Реферат Курсовая Конспект
Основы Православия - раздел Религия, Основы Православия Учебное...
|
Основы Православия
Учебное пособие
Раздел № 1. Основные события священной истории Ветхого Завета
и их духовный смысл[1]
Общие сведения о Библии.
Читая Библию, надо помнить, что она не научный трактат и не философская доктрина, а Книга, заключающая в себе богооткровенные истины о спасении человечества. Здесь повествуется нам о том, как и что сделал Господь по Своей любви для человечества, чтобы дать спасение всем людям.
В истории предпоследнего сына Иакова – Иосифа, ярчайшим образом проявляются грядущие черты служения Спасителя. Как Иосиф был ненавидим братьями, так и Господь Иисус Христос был ненавидим начальниками Иудейскими. Эта нелюбовь к Иосифу выливается в желание его убить и, в конце концов, проявляется в деянии фактически равном убийству – в продаже его купцам. Сумма, за которую он продан – 20 серебренников – близка к той, за которую был продан Спаситель. А брат, который придумал совершить эту сделку – Иуда. Также и безвинное оклеветание Иосифа в Египте, заключение, тюрьма, и, наконец, оправдание и вознесение во славе до второго места во всем Египте. И через это – спасение Египта, и прощение, и спасение своих братьев, – причем спасение, которое доставляется им посредством дарования хлеба. Так и Господь Иисус Христос по воскресении Своем прощает Своих распинателей, дает им возможность спастись, подавая им в снедь Хлеб таинственный в таинстве Евхаристии. И даже само имя «Цафнаф-панеах», которое дает фараон Иосифу в Египте (Быт. 41.45) – «Спаситель мира» – говорит само за себя.
5. История исхода Израиля из Египта. Синайское законодательство. 40-летнее странствование евреев по пустыне.
Период Египетского рабства.
После переселения в Египет израильские поселенцы быстро освоились на новых местах. Семья Иакова быстро размножалась и вскоре превратилась в целый народ, который стал называться израильским, по имени патриарха Израиля, и еврейским, по имени патриарха Евера. Все они жили в земле Гесем (северо-восточная часть дельты Нила, пригодная для пастбищ) в шатрах и занимались скотоводством.
Видя, как быстро умножается Израиль, фараон, опасаясь предательства в случае нападения врагов, решил извести народ еврейский. По приказу фараона евреев толпами сгоняли на строительные площадки и заставляли месить глину и делать кирпичи. Так они трудились изо дня в день, от зари до зари, под нестерпимо палящими лучами солнца, а надсмотрщики подгоняли их палками (Исх. 1.8-14). Затем фараон приказал еврейским повивальным бабкам умерщвлять при родах всех младенцев мужского пола, а когда эти женщины не стали исполнять приказ фараона, приказал палачам, чтобы те отбирали у матерей новорожденных мальчиков и бросали их в Нил (Исх. 1.15-22). От всех этих притеснений стенали сыны Израилевы, и Бог услышал их (Исх. 2.23-24). Для избавления евреев из египетского плена Господь избрал великого пророка и вождя Моисея.
Моисей родился в колене Левия (Исх. 2.1-2). Чтобы спасти ребенка от рук фараона, родители Моисея положили трехмесячного младенца в корзинку и поставили в тростник у реки. Дочь фараона, придя на реку, увидела корзинку и достала ее из воды. Увидев в ней ребенка и сжалившись над ним, она решила взять его под свое покровительство, а пока он подрастал, поручила его заботам кормилицы-евреянки, которой стала сама мать Моисея. Когда мальчик уже подрос, мать отвела его во дворец, а дочь фараона усыновила маленького израильтянина, назвав его Моисеем, «потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх. 2.10).
Библейское повествование не сообщает никаких подробностей из ранней жизни Моисея при фараоновом дворе. Восприняв все доброе, что имела в себе египетская культура (Деян. 7.22), Моисей в то же время сохранил в чистоте свой ум и сердце от грубого идолопоклонства египтян и с Божией помощью утверждался в вере своих отцов. Живя в кругу царской семьи, он никогда не забывал, что он еврей, и всей душой любил свой народ.
Однажды, придя к сынам Израилевым, Моисей увидел, как египетский надсмотрщик безжалостно издевается над одним евреем. Моисей заступился за единоплеменника и, видя, что вокруг никого не было, убил жестокого мучителя, а тело закопал в песок. На следующий день после убийства он оказался свидетелем драки двух израильтян. Моисей развел разъяренных противников и спросил у более сильного: «Зачем ты бьешь ближнего твоего?» (Исх. 2.13). Еврею не понравилось вмешательство Моисея, и он вызывающе сказал ему: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина?» (Исх. 2.14). От этих слов испугался Моисей – он понял, что многие уже знают об убийстве египтянина. Узнал об этом и фараон. И спасаясь от его преследования, Моисей покинул Египет и укрылся на Синайском полуострове в земле Мадиамской. Там он женился на Сепфоре, дочери мадиамского священника Иофора-Рагуила, и у него рождается два сына (Исх. 2.21-22). Оставаясь в доме тестя, Моисей пас его скот.
Образ горящего и несгорающего тернового куста («неопалимой купины») является прообразом Божьей Матери. Как купина, объятая огнем, оставалась невредимой, так и Дева, по рождестве Спасителя не утратила Своего девства. Как поется в церковных песнопениях: «Образ чистого рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная», «Якоже купина не сгараше опаляема: тако Дева родила еси, и Дева пребыла еси». Свт. Григорий Нисский пишет: «что там (т.е. в Ветхом Завете) предъизображалось пламенем и купиною, то, с течением времени, ясно открылось в тайне Девы: как там купина горит и не сгорает, так и здесь (т.е. в Новом Завете) Дева рождает свет и пребывает нетленна». Поэтому Богоматерь именуется часто «неопалимой купиной», а среди икон Пресвятой Девы есть икона с название «Неопалимая Купина».
Во второй заповедиговорится о том, что, будучи живым, личным Богом, Он в то же время невидим, и нет Ему никакого подобия ни на небе, ни на земле. И поэтому, в противоположность идолопоклонству египтян, к которому привыкли евреи, Господь запрещает изображать Его под каким бы то ни было видом. Ни под видом небесных тел, как это было сильно распространено в Месопотамии, ни под видом животных, как в Египте, ни под видом рыб, как было в Палестине и Ассирии.
Третья заповедь заключается в том, что имя Бога так свято, что нельзя произносить его напрасно, т.е. не только при каком-нибудь клятвопреступлении или лжи, но и просто в разговоре.
Четвертой заповедьютребовалось, чтобы евреи седьмой день недели (субботу) посвящали Богу, не нарушая священного покоя этого дня никакими работами. Обычай праздновать седьмой день недели был и до Синайского законодательства, но с этого времени он получает законодательную силу. В пример соблюдения дня субботнего Господь ставит Самого Себя, когда Он после шести дней творения «почил в день седьмый от всех дел Своих» (Быт. 2.2)
В остальных шести заповедях определяются обязанности человека по отношению к его ближним.
В пятой заповедиотчеловека требуется почтение к его родителям, как основа семейной и, в целом, общественной жизни.
Шестая заповедьустановила неприкосновенность жизни человека, ибо человек создан по образу Божию.
Седьмая заповедь, в противоположность нравам древнего мира, который утопал в страстях и похотях, требует от человека бережного отношения к брачному союзу, как божественному установлению, и не допускает прелюбодеяния.
В восьмой заповеди запрещается воровство.
Девятая заповедьзапрещала вредить своему ближнему ложным свидетельством на суде и вообще лгать на своего ближнего когда бы то ни было.
Десятой заповедью закон Божий осуждает не внешние дела, но злые помыслы человека, заповедав ему не только не делать, но даже и не желать ничего такого, что может навредить его ближнему.
Эти десять заповедей (Десятисловие или Декалог), провозглашенные Самим Богом, заложили основу истинной нравственности и человеческого достоинства в мире и стали достоянием не только Израиля, но и всего человечества на все времена.
Как ни прекрасны были слова Господа, народ израильский был слаб, испугался и не смог до конца вынести особого присутствия Божия. Евреи попросили Моисея быть посредником между ними и Богом: «говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20.19). Тогда Моисей распустил все собрание по шатрам, а сам еще раз поднялся на вершину святой горы, где Господь помимо десяти заповедей дал ему еще другие законы, касающиеся как гражданской, так и религиозной жизни (Исх. 21.1-23.19).
Сойдя с горы, Моисей ночью записал все заповеди в Книгу Завета. Утром по повелению Божию он у горы Синай построил жертвенник из двенадцати камней и созвал весь народ для жертвоприношения. Во время жертвоприношения Моисей прочитал перед народом Книгу Завета. Весь народ в один голос обещал ревностно исполнять волю Божию. Тогда Моисей налил в чашу жертвенной крови и окропил ею жертвенник, Книгу Завета и всех людей (Исх.24.4-8).
Таким образом, Завет между Богом и израильским народом был скреплен жертвенной кровью. И этот Завет стал прообразом того нового Завета между Богом и всем человечеством, который был скреплен Пречистой Кровью Самого Господа Иисуса Христа.
Предположительно, в честь события дарования Закона установлен праздник еврейской Пятидесятницы, так как это событие произошло в пятидесятый день после выхода евреев из Египта, хотя в Библии об этом конкретно не говорится.
После жертвоприношения, поручив Аарону управление народом, Моисей с Иисусом Навином по повелению Божию поднялись на святую гору, где пробыли сорок дней и ночей. В течение этого времени Господь являлся Моисею и дал ему подробный план построения походного храма – скинии (Исх. 25.8-27.21). На сороковой же день Господь вручил Моисею две каменные скрижали (доски), на которых Божественным перстом были написаны десять заповедей Завета.
Скиния
После этого начал Моисей сооружать посреди стана скинию, как показал ему Господь на горе. Это было делом всего народа Израильского. «И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для [всех] священных одежд» (Исх. 35.21). Поставили скинию в первый день первого месяца, т.е. ровно через год после выхода из Египта (Исх. 40.2).
Скиния состояла из трех частей: Святая Святых, Святилища и двора (см. рис.). Сама скиния, или священный шатер, стояла посреди четырехугольного двора, окруженного бронзовыми колоннами, которые соединялись перекладинами. С поперечных брусьев свисали льняные покрывала, так что площадка со всех сторон была закрыта высокими занавесами. Стены скинии были построены из шестов и брусьев дерева ситтим (акация), а крыша ее была покрыта сначала двумя шерстяными покрывалами с изображением херувимов, а затем двумя покрывалами из бараньих кож.
Священный храм-шатер делился на две половины: Святая Святых и Святилище, отделявшиеся друг от друга расшитой золотом шерстяной завесой. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета (см. рис.), который представлял пустой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Крышка Ковчега, называвшаяся очистилищем, сделана была из чистого золота. На обоих ее концах были два изображения херувимов. Ковчег считался самой большой и главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной.
В Святилище находились три священных предмета (см. рис.). В центре Святилища, напротив Ковчега, стоял кадильный жертвенник, сделанный из драгоценного дерева и обложенный золотом. На нем священники приносили в жертву ладан или фимиам. Справа от кадильного жертвенника стоял деревянный, обложенный золотом стол с двенадцатью хлебами предложения, которые менялись каждую субботу. Налево стоял золотой светильник, наподобие дерева, с семью лампадами, в которых горел елей.
На дворе, перед входом в скинию, стоял жертвенник всесожжения, окованный медью, и большая медная умывальница для омовения рук и ног священников перед богослужением. Вход в Скинию был с восточной стороны, так что Святая Святых в противовес языческим алтарям обращена была к западу.
Скиния без двора была небольших размеров. В длину она составляла 30 локтей (священный локоть равнялся 52 см), в ширину и высоту - 10 локтей. Когда Скиния была закончена, Моисей ее освятил, помазав все ее священные предметы елеем.
Тогда же для совершения богослужений при Скинии были избраны Аарон и его сыновья из колена Левия. «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых» (Исх.28:1). Если до дарования закона у евреев любой глава семьи мог выполнять священнические обязанности, т.е. приносить жертвы Богу, то теперь священниками могли быть только потомки Аарона. Во главе священников стоял первосвященник (сначала он назывался также просто священником, Исх.28:1, или «священником помазанным», Лев. 4.3, или «великим священником», Лев. 21.10). Первым первосвященником был Аарон, которого помазал Моисей (Исх. 40.12-15), потом первосвященником, после смерти Аарона, стал его сын Елеазар (Чис. 20.26), затем внук Аарона и сын Елеазара – Финеес (Втор. 10.6) и т.д. Для помощи в службе священникам при скинии были поставлены остальные представители колена Левия (не потомки Аарона) – левиты (Чис. 3.6-8).
Когда скиния была сооружена, тогда покрыло ее облако, «и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40.34). Облако над скинией было символом присутствия Господа среди Израиля.
Разделение земли обетованной.
Покорение всего Ханаана длилось семь лет. В кровавых войнах погиб тридцать один ханаанский царь. За исключением Иерусалима и нескольких других укрепленных городов у моря и в горах, вся страна была завоевана израильтянами.
После этого Иисус Навин приступил к разделу обетованной земли между израильскими коленами. Всего их было тринадцать, так как колено Иосифа разделилось на две племенные группы, которым начало положили Ефрем и Манассия. Поскольку потомкам Рувима и Гада, а также половине племени Манассии достались в удел земли за Иорданом, а левитам не полагалось своей особой территории, то раздел коснулся только девяти племен и второй половины племени Манассии.
Таким образом, обетованная земля оказалась разделенной на десять округов. На юге поселились потомки Симеона, Иуды и Вениамина. Остальную территорию покоренной земли заняли, двигаясь с юга на север, колена Ефрема, Манассии, Иссахара, Завулона, Нефалима, Асира. Немногочисленное племя Дана поселилось к западу от Вениаминового колена на границе с филистимлянами. На территории, доставшейся Ефрему, находился город Силом. Иисус Навин решил в этот город перенести народную святыню - Скинию Собрания и Ковчег Завета. Таким образом, Силом стал первой столицей Израиля, которой надлежало спаять в одну нацию рассеявшиеся колена. Левитам выделили во владение сорок восемь городов, где по завету Моисея они выполняли религиозные обязанности.
Период Судей: отступления Израиля от Бога, наказания Божии за неверность иудеев, дарование народу судей как освободителей от временной опасности; служение судей Гедеона, Самсона, Самуила.
Гедеон
Мадианитяне, амаликитяне и другие кочевые племена с востока переходили Иордан и, как саранча, обрушивались на поля израильских земледельцев. Они появлялись аккуратно каждый раз в то время, когда начиналась жатва. Такое бедствие продолжалось семь лет. «И... возопили сыны Израилевы к Господу», и покаялись в своих грехах (Суд. 6, 7). Тогда Господь смиловался над Своим народом и послал им избавителя в лице Гедеона.
Вдохновленный Духом Божиим, Гедеон призвал израильтян на борьбу за свободу. На его призыв собралось тридцать две тысячи израильских воинов. Но так как силы врага превосходили силы израильтян, то Гедеон попросил Господа подкрепить его веру в победу каким-нибудь чудом. По его просьбе Господь ночью послал на разостланное Гедеоном руно такую обильную росу, что утром Гедеон выжал из него целую чашу воды, тогда как вся земля была суха. В следующую ночь Господь послал обильную росу на землю, тогда как руно оставалось сухим. Еще раз получив подкрепление своей веры на помощь Божию, Гедеон решил всем войском внезапно напасть на врага.
Но Господь сказал ему, что врагов он победит с небольшим количеством храбрых воинов, чтобы израильтяне потом не сказали, что они собственной силой, без помощи Божией, победили неприятеля. По поведению Божию Гедеон отобрал триста воинов. Каждому из своих воинов он дал трубу и факел, спрятанный в глиняном горшке. Разделив воинов на три группы, Гедеон велел им с трех сторон подкрасться к лагерю мадианитян. В полночь, едва только мадианитяне легли спать, он дал сигнал к атаке. Израильтяне разбили горшки, открыли горящие факелы и одновременно изо всех сил трубили в трубы и выкрикивали боевой призыв. Нечеловеческий крик разбудил кочевников. Уверенные, что их окружает большая неприятельская армия, они в панике бросились бежать за Иордан, также поражая друг друга. Гедеон с горстью своих отважных воинов бросился преследовать врага. Вскоре к Гедеону примкнули воины других израильских колен. Совместными усилиями израильтяне нанесли сокрушительный удар по врагу и прогнали кочевников далеко за Иордан. В этой битве погибло четыре мадиамских царя.
В благодарность за спасение от врагов израильтяне хотели сделать своего освободителя царем, но Гедеон отказался от царской короны и сказал народу: «Господь да владеет вами» (Суд. 8, 23). При Гедеоне Израиль сорок лет пользовался миром и спокойствием.
У всех соседних народов были цари, и израильтяне пришли к выводу, что только монархический строй может их спасти от филистимлян. Желая избрать себе царя, израильские старейшины пришли к Самуилу в Раму и сказали: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1 Цар. 8, 5). Это требование глубоко опечалило старца. До этого у еврейского народа была теократия, т. е. Богоправление. Господь у них был и небесным, и земным Царем. Теперь же народ пожелал себе другого царя. Самуил не знал, что ответить старейшинам, и обратился с молитвой к Богу. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними...» (1 Цар. 8, 7).
8. Период Царств: причина отказа израильского народа от теократии, первые цари Израиля (Саул, Давид, Соломон). Иерусалим как столица израильского царства, строительство и освящение храма Соломоном.
Израильский народ захотел иметь царя, поскольку был неспособен к верности Закону Божию и самостоятельному управлению по тем правилам общественной жизни, которые дал Бог. Религиозно-нравственная, общественная, семейная жизнь иудеев приходила всё в более бедственное состояние, и это делало их беззащитными перед лицом окружающих народов. В лице царя иудеи надеялись приобрести орган власти, который сможет организовать постоянную защиту от врагов и наблюдение за соблюдением народом закона.
Тогда Господь через пророка сказал Соломону: «За то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего... Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему...» (3 Цар. 11, 11). С этого времени дни жизни Соломона проходили в постоянном беспокойстве и тревоге. Одно за другим отходили от Израиля завоеванные Давидом земли, а внутри страны начались народные волнения. Обремененные непосильными налогами, жители северной части Царства затаили ненависть к потомку Давида и искали подходящего случая, чтоб открыто заявить о своей независимости.
Соломон умер после сорока лет правления и был похоронен в Иерусалиме. Памятником мудрости царя является библейская книга «Притчи Соломона».
Разделение царств, история Северного и Южного царства. Пророческое служение:пророки Северного и Южного царства.
Разделение царств на Израильское и Иудейское
Период управления трех великих царей израильского народа был временем его наивысшего расцвета, как в политическом, так и духовном отношении. После этого, при сыне Соломона Ровоаме, в истории Израиля наступает период политического разделения и духовного упадка.
Когда Ровоам занял иерусалимский престол, представители северных колен обратились к нему с просьбой облегчить налоги, введенные Соломоном. Но Ровоам не только отказался выполнить просьбу, но обещал увеличить их бремя. Возмущенные дерзким ответом Ровоама, израильтяне отказались признать нового царя. В результате десять северных колен откололись от Иудеи и провозгласили своим царем Иеровоама. К Иудее примкнуло только Вениаминово колено. Так держава Давида и Соломона распалась на два слабых, враждующих друг с другом царства: Израиль и Иудею, Северное и Южное.
Содержание пророческого служения, влияние пророков на религиозную и политическую жизнь еврейского народа.
Чем немощнее становился избранный народ, тем все сильнее раздавался голос Божий, будивший преступно спящую совесть народа. По мере религиозно-нравственного падения народа, все явственнее и громче повторились ему обетования о Спасителе — единственном Избавителе, на которого должен был уповать народ в годины своих ужасных бедствий. В это именно время один за другим выступают величайшие пророки, которые вместе с другими (малыми) и словом, и делом предсказывают о приближающемся исполнении времен и в этих пророчествах не только подробно указываются признаки пришествия Мессии, но и с изумительною точностью описывается вся Его земная жизнь от рождения от Девы (Исаия 7:14) в Вифлееме (Мих. 5:2), до дарования нового завета (Иерем. 31:31), страдания (Ис. 53:5), воскресения (Ос. 6:2) и излияния Духа Божия на всякую плоть (Иоиль 2:28).
Пророки проповедовали преимущество внутреннего благочестия над внешним, превосходство дел милости и любви над обрядовыми делами жертвоприношений.
Некоторые пророки оставляли свои наставления и пророчества в письменном виде. По величине и значимости написанных этими пророками книг они разделяются на больших и малых. К числу больших пророков относятся: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, а к числу малых: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Пророки Иезекииль и Даниил пророчествовали во время вавилонского плена, а пророки Аггей, Захария и Малахия - после плена. Все же остальные пророки жили до вавилонского плена.
Персидское владычество (539-333 гг. до н.э).
Греческое и сирийское владычество (333-143 г. до н.э): гонения на веру при Антиохе Епифане IV (175-164 гг. до н.э), освободительная война под руководством братьев Маккавеев. Римское завоевание, окончательная потеря независимости Иудеи. Появление религиозных сект и политических партий (фарисеи, саддукеи, ессеи). Искажение мессианского идеала: ожидание иудеями Мессии как земного царя и Царства Божия как земного царства.
Ессеи
Совершенно особый мир составлял религиозный орден ессеев, которые, удалившись от суеты мира на западный берег Мертвого моря, вели полумонашеский образ жизни. В их общину, которая насчитывала до четырех тысяч человек, стекалось много разочарованных и уставших от жизни, а также тех, кто не мог мириться со злом и несправедливостью в мире.
Формализм ессеев был еще мелочнее и строже, чем у фарисеев: они считали осквернением не только соприкосновение с язычниками, но и со всяким, кто не принадлежал к их секте.
Всеобщее ожидание Спасителя.
Ветхозаветные пророчества о Спасителе.
Ветхозаветные праведники — патриархи, цари, пророки – направляя по воле Божией народ Израиля и все человечество ко спасению, пророчествовали и о Спасителе, «ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам.3.7). Первые обетования о Спасителе были получены Адамом и Евой непосредственно от Бога.
Прообразы Господа Иисуса Христа и Его крестных страданий.
Главным предметом ветхозаветных прообразов был Господь Иисус Христос, к Которому направлялись надежды и ожидания праведных мужей древнего мира.
Исаак
Принесение в жертву Исаака (Быт. 22) прообразовало Голгофскую Жертву, а сам Исаак – Единородного Сына Божия, который добровольно отдал Себя для спасения всего человечества. Исаак, подобно Спасителю, добровольно подчиняется воле отца, он несет дрова, как Христос нес Свой крест. Вместо Исаака Бог велит Аврааму принести в жертву агнца — это указание на Агнца-Христа, Который станет Жертвой за грехи всего мира.
Иосиф
В истории патриарха Иосифа также проявляются многие черты служения Спасителя. Как Иосиф за свою чистоту был ненавидим братьями, как и Господь Иисус Христос был ненавидим начальниками Иудейскими за превосходство над ними. Ненависть братьев выливается в желание убить Иосифа, приводит к продаже его купцам. Иосиф продан за 20 серебренников, Спаситель – за 30 серебренников. Имя брата, который придумал продать Иосифа — Иуда. В Египте Иосиф претерпел безвинное оклеветание и тюрьму, потом был оправдан и вознесен до второго места в государстве. Через Иосифа Египет был спасен от страшных последствий неурожая; праведник простил и спас от голода своих братьев, причем спасение своему роду доставляется им посредством хлеба. Так же и Господь Иисус Христос по воскресении Своем прощает Своих распинателей, дает им возможность спастись, насыщает людей Хлебом Жизни в Таинстве Евхаристии. И даже само имя, которое дается фараоном Иосифу в Египте, Цафнаф-панеах (Быт. 41:45) – Спаситель мира, также является прообразовательным.
Иов
Прообразом страдавшего и воскресшего Спасителя был праведный Иов Многострадальный, книга о котором читается на Страстной Седмице. Подобно Иову, из богатого сделавшему нищим, Сын Божий сошел с небес, «обнищал», сделавшись подобным нам Человеком, переносил все нужды человеческие и даже не имел, где главу приклонить. Праведный Иов во время скорби терпел укоризны и подозрения от своих ближайших друзей, прежде казавшихся ему преданными, не видел в них никакого сочувствия к своим страданиям. И Христос во время Своей земной жизни терпел поношения и клевету от Своих соплеменников, был предан Иудой, оставлен всемина Голгофе, во время Крестных страданий слышал издевательства и насмешки.
Но как после страданий Иов вновь увенчался славой и богатством, так и Сын Божий воскрес из мертвых и возшел во славе на Свой небесный Престол.
Прообразы Пресвятой Богородицы
В Ветхом Завете кроме прообразов Спасителя содержится множество предызображений Матери Божией.
Лестница Иакова
На пути в Месопотамию, в Вефиле, патриарх Иаков, бежавший из дома после получения обманным путем права первородства, видел во сне таинственную лествицу от земли до неба (Быт. 28). Эта лествица изображала Пресвятую Деву: через нее Бог сошел на землю и спас род человеческий, а люди получили возможность войти на небеса.
Неопалимая Купина
Прообразом Матери Божией является и неопалимая купина, т.е. куст, объятый огнем, но несгоревший. Этот куст Моисей увидел в момент, когда Бог призвал его на служение (Исх.3). Купина, объятая пламенем, оставалась невредимою, так и Дева, по рождестве Спасителя, не утратила Своего девства.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Тест для самопроверки по Ветхому Завету
□ Небесные светила
□ Растения
□ Животные
□ Свет
□ Твердь небесная
□ Человек
□ Сим
□ Сиф
□ Хам
□ Авель
□ Каин
□ Иафет
□ Иаков
□ Авель
□ Сим
□ Сиф
□ Самсон
□ Иефай
□ Иафет
□ Хам
□ Иефая
□ Сифа
□ Хама
□ Иосифа
□ Иафета
□ Сима
□ Иефая
□ Сифа
□ Хама
□ Иосифа
□ Иафета
□ Сима
□ Авраам
□ Моисей
□ Давид
□ Иосиф
□ Лот
□ Авраам
□ Сиф
□ Иаков
□ Иосиф
□ Исаак
□ Иафет
□ Иаков
□ Иосиф
□ Исаак
□ Исав
□ Иафет
□ Трех ангелов
□ Неопалимой купины
□ Лестницы от земли до неба
□ Поля с ожившими костями
□ Пасха
□ Пятидесятница
□ Праздник кущей
□ Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
□ Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.
□ Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
□ Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим
□ Не убивай.
□ Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
□ Не кради.
□ Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
□ Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
□ Не прелюбодействуй.
□ Пасха
□ Пятидесятница
□ Праздник кущей
□ Неопалимая купина
□ Медный змий
□ Процветший жезл
□ Манна
□ Вода из камня
□ Огненный столб
□ Моисей
□ Иисус Навин
□ Давид
□ Авраам
□ С Авраамом
□ С Моисеем
□ С Ноем
□ С Адамом
□ Самсон
□ Соломон
□ Гедеон
□ Давид
□ Самуил
□ Моисей
□ Иаков
□ Голиаф
□ Давид
□ Моисей
□ Авраам
□ Саул
□ Самсон
□ Соломон
19. Иерусалим стал столицей Израиля при:
□ Соломоне
□ Аврааме
□ Моисее
□ Давиде
□ Илья
□ Исайя
□ Елисей
□ Нафан
□ Иеремия
□ Иеремия
□ Илья
□ Исайя
□ Елисей
□ Иезекииль
□ Иеремия
□ Илья
□ Исайя
□ Иезекииль
□ Елисей
□ Елисей
□ Иеремия
□ Илья
□ Исайя
□ Давид
□ Иезекииль
□ Римлян
□ Ассирийцев
□ Египтян
□ Вавилонского войска
□ Антиох Епифан IV
□ Кир
□ Дарий
□ Салманассар
□ Навуходоносор
□ Ахаз
□ Елисей
□ Иеремия
□ Илья
□ Исайя
□ Давид
□ Иезекииль
27. Из вавилонского плена иудеев отпустил царь:
□ Соломон
□ Дарий
□ Кир
□ Навуходоносор
□ Антиох Епифан IV
□ Салманассар
28. Мученики Маккавеи пострадали при:
□ Вавилонском царе Навуходоносоре
□ Сирийском царе Антиохе Епифане IV
□ Ассирийском царе Саргоне
□ Египетском фараоне Птоломее II
[1] Раздел пособия подготовлен преподавателями ФДО Серебряковым Н.С., Никулиной Е.Н.
[2] Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Белосток, 1990, стр. 7
[3] "Какого рода эти дни – представить это нам или крайне трудно, или даже совсем невозможно, а тем более, невозможно об этом говорить. Мы видим, что обыкновенные наши дни имеют вечер вследствие захода солнца, а утро – вследствие восхода солнца; но из тех дней первые три прошли без солнца, о сотворении которого говорится в день четвертый. Повествуется, правда, что с первых же пор словом Божиим был сотворен свет, и что Бог отделил свет от тьмы и назвал этот свет днем, а тьму ночью. Но какого свойства был этот свет, каким именно движением и какого рода вечер и утро производил он, — это недоступно нашему разумению и не может быть понято нами соответственно тому, как оно есть; хотя мы должны этому верить без колебания" - Августин, блж. О граде Божием. (Кн. 11, гл. VI-VII) – Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. – С. 520. – (Классическая философская мысль).
[4] И именно в раю, как сообщает нам вторая глава книги Бытия, была создана жена из ребра Адама.
[5] Видимо, смолистое дерево, наподобие кипариса или кедра.
[6] см. кондак праздника Пятидесятницы: «Егда снишед языки слия, разделяше языки Вышний. Егда же огненныя языки раздаяше, в соединении вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа» (перевод: «Когда Всевышний, сойдя, смешал языки, Он разделил народы, когда же послал огненные языки, то призвал всех к единению. И поэтому мы единодушно прославляем Всесвятого Духа») и 2-ой тропарь 3 песни 1-ого канона этого же праздника: «Божественнаго Духа нашедшая сила, раздельшийся древле глас, зле согласившихся, во едино приличие божественне совокупи, ведением Троицы вразумляющи верныя, в Нейже утвердихомся» (перевод: «Снизошедшая сила Божьего Духа божественно объединила в одном созвучии разделенный в древности язык (людей), согласившихся на зло, вразумив верных познанием Троицы, в Которой мы утвердились»)
[7] Здесь (Быт. 14.13) Аврам впервые назван евреем, т.к. был потомком (в 6 поколении) Евера, правнука Сима.
[8] Действия Бога по управлению миром, пути промысла Божия о мире.
– Конец работы –
Используемые теги: основы, Православия0.056
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основы Православия
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов