рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Молитва домашняя. Молитва церковная (общественная). Христианские праздники и посты.

Молитва домашняя. Молитва церковная (общественная). Христианские праздники и посты. - Конспект, раздел Религия, Конспект по нравственному богословию МЫ Уже Знаем О Том, Как Важна Молитва Для Христианина - Для ...

Мы уже знаем о том, как важна молитва для христианина - для его духовной жизни. Теперь пред нами стоит вопрос: как же нам нужно молиться? В христианском быту пред нами резко различаются два вида молитвы: молитва частная, домашняя, и молитва церковная, общественная. У той и у другой есть свои характерные черты и особенности.

Когда мы читаем Евангельские наставления Самого Господа о молитве, то видим, что Он, несомненно, вел там речь о молитве первого рода. "Когда ты молишься, войдя в клеть (комнату, сердце) твою и затворив дверь твою, молись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мат. 6:6) И конечно, основным и изначальным видом молитвы должна Быть у нас именно, молитва домашняя, частная. Молитва - дело глубоко интимное, сердечное. Всякий, кто искренно искал молитвы сердечной и умиленной, хорошо знает, насколько легко и естественно молиться наедине, в тишине и спокойствии. И наоборот - Господь нарочито предостерегает нас от молитвы на показ - лицемерной, совершаемой для получения похвалы от людей. Получая эту похвалу, лицемеры "получали награду свою," по слову Господа. И конечно, молитва на виду - дело иногда очень нелегкое и щекотливое, и требуется в этом случае большая привычка к сосредоточенности и углубленности в молитве, чтобы она была проста и искренна, а не совершалась напоказ...

Христианин, молясь Богу, должен непременно вдумываться в слова молитв, читаемых им, и сосредоточивать свою мысль на содержании молитвы. Всякий знает, как много и трудно тут бывает бороться с напором посторонних мыслей и образов, назойливо осаждающих молящегося человека. Это бывает и от личной нашей рассеянности, и от непосредственного воздействия злой, диавольской силы. Долг христианина - все силы прилагать к тому, чтобы настойчиво отбрасывать в молитве все эти посторонние, иногда и нечистые, мучительно-неприятные для него мысли - и молиться сосредоточенно и благоговейно. При этом не следует забывать того, что усиленный напор мыслей и образов, особенно скверных или богохульных - прямо исходит от диавола, и если христианин этим мыслям сопротивляется, он получает для своей души пользу, а не вред.

Обычно мы молимся церковными молитвами, с детства знакомыми нам. Это необходимо, ибо вводит нас в ту молитвенную атмосферу, которою дышит церковь. Но здесь нужно бояться того, чтобы постоянное чтение одних и тех же молитв не перешло в их автоматическое повторение, совершаемое механически, без внимания и углубления в смысл и содержание слов молитвы. А потому здесь от христианина требуется полное благоговение и сосредоточенность внимания, чтобы он именно молился беседовал с Богом, а не скользил верхушками внимания по хорошо знакомым словам.

По согласным свидетельствам подвижников молитвы (Феофана Затворника, о. Иоанна Кронштадтского и др.), кроме обязательного чтения церковных молитв, христианину полезно добавлять к ним молитву своими словами - о собственных нуждах и о нуждах своих близких. Часто христианин не может выразить своих чувств и переживаний в словах молитв церковных (из коих многие ему ведь и неизвестны), и вот тут-то вполне уместна живая, искренняя молитва своими словами - с исповеданием своих повседневных грехов, и с добрыми обетами и обещаниями Богу исправиться и бороться с собой. И такая молитва, конечно, уже не будет молитвой формальной и сухой, ибо она будет исходить из глубины человеческой души.

Только тот, кто приучает себя к проникновенной и постоянной домашней молитве, может по-настоящему и участвовать в церковно-общественной молитве. А участие в ней - долг каждого христианина. О такой молитве Сам Господь говорил: "где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди их." Вселенский святитель и великий учитель молитвы Иоанн Златоуст говорит: "Можно, конечно, молиться и дома: но ты не можешь здесь молиться так, как молишься в Церкви, где собрано столько лиц. где возносится Богу единодушный глас. Ты не скоро будешь услышан, молясь Господу один, как молясь вместе с братьями своими, ибо здесь есть нечто большее: единомыслие, союз любви, молитвы священников. Во время общественной молитвы не только люди возносят гласы свои, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся..." Таким образом, молитва церковная имеет по преимуществу священный характер. И такою делает ее та благодать Святого Духа, которая, как мы знаем, устрояет нашу духовную жизнь, содействуя нашим личным духовным усилиям. В Церкви служит священник: он не потому священник, что получил духовное образование, или имеет призвание к служению Церкви. Все это только подготовляет его к пастырскому служению. Но священником его сделало только то, что он получил посвящение и чрез таинство священства вступил в число пастырей церкви. Так и храм наш есть храм освященный, с особо освященным престолом и его главной святыней - св. антиминсом, в котором вложены мощи св. угодников Божиих. По слову свящ. Писания, храм наш есть дом молитвы. Сам Господь дал нам пример почтения к этому Божьему дому, когда в земной своей жизни дважды очистил его от всех непорядков и безобразий. И мы постоянно слышим за богослужением, как св. Церковь возглашает: "о святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь (в него) Господу помолимся." Так и должен входить в храм каждый из нас, помня, что здесь он предстанет пред лице Самого Господа.

Одним из наиболее бросающихся в глаза недочетов нашей современной жизни является наше неумение проводить по-христиански наши праздники. Жизнь наша сложилась так, что в ней преобладают интересы чисто земного характера. Служба, забота о куске хлеба, мелкие впечатления дня, ученье у молодежи - все это заполняет наше время, и человеку даже некогда просто вспомнить о своей душе, ее высших запросах и потребностях. И вот праздники наши и являются просветом в нашей бесцветной жизни, заполненной суетой и "житейскими попечениями." Праздники полны идейного, религиозного смысла. Они твердят нам о том, что этот мир не так пуст и убог, как нам кажется иногда, ибо над ним распростерт иной мир, дающий душе нашей радость и неотъемлемый мир. Кто не знает, какою радостию исполняется сердце христианина в дни величайшего праздника Пасхи - Светлого Христова Воскресения!..

Но как часто дни христианских воспоминаний и торжеств для нас оказываются днями еще большей пустоты и бессмысленной праздности. Праздник - Божий день, и должен быть посвящен не только отдыху от трудов, но прежде всего, молитве и добрым делам, делам христианского милосердия. А мы постоянно видим, как весь "праздник" у людей состоит в том, что человек побольше поспит, погуляет, развлечется, а иногда и нагрешит в десять раз больше, чем в будни - в разгуле и пьянстве. Конечно, тот, кто праздничное время посвящает исключительно телесному покою и развлечениям - ничем не отличается от язычника, или безбожника, ибо "празднует" - совершенно так же, как они. А как часто мы наблюдаем, что и отдельные люди, и целые общества и учреждения устраивают свои "вечера" и увеселения - в канун праздников. Возмутительный, не христианский обычай! Вечером человек "веселится" часто до изнеможения, до пресыщения, да и не без греха, а утром - когда богобоязненные люди идут к праздничной литургии - он "отдыхает" иногда до полудня... А где же молитва, посещение Божия Храма? Чем такой человек отличается от безбожника или язычника?

Еще более недопустимым является в наши дни у многих людей - их отношение к постам, заповеданным Церковью. Постов у нас много; четыре многодневных - Великий, Петров, Успенский и Рождественский, а .также - однодневные: среда и пятница еженедельно, сочельники: Рождественский и Крещенский, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Животворящего Креста и дни страстной седмицы (особенно - Страстная Пятница).

И вот - поразительным и совершенно не христианским является отношение многих и многих из нас - к этим церковным постам. Они, эти посты, нарушаются и не исполняются людьми с такой спокойной совестью, как будто бы дело идет о каких-то пустяках, не имеющих значения. Взгляд Церкви совсем не таков: по ее уставу, нарушители постов (без уважительных причин), должны быть на несколько лет отлучены от причастия св. Тайн. А преподобный Серафим Саровский прямо говорил: "тот, кто не соблюдает постов - не христианин, кем бы он сам себя ни называл..." Пост, безусловно, необходим для человека - с внешней стороны он является подвигом безусловного, сыновнего послушания Церкви, уставы которой должны быть для него святынею, а не чем-то принебрегаемым и попираемым. А с внутренней стороны, пост есть подвиг воздержания и самоограничения. И в этом - его великая ценность и смысл, т. к. строгое соблюдение постов закаляет в человеке волю и вырабатывает характер, стойкий в своих религиозных убеждениях и действиях. Не забудем того, что Сам Христос постился и предсказывал о том, что Его апостолы также будут поститься. А о борьбе со злой, диавольской силой Он же говорил: "сей род не исходит, токмо молитвою и постом."

Правда, теперь часто говорят о том, что пост вреден для здоровья. Конечно, бывают такие случаи, когда истощенный организм требует не воздержания, а усиленного питания. Но от больных людей Церковь вовсе и не требует строгого поста, а только посильного. А самое главное - нужно помнить то, что о "вреде" поста говорят только те люди, которые сами не постятся. А те кто соблюдают посты, - никогда этого не скажут, ибо они по личному опыту знают, что пост не только не вреден, но - положительно полезен для телесного здоровья. В этом убеждает нас и историческая действительность. Известно, как строго постились наши предки, поражая своею твердостью и выносливостью других славян и греков (не говоря уже об иноверцах). А кто же скажет, что предки наши были слабее нас, а мы выносливее и сильнее их? Уже не говорим про то, что и наши врачи, в большинстве случаев, лечение болезни начинают с диеты, т. е. с поста...

Но. конечно, пост не есть только воздержание от телесной пищи. Церковь в дни поста поет: "постящеся телесне, постимся и духовне..." "Дадим алчущим хлеб и нищия, бескровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления..." Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях. И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни, - и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни..."

Go to the top

Миссионерский Листок # 111

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект по нравственному богословию

На сайте allrefs.net читайте: "Конспект по нравственному богословию"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Молитва домашняя. Молитва церковная (общественная). Христианские праздники и посты.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Митрополит Филарет (Вознесенский)
(По книге"Христианская Жизнь"прот. Н. Вознесенского). Содержание: 1. Нравственный зако

Действия нравственные и безнравственные. Совесть, три ее функции. Условия нравственного вменения. Прирожденность нравственного закона.
На всем земном шаре из всех существ, населяющих его, один только человек имеет понятие о нравственности. Всякий знает, что действия человека бывают или хороши - или дурны, или добр

Отражение греховности в душе человека - в сфере ума, чувства и воли. Последовательные стадии - степени греха. Три источника греха.
Мы, все христиане, знаем из св. Библии и веруем в то, что Бог создал человека по образу Своему и по подобию. Поэтому в творении человек получил безгрешную природу. Но еще первый че

Нравственный характер. Жизнь христианина как борьба и подвиг. Необходимость духовного бодрствования.
Полною противоположностью греху является добродетель. Зачатки ее находятся в каждом человеке - как остатки того естественного добра, которое было вложено в природу человека его Тво

Недостаточность одного внутреннего закона. Значение для нас Закона Моисеева и закона Новозаветного.
Задача земной жизни человека - в том, чтобы приготовить себя для вечного спасения и блаженства. Для этого человек должен жить свято и беспорочно, иными словами, по воле Божией.

Обязанности человека
Обязанности к себе: развитие духовной личности (отличие от эгоизма). Постепенность этого развития. Живя в этом мире, христианин находится в постоянном, жи

Добродетели смирения, духовного плача и правдолюбия (1, 2 и 4 зап. блаженства по Ев. Матф).
По учению св. отцев - подвижников и светильников христианского благочестия, первым из всех "христианских добродетелей является смирение. Это та добродетель, без которой не мож

Анализ Притчи о блудном сыне. Три ступени падения и обращения грешника.
После того, как мы рассмотрели вопрос о свободе воли человека, и о первых и основных добродетелях - смирении, духовном плаче, и стремлении к Божией Правде - нам нужно уяснить себе весь процесс обра

Забота христианина о душе. Развитие ума. Значение светского научного образования. Необходимость образования духовного.
Психология признает в душе человека три основных силы или способности: ум, чувство (сердце) и волю. Умом человек познает окружающий мир и его жизнь, а также все сознательные пережи

Эстетическое чувство. Отношение христианства к эстетике. Связь красоты и нравственности.
Переходим теперь к вопросу о развитии в человеке сердца. Как уже было сказано, под сердцем мы понимаем нашу способность чувствований приятных и неприятных. Эти чувства быв

Развитие альтруистических чувств в детские годы. Христианская надежда. Упокоение сердца в Боге и ожидание будущего блаженства.
Эстетическое чувство, рассмотренное нами в предыдущей главе, является одной из эмоций человеческого сердца. Но, разумеется, не меньше, а еще больше значения имеют для христианина м

Упражнение. Самодисциплина. Добрые привычки. Значение принципов в деле выработки воли. Религия, как источник этих принципов.
Остается нам теперь разобраться в вопросе о воспитании и развитии воли человека. От направления и силы воли более всего зависит нравственный характер и нравственная ценность личнос

Необходимость труда. Развлечения и самособранность духа. Молитвы, обеты и зароки как средства преодоления дурных навыков.
Необходимым условием всякой деятельности человека, укрепляющей его волю, является труд. Он был заповедан Богом согрешившему человеку еще в раю: "В поте лица твоего будешь е

Справедливость и ее виды. Превосходство христианской справедливости. Строгость и снисходительность у христианина. Доверие христианина.
До сих пор мы говорили об обязанностях христианина в отношении к самому себе. Теперь же рассмотрим его обязанности по отношению к ближним - к другим людям. Первою ступенью

Грех зависти и злоречия. Добродетели кротости и миротворчества. Обязанность побеждать зло добром. Греховность мести. Гнев. Греховность дуэли.
Когда Господь беседовал с апостолами о последних временах, Он говорил, что тогда, "по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь." Это предсказание кажется у

Эвдемонизм (эпикурейство) и утилитаризм, философия общего блага. Несостоятельность этих систем морали.
Легко видеть, что все рассмотренные нами подробности отношений христианина к ближним - кротость, миротворчество, незлобливость и т. д. - приводят нас к одной добродетели - основной

Христианская семья. Взаимные отношения мужа и жены, родителей и детей. Почитание власти - гражданской и духовной.
Основная задача христианской Церкви - научить людей жить по воле Божией, дабы через это привести их к вечному блаженству. Напрасно некоторые хотят свести христианство только к узко

Семья и государство.
Космополитизм и его односторонность. Патриотизм в Ветхом и Новом Завете. Примеры Моисея, aп. Павла и самого Спасителя. Законность любви к ближним. Здорова

Христианский взгляд на войну (отзывы преп. Афанасия Афонского и св. равноапостольного Кирилла).
Очевидно, что тот христианский патриотизм, о котором мы говорили выше, требует от каждого из нас посильного служения отечеству. Это служение человеком осуществляется, прежде всего,

Общение имущества в христианстве и в коммунизме. Нарушение справедливости в коммунизме. Идеология христианства к коммунизма.
Рассмотрим теперь вопрос об отношении христианства к коммунизму. Тому коммунизму, который теперь на глазах всего мира явился как факт, как попытка реального осуществления в жизни с

Богопознание
В предыдущей главе мы видели, что первая основная наша обязанность по отношению к Богу, это - любовь к Нему. Само собой разумеется, что с этой любовию от нас требуется и то, чтобы

Молитва
Необходимость молитвы. Что значит"молиться духом и истиною."Типы молитвы по ее содержанию. В религиозной жизни

Молитва Господня
Молитва"Отче наш,"как образец христианской молитвы. Три основных части в ней. Благодарно-прославительный характер христианской молитвы (особенно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги