Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение

МОПО РФ

РГПУ им. С. Есенина

Кафедра культурологии

 

 

Реферат

тема:

"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение"

Выполнила

студентка 1 курса

отделения журналистики

Творогова Е.В.

Научный руководитель

Ледовских Н.П.

 

Рязань 2003 г.


Содержание

Содержание.......................................................................................... 2

Введение. Восток - дело тонкое........................................................... 3

Общее понятие о конфуцианстве......................................................... 4

У истоков учения................................................................................. 5

"Государственная этика" Конфуция................................................... 6

Ритуал – священный закон Конфуция................................................ 7

Что есть человеколюбие и гуманность................................................ 8

Благородный и культурный человек в понимании Конфуция........ 10

Школа Конфуция............................................................................... 11

Власти и Конфуций............................................................................ 12

Заключение......................................................................................... 14

Список литературы............................................................................ 15

Введение. Восток - дело тонкое.

Восток всегда таил для европейцев множество неожиданностей. Человеку, воспитанному в традициях современной культуры, усвоившему определенные нормы поведения и склад мышления вряд ли удастся полностью понять, как и по каким законам живут люди востока. Что лежит в основе их миропонимания, мироощущения, определения места и роли человека в этой жизни? Каков он, восточный характер и темперамент? Почему они не такие, как мы? При ответе на все эти вопросы неизбежно обращение к восточной религии, имеющей вековые традиции.

Древний Китай – одна из колыбелей зарождения и причудливого переплетения учений о человеке, объединенных общей идеей. Великих Учителей Древнего Китая мало интересовали абстрактные, отвлеченные суждения о быстротечности и конечности земного бытия. В китайской религии невозможно обнаружить даже понятия Бога как такового. В начале и основе формирования национальных китайских религий – человек, его суть, его внутренняя природа, его место в этом мире. Как же определить это неведомое место, во что верить и на что опираться в исканиях истины о самом себе? На эти вопросы и пытались ответить себе и другим Учителя Древнего Китая.


Общее понятие о конфуцианстве.

По конфуцианским принципам в настоящее время живет не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Япония, Корея, Вьетнам,… Ученики Конфуция записали его высказывания, обобщив их в книге "Лунь… В этом высказывании весь Конфуций как человек и как идеал традиции. Его путь от учебы через познание "воли…

У истоков учения.

В результате кровопролитных войн выделилось 7 "сильнейших царств": Чу, Ци, Чжао, Хань, Вей, Ян и Цинь. Многие государства оказались… Что-то разладилось в Поднебесье. Разрушился стержень взаимоотношений между… Но появление примерно в одно и то же время всех крупнейших религиозно-философских систем обусловлено не только…

Quot;Государственная этика" Конфуция.

Время показало, что это наиболее удачный вариант "жизненной философии": с одной стороны, он признавал мир "тонких" материй, мир… Но воплотить в реальность самые простейшие нормы поведения не так легко, как… Великий учитель воспользовался одним из самых древних культов Китая – культом предков. Пример этих людей, их светлые и…

Ритуал – священный закон Конфуция.

Понятие "Ритуал" весьма сложно и многогранно. Сам Конфуций признавал, что "нелегко следовать Ритуалу, древние – и те не все… Нормы поведения в семье Конфуций переносил на правила поведения в государстве,…

Что есть человеколюбие и гуманность.

Какой же человек может считаться человеколюбивым? По идеи Конфуция, для этого необходимо обладать пятью главными качествами. "Тот, кто держится… В основе гуманности лежат сыновья почтительность, братская любовь и уважение к… Между тем, Конфуций не осмеливался назвать себя по истине человеколюбивым. Он также не боялся признать, что точно не…

Благородный и культурный человек в понимании Конфуция.

Думы благородного мужа всегда о возвышенном, о самом трепетном и непостижимым в культуре. По сути это и есть размышления о смысле самой культуры:… Есть и другой критерий проявления культуры в человеке – это знание меры.… О себе Конфуций отзывался критически. Ни разу он не назвал себя благородным мужем, считая это состояние пределом…

Школа Конфуция.

Конфуций одним из первых открывает бесплатные школы, подчеркивая благотворительно-возвышенный характер своего обучения. Интересно, что Учитель не… Метод обучения Конфуция кажется странным. Он говорит ни о чем, всю жизнь… Что примечательно, Конфуций отличался немалым терпением и даже снисходительностью к людям, в том числе и к своим…

Власти и Конфуций.

В другой раз Конфуций согласился принять пост. Какие же аргументы понадобились, чтобы убедить его? К мудрецу обратился некий Ян Хо, занимавший одну… - Можно ли назвать человеколюбивым человека, который, накопив богатства,… Конфуций ответил кратко:

Заключение.

Сегодня Конфуций превратился в живой символ нации, подаривший Китаю духовное долголетие. На народных картинках он чаще всего изображается в виде седого старца, окруженного десятками детей. Это символ того, что вся нация собирается вокруг Конфуция.

Прошли тысячелетия, реальный образ великого Учителя скрыли легенды и мифы. Современное конфуцианство значительно отличается от того учения, который проповедовал Конфуций, но, в тоже время, оно превратилось в особый стиль китайской жизни и во многом определяет поведение непонятной для европейцев восточной нации. Даже современные китайские чиновники – слой весьма многочисленный и влиятельный – старается вести себя по предписаниям Конфуция: они "не торопливы в словах и делах". Вряд ли большинство из них помнят это высказывание Учителя, но стиль делопроизводства именно такой – вполне традиционный.

Таким образом, влияние на менталитет современного восточного человека несомненно оказали древние культурные традиции, в том числе и заложенные Великим Учителем Конфуцием.


Список литературы.

1. "Всеобщая история искусств", т.1, М., 1993 г.

2. Энциклопедия "Аванта+" "Религии мира", т.6, ч.2, М., 1996 г.

3. "Основы современной цивилизации", под ред. Боголюбова и Лазебникова, М., 1986 г.

4. "Феномен Востока", под ред. Семенниковой, Брянск, 1995 г.