произвел из своего левого глаза Аматерасу (богиню солнца), из правого - бога луны, а из носа - Сукано (бога дождя и бури). Сукано (Сузано) опустошил страну наводнением, во время которого Аматерасу уходит в пещеру и лишает землю света. Затем Сукано убивает богиню питания Цзюнь, или Землю,
и из нее тотчас прорастают хлебные злаки. Напоследок он убивает восьмиглавого дракона и из его хвоста достает волшебный меч.

Вся эта история рассказывается в Коики для одной цели - доказать, что первый император японцев ведет свою родословную от Аматерасу, верховной богини солнца (через ее сына и внука, который спустился на землю). Все знатные фамилии японцев, равно и священники, находили своих предков среди действующих лиц этой мифической драмы.

В шестом веке в Японии обостряется политическая борьба, на фоне которой облегчается проникновение в ранее закрытый для иностранцев мир конфуцианства и буддизма. Поначалу буддизм показался для властителей Японии более привлекательным, поскольку позволял усмирить междоусобицы. По повелению властей происходит слияние синтоистских и буддийских ритуалов, образуется синкретическая религия “ребусинто”.

Укрепляющаяся власть императора нуждалась в идеологических подпорках, которые были найдены в конфуцианстве. Эта новая религия позволила произвести обновление этики и возвести императорскую власть
в культ. Слияние с конфуцианством осуществилось в концепции “Исэ синто”. В середине XIX века, вместе с “открытием для иностранцев”, усиливаются охранительные тенденции во внутренней политике Японии. Провозглашается принцип “вакон есай” - “японский дух, европейские знания”. В этих условиях, дела религии были поставлены под строгий государственный контроль - в 1868 г. был издан Указ о единстве религиозного ритуала и управления государственными делами. Было создано Управление по делам небесных и земных богов. Земным богом, конечно, был император, в честь которого отправлялся особый культ.

Религия синто возвращается к верующим в более или менее привычном виде, очищенном от инородных влияний. С тех пор синто - государственная религия Японии. В синто различают несколько уровней, которые определяются объектами и субъектами культа. Династийный синто является достоянием императорской семьи. Боги, к которым они обращаются, могут внимать только им - своим прямым потомкам. Ритуалы, которыми обставляется такое обращение, могут исполняться только живыми богами, но не становятся достоянием всех людей. Для остальных японцев общим культом является культимператора (тэнноизм) - следующий уровень синто. Поклонение императору происходит повсеместно. Храмовый синто - это поклонение общим и локальным богам, которые есть в каждой местности и охраняют людей, проживающих под их непосредственным покровительством. Домашний синто - поклонение родовым богам. Таких богов гораздо больше, чем всех остальных - они есть у каждой семьи, каждого рода.

В том, как отправляются культы, проглядывают явственные черты более древних верований. Следы культа огня обнаруживаются в том, что
в ноябре во дворах храмов зажигают торжественные огни, обновляют огонь в очагах накануне нового года; в том, что существует обычай перебегать босиком через огонь (испытание нравственной чистоты). Камни
со странными рисунками почитаются символическими и хранятся в особых священных ящичках. Священным деревом считается сакура, к которой приносят пищу и питье для богов. Не забыты и священные животные - петух посвящен богине солнца, лисица - богине питания, крыса - богу богатства. У храмов часто содержится белая лошадь.

Отличительной чертой синто являются националистические тенденции, самобытное толкование моральных добродетелей, даже милитаризм. Особенности религии японцев и их национального самосознания позволяли этому народу не один раз выстоять в жестокой борьбе или конкуренции с более сильным противником и достичь высоких экономических и культурных успехов. Среди качеств, по которым можно отличить японца от остального мира, присутствуют трудолюбие, жизнерадостность. В рамках своего общества японцы культивируют послушание, уважение к старшим. На формирование этих значимых личностных качеств оказала огромное влияние традиционная национальная религия японцев.

 

Иудаизм

Национальная психология и национальная религия самым тесным образом связаны, что подтверждается и на примере иудаизма. Эта религия должна быть рассмотрена более подробно по двум причинам. Во-первых, на ее основе зародилось христианство. Во-вторых, иудаизм является действующей религией, и многие ее последователи - это члены российского общества.

Иудейский канон составляют Танах, ветхозаветная часть Библии, которая была написана и составлена задолго до появления христианства,
и Талмуд. В основе талмудического творчества была первая часть Ветхого завета - Пятикнижие, или Тора. Если рассматривать книги Моисеевы (Пятикнижие, Тору) как единое целое, то их можно разделить на три части.

Первая часть. Первая книга Моисея содержит мифическую трактовку древней истории: 1) описание сотворения мира, его древнейшая история; 2) повествование о древнейшей истории человечества, сотворении, грехопадении и его последствиях, всемирный потоп и возрождение жизни
на земле; 3) подробное повествование о древней истории избранного народа, о праотцах иудеев.

Вторая часть. Вторая, третья и четвертая книги Моисеевы содержат историю Моисея, начиная с исхода из Египта и заканчивая приходом евреев в Ханаан: 1) рассказ о рабстве израильтян в Египте, о миссии Моисея;
2) описание египетских казней и истории исхода; 3) путь евреев к горе Синай; 4) пересказ истории союза-завета с перечислением десяти заповедей; 5) описание законов; 6) рассказ о странствиях в пустыне, перечень новых законов.

Третья часть. Пятая книга Моисея, Второзаконие: 1) вступительные речи; 2) повторение десяти заповедей; 3) последние указания Моисея;
4) смерть Моисея и назначение Иисуса.

Уже в четвертом веке до н.э. появились толкователи “Моисеева закона”, они положили начало той работе, которая привела к созданию Талмуда. Книжники стремились толкованием Торы соорудить “ограду вокруг закона”. По вопросу о “еврейской обособленности” во втором веке до н.э. возник острый спор между саддукеями и фарисеями - двумя религиозными группировками. Саддукеи, состоявшие из аристократической землевладельческой знати и жрецов, придерживались буквального смысла “Моисеева закона”. Фарисеи, состоявшие из ремесленников, торговцев
и низшихь служителей культа, стремились усовершенствовать иудейскую религию. Расширенное устное толкование библейских положений впервые было собрано и отредактировано в 210 г. н.э. Иегудой-га-наси и получило название Мишны.

Мишна разделена на 63 трактата, сгруппированных в шесть разделов. Первый раздел - Зераим (посевы) – включает в себя постановления, молитвы и законы, имеющие отношение, главным образом, к земледелию. Второй раздел - Моэд (праздники) – регламентирует поведение иудеев во время религиозных праздников. Третий раздел - Нашим (жены) – излагает законы, посвященные браку и семье. Четвертый раздел - Незикин (повреждения) – посвящен вопросам гражданского и уголовного права. Пятый раздел – Кодашим (святыни) – посвящен вопросу о жертвоприношениях. Шестой раздел - Тогорот (очищения) – занимается вопросами об очищениях.

Мишна сама вскоре стала предметом толкований. Этим занялись разъяснители (амораи) одновременно в Палестине и Вавилонии. Собрание толкований Мишны называется Гемарой. Мишна и Гемара составляют Талмуд. В Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг
с другом. Галаха - это закон. Агада - это миф, легенда, сказка. Именно
в Талмуде объяснены такие важные для людей вещи, как проблема возникновения богатства и бедности, правила взаимоотношений бедных и богатых. Там же раскрываются образы бога и ангелов, рая и ада, толкуются виды наказаний и поощрений в загробной жизни. Именно в Талмуде находятся сведения об иерархии небесных существ, стоящих возле бога. Последние распределены в следующем порядке: херувимы, серафимы, офанимы, ангелы всех стихий, мессия, первоначальные стихии земли и воды. Небес, по мнению талмудистов, семь: Велон - занавес, который поднимается и опускается над солнцем; Ракиа - место, к которому прикреплено солнце; Шехаким - местонахождение кухни для праведников; Зебул – небесный храм, где архангел Михаил приносит жертву богу Яхве; Меон - место пребывания ангелов; Маком - кладовая снега и тумана, града и дождя; Аработ - сокровище справедливости, благоволений и росы воскресения.
И над всеми этими небесами с их населением царит сам великий царь.

Талмуд дает интересное толкование милостыни. Бедный, принимая подаяние, оказывает дающему большую услугу, чем последний оказывает бедному. Богатство же есть повинность, которую человек несет по воле божьей, и лучше ее не перекладывать на чужие плечи.

К основным догматам иудаизма относятся: вера в единого бога Яхве, вера в приход мессии, вера в бессмертие души и существование загробного мира, в котором душа человека получает воздаяние за совершенное
на земле. В иудаизме, впервые в истории религии, был провозглашен последовательный и принципиальный монотеизм. Это объяснялось не особыми свойствами еврейского национального духа, а насущным требованием времени, когда централизованная власть пользовалась полной поддержкой священнослужителей, которые располагали безграничным влиянием на религиозные массы.

Составной частью вероучения иудаизма является догмат о приходе мессии - спасителя, который придет, чтобы совершить праведный суд
и воздать людям должное. Согласно вероучению иудаизма, в дни мессии мир будет обновлен. Природа станет чрезвычайно щедра, люди будут жить до 1000 лет, прекратятся болезни, войны, распри. Но у этого мессии будут предвестники, число которых равно девяти. Среди них главным, совершающим “помазание мессии” и воскрешение мертвых, будет Илья Пророк.

Строго придерживаясь дуалистической точки зрения на существо человека, идеологи иудаизма говорят о том, что в нем постоянно борются добро и зло. Добро - это душа, зло - это тело. Главное – заботиться о душе. И поскольку человек не знает даты своего ухода из этого мира, он должен быть готов к смерти постоянно. Душа его и, по возможности, тело должны быть избавлены от грехов. Для этого в иудаизме имеются многочисленные правила, зафиксированные в обрядах.

Наиболее распространенным обрядом является молитва. Верующим предписывается ежедневно во время утренней молитвы (кроме субботы
и праздников) надевать на лоб и левую руку тефиллин. Тефиллин представляет собой два плотно закрытых ящичка кубической формы с прикрепленными ремнями. Кубики заполнены пергаментом, исписанным ветхозаветным текстом. Обряд ношения тефиллинов связан с древним (и не очень древним) обычаем носить разного рода амулеты, отгоняющие злых духов. Раньше верующие носили амулеты ежедневно, теперь их предписано надевать только мужчинам во время молитвы. Молитвы и тефиллины призваны вызывать у верующих “сокрушенность духа” и отвлекать их от насущных задач. Если верующий строго соблюдает требования Талмуда, то он обязан трижды в день молиться “бецибур”, то есть в присутствии молитвенного кворума (десяти человек). Ежедневно верующий иудей должен благодарить бога за то, что он не создал его язычником, женщиной или амхаарцем (земледельцем, занятым тяжелым и грязным трудом, не ведающим Торы).

Следы архаических религиозных представлений о силе магических средств проявляются в иудаизме в обычае развешивать мезузу и носить цицит. Мезуза - кусок пергамента, на котором написаны стихи из Второзакония, в свернутом виде помещается в деревянный или металлический футляр и прикрепляется к косяку дверей. Этим дом охраняется от посещения злых духов. Цицит - кисти из шерстяных ниток, прикрепленные под верхней одеждой. Они также оберегают от всяческого зла.

К магическим же обрядам относятся в современном иудейском культе капорес, лулав и ташлих. Обряд капорес совершается в ночь накануне праздника судного дня. Он состоит в том, что мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина - курицу), произнося три раза молитву. Птицу режут, а мясо поедают ночью накануне праздника. Обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего праздника суккот. Верующий иудей должен в одной руке держать так называемый лулав, состоящий
из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой - эсрог, особый сорт лимона. Ими нужно потрясать в воздухе, что должно вызвать ветер и дождь. Другим обрядом является ташлих. В день иудейского нового года верующие собираются у реки, читают Тору и распевают гимны. Во время чтения молитв верующие вытряхивают карманы и бросают в воду крошки хлеба, полагая, что тем самым освобождаются от грехов.

Закреплено в иудаизме и разделение пищи на дозволенную (кошерную) и недозволенную (трефную). Иудеям можно питаться мясом жвачных животных, домашних птиц, зарезанных по правилам шехиты (ритуального убоя). Запрещается употреблять одновременно в пищу мясо и молоко. Табуирована и свинина.

Особо важное значение в иудаизме придается обряду обрезания. Иудейские богословы толкуют его как символ завета между богом Яхве и еврейским народом, но этот обряд существует не только у них. Древность этого ритуала подтверждается библейским рассказом о происхождении обычая - в нем упоминается каменный нож как инструмент операции.
У разных народов обряд инициации молодых людей происходил по-разному, но везде на ранней стадии развития он сопровождался некоторыми повреждениями или изувечиваниями, наносимыми умышленно, но без ущерба здоровью.

Среди обрядов иудаизма не последнее место занимает ритуал омовения. Верующим предписывается накануне субботы и других религиозных праздников совершать омовения в специально оборудованном бассейне
с дождевой или ключевой водой - микве. Требования гигиены не имеют ничего общего с этим ритуалом, так как простое мытье в бане не делает человека “чистым” перед молитвой. В предписаниях прямо сказано: “Даже тогда, когда женщина будет мыться в бане, основательно и долго, даже тогда, когда она обольется всеми водами мира, она все же не будет считаться чистой, пока не примет микву”.

Особенность иудейских праздников состоит в том, что они отмечаются по лунному календарю. Первое место среди них занимает пасха. Изначально пасха (пятнадцатый день месяца нисана) была праздником первого дня жатвы. На это указывает сохранившийся обычай приносить в жертву Яхве горсть пшеницы. Позднее пасха стала праздником в честь исхода
из Египта (отсюда и название - “песах” - прохождение), освобождения израильтян от рабства. Он делился на две части - праздник опресноков и заклание пасхального агнца. Праздник опресноков сводился к тому, что в течение семи дней иудеи употребляли в пищу пресный хлеб в память об исходе из Египта, когда евреям пришлось бежать и у них якобы не было времени заквасить тесто для хлеба.

Праздник шебуот справляется на пятидесятый день после второго дня пасхи. В древности он назывался праздником седьмиц и был днем благодарения за жатву. Во втором веке до н.э. он был истолкован как праздник
в честь Закона, который Моисей получил от Яхве на горе Синай через семь недель после исхода. В эллинистическую эпоху он получил название пятидесятницы.

Праздник суккот (праздник кущей) также зародился как земледельческий и посвящался собиранию плодов в конце года. Впоследствии он получил новое толкование и связывается с исходом из Египта. В этот день иудеи отмечают память странствований по пустыне, когда “сыны Израиля жили в шатрах”. Естественному в сельских местностях обычаю проживать в шатрах во время сбора винограда было придано религиозное значение. Предписания определяют форму и величину шатров, кто и когда вправе поселяться в них, принимать пищу, молиться и т.п. Последний день праздника суккот называется симхат-тора (радость Торы). В этот день в синагогах совершаются торжественные процессии со свитками Торы в руках и с пением псалмов в адрес Яхве. В этот день заканчивается годичный цикл публичного чтения Торы в синагогах и начинается ее повторное годичное чтение.

Важное место в иудейском культе занимает судный день (иом-кипур)
с предшествующим ему днем нового года, который справляется в начале сентября. Этим двум праздникам придается особенно большое значение.
В дни празднеств в синагогах можно увидеть даже тех, кто в другое время вообще не посещает богослужения. С этими днями связано представление о том, что от молитв на новый год и в судный день якобы зависят благополучие, удача и здоровье людей в течение всего будущего года. В это время все жители земли как бы проходят перед богом Яхве, а он выносит приговор каждому “по заслугам”. Дню иом-кипур в религиозной практике предшествуют 10 дней покаяния (тешуба). К ним надо готовиться в течение месяца постами и молитвами. В древности на этот праздник приносили жертву искупления за весь народ. Утром приносили на заклание овна
и бычка за первосвященника и священников, потом овна и двух козлят за народ. Козлят выбирали по жребию: одного дарили Яхве, другого, отпускавшего грехи народа, передавали злому духу (отсюда “козел отпущения”).

Праздник пурим (жребий) появился после возвращения иудеев из Вавилонского плена. В Книге Есфири говорится о том, что он посвящен чудесному избавлению от истребления в Персии. Постепенно он потерял культовый характер и стал просто праздником, сопровождающимся различными развлечениями.

Со времен Макковеев отмечается ханука - день обновления храма.
В 165 г. до н.э. был вновь священ Иерусалимский храм, оскверненный
до этого завоевателями.

Субботний день соблюдается иудеями в качестве дня отдыха по одной из моисеевых заповедей. В этот день священными книгами запрещено сеять и жать, печь и варить, зажигать огонь и перевозить грузы. Более поздние толкователи божественных предписаний существенно расширили этот список. Теперь, если соблюдать все запреты, можно поставить под угрозу нормальную экономическую деятельность, которая требует непрерывного производства. В связи с этим именно субботние запреты подвергаются наибольшей модернизации в современном мире.

Все эти культовые правила призваны приблизить верующего человека к тому идеалу, который раскрывается в священных книгах как богоугодный. Основные принципы поведения верующего сформулированы в десяти заповедях. По вероучению иудеев, эти заповеди Моисей получил
из рук самого бога, и потому они являются нерушимыми и обязательными для исполнения. Первые три заповеди запрещают человеку иметь других богов, кроме Яхве. Четвертая заповедь касается дня субботнего. Шесть остальных посвящены правилам поведения в обществе. (5-я - почитай отца твоего и мать твою; 6-я - не убивай; 7-я - не прелюбодействуй; 8-я - не кради; 9-я - не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; 10-я - не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего... ничего, что есть у ближнего твоего). Краткость заповедей свидетельствует об их древнем происхождении. Авторы Библии следом за этими десятью заповедями поместили “законы завета”, то есть свод законов, приписываемых Моисею. Они близки к известным законам Хаммурапи, да и к законам других восточных народов. В Библии они фигурируют как объяснения к законам божьим. Характерной чертой законов Моисеевых является распространенная формула “око за око, зуб за зуб”, когда каждый должен нести наказание, соразмерное преступлению.

В моральной системе иудаизма особое внимание уделено женщине. Талмуд приписывает ей только отрицательные качества: лень, завистливость, болтливость, истеричность и т.д. Все рады, когда рождается сын,
и грустят, когда рождается дочь. Женщина - рабыня своего мужа, она узница в своем доме, ей отказано в гражданских правах, ей запрещено получать образование и читать книги. В Талмуде говорится: ”Обучать свою дочь Торе - это то же, что воспитывать ее в распутстве”. Талмуд запрещает женщине заниматься общественным трудом - она предназначена для рождения детей. Отказываться от брака, который совершается по выбору отца, - преступление и грех. К счастью, жизнь гораздо шире и многообразнее любого священного писания. Поэтому и история, и современность знает примеры яркой общественно значимой деятельности еврейских женщин.

В моральных поучениях Талмуда земной греховной жизни противопоставляется идеальная жизнь на небесах, к которой надо готовиться, так как она и составляет главную жизнь человека. Но жизнь практически всегда берет свое - в настоящее время религиозные положения иудаизма толкуются проповедниками в форме, отвечающей современности. И только тезис о богоизбранности этого народа и о возможности спасения только для иудеев остается неизменным.

 

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Элементарные формы религиозной жизни на примере верований
народов Африки, Австралии, Америки, Сибири.

2. Концепция социальной справедливости в религиях первых цивилизаций.

3. Зороастризм: идеология государственного единства, решение экологических проблем.

4. Культурная роль религии древних греков и римлян.

5. Национальная замкнутость конфуцианства, синтоизма и иудаизма.

Литература:

Васильев Л. История религий Востока. – М., 1983.

Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. – М., 1992.

Иллюстрированная история религии. В 2-х т. / Под ред. Д.П. Шантели. – М., 1992.


Тема 9. Мировые религии

 

1. Буддизм

2. Христианство

3. Ислам

 

Буддизм

Буддизм - одна из трех мировых религий, получившая распространение среди населения ряда стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. По представлению буддистов, каждое существо, достигшее высшей святости, может стать буддой, т.е. просветленным. Один из будд, прозванный в его земной жизни Шакьямуни, поведал людям учение о спасении. Поэтому под термином “будда” обычно подразумевается именно Шакьямуни.

Буддисты верят, что после многочисленных (пятисот) предшествующих перерождений грядущий Будда решил, к радости всех богов, спуститься на землю и возвестить людям путь к спасению. Для последнего своего рождения он избрал царскую семью рода Готама (отсюда одно из его имен - Гаутама) племени шакьев, живших в Северной Индии.

Познав причину страданий и путь избавления от них, Будда решил возвестить свое открытие людям. Бог смерти - демон зла Мара всячески пытался воспрепятствовать этому. Но Будда победил Мару, пришел в Бенарес и там произнес свою первую проповедь, в которой кратко сформулировал положения новой религии. Один за другим последовали обращения тех, кто слушал его проповеди. 40 лет, окруженный учениками, ходит он по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение. Смерть настигает его в восьмидесятилетнем возрасте и совпадает, так же, как рождение и прозрение, с днем майского полнолуния (поэтому для буддистов это “трижды святой день”).

Разные направления и школы буддизма по-разному датируют годы земной жизни Шакьямуни. В ряде стран условлено считать датой его смерти день майского полнолуния 544 г. до н.э., в связи с этим в 1956 г. было широко отмечено 2500 лет существования буддизма.

Буддизм возник в Индии, но после недолгого (по историческим меркам) расцвета у себя на родине был вытеснен индуизмом. Зато он легко проложил себе дорогу в других странах, возвысившись до уровня мировой религии. Этому способствовал ряд характеристик учения, которые можно отметить как отличительные черты всех мировых религий.

Прежде всего, буддизм поставил во главе религии определенную личность в качестве жизненного образца и представителя благочестия. Серьезные и простые рассказы о святом человеке: как он нашел спасение и каким путем он шел, его речи к людям, полные мудрости, – все это оказывало совершенно иное влияние, чем гимны о богах и их судьбах, которые имели мистическое содержание и для большинства оставались наполовину непонятными. Люди научались верить в Будду и по этой вере основывать свою жизнь.

В вероучении буддизма совершился переход от религиозного эгоизма
к симпатии
- буддист думает о спасении других, он знает сострадание
к судьбам всего человечества. Ведь даже сам Будда не хотел тотчас же по достижении совершенства уйти в нирвану, так как имел намерение нести людям истину и жить для спасения многих.

Религия буддизма не связана ни с какой национальностью, ни с каким мирским предназначением. В национальной религии - кто принадлежит
к данному народу, тот и по своему рождению уже принадлежит к данной религии. Вступление в буддизм обусловлено не рождением, а обращением - решением жить согласно истинам, провозглашаемым религией. Буддисты образуют не народ, а общину, связанную невидимой нитью веры.

Все эти черты в полной мере присущи и другим мировым религиям. Подобные качества дали возможность распространиться по обширным многонациональным регионам, привлечь на свою сторону не только противников, но и бывших сторонников местных национальных религий.
Но буддизм все-таки не может оспаривать пальму первенства у христианства, поскольку в его вероучении содержится многое из того, что составляет особенности восточного типа характера и мышления.

Основные вероучительные законы буддизма содержатся в религиозной литературе, которую можно условно разделить на две большие категории. Первая категория - каноническая литература, считающаяся откровениями самого Будды, переданными его учениками. К этой же категории относятся объяснения догматов, обычаев и моральных требований буддизма, сделанные древними авторами. Каноническая литература создавалась в Индии и на Цейлоне в течение двух-трех последних столетий до н.э. Языком
ее были палийский и санскрит.

Вторая категория включает в себя более поздние произведения, которые комментируют и развивают основополагающие идеи буддизма в соответствии со взглядами и принципами многочисленных школ, направлений и сект этой религии. Неканонические произведения написаны на десятках языков самых различных азиатских стран в течение почти двухтысячелетнего периода.

Каноническая литература известна под названием Трипитака, что буквально означает “тройная корзина” и переводится как “три корзины закона (учения)”. Предание гласит, что первые тексты писались на пальмовых листьях и хранились в больших корзинах. После смерти Будды три его ученика рассказали собравшимся основные принципы вероучения - поэтому Трипитака делится на три основные части: Виная-питака (“корзина устава”), Сутта-питака (“корзина поучений”), Абхидамма-питака (“корзина толкования учения” или “корзина чистого знания”).

Предания, входящие в известный сейчас текст, были записаны лишь
в первом веке до н.э. на Цейлоне. Естественно, что до нас дошли только более поздние списки, отредактированные многими переписчиками. Канонический текст был создан в 1871 г. в Бирме на специальном буддийском соборе, в котором принимали участие 2400 монахов. Эти монахи путем сверки различных списков и переводов выработали унифицированный текст Трипитаки. Этот текст вырезали на 729 мраморных плитах, каждая из которых была поставлена в отдельном миниатюрном храмике. Так был создан своеобразный городок-библиотека, хранилище канона - Кутодо, место, почитаемое всеми буддистами мира.

К неканонической литературе относятся биографии Будды. Все они сравнительно позднего происхождения, составлены не ранее второго-третьего веков н.э. Они опираются на отрывочные сведения о биографии Будды из канонической литературы и включают в себя различные мифы
и легенды, призванные доказать божественность Гаутамы. Наиболее известны следующие биографии: Махавасту (2 век н.э.), Лалитавистара (2-3 века н.э.), Буддхачарита (1-2 века н.э.), Ниданакаттха и Абхинишкраманасутра.

Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием. Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, но внес в него существенные изменения. Если брахманы говорили о том, что путем различных для каждого сословия обрядов, жертв и молитв можно достичь “хороших перерождений”, то буддизм объявил всякое перерождение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть прекращение перерождений и достижение нирваны, то есть небытия.

Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо обычно должно снова и снова перерождаться. Но это будет путь восхождения к “высшей мудрости”, достигнув которой, существо может выйти из круговорота бытия, завершить цепь своих перевоплощений.

Буддисты признают возвещенные Буддой “четыре благородные истины”. Первая из них утверждает, что всякое существование есть страдание. Вторая, что причина страданий заложена в самом человеке: это его жажда жизни, наслаждений, власти, богатства, это привязанность к жизни в любой ее форме. Третья истина объявляет, что прекратить страдания возможно: для этого необходимо освободиться от жажды жизни, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отступает, всякое желание подавлено. Наконец, четвертая истина заключается в указании “благородного срединного восьмеричного пути”, состоящего из “праведного воззрения, праведного стремления, праведной речи, праведного поведения, праведной жизни, праведного учения, праведного созерцания, праведного размышления”.

В учении о “четырех благородных истинах” изложена сущность буддизма. Во всех религиях противопоставляется материальный и идеальный мир, но буддизм доводит до логического завершения это противопоставление. Поставив знак равенства между бытием и страданием, буддизм,
в принципе, рисует самую мрачную картину мира, в котором любая радость живого существа таит в себе опасность будущих перерождений. Человек сам создает свою судьбу, форму каждого своего нового воплощения. Сила, которая определяет конкретные черты нового перерождения, называется кармой. Карма у буддистов - это сумма всех поступков и помыслов существа во всех предыдущих воплощениях. Хотя все в данной жизни человека определено его кармой, он имеет известную свободу выбора в своих поступках, помыслах, словах, действиях. В этой частичной свободе
и заложен, по буддизму, путь к спасению. Причем дело не в жертвах и обрядах, а в поведении самого человека. Потому что только этим он может изменить свою дальнейшую судьбу в этом мире. Потому что и сам мир - это только иллюзия сознания человека. Сознание состоит из множества мельчайших частичек - дхарм, т.е. элементов сознания, которые, складываясь под действием кармы в определенный комплекс, создают индивидуальное сознание данного перерождения и, как его функцию, окружающий нас чувственный мир. Пока дхармы не успокоены, колесо бытия продолжает свое вращение.

Из вероучения буддизма непосредственно вытекают взгляды на общественную жизнь, на место и задачи человека. Учение о страдании и о личной вине каждого живого существа за свои страдания должно примирять человека с доставшейся ему долей, ролью и положением в обществе.
С другой стороны, учение о дхарме предполагает, что все существа равны, начиная с богов и заканчивая любыми животными. Это является довольно прочной основой для равенства, или, по крайней мере, равноправного взаимодействия людей в обществе. И уже от конкретно-исторической обстановки зависит, какие из социальных выводов будут задействованы в качестве основополагающих. Но это уже дело правящего слоя или политически активной части общества.

Само же учение буддизма ни к каким социальным переменам не призывает, о политике не высказывается. Наиболее действенным фактором спасения еще при жизни человека буддизм считает выход за пределы реального общества, т.е. вступление в монашеский орден - сангху. Первоначально буддизм и образовался как монашеское движение. Сангха раннего буддизма была объединением людей, добровольно порвавших с мирской жизнью. Вступающий в нее человек отказывался от семьи, собственности, соблюдал целомудрие, носил желтую тогу и жил на подаяния мирян.
На монахов налагалось 253 запрета, определяющих всю их жизнь. Для простого обывателя буддийский монах представлялся существом сверхъестественным, обладающим волшебной силой. В китайском фольклоре, например, существует значительный пласт сказаний о буддийских монахах, которые могли проявлять свою волшебную силу, если хотели поощрить хорошего или наказать плохого человека.

Но не только монахи исповедуют буддизм, у этого вероучения много приверженцев среди людей, не оставляющих мир. Это обусловлено тем, что, несмотря на относительную сложность буддийского вероучения, основанная на нем мораль проста и доступна широкому пониманию. “Восьмеричный благородный путь” спасения раскрывается в буддийской литературе следующим образом. Праведным воззрением следует считать принятие человеком “четырех благородных истин”. Праведное стремление трактуется как решимость строить свою жизнь по этим четырем истинам. Праведная речь предполагает, что человек не лжет и не сквернословит. Праведное поведение предполагает, что человек в обыденной жизни выполняет заповеди “панча-шила” (о них ниже). Праведная жизнь - это жизнь на честно заработанные деньги. Праведное усилие направлено на преодоление жизненных страстей. Под праведным созерцанием следует понимать сосредоточение на уже достигнутом на пути к спасению. Праведное размышление - это обретение внутреннего покоя и невозмутимости.

Пять моральных заповедей повседневной жизни, называемые “панча-шила”, просты и даже безрелигиозны. Это отказ от преднамеренного убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, от супружеской неверности, от употребления алкоголя. Причем моральные нормы формулируются не в форме запретов, а в виде призывов к добровольному отказу. В этом заложен глубокий психологический смысл, так как любое ограничение воспринимается человеком легче, если оно наложено самостоятельно и добровольно, а не в результате давления и угроз.

Трудовая мораль буддизма своеобразна. С одной стороны, проповедуя отказ от мира, буддизм совсем запрещает своим монахам трудится. Они живут только подаянием. Но это подаяние должно быть кем-то произведено, ведь продукты питания, одежда, утварь и проч., несмотря на всю призрачность этого мира, не могут быть только продуктами сознания. Поэтому остальным людям положено трудиться. Противоречие преодолевается следующим путем: трудиться надо столько, чтобы обеспечить жизненный минимум. Излишний труд, порожденный стремлением к благополучию (то есть очередной жизненной страстью), может привести человека к появлению и других страстей, мешающих его лучшему перерождению. А среди этих страстей может вкрасться и самая сильная - любовь к женщине. Эта страсть опасна, так как больше всего привязывает к жизни. К женщинам
в буддизме отношение весьма прохладное. Примеров подвижничества женщин-монахинь в буддийской литературе очень мало (рассказывают, что сам Будда, разрешив своей тете сделаться монахиней, горько об этом жалел и завещал ограничить доступ женщин в буддийскую общину). Более поздние школы буддизма предоставляют женщине право перерождаться только в низших воплощениях. Существу в образе женщины закрыт вход
в нирвану, сначала нужно переродиться в мужчину.

В нашей стране буддизм имеет исторические области распространения - Бурятия, Калмыкия, Тува, бурятские национальные районы Иркутской и Читинской областей. На этой территории буддизм действует в форме ламаизма, который сложился на Тибете в VII-XIV веках н.э. В идеологии ламаизма сохраняются основные положение буддизма, но имеются специфические особенности, заключающиеся в усложненной обрядности. У названных народов ламаизм причудливым образом наложился на древний шаманизм, существовавший в родо-племенном обществе. Поэтому
не только обрядность, но и космогоническая картина мира здесь отличается от классического буддизма. Ламаизм учит, что Земля - это плоский круг, на котором расположены четыре материка. Посредине круга возвышается гора Сумеру, вокруг которой движутся Солнце и Луна. Земля лежит
на слоне, слон стоит на черепахе, черепаха плывет в море. Когда на земле накапливается много грехов и она становится тяжелой, черепаха начинает шевелиться, что приводит к землетрясениям. Злой дух Раха пытается заглотить то Луну, то Солнце. Когда у него это получается, происходят затмения. Заканчиваются затмения всегда освобождением светил, потому что верующие бьют в котлы и стреляют в воздух - это пугает Раху. Начальник ада - Эрликхан (Ерлик-хан) - постоянно замышляет козни против людей. В этом ему помогает Лхамо, которую изображают скачущей на муле с человеческим трупом в зубах и с человеческой кожей вместо попоны. Во время праздника цагалган она охотится за противниками ламаизма.

Но и буддизм сохранил немало позиций в вероучении ламаизма, хотя
и претерпел некоторые изменения. Особое место в пантеоне ламаизма отводится будущему будде - Майдари, который должен скоро явиться на землю.

Формы культа в буддизме очень разнообразны. Это вызвано широким ареалом его распространения и включением в буддийскую обрядность местных культов. Поэтому есть необходимость остановиться на тех обрядах и праздниках, которые распространены на территории России - у бурят, калмыков и тувинцев.

Дзул-хурал- “святильный обряд” - совершается поздней осенью. Храмы освещаются снаружи и внутри множеством свечей, при свете которых верующие каются во всех случаях дурного обращения с животными (плохой корм, побои, непосильная работа). Покаяние должно избавить верующего от вины перед умершими, ведь в любом животном может быть заключен дух его умершего предка.

Найдани-хуралпосвящен отшельникам (найданам), возведенным
в ранг божеств. Совершается также осенью. Вывешивая изображения найданов, подчеркивающие их дряхлость, безразличие ко всему окружающему, священнослужители напоминают об опасности привязанности к жизни и призывают последовать примеру праведников.

Обо- обряд, перенятый от шаманизма. Обычно он совершается летом, перед началом сенокоса. Около кучи камней на вершине холма, склоне горы, на перевале верующие читают молитвы, обращенные к “духам местности”. На камнях оставляют жертву - пищу, монеты, шелковые платки. Цель этого обряда - вымолить хорошую погоду (дождь в засуху или прекращение обильных дождей).

Обряд усу тяялгнблизок по духу к вышеназванному, обо, и посвящен “хозяину воды”. Для увеличения лова рыбы при большом стечении рыбаков на специально сооруженном плоту закалывается козленок, кровь которого под чтение заклинаний стекает в котел со свежесваренной ухой.

Практикуется обряд поклонения “святым местам”,которыми считаются некоторые источники, скалы и камни необычной формы. Так,
на склоне горы Алханай (Читинская область) есть скала с небольшим отверстием, через которое пролезают беременные женщины, прося божество
о легких родах. Обычно у “святых мест” ищут избавления от хронических болезней и бесплодия.

В каждом жилище верующего на почетном месте помещается семейный алтарь- небольшой шкафчик с полочкой перед ним. Внутри стоят металлические, глиняные, деревянные статуэтки божеств буддийского пантеона, висят небольшие, писанные на полотне, шелке или дереве иконы, лежат различные “священные” предметы. На полочке стоят бронзовые чашечки для жертвоприношений, курильные свечи, цветы.

Молитвы, обращенные к бодисатвам, и заклинания от злых духов нужно произносить как можно чаще. Для учета молитв были введены четки, которые особо благочестивыми верующими собирались в специальный мешок и отправлялись с паломниками на Тибет. Наряду с этим, ламаиз ввел “механизацию” молитвы. В так называемые хурдэ - полые, обычно металлические цилиндры - закладываются молитвенные тексты. Цилиндры бывают самых различных размеров. Через центры дна и крышки пропущена ось, вокруг которой все сооружение может вращаться. Считается, что один оборот цилиндра равнозначен прочтению всех текстов и молитв, заключенных в цилиндре.

Очень распространена вера в талисманы, их носят почти все жители. Называется талисман - “бу”, он сделан из бумаги или материи, на которую наносится текст молитв или заклинаний. Сложенный текст обшивается кожей и носится на шнурке на шее. Но более действенным считается талисман “гу” - маленькая статуэтка Будды или часть одежды “живого бога”, носимая также на шее в деревянном или серебряном футлярчике.

Любое событие в жизни ламаиста заставляет его обращаться к зухарчину - гадателю. Зухарчин указывает, какие обряды и заклинания надо провести для успешной кочевки, при покупке скота, при свадьбе, при болезни или похоронах. При этом гадатель обращается к астрологии (по индийской системе), а в менее ответственных случаях гадает по лопаточной кости барана, по игральным костям и пр. Когда зухарчин-гадатель установит “причину” болезни или другого бедствия, специальный лама-заклинатель (абаралчин или гурумчин) совершает дорогостоящий и сложный обряд изгнания злых духов и очищения.

В предсмертные часы к умирающему приглашается лама для совершения напутствия, во время которого лама подробно рассказывает, что встретит душа умирающего на своем пути, когда расстанется с телом. После наступления смерти приглашают зухарчина, чтобы узнать, кто может готовить покойника к погребению, какие обряды надо совершить, в какой день хоронить, в какой час и в какую сторону выносить тело, каким образом хоронить. Если не соблюсти всех мер, то, по мнению ламаиста, в семье последуют новые смерти. После похорон проводятся очистительные обряды, должные обезопасить живых от несчастий. Семь недель после смерти предпринимаются меры к тому, чтобы “обеспечить” умершему хорошее перерождение.

Праздников в современном ламаизме сравнительно немного. Однако отмечаются они с чрезвычайной пышностью и сопровождаются сложными ритуалами. Цагалган(цагансара - белый месяц) - один из наиболее почитаемых праздников ламаизма. Он приурочен к началу нового года по старинному монгольскому (лунному) календарю. В течение 16 дней этого праздника проводится целая серия обрядов, посвященных “двенадцати чудесам Будды”. Но происхождение этих обрядов шаманистское. Большинство из них связано с ожиданием появления Лхамо и направлено на борьбу с неверием и инаковерием. Торжественно разрушается на 12 частей слепленная из теста фигурка обнаженного человека, олицетворяющая врагов веры. Из дерева, бумаги и теста сооружается некое подобие огромного наконечника стрелы (увенчанного черепом), и под пение молитв его бросают в подожженный в степи соломенный шалаш, что тоже должно привести
к уничтожению врагов веры.

Майдари-хурал- самый пышный праздник ламаизма, который проводится в летние месяцы. Посвящается праздник приходу будущего будды Майдари. В течение всего праздничного дня торжественная процессия медленно движется по степи вокруг дацана (монастыря). В центре процессии находится колесница с позолоченным крупным изображением Майдари, священными книгами, курительными свечами, кадильницами и др.
В колесницу впряжено чучело слона или лошади, которое тянут за собой монахи. Колесница окружена музыкантами, которые ревом духовых инструментов имитируют рев слона. Процессию охраняют другие монахи, вооруженные плетками, которыми они нещадно наказывают тех, кто пытается приблизиться к колеснице. Но таких желающих все не убавляется - прикоснувшись к колеснице, можно заручиться благорасположением божества. В древности такие колесницы были огромными и тяжелыми, их колеса были оснащены шипами. Упасть под них и умереть на месте считалось лучшей гарантией высокого перерождения.

В современной России буддизм вызывает, в целом, положительное отношение, так как проповедует миролюбивые принципы человеческого существования и пути нравственного совершенствования личности. Для жителей русских областей он привлекателен своей экзотикой, но широкого распространения среди них не получает.

Христианство

а) История христианства;

б) религиозные книги и христианское богословие;

в) христианская мораль;

г) католицизм;

д) протестантизм;

е) православие;

ж) христианские таинства, обряды и праздники.

В первом веке н.э. в восточной части Римской империи возникла новая религия - христианство, которая затем распространилась по всему миру. Эта религия родилась в условиях разложения рабовладельческого строя
и первоначально была выражением протеста рабов и беднейших слоев населения против социального гнета. В Палестине распространилась и окрепла вера в скорый приход мессии. Священники и аристократия сотрудничали с ненавистными народу римскими ставленниками, на этой почве народ отвернулся от храма и стал создавать воинственные мессианские движения, направленные на освобождение страны. В 4 г. до н.э. в Иерусалиме произошло народное восстание, приуроченное к дню иудейской пасхи, которое было жестоко подавлено. В 6 г. до н.э. действовало движение зелотов, в недрах которого зародилась организация сикариев, делавшая ставку на индивидуальный террор. Иосиф Флавий сообщает, что в это время появилось немало пророков, которые повели народ в пустыню, обещая встречу с мессией.

Пророк Февда, во времена прокуратора Куспия Фада (44-46 гг.), собрал многочисленных сторонников, чтобы отправиться с ними на битву с римлянами. Фад выслал отряд, который истребил мятежников. Самого пророка захватили, обезглавили, а голову отправили в Иерусалим для устрашения. Вскоре появился еще один пророк (в прокураторство Порция Феста; -
60-62 гг.), который вывел людей в пустыню, пообещав добиться для них счастливой жизни. Фест казнил и лжепророка, и его последователей. Таким образом, народ Палестины в первой половине I века жил в постоянном ожидании прихода мессии.

В 64-66 гг. прокуратором Палестины стал Гессий Флор, чья жестокость не имела пределов. В мае 66 г., веря в пришествие спасителя, Иерусалим восстал против римского владычества. Сначала успех сопутствовал евреям, и это вдохновило весь народ. Но ополчение не смогло сопротивляться натиску войск Веспасиана и Тита. В 70 г. Иудейская война закончилась полным разгромом Иерусалима, Иудея окончательно потеряла свою независимость.

Уже во время Иудейской войны в Палестине возникли небольшие общины, члены которых верили, что они уже встречались с мессией (по-гречески – Христом), то есть в то, что мессия уже пришел. Его пришествия не нужно ждать сейчас, но надо готовиться ко второму пришествию, за которым последуют страшный суд и конец мира. Члены этих общин не видели смысла в войне иудеев с римлянами, многие покинули страну, чтобы быть вдали от военных действий. Прежде всего они побывали у евреев диаспоры в Малой Азии, неся им “благую весть”(евангелие) о том, что пришло “исполнение времен”, появился мессия, готовый отдать жизнь за евреев, тем самым даря им новую жизнь.

Ранние христианские общины состояли из бедняков. Социальным составом общин и политической обстановкой в Иудее объясняется та ненависть, которую христиане питали к существующей власти, к Римской империи. Они ожидали новой жизни после второго пришествия Христа, который уничтожит власть знати и гнет Рима. Пришествие это мыслилось
в скором времени и связывалось с концом света и страшным судом. Вера
в близкий конец света, враждебность по отношению к правящим кругам
и богатству приводила к тому, что члены христианских общин обращали свои состояния в деньги и владели ими сообща. Каждый получал свою долю из общего имущества; одной из форм помощи неимущим были совместные трапезы (агапе). Общины не были объединены организационными рамками, единым учением и обрядностью. Но христианские общины Палестины соблюдали, прежде всего, заповеди Моисея. И когда христианство стало распространяться на территориях, где существовали еврейские диаспоры (не в такой мере стесненные контролем иудейских священников
и открытые для других культурных влияний), то возник конфликт между христианами и иудейскими священниками, поскольку в христианство стали обращаться язычники, которые не соблюдали законов Моисея. Иудейские священники требовали, чтобы христианами (то есть, по их мнению, членами секты внутри иудаизма) были только евреи. От ответа на этот вопрос зависела вся судьба христианства - остаться сектой, осуждаемой иудаизмом и язычеством, или начать самостоятельную жизнь, неся свое учение всем народам. Хранители еврейских религиозных традиций оказались в меньшинстве.

То, что христианство отделилось от синагоги, не означало, что оно
не сохранило многочисленные элементы иудаизма (например, еврейскую Библию, учение о конце света, кое-что из культа и организации сект). Оказало свое влияние и язычество - через эллинизм. Эллинская философия обогатила христианство понятием абсолютного бога (в отличие от иудейского бога для избранного народа). Языческий культ дал христианству образ умирающего и воскресающего божества, обычай воссоединения с ним через священную трапезу.

Христианские общины росли, их приверженцы приспосабливались
к окружающей обстановке, социальный состав верующих постепенно менялся. Учение о царстве божьем, открытом лишь для бедных и угнетенных, требовало пересмотра. Оно вызывало нарекание властей и отпугивало от общин зажиточных верующих, в чьей финансовой поддержке нуждалась широкая миссионерская и филантропическая деятельность христиан. Пришлось приспосабливать свое учение и для угнетенных, и для угнетателей. Наиболее наглядно это отражается в отношении первых христиан
к рабовладению: они считали, что рабы и рабовладельцы равны перед богом, что раб должен смириться со своей судьбой и служить на совесть. Двойственность проявлялась и по отношению к власти: христиане считали власть данной от бога, но возражали против культа императора. Стремление примириться с властью вызвало осуждение среди беднейших членов общин. Даже возникли движения, которые стремились приблизить конец света, проповедуя аскезу и мученичество. Но бедняков к этому времени
в христианских общинах уже было меньшинство, и поэтому постепенно укрепилось направление, склонное приспосабливать религию к потребностям правящих классов. В результате борьбы между этими направлениями родилась церковь, вместо ранних демократических общин появилась государственная религиозная организация.

Возникновение церкви позволило объединить учения разных общин, взяв за основу направление, возглавляемое апостолом Павлом, которое оказалось победителем в длительной борьбе и которое стремилось к компромиссу с властью, полностью порвав с иудаизмом. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью якобы искупил все грехи человечества, вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем, вера в страшный суд, в небесное воздаяние и установление царства божьего. Эти догматические положения являются основными для всех христианских течений.

Но христианство не осталось единым. Процесс его дробления шел
на протяжении многих столетий. В четвертом веке между восточным и западным христианством наметился раскол, который официально оформился в 1054 г., когда появились римско-католическая и православная церкви.

В 40-х годах пятого века в Византии обособилось монофиситское направление христианства. В отличие от диофиситов (составляющих большинство христиан), признающих в Иисусе Христе две природы - божественную и человеческую, монофиситы считают Христа не богочеловеком,
а богом. За догматическими спорами о природе Христа скрывались сепаратистские устремления, существовавшие в ряде областей Восточной Римской империи. В 451 году на Халкидонском вселенском соборе монофиситы потерпели поражение, а их учение было осуждено как ересь. В настоящее время к монофиситству принадлежат армяно-григорианская церковь, якобиты и коптские церкви в Египте и Эфиопии.

В пятом веке возникло и другое направление христианства - несторианство, названное так по имени константинопольского патриарха Нестория, учившего, в отличие от монофиситов и диофиситов, что Иисус не бог и не богочеловек, а человек, ставший обителью божества. В 431 году
на Эфесском соборе несторианство осудили как ересь. В связи с тем, что православие, монофиситство и несторианство имеют сходную обрядность, эти направления христианства условно объединяют под названием “восточные церкви”.

Католическая церковь всегда стремилась стать единой христианской церковью, объединяющей на основе католических догматов под верховенством римского папы всех христиан. Однако Риму удавалось обычно отколоть лишь небольшие группировки от восточных церквей. Эти течения приняли основные догматы католицизма, но сохранили свою старую обрядность (заключили унию). В настоящее время имеется несколько униатских церквей: греко-католическая (откололась от православной церкви), армяно-католическая (откололась от армяно-григорианской), сиро-католическая (откололась от якобитской), халдейская или халдо-католическая (откололась от несторианской), коптско-католическая (откололась от коптской) и маронитская.

В XVI веке в Европе началась Реформация - антикатолическое движение, в котором приняли участие различные слои населения. В результате Реформации появился протестантизм - третье главное направление христианства.

Священной книгой христиан является Библия. Греческое слово “та библиа” означает множественное число от слова “библос” - книга. Библия - это целое собрание древних идеологических, исторических и литературных памятников, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII век до н.э. - II век н.э.) сотнями авторов; сюда же можно добавить переписчиков и редакторов, действовавших вплоть до IV века н.э. Представители разных конфессий вкладывают в понятие “Библия” не одинаковое содержание. Для иудаистов Библия - это комплекс книг, написанных
до нашей эры. Для христианина к этой части книг (Ветхому Завету) добавляется Новый Завет - комплекс из 27 специфически христианских книг, написанных в I-II веках н.э. Иудеи отвергают Новый Завет, а христиане разных направлений по-своему относятся к Ветхому завету. Эти различия играют огромную роль для самих религий. Новый же Завет обязателен для всех христиан, не допускает разночтений в изданиях и состоит из: Евангелий от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; Деяний Святых Апостолов; Посланий Апостолов; Откровения Иоанна Богослова.

Помимо книг, входящих в Библию, существует много произведений христианского богословия, основы которого были заложены в первые века нашей эры в борьбе с многочисленными направлениями в самом христианстве и с “языческой мудростью”. Первоначально богословие было апологетическим: доказывало преимущество новой религии перед другими верованиями. При этом апологетика носила “просветительский” характер, но постепенно задачи богословия изменились, и апологетика приняла наступательный характер, боролась с ересями в христианской среде. В средние века главными направлениями церковного богословия делаются догматика и аскетика - разъяснение доказательств бытия бога и прославление отрешенного от мира образа жизни.

В настоящее время под богословской системой подразумевают набор дисциплин, каждая из которых излагает различные стороны вероучения
и культа. Основное богословие в последовательной форме излагает наиболее общие вопросы догматики, нравственности, происхождения религии
и ее сущности, отношения между религией и наукой, философией. Догматическое богословие доказывает истинность, богоустановленность основных положений христианской веры. Нравственное богословие раскрывает сущность и преимущества христианской морали. Экзегетика занимается толкованием библейских текстов, “трудных мест” в Библии, которые находятся в противоречии с современным научным знанием. Литургика доказывает необходимость богослужений и соблюдения правил обрядовости. Пастырское богословие говорит об основных качествах священнослужителей. Гомилетика рассматривает вопросы теории и практики проповеднической деятельности. Патрология занимается изложением содержания основных поучений отцов и учителей церкви. Сравнительное богословие занято критикой догматов других христианских направлений.

Главные истины христианского учения были предложены человечеству, согласно христианской легенде, Иисусом Христом. Сведения о жизни
и деятельности Христа, признаваемые за непреложные, содержатся в четырех канонических евангелиях, включенных в Библию. Известны также книги, рассказывающие о жизни Христа, но не попавшие в канон, более того, объявленные подложными. Их называют евангелиями-апокрифами (Евангелия от Фомы, от иудеев, от Иакова, от Фомы Блаженного, от Филиппа, от Марии Магдалины). Хотя в Новом завете евангелия стоят
на первом месте, их нельзя считать самыми ранними христианскими писаниями. Среди посланий апостола Павла можно найти такие, которые существовали до появления евангелий.

Внимание евагелистов направлено на жизнь Иисуса, хотя сами евангелия нельзя считать его достоверными биографиями, записанными на основе воспоминаний свидетелей. Несмотря на существенные различия в жизнеописаниях Иисуса, все канонические евангелия создавались с одной целью: укрепить веру в Христа как в мессию, спасителя. В них проповедовалось то, что нужно было затвердить христианину о Христе, то есть речь шла о Христе веры, а не об историческом Иисусе. Если евангелия не являются достоверными биографиями Иисуса, то возникает вопрос: насколько исторически верны сведения о его жизни?

Проблема историчности Иисуса Христа возникла в XVII-XVIII веках
в связи с появлением рационалистической критики Библии. Представители этого направления считали, что необходимо подвергнуть тщательному анализу тексты евангелий и отделить историческую фигуру Христа от того образа Христа, который был создан евангелистами и не имеет ничего общего с исторической правдой (Х.С. Раймар). Для этого предлагалось понимать евангелия “естественным образом”, то есть убрать из текста все места, в которых рассказывается о чудесах и знамениях (Д.Ф. Штраус). Уже в начале ХХ века А. Древс и его последователи подчеркивали бесполезность подобного подхода, ибо Иисус Христос, по их мнению, является мифическим персонажем и никогда не существовал.

Современные религиоведы считают, что евангелия не являются достоверными жизнеописаниями Иисуса. Даже если в руках евангелистов и были исторические документы о жизни Иисуса, то сами составители евангелий сделали все возможное, чтобы привести их в соответствие с требованиями веры в изложении жизни, деяний и учения основателя христианства. Не следует думать, что если мы очистим евангелия от мифических элементов, то перед нами предстанет историческая фигура Христа. Ведь эти элементы составляют неотъемлемую часть текста и доказывают божественную сущность Иисуса: если Иисус Христос действительно богочеловек,
то те законы, которым он предложил следовать, богоустановлены и незыблимы. Главными же законами, провозглашенными Христом, являются моральные заповеди.

Христианскую моральможно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения. “Богооткровен­ные” догматы вероучения считаются неизменными. Поэтому основные нормы морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. Кроме того, в христианской морали есть такие нравственные наставления, которые отсутствуют в нерелигиозной морали. Например, учение о страдании-благе, о всепрощении, о любви к врагам, непротивлении злу и др.

Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм, призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, в обществе. Это известные ветхозаветные заповеди, евангельские “заповеди блаженства” и другие новозаветные нравственные наставления. Главные нравственные законы Нового завета сформулированы в Нагорной проповеди Христа, в которой он провозглашает восемь заповедей блаженства. Он учит, что заповеди Ветхого завета исполнены, пришло время царства небесного, где нет страданий и нищеты, где царят мир, радость и блаженство. Он обещает небесное царство “нищим духом”, блаженные будут и те, кого Иисус называет плачущими, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, так как они наследуют землю и будут править в мире, как было обещано в Ветхом завете. Для вступления в царство небесное необходимо быть справедливым, милостивым, чистым сердцем и миротворцем. И наконец, Иисус провозглашает блаженство тем, кто был гоним
за правду, как пророки.

Из восьми заповедей блаженства в евангелии от Луки упоминается четыре: блаженство бедности, нищеты духа, страдания и гонения за веру,
но они дополняются строками о наказании божьем богатым и пресыщенным. Именно поэтому евангелие от Луки называют “благовествованием бедняков”, в отличие от евангелия от Матфея, в котором подчеркивается блаженство не бедных, а “нищих духом”.

Далее Иисус излагает свое отношение к Ветхому завету. Он не ставит перед собой задачу нарушить законы Моисеевы и учение пророков,
он стремится дополнить их и сделать универсальными. Так, шестая заповедь запрещает убийство, но Иисус считает, что наказания заслуживает
и тот, кто напрасно гневается на своего ближнего и возводит на него навет. В седьмой заповеди говорится о прелюбодеянии. Иисус отмечает, что каждый, кто с вожделением смотрит на женщину, “уже прелюбодействовал
с ней в сердце своем”. И если в Ветхом завете говорилось о выполнении клятвы, данной перед богом, то Иисус отвергает клятву вообще. Таким образом, он требует соблюдения духа Закона, а не его буквы.

Вместо принципа мести в Нагорной проповеди провозглашается принцип примирения: ”Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему
и другую”. Заповедь любви к ближнему Христос распространяет на врагов. Он призывает к раздаче милостыни, причем тайно. Посты нужно соблюдать в одиночестве, поскольку бог, видящий все, воздаст по заслугам.
В Нагорной проповеди говорится: ”Не судите, да не судимы будете”, – поскольку у каждого человека есть свои недостатки и грехи. Иисус предупреждает: человек должен поступать с ближним так, как он хотел бы, чтобы поступали с ним.

Ждущие царства небесного не должны копить сокровища на земле. Не нужно заботиться о пище или одежде, отец небесный позаботится о человеке. Молиться следует в одиночестве, затворив двери. Образец молитвы “Отче наш” представлен в евангелии от Матфея и от Луки. Условием исполнения молитвы “Отче наш” является прощение чужих грехов. Молиться надо от всего сердца: ”Просите, и дано будет вам”. В Нагорной проповеди Иисус не только провозглашает законы, но и становится судьей, призванным карать или миловать. Исполняющие заповеди Христа уподобляются разумному мужу, который построил свой дом на камне, а не исполняющие - неразумному человеку, построившему свой дом на песке.

Дав людям подобные моральные правила, христианство смогло распространить свое влияние на огромных территориях. Наиболее многочисленным и организованным направлением христианства является католицизм. Центр католицизма и резиденция его главы – папы римского - Ватикан, город-государство в центре Рима. Это государство имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и прочие атрибуты власти, вплоть до гвардии и жандармерии. Светская власть

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религиоведение

На сайте allrefs.net читайте: "Религиоведение. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Синтоизм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лобазова О.Ф.
Л-68 Религиоведение: Курс лекций / Под общ. ред. проф. В.И. Жукова. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. - 296 с. ISBN 5-7139-0125-4     Настоящее издание п

Социальные функции религии
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия “функция” и “роль” связаны, но не тождественны. Функция - это способы действия религии в обществе, роль -

Для углубленного изучения тем курса
1. Атеизм и религия. - М., 1974. 2. Антология мировой философии. - М., 1969. 3. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972. 4. Бахтин М.М. Тв

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги