рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТВОРЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, ЧЕЛОВЕК

ТВОРЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, ЧЕЛОВЕК - раздел Религия, Александр Мень - История религии (том 1) /1/. Быт 1, 11, 20, 24. В Других Местах Писания "земля" Изображаетс...

/1/. Быт 1, 11, 20, 24. В других местах Писания "Земля" изображается как 6ы живым существом: Быт 3, 17; Пс 95, 97; Дан 3, 74.

/2/. Э. Геккель. Естественная история миротворения. Т. 1/Пер. с нем. СПб.; 1913 С. 91. "Библия служит не естественнонаучным целям, а религиозным целям спасения. Поэтому нельзя повествование о творении противопоставлять выводам естествознания, и наоборот... Бог не вмешивается непосредственно в естественный порядок там, где может действовать через естественные причины. Это вовсе не новое, а весьма старое основание, которое позволяет нам смотреть на теорию развития, поскольку она действительно доказана, как на вполне и совершение соединимую с христианским мировоззрением" (Э. Васман. Христианство и теория развития. Пг., 1917. С.10, 11, 19).

/3/. См.: И. Златоуст. Беседы на Бытие. XII, 4; XV, 2.

/4/. Семитическая поэзия обычно прибегает к параллелизму. Гл. 1 Бытия изображает три параллельных фазы миротворения: а) свет - светила, 6) твердь, разделяющая воды, - водяные животные, в) суша - растения, земные животные, человек. См.: В. Wawter. On Genesis. London, 1977. P. 51 ff.

/5/. Быт 1; 1, 21, 27. Слово "бара" по происхождению связано с глаголом "образовывать". См.: В. Ильин. Шесть дней творения. Париж, 1930. С. 47. Но в узком смысле оно означает создание чего-то нового, небывшего. См. Н. Renckens. La Bible et les Origines du monde. Tournai. 1964. P. 62-63.

/6/. О роли томизма в освобождении научного метода исследования от слишком прямых связей с теологией см.: G. К. Chesterton. Saint Thomas Aquinas. London, 1943. P. 23.

/7/. Цит. по кн.: П. Я. Светлов. Религия и наука. СПб., 1911. С. 126.

/8/. См.: В. Лункевич. От Гераклита до Дарвина. Т. I-III, а также коллективный труд "История биологии" (М., 1972, 1977).

/9/. См. обобщающий материал по этому вопросу в работе: К. Вилли. Биология. М., 1966. С. 24, 25. В более доступной форме аргумент в пользу трансформизма изложен в книге известного биолога и философа Дж. Хаксли (Удивительный мир эволюции/Пер. с англ. М., 1971).

/10/. В частности, огромную роль в жизни биосферы играют электромагнитные поля. См.: А. С. Пресман. Электромагнитные поля в биосфере. М., 1971. Об эволюции неорганического мира см.: Я. А. Виньковецкий. Геология и общая теория эволюции природы. С. 21.

/11/. "Участие Бога в жизни мира, - говорит католический богослов А. Сертийанж, - есть лишь иное название для творения мира Богом" (A. Sertillanges. L'idee de li creation et ses retentissements en philosophic. Paris, 1945. P. 67). Другой западный tcojioi пишет: "Еще св. Фома думал, что гипотеза вечности мира (такова была вера Аристотеля) в смысле отсутствия временных границ - не противоречит верному пониманию творения, так как Творение означает прежде всего отношение зависимости, связь с бесконечным; мир вечно существующий нуждается в Боге так же, как и мир конечный, а может быть и более" (J. М. Aubert. Recherche scientifique et foi chretienne. Paris, 1964. P. 88-89).

/12/. Ошибку Дарвина и Ламарка повторяла и так называемая "мичуринская биология". Но старые эволюционисты не знали законов наследственности, а лысенковцы их просто отрицали.

/13/. Н. Bergson. Les deux sources de la morale et de la religion. P. 120.

/14/. "Вероятностный характер процесса мутаций не позволяет предсказывать, в какой именно клетке произойдет мутация" (В. Г. Никифоров. Химический мутагенез. - В кн.: Общая генетика. М., 1965. С. 169). Американский биолог Вилли утверждает, что "принципы естественных мутаций неизвестны" (К. Вилли. Биология. С. 550).

/15/. Принцип неопределенности выдвинут В. Гейзенбергом. Он гласит: "Существует некоторый предел точности, с которой мы можем изучать движение малых объектов" (Р. Пайерлс. Законы природы. С. 201).

/16/. "Science". 77. 1933.

/17/. См., например: М. Эйген. Самоорганизация материи и эволюция биологически макромолекул. М., 1973.

/18/. См.: П. Г. Кузнецов. К истории вопроса о применении термодинамики в биологии. - В приложении к кн.: К. С. Тринчер. Биология и информация. М., 1965. С. 118; Л. А. Блюменфельд. Физические аспекты биологической эволюции. - В кн.: Философия и теория эволюции. М., 1974. С. 67. Проф. Берлинского университета Роланд Глазер в связи с этим пишет: "Даже если представить себе целое море органических молекул, например аминокислот, остается непонятным, как появился первый белок, первая молекула, способная к размножению. На карте наших знаний здесь до сих пор простирается огромное белое пятно. По-видимому, нам еще неизвестны какие-то важные закономерности, ибо создание "разумной" последовательности аминокислот вряд ли могло быть случайностью. Жизнь тогда была бы в высшей степени невероятным явлением" (Р. Глазер. Биология в новом свете/Пер. с нем. М., 1978. С. 154).

/19/. P. Lecomte du Nouy. Entre savoir et croire. P. 185.

/20/. Впервые на это указал русский мыслитель Кропоткин. См.: П. А. Кропоткин.

Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. Пг., 1922.

/21/. См.: С. Бир. Кибернетика и управление производством. М., 1965. С. 288.

/22/. Н. Osborne. Aristogenesis, the Observed Order of Biomechanical Evolution. - Proceedings Natural Ac. Science. V. 19. 1933. P. 700. Подобную, же точку зрения развивал академик Берг (Л. С. Берг. Труды по теории эволюции. Л., 1977. С. 95 сл.).

/23/. Э. Шредингер. Что такое жизнь с точки зрения физики? М. 1947. С. 20.

/24/. Принципы торможения развития специализированных видов были впервые выдвинуты американским палеонтологом Эдуардом Копом. См.: Ш. Депре. Превращения животного мира. М., 1915. С. 61; Н. И. Вавилов. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. М., 1935. С. 16.

/25/. Н. Н. Ладыгина-Котс. Дитя шимпанзе и дитя человека. М., 1935. С. 494; ее же. Приспособительные моторные навыки макаки. М., 1928. С. 324.

/26/. "Мы находим у шимпанзе разумное поведение того же самого рода, что и у человека" (В. Келлер. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. М., 1930. С. 203).

/27/. Павловские среды. М., 1949. С. 296.

/28/. Н. Н. Ладыгина-Котс. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М., 1959. С. 308. Обзор других современных работ см. в послесловии Ладыгиной-Коте к кн.: Я. М. Домбровский. Психология обезьян. М., 1963, С. 287.

/29/. Д. Н. Кашкаров. Современные успехи зоопсихологии. С. 400.

/30/. J. М. Aubert. Ор. cit. Р. 68.

/31/. Th. Dobzhansky. Mankind Evolving. New Haven, 1966. P. 183.

/32/. П. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.. 1965. С. 170-171. Ч. Дарвин, будучи противником этой теории "прерывности", ссылался на аналогию между антропогенезом и эмбриогенезом человека. "Очень немногие люди будут тревожиться, писал он, - невозможностью определить, в какой именно период развития, от появления ли первых следов микроскопического зародышевого пузырька до полного развития ребенка, до или после рождения человек начинает становиться бессмертным существом; и я не вижу более серьезных оснований тревожиться по поводу того, что и в постепенно поднимающейся органической лестнице этот период не может быть установлен точно" (Ч. Дарвин. Собр. соч. Т. 2. СПб., 1896. С. 416). Однако, хотя эта аналогия и имеет смысл, но она далека от точности. Эмбриогенез - не эволюция. Если образовавшийся в теле матери человек не проявляет своих специфических черт, то ведь и на "жаберной" стадии его нельзя назвать настоящей рыбой. Жизнь эмбрионов, при всем их сходстве со взрослыми особями, отличается рядом характерных особенностей.

/33/. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения. Т. III. М., 1986. С. 69.

/34/. "Понятие "труд", - отмечает один из советских исследователей, - призвано выразить собой не физические действия, рассматриваемые вне сознания, а определенный вид практической деятельности людей, включающий в себя сознание как необходимый компонент и возможный, собственно говоря, лишь благодаря (Разрядка моя.- А. М.) появлению таких феноменов, как сознание и речь (Э. Маркарян. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973. С. 124).

/35/. К. Маркс и Ф. Энгельс. Цит. соч. С. 78.

/36/. К. Маркс. Капитал. Т. V. С. 158.

/37/. Наблюдения над орудийной деятельностью шимпанзе были недавно произведены Дж. Гудолл в Африке. При этом, однако, исследовательница решительно подчеркивает качественное различие между психикой обезьян и сознанием человека. См.: Дж. ван Лавик-Гудолл. В тени человека/Пер. с англ. М., 1974. С. 180.

/38/. Даже интеллект неандертальца, который стоит неизмеримо ближе к человеку, нельзя назвать разумом. "Все, что мы знаем о неандертальцах, - пишет советский этнограф Токарев, - заставляет нас скорее думать, что в своих действиях они руководствовались не сознательными представлениями, а инстинктами" (С. А. Токарев. Ранние формы религии. М., 1964. С. 163). См. также: А.А.Леонтьев. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963. С. 62.

/39/. Е. К. Сепп. История развития нервной системы позвоночных. М., 1959. С. 415.

/40/. Л. В. Крушинский. Элементарная рассудочная деятельность животных и ее роль в эволюции. - В кн.: Философия и теория эволюции. М., 1974. С. 206. О характере сообществ у животных см.: Р. Шовен. От пчелы до гориллы. М., 1965. Автор ее пишет: "Совершенно очевидно, что даже самые примитивные племена во всем стоят бесконечно выше того, что открывается нам во взаимоотношениях бабуинов и макак" (С. 257).

/41/. И. П. Павлов. Полн. собр. трудов. Т. III. С. 568.

/42/. Эта мысль убедительно развита в известной книге немецкого антрополога Г. Клаача (Происхождение и развитие человеческого рода. СПб., 1915). Ярким доказательством того, что умственное развитие не связано фатальным образом с пятипалой конечностью, являются новейшие данные о психологии дельфинов. В частности, дельфин афалина проявил способности, не уступающие способностям обезьян. См.: Д. Лилли. Человек и делъфин/Пер. с англ. М., 1965; А. Г. Томилин. Дельфины служат человеку. М., 1969. С. 221 сл.

/43/. Ч. Дарвин. Происхождение человека и половой отбор. Собр. соч. Т. V. М., 1953. С. 239. Свой взгляд на однородность душевной жизни человека и животного Дарвин изложил в исследовании "Выражение эмоций у человека и животных".

/44/. А. Р. Уоллес. Естественный отбор. СПб., 1878. С. 382 сл. Интересно отметить, что выдающийся отечественный психолог Выготский признает, что "проблема "животное - человек" не может быть полностью и без остатка разрешена с помощью эволюционной теории" (Л. С. Выготский. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 439).

/45/. А. Уоллес. Дарвинизм. М., 1898. С. 730.

/46/. L. С. Eisley. Darwinism today.

/47/. Вл. Соловьев. Оправдание добра. Собр. соч. Т. VIII. С. 198.

/48/. Митр. Филарет (Дроздов). Записки на Книгу Бытия. Ч. 1. 2-е изд. М., 1867. С. 69.

/49/. О цели христианской жизни: Беседа преп. Серафима с Мотовиловым. Серг. Пос.,

1914. С. 11.

/50/. Еп. Феофан. Письма. Т. 1. С. 98. Другой православный богослов писал, что сотворение человека "совершалось постепенно и при участии естественных сил, как и все творение, следовательно, образование (человека) проходило разные формы развития до тех пор, пока не сделалось способным принять дыхание Божие, т. е. стать человеком" (прот. Л. Клитин. История религии. Одесса, 1911. С. 497).

Глава шестая

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Александр Мень - История религии (том 1)

На сайте allrefs.net читайте: "Александр Мень - История религии (том 1)"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТВОРЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, ЧЕЛОВЕК

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

БЫТИЕ И ВЕРА
  Вся культура из храма. Дж. Фрэзер То, что религия и в наши дни оказывается связанной с наиболее значительными духовными движениями современности, лиш

БЫТИЕ И ВЕРА
/1/. То, что христианские идеи дали толчок развитию науки не сразу, объясняется наличием груза языческих пережитков в церковном сознании средневековья. "Развитие науки в современной Европе, -

ПОЗНАНИЕ МИРА
  Последний шаг разума - это признания того, что есть бесконечность вещей, которая его превосходит. Б. Паскаль В одном из рассказов пол

ПОЗНАНИЕ МИРА
/1/. Подобные опыты проводились еще в прошлом веке физиком Гельмгольцем. См.: Г. И. Челпанов. Мозг и душа. М., 1918. С. 147 сл. /2/. Д. Юм. Трактат о человеческой природе. Собр. соч. Т. 1/

НА ПОРОГЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТАЙНЫ
  Самое важное - это то, что невидимо. А. Сент-Экзюпери Итак, мы могли убедиться, что познание мира есть процесс сложный и многогранный, протекающий в

НА ПОРОГЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТАЙНЫ
  /1/. См.: Н. Bergson. Les deux sources de la morale et de la religion. Paris, 1969. P. 101. /2/. W. James. The Varieties of Religion Experience. 1902. Русск, пер.: У. Джейм

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ
  Религиозный опыт имеет абсолютный характер. Он не подлежит спору и дискутированию. Обладающий этим опытом обретает сокровище, кото

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ
/1/. "Реальности Божественного, - говорит русский философ С. Л. Франк, соответствует в нашей душе в плане субъективных переживаний чувство, которое мы называем благоговением и которое есть нер

ТВОРЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, ЧЕЛОВЕК
  Возникновение человека - это не эволюция, а скорее революция. С. Кьеркегор На одном египетском рельефе можно видеть изображение бога

ОБРАЗ И ПОДОБИЕ
  Не тем, Господь, могуч, непостижим Ты пред моим мятущимся сознаньем, Что в звездный день Твой светлый серафим Громадный шар зажег

ОБРАЗ И ПОДОБИЕ
/1/. В. Грегори. Эволюция лица от рыбы до человека/Пер. с англ. М., 1934. С. 66. Аналогичное высказывание можно найти в антирелигиозных статьях о родословной человека ("Наука и жизнь". 19

НООСФЕРА: СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ
  Человек - это Мессия природы. Hoвалис Человек ведет двоякую борьбу: за жизнь и за бессмертие. Н. Бердяев

НООСФЕРА: СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ
/1/. Наиболее древние из найденных останков человека (Homo Sapiens) указывают на существование веры в загробный мир: вместе с умершими клали утварь и оружие. См.: М. M. Герасимов. Люди каменного ве

ПРОГРЕСС И ПАДШИЙ ЧЕЛОВЕК
  Двадцатый век... Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла, Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла. Что ж, челов

ПРОГРЕСС И ПАДШИЙ ЧЕЛОВЕК
/1/. Мы говорим здесь о библейском учении, беря его в целостности от Книги Бытия до Апокалипсиса. Различные его аспекты рассмотрены в гл. IX и в специальном приложении к тому II. /2/. Ch.

ВЕЛИКИЙ РАЗРЫВ
  Высшее, что вообще может быть сделано для всякого существа, - этo сделать его свободным. С. Кьеркегор История религий

ВЕЛИКИЙ РАЗРЫВ
/1/. См.: Дж. Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете/Пер. с англ. М., 1986. С. 29 сл. /2/. См.: Д. Г. Редер. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965. С. 38, 42; М. Э. Матье. Древнеегипетские

Млн иудеев.
Эта таблица не включает политеистов Африки, Америки и Австралии, число которых достигает около 90 млн, а также малые религиозные группы (сикхов, парсов, джайнов, водуистов, мандеев, самарян и др.).

О НАУКЕ И РЕЛИГИИ
  "Религия всегда была и остается теперь врагом науки" - многие у нас со школьной скамьи привыкли к этому утверждению, и оно кажется им не подлежащим сомнению и проверке. Пр

ОШИБКА ИЛИ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ?
  Для всякого беспристрастного человека очевидно, что если бы наука действительно была чем-то несовместимым с религией, то все творцы науки, все выдающиеся ученые должны были бы быть

СОВРЕМЕННАЯ КОСМОГОНИЯ
  "Мир бесконечен во времени и пространстве. Он не имеет пределов и всегда существовал". Такова одна из краеугольных аксиом, с которой современный атеизм выступает против ре

К ВОПРОСУ О МИРОСОЗЕРЦАНИИ ЧАРЛЗА ДАРВИНА
  Роль дарвинизма в умственной борьбе истекших ста лет весьма существенна. Мы уже говорили о том, как соотносятся между собой учения о творении и эволюции (Гл. V). Ниже будет рассмотр

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРЕДОК ЧЕЛОВЕКА
  В свое время Эрнст Геккель - энергичный пропагандист дарвинизма - построил схему эволюции человека, состоящую из 22 стадий. Но постепенно стало выясняться, что почти ни одна из них

КИБЕРНЕТИКА И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
  Кибернетика - одна из самых молодых наук, но в то же время она успела занять важное место среди других отраслей знания. Не только техника, но и биология, и психология, и другие наук

ЦИОЛКОВСКИЙ И АТЕИЗМ
  14 апреля 1928 года калужская газета "Коммуна" опубликовала интервью со знаменитым калужанином К. Э. Циолковским. Из приведенных там слов ученого, якобы сказанных корреспо

ПАРАПСИХОЛОГИЯ И НЕРАЗРУШИМОСТЬ ДУХА
  Парапсихология как научное исследование феноменов, выходящих за рамки обычных явлений сознания и душевной жизни, возникла сто лет назад, когда английский физик Уильям Ф. Баррет сдел

О ТЕЙЯРЕ ДЕ ШАРДЕНЕ
  Годы, которые протекли со дня смерти о. Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955), были наполнены ожесточенными спорами, возникшими вокруг его имени. Книги этого выдающегося ученого, выше

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
Аггеев К., свящ. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни. Киев, 1909 (авт. - правосл. публицист и деятель). Алексеев Н. П. Религия, право и нравственность. Париж: YMCA,

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ, МИСТИКИ. ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ
("Основным" называется раздел богословия, который изучает взаимоотношения религии и культуры, веры и знания.) Августин (Гуляницкий), архиеп. Руководство к основному богословию. М

РЕЛИГИЯ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Антамонов Ю. Г. Размышления об эволюции материи. М., 1970 (авт. - советский ученый). Баллярд Ф. Чудеса неверия/Пер. с англ. СПб., 1910 (авт. - методистск. пастор и богослов). Берг

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ЗНАНИЯ
Алексеев С. А. (Аскольдов). Мысль и действительность. М., 1914. Его же. Гносеология. Пг., 1919. Его же. Основные проблемы теории познания и онтологии. СПб., 1919. Бергсон

МОЗГ И ДУША. ПАРАПСИХОЛОГИЯ И БЕССМЕРТИЕ
Аскольдов С. Сознание как целое. М. 1918. Баррет У. Исследования в области человеческой психики/Пер. с англ. М., 1914 (авт. - физик, основопол. парапсихологии). Бергсон А. Материя

ПРОБЛЕМЫ ЗЛА, СВОБОДЫ И ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА
Аверинцев С. С. Теодицея. - В кн.: Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. А. И. Учение Лейбница о происхождении и сущности зла. - "Вера и Разум". 1905. Ном. 2. Бугров

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
Полный православный богословский энциклопедический словарь Т. 1- 2, СПб., 1912. Православная богословская энциклопедия. Т. 1 - 12 (издание вышло до слова "Константинополь"). СПб.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги