Реферат Курсовая Конспект
Путь к Храму - раздел Религия, Путь К Храму Http://gazeta.mephist.ru/site/lsped07A4 ...
|
Путь к Храму
http://gazeta.mephist.ru/site/LSPED07A4
Андрей Молодкин, Алексей Беляев-Гинтовт «Атомное Православие»*.
Холст, шариковая ручка, 2001 г.
Полный текст ниже
__________
* – На одной из пресс-конференций, ещё в бытность свою Президентом РФ, В. В. Путин сказал: «Православие и ядерный комплекс – две темы, близко связанные между собой, потому что и традиционная конфессия Российской Федерации, и ядерный щит России – те составляющие, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться и сегодня, и в будущем и к тому, и к другому». Но ещё раньше, в 2001 году, художники Алексей Беляев-Гинтовт и Андрей Молодкин придумали термин «Атомное Православие», который был подхвачен журналистами и с тех пор употребляется как эвфемизм современной государственной идеологии России.
Максим Горбунов, выпускник МИФИ
Не все наши читатели помнят о том, как появилась идея строительства храма в МИФИ. Не могли бы Вы рассказать об этом?
– Тут далеко не надо ходить – можно взять первый спецвыпуск «Инженера-физика» за 2005 год и почитать, там всё подробно описано.
Тем не менее, остаётся много вопросов. Речь шла о том, что это – инициатива Совета ветеранов, ректората и инициативной группы (хор МИФИ, «Инженер-физик» и др.), правильно?
– Я бы не сказал, что это была инициатива ректората. То, что это, в первую очередь, была инициатива Совета ветеранов – да. Потом этот вопрос вынесли на обсуждение Учёного совета. Была полемика. Отношение сотрудников неоднозначное: есть группа «за», есть группа «резко против», а есть сомневающиеся. Каков расклад на сегодняшний день – я не могу сказать.
В августе 2004 года ректор направил Святейшему Патриарху Алексию II письмо с просьбой благословить строительство храма на территории МИФИ. Это письмо появилось только после того, как вопрос был обсуждён на Учёном совете. Я не нашёл протокола заседания Совета, но я там был, следил за полемикой и хорошо помню, что решения о том, что строить храм нельзя, вынесено не было.
Ходит множество самых разнообразных слухов. В частности, о финансировании. С самого начала говорили, что храм будет создаваться на средства от добровольных пожертвований.
– Всё правильно, так и есть.
Ранее был открыт счёт, на который можно было начислять средства, а сейчас речь идёт уже о новом фонде, новом счёте и т.д.
– Да, счёт был открыт, но деньги туда не посыпались. Психология мифиста такова, что если счёт не при МИФИ, то туда посылать деньги не хотят. Раньше счёт был при храме в Царицыне. За 4 года было перечислено всего 20 тыс. руб., на эти деньги о. Александр закупил литературу.
Сейчас пришли строители от наших спонсоров (т. е. не мы деньги платим, но всё происходит под нашим контролем), эти строители и выполняют работы.
А спонсоров можете назвать? Может быть, не физических лиц (сложно всех поимённо назвать), но какие-то фирмы, предприятия?..
– Пока не могу. По этому вопросу можно обратиться к сыну нашего бывшего ректора В. Г. Кириллова-Угрюмова Михаилу Викторовичу.
А фондом сейчас руководит он?
– Нет, фондом сейчас никто не руководит, т. к. сейчас фонда нет. Его надо ещё создать, зарегистрировать. Работы проводятся на «карманные» деньги, но не наши, а спонсоров. МИФИ туда ни копейки не вкладывает. При этом всё идёт под нашим контролем, чтобы строители ничего не нарушили.
Появилась информация, что в МИФИ создана Православная община, и что эта община проводила молебны на военной кафедре, а теперь они утверждают, что являются инициаторами начала работ по строительству, приглашают сюда священников (в частности, о. Максима Первозванского). Что это за православная община?
– Откуда это всё появилось, понятия не имею. Единственный, кого я лично приглашал, – это о. Владимир Стасюк (клирик храмов Николо-Перервинского монастыря – прим. ред.), который прочитал здесь несколько достаточно интересных лекций на тему Православия. То, что о. Александр проводил каждый вторник на военной кафедре, – я там не присутствовал ни разу, не знаю, какие там были молебны и кто туда ходил. Я к этому отношения не имел и не имею – скорее всего, об этом знает главный редактор «Инженера-Физика» С. С. Николаева. Никакой общины в МИФИ нет, никто её не создавал, просто есть люди, которые готовы оказать помощь в строительстве храма.
Кстати, недавно мы получили пожертвования от итальянцев, они нам подарили 180 кв. метров напольной плитки для храма, сейчас ее доставляют к нам.
Я бы хотел всё же вернуться к вопросу об общине: создаётся впечатление, что производятся какие-то несогласованные действия. Светлана Сергеевна организует что-то от своего имени, Вы – от своего… Можете сказать, кто является руководителем рабочей группы?
– Руководителем рабочей группы являюсь я. Все работы по строительству согласуются с о. Александром и о. Олегом. Что касается всякого рода общин – я о них ничего не знаю.
Другой вопрос – как это соотносится с Уставом МИФИ. Существующая ситуация, как кажется, противоречит пункту, запрещающему создание политических и религиозных организаций и соответствующую пропаганду.
– Да, есть Устав. Но на сегодняшний день более чем в 70 вузах нашей страны созданы и действуют храмы, даже создана Ассоциация домовых храмов при вузах. Так вот, храм строится не в МИФИ, а при МИФИ. «В» и «при» – это разные вещи. И все эти храмы и часовни созданы при вузах. И нигде, ни в каком законе не сказано, что при вузах строить нельзя. У меня есть статья юристов из МГУ, где разъясняется действующее законодательство по этому вопросу. Закон об образовании не является главным – главной является Конституция, утверждающая свободу слова и свободу вероисповедания. Мы пропагандой не занимаемся: пропаганда религии, как и любой другой идеологии, запрещена Уставом.
Но интересно, что сегодня при некоторых учебных заведениях созданы даже кафедры теологии. У нас такого нет – может быть, когда-то и появится, может быть, будет факультатив… На сегодняшний день это вопрос открытый, нужно советоваться с коллективом.
То есть этот вопрос стоит на повестке дня?
– Нет, он не стоит. Он, так сказать, бродит в умах некоторых лиц. Мол, почему бы не создать. С одной стороны, это дополнительная нагрузка на студента, с другой – это вещь добровольная: хочешь – ходи, не хочешь – не ходи.
Тут вопрос скорее не о повышенной нагрузке, а о том, что будет излагаться точка зрения определённой религии, а у нас ведь есть и атеисты, и представители многочисленных религиозных конфессий.
– Кто кого заставляет идти и слушать? Если захотят изучать историю других религий, и если таких желающих в МИФИ наберётся много (больше 2-3 тыс. человек), то придётся задуматься и над этим вопросом. Но я знаю, что Русь не нами была признана православной, крещение 1000 лет назад было – это наша история, история России.
Это так, но даже Русская Православная Церковь признаёт, что воцерковлённых людей у нас не так много. Есть верующие люди, которых, по результатам опросов, большинство, а есть воцерковлённые.
– А кого Вы называете воцерковлённым?
Тех, кто, по крайней мере, знаком с основными положениями данной религии и разделяет их.
– А я считаю по-другому. Тот, кто крещён (неважно в каком возрасте), уже воцерковлён: он другую религию не принимал. И немало в истории случаев, когда в тяжёлую годину люди шли именно в церковь.
Тогда я не могу не задать другой вопрос. Не очень давно патриарх Кирилл сказал, что Великая Отечественная война была карой Божьей за поругание Церквей и т.д. Как Вы это можете прокомментировать?
– Я этого не слышал, не читал, поэтому не могу ничего говорить. Но ведь в итоге-то пострадали не только мы, но и Германия, другие страны – у них тоже религия, а Бог-то один…
– В том-то и дело. Священниками проводятся беседы со студентами, но священники – тоже люди, они могут ошибаться…
– Что значит – ошибаться? Есть Священное Писание. Хотите сказать, что они будут что-то от себя говорить?
Да, они смогут интерпретировать по-своему, добавлять своё мнение и т.д. Никто ведь этого проконтролировать не сможет.
– Это ведь вера, которая основана на 10-ти Заповедях. И если кто-то пытается что-то добавить в эти заповеди, или пытается интерпретировать по-своему, или навязать (это секты разного рода), то такие вещи надо пресекать. Потому что люди начинают погибать, разрушаются семьи – таких случаев немало. Но кто идёт в храм, ни разу не покончил с собой – таких случаев не было.
Я сейчас больше не о сектах говорю, а о таком явлении как искажение истории.
– А вот с искажением истории надо бороться! С этим я согласен. Я думаю, что если здесь будет Православие, то никто другой с такими воззрениями сюда не придёт.
А если это искажение пойдёт от Православия? Я упомянул патриарха Кирилла, а есть такой священник Даниил Сысоев (храм на Кантемировской), автор многих книг. И он довольно резко отзывался на тему Великой Отечественной («кара Божья», Сталин и т.д.).
– Живущие ныне и пытающиеся что-то опорочить, берут на себя такую смелость – это люди, прямо скажем, недалёкие. Кто бы это ни был: учёный или богослов. Браться за то, что тебе неподъёмно, – не стоит. Нужно просто хорошо знать всю историю, и историю России, в первую очередь.
Когда в умах брожение, а тут появляется справа или слева человек, который говорит «ты не туда идёшь, надо вот туда», в итоге всё разваливается. А теперь всё собирать приходится по камешкам – и не одно поколение ещё будет собирать. Отсюда экстремизм, и терроризм, и сектантство.
А если сейчас будет коллективное обращение «против», то это ничего не изменит, процесс-то запущен?
– Я на 100% уверен, что молодёжь сейчас больше обращена к православию. Почему у нас молодёжь в храм не ходит? Потому что стеснительная. К храму разные провокаторы подходят… Молодёжь этим экстремизмом запугана, сектантами… Церковь запретила на улицах продавать литературу, деньги собирать и т.д. но ведь продают и даже навязывают! А кто с этим должен бороться?
Я считаю, что государство. Но оно не борется.
– Ну почему же не борется… Просто проблема ещё в том, что мы не знаем, как бороться. Запретом проблему не решишь. Любой запрет вызывает протест – а это на руку экстремистам.
А если храм будет создан, будет работать, а пожертвования прекратятся?
– Значит, всё закончится. Помещение будет переориентировано на другие цели.
– Конец работы –
Используемые теги: путь, Храму0.055
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Путь к Храму
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов