рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

ИСТОРИЯ ВОПРОСА - раздел Религия, Путь к Храму За Более Чем 65-Летнюю Историю Наш Институт Стал Важным Научным И Образовател...

За более чем 65-летнюю историю наш институт стал важным научным и образовательным центром, ведущим передовые исследования и ежегодно выпускающим первоклассных специалистов. МИФИ вместе со страной пережил слом прежней системы и сейчас активно участвует в построении новой. В нашей Alma Mater всегда понимали, что высшее техническое образование – это не только глубокие знания по предметам физико-математического профиля и техническим специальностям: качественное образование подразумевает формирование личности. Сейчас, следуя тенденциям нашего общества, многие мифисты считают необходимым введение в систему образования духовно-нравственного начала. Прежде всего, имеется в виду приобщение к традициям Православия.

В настоящее время в цокольном этаже главного корпуса ведутся работы по созданию домового храма при МИФИ. История вопроса уходит в сложные «переходные» 90-е годы. Идея строительства храма в МИФИ долго оставалась только идеей, но в 2005-м году из специального выпуска «Инженера-физика» мифисты узнали о том, что эта идея поддержана советом ветеранов, ректоратом, объединённым профсоюзным комитетом (ОПК) и рядом других организаций нашего института. Причём ещё осенью 2004 года ректор Б.Н. Оныкий направил письмо к Патриарху Алексию II с просьбой благословить это начинание и назначить настоятеля. Главными аргументами в пользу строительства являлись необходимость почтить память ушедших из жизни мифистов, создать базу для духовно-нравственного воспитания молодёжи и защитить студентов от влияния различных сект.

Для многих студентов и преподавателей такой поворот событий оказался неожиданным. В июне 2005 г. года вышел второй спецвыпуск «Инженера-физика», в котором были высказаны сомнения относительно необходимости строительства храма и вообще правильности принятого решения. В частности, С.А. Курнаев в статье «Требуются чёткие ответы» сформулировал ряд вопросов к инициаторам строительства и администрации института. Одним из главных аргументов противников строительства является неприемлемость нахождения любых религиозных объединений в институте и проведения религиозной пропаганды (причём это прямо запрещает действующий Устав института). К сожалению, ни на один из этих вопросов ответов дано не было.

Тем не менее, был создан сайт, рассказывающий о мероприятиях, связанных с храмом в МИФИ, а также в «Инженере-физике» периодически появлялись статьи в поддержку этой идеи. Храм в МИФИ создан не был, однако на военной кафедре еженедельно проводились молебны, приглашались священники для бесед со студентами.

А в июне 2009 года в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре (ПЦДРДМ) состоялся круглый стол на тему: «Духовно-нравственное просвещение молодежи. Формы церковной работы в высшей школе», в котором приняли участие священнослужители, представители вузов и общественных организаций и студенты. Были на этом круглом столе и «представители» МИФИ (в кавычках, потому что никто этих людей представлять МИФИ, по-видимому, не уполномочивал. К тому же, эти господа почему-то постеснялись назвать свои фамилии). На сайте «Ежедневного журнала» ej.ru можно найти слова неких Константина и Александра. Первый назван аспирантом МИФИ, второй – выпускником, кандидатом физ.-мат. наук. Цитата: «Построить храм – это была инициатива всей нашей православной общины, и руководство и студенты писали письмо патриарху и просили благословения на строительство. К счастью, наш новый ректор человек православный и воцерковлённый, с ним легко удалось найти общий язык. На богослужения, наверное, будет приходить не так много народу, воцерковленных у нас в вузе примерно столько же, сколько во всей России, несколько процентов, но на евангельские кружки и лекции людей будет приходить больше».

Константин, в свою очередь, утверждает следующее: «Мы… организовали одну лекцию о семье и браке, пригласили священника Максима Первозванского, еще была лекция отца Владимира Стасюка о роли православия в современном мире… В следующем году мы хотим организовать дискуссионную группу и, может быть, евангельский кружок, который будет регулярно собираться».
Возникают закономерные вопросы: так кто же и для чего создаёт храм в МИФИ? Почему не учтены мнения большого количества заслуженных мифистов? Откуда взялась православная община, как она вообще могла появиться в вузе? Является ли создание храма лишь первым шагом, какие шаги будут предприняты после?

Но – обо всём по порядку…


КРУГОВАЯ ОБОРОНА

Почему-то принято считать, что человек, поступивший в институт, уже достиг необходимого уровня зрелости и сам может решать, как и зачем жить, кому и во что верить. Так считает большинство молодых людей. К сожалению, практика показывает, что это заблуждение, и этим заблуждением часто пользуются «ловцы душ человеческих», предлагая ещё не окрепшим умам готовые «фундаментальные» решения практически по всем жизненно важным вопросам. За молодёжь, особенно за умную молодёжь, ведётся настоящая война. МИФИ в этом смысле – не просто храм науки, но цитадель, которую постоянно штурмуют различные организации «религиозно-философского» толка. Причём нельзя сказать, что попытки проникнуть внутрь оказываются безуспешными. Так, весной 1992 года Сёко Асахара, лидер печально известной после теракта в токийском метро секты «Аум Сенрикё», вместе с тремястами послушниками был в Москве и проводил встречи со студентами московских вузов. Встречи проходили совершенно открыто и легально, более того, на них присутствовали такие известные люди как академик Басов, ректоры МГУ Садовничий, МГИМО Степанов, МИРЭА Евтихеев, МИФИ Шальнов. МИФИ даже получил от секты компьютерный класс. Свидетели тех событий сейчас вспоминают об этом с содроганием – а ведь тогда это казалось чуть ли не благом.

Питер Брейгель Старший, «Притча о слепых», 1568. Картина полна скрытого символизма. Так, чётки и крест на груди предпоследнего слепого символизируют католическую церковь. Но они не спасут его от падения в канаву. Широкополая шляпа, посох и дорожная сума — непременные атрибуты паломника, отправляющегося на поклонение в святые места. Церковь обозначает собой путь к спасению, однако слепцы не видят этого пути, направляясь в грязную канаву. Лютня – еще одна точная реалистическая деталь. Игрой на ней нищие часто зарабатывали себе медяки на пропитание. Но все детали у Брейгеля – двухслойные (если не многослойные). В данном случае лютня, помимо своего прямого значения, является и очевидным для современников знаком лютеранства.

 

И поныне за оградой МИФИ студентов ждут адепты различных религиозных направлений. На Каширском шоссе обосновались такие секты как «Московская Церковь Христа» (российское отделение «Церкви Христа», зародившейся, что характерно, в «студенческом» городе Бостоне, штат Массачусетс, США), «Свидетели Иеговы» и многие другие. Да и внутри МИФИ легко найти с виду вполне безобидную газету «Новая Форточка», которую выпускает организация «Новый Акрополь», пока официально не признанная сектой (к «Аум Сенрикё» тоже в своё время относились нейтрально), однако имеющая все характерные признаки.

Что можно противопоставить сектам? Как защитить студентов от этой угрозы? Прежде всего, предлагается прививать молодым людям традиции Православия.


АТОМНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

Ясно, что создание храмов при вузах – больше, чем просто инициатива «православных энтузиастов». Ещё в бытность свою Президентом РФ на одной из пресс-конференций В.В. Путин сказал: «Православие и ядерный комплекс – две темы, близко связанные между собой, потому что и традиционная конфессия Российской Федерации, и ядерный щит России – те составляющие, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться и сегодня, и в будущем и к тому, и к другому». Но ещё раньше, в 2001 году, художники Алексей Беляев-Гинтовт и Андрей Молодкин придумали термин «Атомное Православие», который был подхвачен журналистами и с тех пор употребляется как эвфемизм современной государственной идеологии России.

Андрей Молодкин, Алексей Беляев-Гинтовт «Атомное Православие». Холст, шариковая ручка, 2001 г.

 

Нельзя отрицать положительной роли РПЦ в деле борьбы с сектами, в вопросах укрепления нравственности. Но может ли Православие (в лице Русской Православной Церкви) дать столь необходимый фундамент для развития нашей страны в целом и для индивидуального развития каждого гражданина? Может ли Православие стать объединяющей нацию системой отсчёта? На эти вопросы сложно дать однозначный ответ: если абстрагироваться от монархических, большевистских и современных исторических мифов, в российской истории можно найти немало примеров, когда роль Церкви была если не деструктивной, то, как минимум, не соответствующей задачам объединения и развития. Да и сейчас от православных священников разного ранга можно услышать, мягко говоря, неоднозначные заявления.

Например, по мнению Патриарха Кирилла, Великую Отечественную войну следует трактовать как Божье наказание «за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью».

Активный миссионер, автор многочисленных книг, один из руководителей общины храма пророка Даниила на Кантемировской иерей Даниил Сысоев выражается ещё более резко: «Все небесные существа были в восторге, когда Бог воздает злодеям за их злодейства. И в истории СССР это видно необычайно сильно. Именно в день русских святых началась война, когда Бог воздавал кару гонителям, мучителям, богохульникам и злодеям».

Представьте себе: совсем рядом с МИФИ ведёт активную деятельность православный священник, который считает, что «…научное познание очень немощное и, конечно, принципиально не способное дать непротиворечивую научную картину мира, объективно отражающую реальность» (статья «Наука как форма религиозного мышления и её взаимоотношение с откровением Бога» // Божественное откровение и современная наука: альма-нах. Вып.2. - М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2005. - С.202-206. Статья написана на основе материалов авторского доклада, сделанного в Институте Европы РАН.), «с точки зрения христианства изначально наука должна была действовать только в своих узких рамках, и, если она хочет нормально существовать в рамках христианской цивилизации, она должна быть служанкой богословия. Это ее старое место, с которого она просто взбунтовалась и сбежала, но ни к чему хорошему это не привело» (Там же).

Наверное, после исторического объединения с «зарубежной» Церковью, открыто поддержавшей вторжение гитлеровских войск в СССР, иного было бы сложно ожидать. Однако интересно было бы узнать мнение об этом ветеранов Великой Отечественной войны, которые посчитали правильным, вопреки мнению многих мифистов, создать на территории института православный храм. Но, к сожалению, мы уже никогда не узнаем мнения убеждённого сталиниста В.Г. Кириллова-Угрюмова, коммуниста П.Т. Дыбова и многих других…

При этом и в рядах РПЦ нет единства. Например, протоиерей Владимир Петров (к слову, из Эстонии) ещё в 2007-м году писал: «Переписывают историю, подлецы!.. Но кто же первый начал переписывать историю нашей страны, нашей Родины? Кто же начал? Мы, братья и сестры. Мы, православные. Мы отреклись от советского прошлого и про-кляли его. И проклинаем в каждой проповеди, в каждой статье. Мы оскорбительно на-звали это время «временем небывалых гонений». Но все же подло решили приписать себе все хорошее, что было тогда, например, Победу в Великой Отечественной войне…».

Так за кем идти?..

«Рядом» с Церковью находятся, в частности, такие организации как «Союз Православных Хоругвеносцев», «Свято-Сергиевский Союз Русского Народа» и «Союз Православных Братств». Цели этих организаций выражены в словах одного из лидеров этих «Союзов» Леонида Симоновича-Никшича, которого, между прочим, ещё Патриарх Алексий II наградил орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского третьей степени: «Мы объявляем о создании современной настоящей священной инквизиции… Мы пока не можем, к сожалению, сжигать в открытую еретиков, но будем сжигать книги и кассеты с современной альбигойской ересью». Недаром проведено сравнение именно с альбигойской ересью: крестовый поход против этой ереси в 1209 году проходил под лозунгом «убивайте всех подряд, ибо потом Господь отличит агнцев своих». Кто может гарантировать, что вместе с «Атомным Православием» мы не получим новых Илиодоров Труфановых?


ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Долгое время информация о храме была исключительно на уровне слухов. Однако сравнительно недавно была организована рабочая группа по созданию домового храма в МИФИ под руководством советника ректора Н. С. Погожина. К нему мы и обратились с просьбой дать официальную информацию, как говорится, из первых рук. Николай Семёнович откликнулся на нашу просьбу, и в результате произошёл интересный разговор, который мы приводим ниже.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Путь к Храму

На сайте allrefs.net читайте: "Путь к Храму"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Атомное православие в ядерном университете
http://maxgorbunov.livejournal.com/37655.html 1 сентября сего года вышел очер

То есть Учёный совет не сказал ни «да», ни «нет»?
– Понимаете, ректор (Б. Н. Оныкий – прим. ред.) не смог бы без согласия Учёного совета написать обращение к Патриарху. Вряд ли он осмелился бы взять на себя такую ответственность. То, что Б

Появилась информация о том, что для проведения работ в цокольном этаже главного корпуса привлекались ребята с военной кафедры.
– С военной кафедры никто не привлекался, если он не был добровольцем. Вы можете назвать конкретные фамилии? – Я не буду называть конкретных фамилий, вопрос заключается в том, что е

Было два спецвыпуска «Инженера-Физика», посвящённых созданию храма в МИФИ. Во втором спецвыпуске в основном были негативные отзывы.
– От ветеранов не было, кстати, ни одного негативного отзыва. Были негативные отзыва от других мифистов – в том числе от одного из малолетних узников концлагеря (профессора 5-й кафедры В. И. Наумов

В «Инженере-физике» в статье «Не вызывает у меня понимания» Е. В. Смирнова предложила восстановить музей истории МИФИ. Какова сейчас ситуация?
– На сегодняшний день подыскивается помещение. Музей как был, так и есть, он функционирует. Будет новый директор, насколько мне известно. Ориентировочно в 2012-м году из профилактория музей будет п

А вот насчёт открытых лекций: действительно много интересующихся или сгоняют?
– В основном, сгоняют, ясное дело. Но большинство настроено «пофигистично» и не «заморачивается» на эту тему. Слова Алексея наводят на мысль о том, что безразличие является, возможно, главн

Комментарии к выступлению митр. Илариона в связи с открытием в МИФИ кафедры теологии
http://nnm.ru/blogs/rus001/kommentarii-k-vystupleniyu-mitr-ilariona-v-svyazi-s-otkrytiem-v-mifi-kafedry-teologii/#cut

АДМИНИСТРАЦИЯ НИЯУ МИФИ
Здесь всё относительно просто. Администрация продолжает тот курс на внедрение религии в учебно-воспитательный процесс, который она взяла с приходом нынешнего ректора М.Н. Стриханова. Вряд ли ошибус

ПОЧЕМУ В СВЕТСКОМ РОССИЙСКОМ ВУЗЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ТЕОЛОГИИ
Если коротко: задачи, которые, по задумке РПЦ и правительства, должна решать теология как учебная дисциплина, могут быть решены в рамках имеющихся дисциплин. Например, задачу ликвидации религиозной

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги