рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Грехопадение прародителей и его последствия, понятие о первородном грехе, обетование о Спасителе (Быт. 3.15).

Грехопадение прародителей и его последствия, понятие о первородном грехе, обетование о Спасителе (Быт. 3.15). - раздел Религия, Основы Православия Но Также В Раю Людям Явился И Искуситель - В Виде Змея, Который «Был Хитре...

Но также в раю людям явился и искуситель - в виде змея, который «был хитрее всех зверей полевых» (Быт. 3.1). В это время Ева находилась возле дерева познания добра и зла. Змей обратился к жене: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3.1). Жена отвечала, что Бог разрешил им есть от всех деревьев, кроме одного, которое посреди рая, потому что от вкушения плодов этого дерева они могут умереть. Тогда искуситель, желая возбудить в жене недоверие к Богу, сказал ей: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3.4-5). В тревожном возбуждении жена обращает свой взор к запретному дереву, а оно так приятно для глаз, и, вероятно, плоды сладки на вкус и особенно заманчивы по своим таинственным свойствам давать знание добра и зла. Это внешнее впечатление решило внутреннюю борьбу, и женщина «взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3.6).

Величайший переворот в истории человечества совершился – люди нарушили заповедь Божию и тем согрешили. Те, которые должны были служить чистым источником и началом всего человеческого рода, отравили себя грехом и вкусили плоды смерти. Лишившись чистоты, они увидели свою наготу и из листьев сделали себе опоясания. Им страшно стало предстать теперь перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью. Ужас объял Адама и жену, и они скрылись от Господа в деревьях рая. Но любящий Господь зовет к себе Адама: «[Адам,] где ты?» (Быт. 3.9). Господь спрашивает не о том, где Адам находится, а о том, в каком он пребывает состоянии. Этим Господь призывает Адама к покаянию, дает ему возможность принести чистосердечное раскаяние. Но грех уже омрачил духовные силы человека, и призывающий голос Господа вызвал в Адаме только желание оправдаться. Адам с трепетом ответил Господу из чащи деревьев: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3.10). - «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3.11). Вопрос Господом был поставлен прямо, но грешник не в силах был ответить на него так же прямо. Он дал уклончивый ответ: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3.12). Адам сваливает вину на жену и даже на Самого Бога, давшему ему эту жену. Тогда Господь обратился к жене: «Что ты это сделала?» Но жена последовала примеру Адама и отклонила от себя вину: «Змей обольстил меня и я ела» (Быт. 3.13). Жена сказала правду, но в том, что они оба старались оправдать себя перед Господом, заключалась ложь. Отвергнув возможность покаяния, человек сделал невозможным для себя дальнейшее общение с Богом.

Тогда Господь изрек Свой праведный суд. Змей был проклят Господом перед всеми животными. Ему определена жалкая жизнь пресмыкания на своем чреве и питание прахом земли. Жена осуждена на подчинение мужу и на тяжелые страдания и болезни при рождении детей. Обращаясь к Адаму, Господь сказал, что за его ослушание проклята будет земля, которая его кормит. «Терния и волчцы произрастит она тебе... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3.18-19).

Страшны были последствия грехопадения первых людей. Во грехе они отстранились от Бога и обратились к лукавому, и теперь для них невозможно общение с Богом так, как это было раньше. Отвернувшись от Источника жизни – от Бога, Адам и Ева тотчас умерли духовно. Телесная смерть не сразу поразила их (по милости Бога, желающего привести прародителей к покаянию, Адам потом еще прожил 930 лет), но, в то же время, вместе с грехом в людей вошло тление: грех – орудие лукавого – стал постепенно через болезни и старение разрушать их тела, что, в конце концов, и привело прародителей к телесной смерти. Но грех повредил не только тело, но и всю природу первозданного человека – в нем была нарушена та изначальная гармония, когда тело подчинялось душе, а душа – духу, пребывавшему в общении с Богом. Как только первые люди отошли от Бога, так сразу дух человеческий, потеряв все ориентиры, обратился к душевным переживаниям, а душа увлеклась телесными желаниями и породила страсти.

Как в человеке нарушилась гармония, так произошло и во всем мире. По словам ап. Павла, после грехопадения «вся тварь покорилась суете» и с тех пор ждет освобождения от тления (Рим. 8.20-21). Ведь если до грехопадения вся природа (и стихии, и животные) была подчинена первым людям и без труда со стороны человека давала ему пропитание, то после греха человек уже не чувствует себя царем природы. Земля стала не так плодородна, и людям нужно приложить большие усилия, что доставить себе пропитание. Природные катаклизмы со всех сторон стали угрожать жизни людей. И даже среди животных, которым Адам когда-то давал имена, появились хищники, представляя опасность как для прочих животных, так и для человека. Возможно, что и умирать животные также стали лишь после грехопадения, как об этом говорят многие святые отцы (свт. Иоанн Златоуст, прп. Симеон Новый Богослов и др.).

Но не только наши прародители вкусили плодов грехопадения. Став родоначальниками всех людей, Адам и Ева передали человечеству свою природу, искаженную грехом. С тех пор все люди стали и тленны, и смертны, и, главное, все оказались под властью лукавого, под властью греха. Греховность стала как бы свойством человека, так что люди не могли не грешить, даже если кто и хотел. Обычно про такое состояние говорят, что все человечество от Адама наследовало «первородный грех». Здесь под Ошибка! Ошибка связи. понимается не то, что потомкам Адама передался личный грех первых людей (ведь потомки лично его не совершали), а то, что от прародителей ко всем людям перешла именно греховность человеческой природы со всеми вытекающими отсюда последствиями (тление, смерть и др.). Первые люди, последовав лукавому, как бы засеяли семенем греха человеческую природу, и в каждом новом родившемся человеке это семя стало прорастать и давать плоды уже личных согрешений, так что всякий человек становился грешником.

Но милосердный Господь не оставил первозданных людей (и всех их потомков) без утешения. Он тогда же дал им обетование, которое должно было поддерживать их в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни. Изрекая змею Свой суд, Господь сказал: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно (в переводе семидесяти - Он) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3.15). Это обетование о «семени Жены» является первым обетованием о Спасителе мира и часто называется «Первоевангелием», что не случайно, т.к. в этих кратких словах пророчески говорится о том, как Господь намерен спасти падшее человечество. То, что это будет именно Божественное действие, ясно из слов «вражду положу» – человек, ослабленный грехом, не может самостоятельно восстать против рабства лукавого, и здесь требуется вмешательство Бога. При этом Господь действует («сила бо моя в немощи совершается» (2 Кор.12.9)) через слабейшую часть человечества – через женщину. И как сговор жены с змием привел к падению людей, так и вражда жены и змия приведет к их восстановлению, что таинственно показывает важнейшую роль в нашем спасении Пресвятой Богородицы. Употребление странного словосочетания «семя жены» указывает на безмужнее зачатие Пречистой Девы. Использование в переводе LXX местоимения «Он» вместо «оно» свидетельствует о том, что еще до Рождества Христова многими иудеями это место понималось как указание не столько на потомство жены в целом, сколько на единственное лицо, на Мессию-Спасителя, Который сокрушит главу змия-диавола и спасет людей от его владычества. Змей лишь может жалить Его «в пяту», чем пророчески указывается на Крестных страданиях Спасителя.

После суда Божия Господь сделал Адаму и Еве кожаные одежды. Эти одежды являются и напоминанием о грехе, через который люди лишились чистоты и невинности, и свидетельством милости Божией, т.к. одежда была необходима человеку для защиты от действия внешних сил на его тело. Кроме того, многие христианские толкователи полагают, что при сотворении кожаных одежд (т.е. из шкур животных) Господь научил первых людей приносить животных в жертву Себе, чем прообразовательно указывает на будущую Жертву Спасителя.

По облечении людей в кожаные одежды Господь изгоняет их из рая: «и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни» (Быт. 3, 24), которого они через свой грех сделались теперь недостойными. Человек впредь не допускается к нему, «как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт.3.22). Господь не хочет, чтобы человек, вкусив плоды древа жизни, остался вечно пребывающем во грехе, ведь телесное бессмертие человека только лишь утвердило бы его духовную смерть. И этим показывается, что телесная смерть человека есть не только кара за грех, но и благодеяние Бога по отношению к людям.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы Православия

На сайте allrefs.net читайте: "Основы Православия"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Грехопадение прародителей и его последствия, понятие о первородном грехе, обетование о Спасителе (Быт. 3.15).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Значение понятий «Ветхий Завет», «Библия».
Библия - слово греческое, на русский язык переводится словом «книги». Она была названа так, потому что содержит в себе много книг. Библия - это собрание книг, на

Священное Писание как одна из форм Священного Предания.
«Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные

Происхождение мира и грехопадение прародителей
  Библейское повествование о творении мира и человека Священная Библия на первых своих страницах (Быт. 1-2 гл.) сообщает нам тайну пр

Начало Истории падшего человечества. всемирный потоп.завет Бога с Ноем.
  Духовно-нравственное состояние допотопного человечества. Каин и Авель. Каиниты и сифиты. «Адам познал Еву, жену свою; и она зача

Всемирный потоп.
Тем не менее, зло стало быстро распространяться в мире; не избежали его и потомки Сифа. Они стали смешиваться с потомками Каина и повторять их злодеяния. «И увидел Господь [Бог], что велико разв

Завет Бога с Ноем.
Так как Ной со своим семейством являлся новым родоначальником человечества на земле, то Бог повторил ему благословение, данное прародителям: «И благословил Бог Ноя и сыновего, и сказал им: плоди

Сыновья Ноя. История Хама. Благословение Сима и Иафета.
После потопа опять началась обыденная жизнь с ее обычными заботами и трудами. Ной был примером благочестия, трудолюбия и других добродетелей для своих сыновей. Но слаб человек в борьбе с грехом, да

Вавилонское столпотворение и рассеяние народов
Но люди расселились по земле не сразу. Сначала они жили в Араратской долине одним большим семейством и говорили на одном языке. Желая вернуться на родину своих отцов, люди стали переселяться в Сена

Призвание Авраама и переселение его в обетованную землю.
Чтобы отдалить праведника от идолопоклоннической среды, Господь повелевает Фарре с Аврамом и их родственниками переселиться с юга Месопотамии, из города Ура Халдейского, в Палестину, землю Ханаанск

Завет Бога с Авраамом.
Великое обещание было подтверждено заветом, заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени при посредстве рассеченных животных. Во время напавшего на Аврама глубокого сна Господь о

Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель Содома и Гоморры.
После подтверждения завета с Богом Авраам становится «другом Божиим» и живет в постоянном и тесном общении с Ним. Однажды, Господь явился Аврааму с двумя Ангелами в образе человеческом. В знойный д

Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу.
Наконец, пришло время, когда должно было исполниться великому обетованию, полученному Авраамом от Господа. Аврааму было сто, а Сарре девяносто лет, когда у них на стоянке в Вирсавии родился давно о

Исав и Иаков. Покупка первородства у Исава и хитрость Иакова.
Исаак был единственным наследником всех обетований Божиих, которые были даны его отцу Аврааму и были повторены Богом ему самому (Быт. 26.3-5,24). Исааку было шестьдесят лет, когда жена его Ревекка

Лестница Иакова.
Исав воспылал гневом и грозил убить Иакова, но, щадя любимого отца, он решил исполнить свою угрозу после его смерти. Ревекка, опасаясь за жизнь Иакова, сказала ему: «Исав, брат твой, грозит убит

Женитьба Иакова. Его возвращение домой. Встреча с Исавом.
Поселившись у своего дяди Лавана, Иаков семь лет работал на него, чтобы взять в жены дочь Лавана — Рахиль. Однако Лаван, воспользовавшись восточным обычаем, по которому невеста во время заключения

История Иосифа. Благословение Иакова.
Из всех своих сыновей Иаков больше всего любил Иосифа за кротость и послушание и сшил ему разноцветную одежду. Братья же стали завидовать Иосифу и возненавидели его. Однажды братья пасли ста

Призвание Моисея
Прошло сорок лет жизни Моисея в изгнании. Ему уже исполнилось восемьдесят лет. Но вот, наконец, настало время, когда Моисей должен был исполнить свое призвание. Однажды он пас овец у подножия горы

Казни египетские
На границе Египта Моисей встретился с Аароном, которого Господь послал ему навстречу. Моисей открыл своему брату волю Божию и показал знамения. Когда они пришли в землю Гесем, то, прежде всего, соб

Праздник Пасхи
Наступил весенний месяц Авив (месяц колосьев, впоследствии названный Нисаном). «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяце

Дарование Синайского законодательства
В первый день третьего месяца после исхода из Египта израильтяне расположились станом в пустыне напротив горы Синай. Моисей взошел на гору, чтобы вознести благодарственную молитву Богу Авраама, Иса

Золотой телец
Пока Моисей с Иисусом Навином были на горе, среди евреев началось волнение, что показывает их духовную слабость и маловерие, ничем не отличающие евреев от других племен. «Когда народ увидел, что

У границ Ханаана. Посылка соглядателей. Сорокалетнее путешествие в пустыни
Как когда-то столб облачный и огненный вел евреев из Египта, так и теперь облако Господне над скинией указывало, когда народу Израильскому надо было отправляться в путь. «Когда поднималось облак

Завоевание Земли обетованной
Через сорок лет странствий по пустыне израильтяне подошли к границе Земли обетованной. Из всех, кто 40 лет назад вышел из пустыни, только двое дожили до этого момента и вошли в Землю обетованную –

Чудесный переход через реку Иордан.
После смерти Моисея Господь явился Иисусу Навину и сказал: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым» (Н

Падение Иерихона
Перед тем, как начать военные действия, Иисус Навин сам решил осмотреть стены города Иерихона. Когда он с этой целью приблизился к городу, вдруг недалеко от себя он увидел человека с обнаженным меч

Битва у Гаваона.
В период завоевания Земли Обетованной чудесная помощь Божия проявилась также в битве с объединенными силами хананеев у Гаваона. Разгорелся страшный бой, наголову разбитые хананеи в панике бежали, о

Религиозное состояние Израиля после смерти Иисуса Навина, наказания Божии, дарование судей.
После смерти Моисея и Иисуса Навина не нашлось среди израильтян человека, равного им по значению. Израильские племена рассеялись по Ханаану, мирным путем или с оружием в руках занимая предназначенн

Самсон.
Когда евреи опять начали увлекаться идолопоклонством, национальное единство их стало слабеть, и они вскоре попали под власть филистимлян. Закаленные в боях воины, закованные в железо, которое мало

Самуил.
Подростком мать привела Самуила в Силом и отдала первосвященнику Илию для служения Господу. Самуил остался жить при Скинии и воспитывался здесь под руководством первосвященника. Он был добрым и бла

Первый царь — Саул.
Однажды Господь сказал Самуилу: «Завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему – Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян

Царствование Давида
Самуил болезненно переносил разрыв с Саулом и долго скорбел о нем. Однажды явился ему Господь и сказал, чтобы он отправился в Вифлеем, в дом Иессея и помазал Его Сына Давида на царство. Когда Самуи

Соломон — мудрый судья и правитель
В момент вступления на престол Соломону было всего двадцать лет, но он оказался энергичным и мудрым правителем. Начав правление с усердной молитвы к Богу, он получил от Бога великий дар мудрости и

История и падение Северного царства, появление самарян
Иеровоам решил основать в Израиле свой центр религиозной жизни и таким образом отделиться от Иудеи не только в политическом, но и в религиозном отношении. С этой целью он построил храмы в двух горо

История и падение Южного Царства
Южное царство, в которое входили только два колена – Вениаминово и Иудино, было малочисленным, но имело большое преимущество перед Израильским царством. На его территории находился Иерусалим – цент

Пророк Илия
Святой пророк Илия жил в Израиле в период правления нечестивого царя Ахава. Под влиянием жены-язычницы Иезавели Ахав по всей стране насаждал культ поклонения Ваалу, Астарте и Молоху, а ревностных с

Пророк Елисей.
Пророк Елисей прославился в своей жизни особенно многочисленными чудесами. После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, вода расступилась,

Пророк Иона.
Вскоре после Елисея в Израильском царстве явился новый пророк по имени Иона. В это время за Евфратом быстро возвышалось и крепло могущественное Ассирийское царство, которое было во враждебных отнош

Пророк Исаия
Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия. Он был потомком царя Давида и находился в родственных отношениях с иудейскими царями. Исаия пророчествовал при царях Иоафаме, Ахазе и

Пророк Иеремия
Пророк Иеремия жил приблизительно сто лет спустя после пророка Исаии, во второй половине VII века до н.э. К пророческому служению он был призван в ранней молодости. В продолжение сорока лет он нес

Вавилонский плен
Вавилон в это время был величайшим и богатейшим городом мира. Попав в водоворот вавилонской жизни, некоторые евреи привыкли к ней и забыли о своей родине. Но для большинства народа память об Иеруса

Пророк Иезекииль
Иезекииль был пророком и священником. Свою молодость он провел в Иудее. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он в 597 году до н.э., за одиннадцать лет до разрушения Иерусалима, был уведен в пле

Пророк Даниил
Другим великим пророком, жившим во время вавилонского плена и поддерживавшим веру в Истинного Бога среди иудейского народа, был Даниил, который происходил из царского рода и еще мальчиком отведен б

Друзья пророка Даниила в печи вавилонской.
Вскоре друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил – подверглись тяжелому испытанию веры. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открыти

Падение Вавилонского царства. Возвращение из плена.
После смерти Навуходоносора начался упадок Вавилонского царства. В 539 году до н.э. пало царство Вавилонское. На его развалинах новый царь Кир воздвиг могучую Мидо-Персидскую монархию. За неполные

Сооружение второго храма.
Повседневная жизнь в разрушенном Иерусалиме была чрезвычайно тяжелой. Репатриантам пришлось прежде всего позаботиться о кровле над головой и очистить улицы города от развалин. Вот почему жертвенник

Деятельность священника Ездры.
С момента восстановления храма прошло сорок три года. В Вавилоне жил тогда иудейский ученый священник по имени Ездра. Люди, приезжавшие из Иерусалима, привезли ему тревожные вести о том, что иудеи

Деятельность Неемии.
Хотя Ездра провел много полезных реформ, которые сыграли громадную роль в религиозной и гражданской жизни иудейского народа, но он все-таки не смог поднять Иерусалим из руин. Этот город все еще явл

Период греческого владычества.
Царство Персидское клонилось к своему закату, а в это время на политическую арену выступило Македонское царство, во главе с его знаменитым царем и полководцем Александром, прозванным Македонским (п

Иудея под властью царей сирийских. Антиох IV Епифан.
Недовольные политикой очередного египетского царя, иудеи помогли сирийскому царю Антиоху Великому овладеть Иерусалимом. Но если сам Антиох Великий покровительствовал иудеям, последующие сирийские ц

Период римского владычества.
Римляне, завоевав весь мир, овладели также и еврейским народом. Римский полководец Помпей ввел свои легионы в Иудею и в 63 году до н.э. взял Иерусалим и увел в плен иудейского царя Аристовуля. С эт

Религиозно-нравственное состояние иудеев перед пришествием в мир Спасителя.
Вавилонский плен, явившийся Божиим наказанием за все беззакония и идолопоклонство, которым бесстыдно предавался избранный народ, послужил для него важным уроком, заставившим его глубоко задуматься

Фарисеи
Наибольшее значение в религиозной жизни евреев имела секта фарисеев. Самое слово фарисей (перушим) значит «обособленный» или «отдельный». Члены этой секты считали себя особо избранными, лучшими пре

Саддукеи
Противниками фарисеев были саддукеи, получившие название от своего вождя Садока. Саддукеи более походили на политическую партию, чем на религиозную секту. Выражаясь современным языком, эту

Иудейские рассеяния
Вавилонский плен, кроме того, что он послужил духовному возрождению евреев, имел еще и другое, более важное и глубокое значение для всего человечества. До него избранный народ жил более или менее о

Состояние языческого мира
Это необычайное взаимообщение народов в составе Римской империи имело влияние религиозно-нравственное состояние языческого мира. В Риме пришли в столкновение между собой всевозможные языческие куль

История праведного Иова.
Истинная религия и благочестие не ограничивались тесным кругом избранного рода. Отдельные праведники жили и в других местах древнего мира. Таким праведником был Иов, жизнь которого описыва

Обетования Божии Адаму и Еве, Аврааму
Страшно было наказание наших прародителей за преступление заповеди Божией; но как милосердный Отец, Бог не оставил Своих согрешивших чад без утешения, и тогда же дал им обетование, которое светлой

Исаия и другие пророки
По мере религиозно-нравственного падения народа, все явственнее и громче повторились ему обетования о Спасителе. В это время один за другим выступают пророки, которые и словом, и делом предсказываю

Ветхозаветные прообразы
Апостол Павел, определяя значение Ветхого Завета, истории его лиц и обрядов, говорит, что все это служило «тению» или предъизображением новозаветных лиц и событий (Евр. 10.1). Значение предъизображ

Пасхальный Агнец
Ветхозаветная Пасха (Исх.12) является прообразом новозаветной Пасхи, а ветхозаветный агнец – прообразом новозаветного Агнца, Господа Иисуса Христа. Закланный ветхозаветный агнец является жертвой Бо

Медный змий
За ропот на Бога и Моисея во время странствий по пустыне избранный народ постигло очередное наказание: в лагере появилось огромное количество ядовитых змей; от их укусов умерло много людей. Израиль

Ноев Ковчег
Ковчег, в котором патриарх Ной спасся от вод всемирного потопа (Быт. 6-8), предъизображает Пресвятую Деву. Много лет строился ковчег, и род человеческий долго приготовлялся к принятию Спасителя и р

Жезл Ааронов
Чудо с жезлом Аарона относится к периоду сорокалетнего странствования израильского народа по пустыне. Жезл Арона был положен в ковчег завета вместе с жезлами всех колен израилевых после бунта Корея

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги