Транссексуализм

В начале 90-х годов отечественные специалисты вполне однозначно определяли транссексуализм как "половое извращение, ощущение принадлежности к противоположному полу" [ 36 ], или как "наиболее резко выраженную ядерную группу врожденного гомосексуализма" [ 37 ]. Эти определения соответствовали 9-му Пересмотру Международной классификации болезней 1975 года, в котором транссексуализм, наряду с гомосексуализмом, был отнесен к разделу "Половые извращения и нарушения".
Во Введении к 10-му Пересмотру справедливо фиксируется, что в XX веке произошли существенные изменения в структуре патологии населения. Однако существенные изменения происходят и в понимании самой патологии. В 10-м Пересмотре четко дифференцируются "расстройства полового предпочтения" от "расстройств половой идентификации". К этим расстройствам и отнесен транссексуализм. Он определяется как "желание жить и быть принятым в качестве лица противоположного пола, обычно сочетающееся с чувством неадекватности или дискомфорта от своего анатомического пола и желанием получать гормональное и хирургическое лечение с целью сделать свое тело как можно более соответствующим избранному полу" [ 38 ].
Среди факторов негативно-настороженного общественного отношения к транссексуалам ведущее место занимает восприятие транссексуализма как явления, близкого к тому, что принято называть "сексуальным извращением", т.е. недостаточно четкое различение собственно транссексуализма от гомосексуализма, гермафродизма, бисексуальности. Между перечисленными состояниями существует как связь, так и отличия. Гермафродизм - характеристика организма с признаками анатомо-физиологической двуполости, бисексуальность - характеристика личности с двуполой направленностью сексуальных влечений. Транссексуализм - это эмоционально-психическая характеристика личности, отрицающей свой биологический пол. В последние годы среди специалистов преобладает мнение, что к сексуальной извращенности это состояние меньше всего имеет отношение. Они считают, что ощущение себя "другим" возникает в детском возрасте, и, как правило, сопровождает становление сознания и самосознания. Транссексуал стремится к "восстановлению" пола хирургическим путем, в отличии, например, от гомосексуала, который, как правило, не допускает этой идеи.
Стремление транссексуала привести строение своего тела в соответствие с психическим чувством половой принадлежности, т.е. желание получить хирургическое лечение, находит удовлетворение в современной медицинской практике. Транссексуальная хирургия - одно из новых ее направлений, которое стало отражением реальных изменений в морально-мировоззренческом и правовом сознании европейского человека. Медицинские разработки этого направления явились как бы медицинским средством обеспечения этих изменений, средством обслуживания прав пациента, в частности прав на изменение пола.
Впервые операция по "коррекции пола" была произведена в 1951 году в Дании. В настоящее время и на Западе и в России производство подобных операций поставлено на поток. Например, по свидетельству доктора А.С.Акопяна, директора Центра репродукции человека, за последние пять лет в Центре было произведено около 200 подобных операций. Это число свидетельствует о том, что транссексуалы - немногочисленная группа пациентов. По статистике 1 из 100 000 человек обнаруживает признаки транссексуализма. Но несмотря на количественную незначительность, степень эмоционального воздействия явления транссексуализма на общественное сознание, по крайней мере об этом говорит современная пресса, весьма высока. С чем это связано?
Сам термин "транссексуализм" был введен в 1954 году Г.Беньямином. Возникает вопрос: является ли это состояние принципиально новым, т.е. примером современных изменений в структуре патологии населения, или это явление уже было известно культуре? Исследования показывают, что не только было известно, но и много раз описано. В.В.Розанов называл это явление "физической содомией" и рассматривал ее как физиологическое основание различных видов религиозной экзальтации, встречающихся и в язычестве и в таких религиозных сектах, как хлыстовство, скопчество. Например, известен термин сектантов-скопцов - "чистота", который означал "отсечение удов срамных" и являлся главным признаком принадлежности к секте.
Приводя различные факты, собранные доктором А.Форелем в его книге "Половой вопрос"(СПб, 1909), В.В.Розанов описывает такой типичный случай. Пациент признается: "За последние годы я ни на минуту не переставал чувствовать себя женщиной... Брак наш (пациент был женат), за исключением минут совокупления, производит такое впечатление, будто совместно живут две женщины, из которой одна маскируется мужчиной... Все это ужасно тяготит и уже лучше быть или сделаться бессильным..." Комментируя это свидетельство, В.В.Розанов пишет:" Какое поразительное признание, до конца и глубоко объясняющее религиозное оскопление" [ 39 ].
Не без оснований можно утверждать, что в древних культурах именно транссексуализм в значительной степени определял возникновение ряда религиозно-мистических культов, таких, например, как поклонение Молоху, "жрецы" которого культивировали обряд кастрации. Этот обряд вполне можно объяснить как свидетельство "неодолимого физиологического и психического отвращения" к собственному полу, и само оскопление как "торжество" освобождения от него. В.В. Розанов, ссылаясь на древние источники, упоминает обычай, преследуемый Моисеем, по которому "мужчины одевались в платья женщин, и наоборот. Юноши как бы обращались в девушек, после посвящения их божеству, т.е. после того, как они лишались детородных органов" [ 40 ].
В Библии можно прочесть; "У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне" (Втор. 23, 1). Библейская традиция веками вырабатывала устойчиво-отрицательное отношение к "страдальцам пола" в противоположность языческой культуре. "Исключительность", получавшая в язычестве религиозную окраску, в христианской культуре приобретала форму социально-морального изгойства. Эта традиция заложила архетип отрицательного морально-эмоционального отношения, которое сегодня оборачивается проблемой социальной адаптации транссексуалов.
Современная Православная Церковь не располагает официальными документами, фиксирующими ее отношение к обсуждаемому вопросу. Современное решение этого вопроса Православной Церковью может дать с течением времени только сама Церковь. В меру же доступного понимания, этот вопрос в контексте современной православной культуры может быть поставлен так. Медицинская помощь транссексуалам должна оказываться как средство лечения патологии половой идентификации, но не как средство поддержания сексопатологических (трансвестизм, феминизированный гомосексуализм) и сектантско-религиозных ориентаций.


 

Библиография

   
1. Имелинский К. Сексология и сексопатология. М. 1986, с. 11.  
2. Сексопатология. Справочник под ред. проф. Васильченко Г.С. М. Медицина, 1990, с.8.  
3. Имелинский К. Сексология и сексопатология., с. 265.  
4. Имелинский К. Сексология и сексопатология. М. 1986, с. 156.  
5. Там же, с. 14.  
6. Буртянский Д.Л., Кришталь В.В., Смирнов Г.В. Медицинская сексология. Саратов, 1990, с. 4.  
7. Рыклин М. "Мишель Фуко: сексуальность и власть" - "Логос", № 5, 1994, с. 203.  
8. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М. Наука. 1989, с. 12.  
9. Блох И. История проституции. СПБ. 1994, с. 256-258.  
10. Там же.  
11. Цит. по: Миллер Г. Половая жизнь человечества. СПБ. 1909, с. 130.  
12. Цит. по: Бычков В.В. Эстетика поздней античности. II-III вв. М. Наука. 1981, с. 77.  
13. Честертон Г.К. Франциск Ассизский. - "Вопросы философии", № 1, 1989, с. 87-88.  
14. Миллер Г. Половая жизнь человечества. СПБ. 1909, с. 271.  
15. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М. 1991, с. 247.  
16. Исаев Д.Д. Гомосексуализм в Древней Греции. - "Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева", № 4, 1992, с. 149.  
17. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М. Наука. 1989, с. 216.  
18. Фрейд 3. Там же, с. 217.  
19. Фрейд 3. Там же, с. 203.  
20. Имелинский К. Сексопатология и сексология. М.1986, с. 265.  
21. Там же, с. 281.  
22. Там же, с. 278.  
23. Там же, с. 293.  
24. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. Киев 1995, с. 10.  
25. Франк В. Человек в поисках смысла. М. 1990, с. 55.  
26. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции, с. 3.  
27. Качаев А.К., Пономарев Г.Н. Возрастная динамика и условия формирования мужского гомосексуализма. - "Ж-л неврологии и психиатрии", 1988, т. 88, вып. 12, с. 79.  
28. Цит.по:Свядощ А.М. Женская сексопатология. М. 1991, с. 96.  
29. Исаев Д.Д. Гомосексуализм в Древней Греции. - "Обозрение психиатрии мед.психологии им. В.М. Бехтерева". СПБ, № 66, 1992, с. 149-150.  
30. Например, известно, что немецкий психиатр Ганс Гизе ( 1920-1970), утверждавший в своей книге о мужском гомосексуализме: "Гомосексуализм не является сексуальным извращением, а лишь анамалией по отношению к нормативным требованиям человеческого существования", сам страдал этим недугом.  
31. Платон. Законы. Соч., т.3, ч.2. М. 1972, с. 318-321.  
32. Деревянко И.М. Гомосексуализм. Причины и лечение. Ставрополь. 1990, с. 4.  
33. Свядощ А.М. Женская сексопатология. М. 1991, с. 91.  
34. Зеньковский В. На пороге зрелости. М. 1991, с. 45-46.  
35. Харакас С. Православие и биоэтика. - "Человек", № 2, 1994, с. 97.  
36. Тимошенко Н., Афонин В. Популярная сексология. Томск. 1990, с. 172.  
37. Свядощ А.М. Женская сексопатология. М. 1991, с.92.  
38. Международная классификация болезней (10-й Пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. СПБ. 1994, с. 212.  
39. Розанов В.В. Люди лунного света. М. 1990, с. 168-169.  
40. Там же, с.6-7.  

 

 

Глава 5