Реферат Курсовая Конспект
РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА - раздел Религия, Руководство К Изучению Священной Библейской Истории...
|
РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ
СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ
ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА
1 класс
Руководство к изучению с приложением
географических карт, рисунков,
индивидуальных заданий, контрольных вопросов
и перечнем тем для сочинений
составил священник Вадим Маркин
1994 - 98 гг.
Содержание:
Объяснительная записка к конспектам по Священной Библейской Истории Ветхого и Нового Завета 1
Конспекты по Священной Библейской истории Ветхого Завета 1
Объяснительная записка к конспектам по Священной Библейской Истории Ветхого Завета 1
КОНСПЕКТЫ 1
Вводная лекция 1
Вступление 1
Объем материала учебного года 1
Основные принципы обучения 1
Общие понятия 1
Цели и задачи курса I периода Священной Библейской Истории - Ветхого Завета 1
Главный предмет Священного Писания. 1
Разделение священных книг по времени их написании. 1
Что такое “ЗАВЕТ” 1
О богодухновенности Библии 1
Источники изъяснения Священного Писания. 1
Язык Библии 1
Переводы Священного Писания 1
Домашнее задание 1
Лекция 1 1
Книга БЫТИЕ 1
Времена патриархов (допотопное время) 1
Период первый - От сотворения мира до потопа 1
Картина сотворения мира 1
Сотворение человека 1
Грехопадение и его последствия 1
Каин и Авель 1
Два направления в жизни допотопного человечества 1
События, предшествующие Всемирному потопу 1
Домашнее задание 1
Контрольный опрос по периоду от сотворения мира до потопа 1
Лекция 2 1
Времена патриархов (послепотопное время) 1
Период второй - От Всемирного потопа до Авраама 1
Всемирный потоп 1
Жизнь Ноя после потопа 1
Родословие народов 1
Вавилонское столпотворение - смешение языков и рассеяние народов 1
Домашнее задание 1
Контрольный опрос по периоду от потопа до Авраама 1
Лекция 3 1
Период третий - От избрания Авраама до переселения еврейского народа в Египет 1
Начало истории еврейского рода 1
Призвание Авраама 1
Авраам и Лот 1
Мелхиседек, царь Салимский 1
Завет Бога с Авраамом и Обетование сына 1
Рождение Исмаила 1
Знамение Завета 1
Богоявление у дуба Мамрийского 1
Содом и Гоморра 1
Авраам и Авимелех 1
Рождение Исаака 1
Высшее испытание веры Авраама 1
Женитьба Исаака 1
Рождение Исава и Иакова 1
Исаак и Авимелех 1
Благословение Иакова и Исава 1
Сон Иакова 1
Иаков и Лаван 1
Бегство Иакова 1
Встреча Иакова с Исавом 1
Последующая жизнь Иакова 1
История Иосифа и одиннадцати братьев 1
Продажа Иосифа в рабство 1
Грех Иуды 1
Иосиф в доме Потифара 1
Иосиф истолковывает сны в темнице 1
Иосиф и Фараон 1
Братья Иосифа в Египте 1
Второе путешествие в Египет с Вениамином 1
Израильтяне в Египте 1
Переселение в Египет 1
Жизнь Евреев в Египте до смерти Иосифа 1
Пророческое благословение Иаковом колен Израилевых 1
Завещание Иакова и его смерть 1
Смерть Иосифа 1
Книга Иова 1
История Иова 1
Религиозное состояние языческих народов 1
Характеристика Патриархальной эпохи 1
Домашнее задание 1
Контрольный опрос по периоду от Авраама до переселения еврейского народа в Египет 1
Лекция 4 1
Период четвертый - От переселения еврейского народа в Египет до вступления в землю Обетованную 1
Времена вождей 1
Книга ИСХОД 1
Введение 1
Моисей 1
Призвание Моисея. Неопалимая купина 1
Десять казней Египетских 1
Исход из Египта 1
Переход через Чермное море 1
Странствование по пустыне до горы Синай 1
Синайское законодательство 1
Золотой телец 1
Сооружение скинии 1
Книга ЛЕВИТ 1
Учреждение священства 1
Книга ЧИСЛА 1
Поход до земли Обетованной 1
События сорокалетнего странствования 1
Книга ВТОРОЗАКОНИЕ 1
Пророческое благословение Моисеем народа и его кончина 1
Законодательство Моисея 1
Теократия 1
Домашнее задание 1
Контрольный опрос по периоду от переселения еврейского народа в Египет до вступления в землю Обетованную 1
Лекция 5 1
Период пятый - От вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти 1
Земля Обетованная 1
Географическое положение и природа страны 1
Внешнее политическое положение в древности 1
Современное политическое окружение 1
Население, его язык, религия и гражданское состояние 1
Книга Иисуса Навина 1
О книге Иисуса Навина 1
Вхождение в Землю Обетованную 1
Израильтяне перед Землей Обетованной 1
Соглядатаи в Иерихоне 1
Переход евреев через Иордан 1
Покорение Гая 1
Общая характеристика времен вождей 1
Времена судей 1
Книга Судей 1
О книге Судей 1
Гофониил - первый судья Израильский 1
Судья Аод 1
Судья Самегар 1
Девора и Варак 1
Судья Гедеон 1
Седьмой судья - Фола 1
Восьмой судья - Иаир 1
Девятый судья - Иеффай 1
Десятый судья - Есевон 1
Одиннадцатый судья - Елон 1
Двенадцатый судья - Авдон 1
Тринадцатый судья - Самсон 1
Миха Ефремлянин и его священник 1
Левит и его наложница 1
Характеристика периода Судей 1
Книга Руфи 1
Первая книга ЦАРСТВ 1
Общие сведения о книгах Царств 1
Первосвященник Илий - судья народа Израильского 1
Самуил - последний пророк и судия 1
Домашнее задание 1
Контрольный опрос по периоду от вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти 1
Лекция 6 1
Времена царей 1
Период шестой - От помазания царя до разделения царства еврейского 1
Пророческая песнь Анны и предсказание о Мессии 1
Царь Саул - начало царствования и падение 1
Царь Давид и Саул 1
Гибель Саула 1
Вторая книга ЦАРСТВ 1
Царствование Давида 1
Сугубый грех Давида 1
Пророк Нафан и Давид 1
Восстание Авессалома 1
Война Давида с Авессаломом 1
Возвращение Давида на царство 1
Третья книга ЦАРСТВ 1
Завещание и смерть Давида 1
Царствование Соломона 1
Храм премудрого Соломона 1
Продолжение царствования премудрого Соломона 1
Нравственное падение Соломона и его кончина 1
Характеристика времен царей 1
Домашнее задание 1
Контрольный опрос по периоду от помазания царя до разделения царства еврейского 1
Лекция 7 1
Времена разделения Царств 1
Период седьмой - От разделения царства до разрушения храма Вавилонянами 1
Разделение царства 1
Краткая характеристика и сравнение Израильского и Иудейского царств 1
История царства Израильского 1
Иеровоам и произведенный им религиозный раскол 1
Человек Божий из Иудеи 1
Иеровоам - первый царь Израильский 1
Ахав - седьмой царь Израильский 1
Пророк Илия 1
Войны Ахава с Сирией 1
Первый поход Ахава на Сирию 1
Второй поход Ахава на Сирию 1
Виноградник Навуфея 1
Третий поход Ахава на Сирию 1
4 книга ЦАРСТВ 1
Охозия - восьмой царь Израильский 1
Пророк Елисей 1
Царь Израильский Ииуй и его приемники 1
Смерть пророка Елисея 1
Иеровоам II - царь Израильский (4 Цар. 14, 23-29) 1
Книга пророка ИОНЫ 1
Пророк Иона 1
Начало падения царства Израильского 1
Осия - двадцатый, последний царь Израиля - падение царства Израильского 1
Священное Писание о причинах гибели Израильского царства 1
Заселение Израиля новыми пришельцами 1
Книга ТОВИТА 1
История царства Иудейского 1
Слабость и нечестие Ровоама и Авии 1
Благочестивое царствование Асы и Иосафата 1
Иоас - восьмой царь Иудейский 1
Ахаз - двенадцатый царь Иудейский 1
Пророк Исаия 1
Езекия - тринадцатый царь Иудейский 1
Манассия - царь Иудейский 1
Падение Ассирийской монархии 1
Книга ИУДИФИ 1
Иосия - шестнадцатый царь иудейский 1
Падение царства Иудейского 1
Пророк Иеремия 1
Разрушение Иерусалима и Храма 1
Внутреннее состояние избранного народа в период разделения царства 1
Домашнее задание 1
Контрольный опрос по периоду от разделения Царства до разрушения храма Вавилонянами 1
Лекция 8 1
Времена Вавилонского владычества 1
Период восьмой - Вавилонское владычество 1
Внешнее и религиозное состояние Иудеев 1
Пророческая деятельность Иезекииля 1
Пророк Даниил 1
Три чуда с Навуходоносором 1
Сон Навуходоносора об истукане и камне от горы (Дан. 2): 1
Золотой истукан и три отрока в раскаленной пещи (Дан. 3) 1
Умопомешательство Навуходоносора (Дан. 3, 98 - 4) 1
Падение Вавилона 1
Даниил во рву львином 1
Последние видения Даниила 1
Манифест об освобождении пленников 1
Судьба Вавилона 1
Домашнее задание 1
Лекция 9 1
Времена всеобщего ожидания Спасителя 1
Период девятый - Состояние ветхозаветной церкви от возвращения Иудеев из плена до Рождества Христова 1
1. Продолжение Персидского владычества 1
Возвращение Иудеев из плена 1
Создание второго храма 1
Ездра 1
Неемия 1
Последние пророки - Аггей, Захария и Малахия 1
Книга ЕСФИРЬ 1
История Есфири и Мардохея 1
2. Времена греческого владычества 1
3. Маккавеи и их подвиги для церкви и государства 1
4. Иудеи под владычеством римлян 1
Царствование Ирода 1
Религиозно-нравственное состояние иудеев по возвращении их из плена 1
Состояние языческого мира 1
Общее ожидание Спасителя 1
Домашнее задание 1
Контрольный опрос по периоду от Ездры до Рождества Христова: 1
Контрольный опрос по всему Ветхозаветному периоду Священной Библейской истории 1
1. Общий ход 1
2. Ориентация в книгах Священного Писания 1
3. Имена, названия и термины 1
4. География 1
5. Даты 1
6. Рассказать наизусть 1
Главные вехи Священной Истории Ветхого Завета (повторение) 1
Конспекты по Священной Библейской истории Нового Завета 1
Объяснительная записка к конспектам по Священной Библейской Истории Нового Завета 1
КОНСПЕКТЫ 1
Лекция 1 1
Период первый - От Рождества Спасителя до Его Крещения 1
События, предваряющие Рождество Христово 1
Рождество, детство и отрочество Спасителя мира 1
Крещение Спасителя 1
Домашнее задание 1
Контрольные вопросы по первому периоду - от Рождества Спасителя до Его Крещения 1
Лекция 2 1
Период второй - Общественное служение Спасителя 1
Начало общественного служения 1
Период от первой Пасхи до второй 1
Период от второй Пасхи до третьей 1
Домашнее задание 1
Контрольные вопросы по второму периоду - Общественное служение в Галилее 1
Лекция 3 1
Период третий - Великая Страстная седмица 1
Домашнее задание 1
Контрольные вопросы по третьему периоду - Великая Страстная седмица 1
Лекция 4 1
Период четвертый - Воскресение Господа Иисуса Христа 1
Домашнее задание 1
Контрольные вопросы по четвертому периоду - Воскресение Господа Иисуса Христа 1
Главные вехи Священной Истории Нового Завета (повторение) 1
Приложения 1
Картографический материал 1
Синхронизация событий Библейской Истории и Истории Древнего мира 1
Перечень кратких исторических справок, данных в конспекте 1
Список иллюстраций 1
Перечень мер 1
Планирование преподавания. Сетка часов 1
Конспекты по Священной Библейской истории Ветхого Завета
КОНСПЕКТЫ
Вводная лекция
Вступление
Объем материала учебного года
? Изложение общих понятий.
? Библейская история Ветхого завета (основные события в их взаимосвязи).
? Библейская история Нового завета (события земной жизни Спасителя).
Основные принципы обучения
? Обязательное чтение Священного Писания.
? Тщательная подготовка к уроку.
? Постоянный опрос каждого.
? Многие отрывки наизусть (помогают глубоко осмыслить содержимое, помощь в дальнейших проповедях).
? Сочинения.
? Иметь на уроке: Священное Писание, учебное пособие, тетрадь с конспектами, ручка.
Общие понятия
Главный предмет Священного Писания.
Главным предметом Священного Писания является дело спасения человечества, совершенное воплотившимся Сыном Божиим. В Ветхом Завете дело человеческого спасения раскрывается как событие будущего в прообразованиях и пророчествах; в Новом Завете изображается самое событие нашего спасения чрез пришествие Господа и Его искупительный подвиг.
Разделение священных книг по времени их написании.
- Два раздела Библии. Ветхий и Новый Завет: принципы разделения.
По времени своего написания Священные книги разделяются на ветхозаветным и новозаветным. Первые написаны богодухновенными и богопросвященными мужами до пришествия Христа Спасителя (за время с XIII в. по I век до Р. Х. а, вторые написаны богодухновенными евангелистами и апостолами после рождения Христа и совершенного Им дела искупления (в течение I-го века после Р. Х.). Число ветхозаветных книг по заглавиям - 50, новозаветных - 27).
- Слово “БИБЛИЯ” (греч. ?????? означает изначально “кора папируса” или “бумага папируса”, а позднее греками так означалось слово “книга”. Слово “??????” означает с греческого “свод книг определенного содержания”, то есть то же, что по-русски “библиотека”. Определенность содержания всех книг Священного Писания (учение о спасении души).
- Полный состав священных книг называется различно: Закон (Исх. 10, 34), Слово Божие (Лк. 11, 28), Писание (2 Тим. 3, 16; Мф. 21, 42), святые Писания (Рим. 1, 2), Священное Писание (2 Тим. 3, 15), Ветхий Завет (2 Кор. 3, 14).
Что такое “ЗАВЕТ”
- Слово “Завет” (евр. “берит” - “союз, договор, условие”, это союз между Богом и человеком).
- История установления Завета: установление Завета, как отношение между Богом и человеком, еще в раю[1] (“Вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои” - Сир. 17, 10); нарушение Завета грехопадением, но Обетование о “семени жены” (“И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” - Быт. 3, 15), которое сокрушит силу диавола и даст людям вечное блаженство. Завет заключается с избранным племенем Сима. Затем Завет заключается с отдельным родом, происходящим от Авраама (Быт. 15), чрез Исаака (Быт. 17, 19) и через Иакова (Быт. 28, 4). Синайский Завет Бога с потомками Авраама, Исаака и Иакова подтверждает, что Израиль должен быть “царством священников и народом святым” (Исх. 19, 6) и приготовить всех людей к принятию Мессии, Ходатая Нового Завета, Который принесет на землю спасение чрез Свое воплощение и крестную смерть. Господь Иисус Христос “И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая” (Мк. 14, 22-24 - Тайная Вечеря) - чрез Рождество и смерть и Воскресение восстановление Завета со всеми людьми: возвращение к первоначальному Завету в раю.
Домашнее задание
? Выписать из Священного Писания отрывки, в которых Священное Писание определяется в различных названиях (Закон (Втор. 31, 26). Слово Божие (Лк. 11, 28), Писание (2 Тим. 3, 16; Мф. 21, 42), святые Писания (Рим. 1, 2), Священное Писание (2 Тим. 3, 15), Ветхий Завет (2 Кор. 3, 14)).
? Сделать выписки из Священного Писания о его богодухновенности (Исх. 4, 12; Иез. 1, 3; 6, 1 - Ветхий Завет; Мф. 22, 43; Мк. 12, 36; Деян. 1, 16; 2 Петр. 1, 21 - Новый Завет).
Повторить вопросы:
1. Библия или книги Священного Писания: два раздела Библии, что означает слово Библия.
2. Что такое “Завет”: значение слова “Завет”, история установления Завета.
3. О богодухновенности Библии: понятие богодухновенности, соотношение воли человека и воли Божией, вопрос признания богодухновенности.
4. Язык Библии: язык оригинала Священного Писания, перевод Семидесяти толковников, переводы на арамейский, латинский, церковно-славянский, арабский и русский языки.
Лекция 1
Книга БЫТИЕ
Период первый - От сотворения мира до потопа
Период первый охватывает собой время от сотворения мира (5058 год до Р.Х.) до Великого потопа (3246 г. до Р.Х.).
Первый период описывается в первых 6-ти главах книги Бытие.
Сотворение человека
Быт. 2, 7-10: Сотворение[4] человека. Блаженная жизнь людей в раю.
Быт. 2, 11-14: Описание Рая.
Быт. 2, 15-17: Дерево познания добра и зла. Первая заповедь Бога к человеку.
Быт. 2, 18-25: Наречение тварей. От Адама[5] происходит жена[6].
Грехопадение и его последствия
Быт. 3, 1-7: Искушение и грех Адама и Евы.
Праведный суд Божий:
Быт. 3, 8-13: Обличение во грехе: призыв Господа к покаянию.
Быт. 3, 14-15: Проклятие змея. Обетование[7] Божие всему человечеству (Быт. 3, 15).
Быт. 3, 16: Осуждение Еве.
Быт. 3, 17-19: Осуждение Адаму.
Быт. 3, 20-24: Жена получает имя Ева[8]. Изгнание из сада Едемского.
Покаяние, как путь возвращения к Отцу.
Каин и Авель
Установление жертвоприношений и их религиозно-прообразовательное значение.
Быт. 4, 1-7: Жертвоприношения Каина[9] и Авеля[10]. Предупреждение Божие к Каину.
Быт. 4, 8-16: Каин убивает Авеля. Проклятие Божие.
Священное Писание о внешнем и внутреннем человеке. Призыв к покаянию человека.
События, предшествующие Всемирному потопу
Быт. 6, 3: Предупреждение Божие, призыв к покаянию.
Быт. 6, 4: Рождение исполинов от брака сынов Божиих с дочерьми человеческими.
Быт. 6, 5-7: Нечестие людей. Гнев Божий.
Быт. 6, 8-10: Благословенная жизнь Ноя.
Быт. 6, 11-13: Разрастание зла в мире, - дерзкое неверие и нежелание покаяния.
Быт. 6, 14-22: Строительство[21] Ноем ковчега.
Домашнее задание
ПЕРИОД ПЕРВЫЙ - От сотворения мира до потопа
? Выписать из Священного Писания события шести дней творения и Слово Божие о седьмом дне (Быт. 1 гл. - 2, 3).
? Выучить наизусть слова о начале и первом дне творении (Быт. 1, 1-5).
? Выучить наизусть слова о сотворении человека (Быт. 1, 26-28).
? Выписать из Священного Писания и выучить наизусть слова о сотворении человека (Быт. 2, 7).
? Выписать из Священного Писания и выучить наизусть слова о сотворении жены (Быт. 2, 21-24).
? Выписать в тетрадь и выучить наизусть Обетование Божие о Спасителе мира (Быт. 3, 15) и горделивые слова Ламеха (Быт. 4, 24).
? Выписать в тетрадь имена десяти допотопных патриархов и выучить их наизусть.
Повторить вопросы:
1. Сотворение мира: дни творения.
2. Сотворение человека.
3. Грехопадение и его последствия.
4. Каин и Авель.
5. Два направления в жизни допотопного человечества: потомство Каина и потомство Сифа.
6. События, предшествующие Великому потопу.
Лекция 2
Времена патриархов (послепотопное время)
Период второй - От Всемирного потопа до Авраама
Жизнь Ноя после потопа
Ной[23] - новый родоначальник человечества на земле. Жертвоприношение Ноя.
Быт. 8, 13-19: Выход Ноя из ковчега.
Быт. 8, 20-22: Устроение жертвенника.
Быт. 9, 8-17: Повторение благословения, некогда данное первым людям. Радуга - знамение Завета.
Родословие народов
Быт. 9, 18-27: Пророческое обращение Ноя к сыновьям.
Сим[24], Хам[25] и Иафет[26], - начальники трех родословных линий человечества. Важность родительского благословения.
Вавилонское столпотворение - смешение языков и рассеяние народов
Быт. 11, 1-9: Логичное завершение пути Хамова - горделивая мысль о великой Вавилонской[27] башне. Смешение языков. Расселение людей по всей земле[28].
Идолопоклонство - закономерный результат жизни вне Бога (см. Рим. 1, 21-24).
Домашнее задание
ПЕРИОД ВТОРОЙ - От потопа до Авраама
? Выписать из Священного Писания и выучить наизусть Завет Бога с Ноем (Быт. 9, 8-11).
? Выписать из Священного Писания и выучить наизусть благословение Ноем его сыновей (Быт. 9, 25-27).
Повторить вопросы:
1. Всемирный потоп.
2. Жизнь Ноя после потопа.
3. Родословие народов.
4. Вавилонское столпотворение - смешение языков и родословие народов.
Лекция 3
Период третий - От избрания Авраама до переселения еврейского народа в Египет
Начало истории еврейского рода
Сим - Арфаксад - Каинан - Сала - Евер[29] - Фалек - Рагав - Серух - Нахор - Фарра[30] - Авраам[31] (Быт. 11, 10-26: Родословие (Толедот) Сима).
Авраам и Лот
Спор между пастухами Лота[35] и пастухами Авраама (Быт. 13, 2-7).
Лот избирает себе Содом (Быт. 13, 8-13).
Быт. 13, 14-18: Повторение Обетования Аврааму. Поселение Авраама у дубравы Мамре, что в Хевроне.
Война царей. Захват Содома и Гоморры. Лот в плену (Быт. 14, 1-12).
Авраам освобождает Лота из плена (Быт. 14, 13-16).
Мелхиседек, царь Салимский
Быт. 14, 17-24: Встреча[36] Мелхиседеком Авраама. Царь и пророк Салима[37] Мелхиседек[38] - прообраз великого Первосвященника Нового завета. Пример благочестия в ином народе.
Завет Бога с Авраамом и Обетование сына
“Благословятся в тебе все племена земные” (Быт. 12, 1-3 - см. стр. 1).
Быт. 15, 1-6: Обетование сына.
Жертвоприношение Авраама (Быт. 15, 7-11).
Обетование земли (Быт. 15, 17-21).
Рождение Исмаила
Сара[39] отдает Агарь[40] Аврааму. Агарь изгоняется Сарой (Быт. 16, 1-6).
Быт. 16, 7-14: Обетование Божие Агари.
Рождение Исмаила[41] (Быт. 16, 15-16).
Богоявление у дуба Мамрийского
Быт. 18, 1-8: Явление Бога Аврааму в виде трех странников. Образ Пресвятой Троицы у дуба Мамрийского[43]. Прообраз новозаветного Богоявления.
Обетование рождения сына. Смех Сарры (Быт. 18, 9-15).
Извещение Божие о конце Содома и Гоморры (Быт. 18, 17-21).
Быт. 18, 22-33: Заступничество Авраама. О силе молитвы праведника.
Содом и Гоморра
Быт. 19, 1-11: Лот принимает двух ангелов. Суть содомского греха.
Быт. 19, 12-14: Зятья Лота не верят ему.
Быт. 19, 15-23: Семья Лота покидает Содом. Путь нечестивца погибнет. Об ангельской помощи. Необходимость решительности при оставлении нечестия.
Быт. 19, 24-28: Разрушение Содома[44] и Гоморры[45].
Грех дочерей Лота. Происхождение Моавитян[46] и Аммонитян[47] (Быт. 19, 30-38).
Авраам и Авимелех
Переселение[48] Авраама. Грех неведения Авимелеха[49] (Быт. 20, 1-7).
Молитва Авраама об Авимелехе (Быт. 20, 8-18).
Рождение Исаака
Быт. 21, 1-7: Рождение и обрезание Исаака[50].
Изгнание из дома Авраама Агари и Исмаила (Быт. 21, 15-21).
Авраам переселяется в Вирсавию[51] (Быт. 21, 33-34).
Высшее испытание веры Авраама
Быт. 22, 1-8: Бог испытывает Авраама. Повеление Божие принести в жертву своего единственного сына Исаака на горе Мориа[52]. Непоколебимость Авраама в послушании Богу.
Быт. 22, 9-14: Бог останавливает Авраама[53]. Исаак, как прообраз жертвы Спасителя мира.
Быт. 22, 15-19: Повторение благословения Божия к Аврааму.
Смерть и погребение Сарры (Быт. 23).
Рождение Исава и Иакова
Быт. 25, 19-26: Рождение Исава[56] и Иакова[57]: “больший будет служить меньшему”.
Быт. 25, 27-34: Исав продает свое первородство. О пренебрежении к отеческому благословению. Исав - начальник рода Идумеян.
Исаак и Авимелех
Быт. 26, 1-5: Исаак переселяется в Герар[58]. Подтверждение завета Исааку.
Исаак обманывает Авимелеха о Ревекке (Быт. 26, 6-11).
Богатство Исаака. Засыпание колодцев. Зависть Филистимлян (Быт. 26, 12-16).
Спор Исаака с Авимелехом о колодцах. Союз между Исааком и Авимелехом. Исаак поселяется в Вирсавии (Беэршива) (Быт. 26, 17-33).
Сон Иакова
Быт. 28, 10-22: Иаков в Вефиле[62]. Сон Иакова на камне. Лествица[63] - чудесный символ божественного промышления о земле, прообраз Пресвятой Богородицы. Повторение Иакову Обетования, данного некогда Аврааму и Исааку.
Бегство Иакова
Иаков уходит незаметно. Рахиль похищает идолов отца (Быт. 31, 17-22).
Лаван догоняет Иакова на горе Галаад[66] (Быт. 31, 23-32).
Лаван ищет похищенных идолов (Быт. 31, 33-42).
Иаков и Лаван заключают союз друг с другом (Быт. 31, 43-55).
Последующая жизнь Иакова
История с Диной (Быт. 34).
Иаков переселяется в Вефиль (Быт. 35, 1-4).
Устройство жертвенника в Вефиле (Быт. 35, 5-8).
Быт. 35, 9-15: Подтверждение Обетования Иакову.
Рождение Вениамина и смерть[68] Рахили (Быт. 35, 16-21).
Смерть Исаака в Хевроне (Быт. 35, 27-29).
История Иосифа и одиннадцати братьев
Продажа Иосифа в рабство
Сновидения Иосифа[69]: ненависть к нему братьев (Быт. 37, 1-11).
Дофан[70]
Быт. 37, 12-24: Заговор против Иосифа.
Быт. 37, 25-28: Продажа Иосифа купцам. Страдания Иосифа как прообраз земных страданий Христа.
Отчаяние Рувима и безысходное горе Иакова (Быт. 37, 29-36).
Грех Иуды
Рождение Ира[71] и женитьба его на Фамари[72] (Быт. 38, 1-11).
Иуда и Фамарь (Быт. 38, 12-23).
Пощада Фамари. Рождение от Фамари и Иуды Фареса[73] и Зары[74] (Быт. 38, 24-30).
Иосиф в доме Потифара
Преуспевание Иосифа в доме Потифара[75] (Быт. 39, 1-5).
Искушение Иосифа в доме Потифара (Быт. 39, 6-18).
Иосифа безвинно заключают в темницу. Иосиф становится распорядителем в темнице (Быт. 39, 19-23).
Иосиф истолковывает сны в темнице
Виночерпию и хлебодару снятся сны (Быт. 40, 1-8).
Сон виночерпия и его истолкование Иосифом (Быт. 40, 9-15).
Сон хлебодара и его истолкование Иосифом (Быт. 40, 16-19).
Исполнение истолкований снов (Быт. 40, 20-23).
Иосиф и Фараон
Быт. 41, 1-8: Сон фараона.
Виночерпий вспоминает об Иосифе (Быт. 41, 9-13).
Фараон рассказывает свой сон Иосифу (Быт. 41, 14-24).
Быт. 41, 25-36: Иосиф истолковывает сон Фараона и подает совет.
Иосиф поставлен правителем над Египтом (Быт. 41, 37-45).
Исполнение сна (Быт. 41, 46-57).
Братья Иосифа в Египте
Иаков посылает в Египет десять сыновей своих (Быт. 42, 1-5).
Встреча Иосифа с братьями (Быт. 42, 6-17).
Иосиф выдает им хлеб (Быт. 42, 18-28).
Десять сыновей рассказывают свою встречу Иакову (Быт. 42, 29-38).
Второе путешествие в Египет с Вениамином
Иаков отпускает Вениамина[76] неохотно (Быт. 43, 1-15).
Иосиф угощает своих братьев в своем доме (Быт. 43, 16-34).
Иосиф задерживает Вениамина (Быт. 44, 1-13).
Быт. 44, 14-34: Иуда[77] выпрашивает Вениамина. Покаяние есть путь к прощению.
Быт. 45, 1-15: Иосиф открывается своим братьям .
Иосиф приглашает Иакова в Египет (Быт. 45, 16-28).
Израильтяне в Египте
Переселение в Египет
Быт. 46, 1-4: Испрашивание воли Божией о переселении.
Быт. 46, 5-7: Иаков с семейством из Вирсавии переселяется[78] в Египет.
Иосиф научает братьев просить у Фараона землю Гесем (Быт. 46, 28-34).
Иосиф извещает Фараона о прибытии его семейства из земли Ханаанской (Быт. 47, 1-6).
Иосиф и Иаков встречаются с Фараоном. Иаков благословляет Фараона. Фараон дает во владение Израилю землю Гесем[79] (Быт. 47, 7-12).
Жизнь Евреев в Египте до смерти Иосифа
Иосиф принимает меры против голода в Египте. Покупка у людей всей земли Египетской в пользу Фараона (Быт. 47, 13-26).
Обещание Иосифа Иакову не хоронить его в Египте (Быт. 47, 27-31).
Быт. 48: Иаков благословляет сыновей Иосифа: меньший Ефрем[80] предпочитается старшему Манассии[81].
Завещание Иакова и его смерть
Завещание сыновьям похоронить Иакова в Махпеловой пещере (Быт. 49, 28-32).
Быт. 49, 33:смерть Иакова.
Скорбь Иосифа и пышные похороны Иакова (Быт. 50, 1-14).
Смерть Иосифа
Быт. 50, 15-21: Милость Иосифа к своим братьям.
Быт. 50, 22-26: Смерть Иосифа.
Книга Иова
Религиозное состояние языческих народов
Следы постепенного уклонения от первоначальной истины, вырождающиеся в грубое идолопоклонство: обожествление сил, стихий природы и светил небесных. Тлевшая искра истины под пеплом языческих заблуждений.
Домашнее задание
ПЕРИОД ТРЕТИЙ - От избрания Авраама до переселения еврейского народа в Египет
? Выписать из Священного Писания и выучить наизусть Завет Бога с Авраамом (Быт. 12, 1-3).
? Выписать из Священного Писания события явления Бога Аврааму в виде трех странников (Быт. 18, 1-8).
? Выписать из Священного Писания события испытания Авраама (Быт. 22, 1-8).
? Выписать из Священного Писания и выучить наизусть благословение Исааком Иакова (Быт. 27, 27-29).
? Выписать из Священного Писания сон Иакова в Вефиле (Быт. 28, 10-22).
? Выписать из Священного Писания текст выспрашивания Иудой Вениамина у Иосифа-царедворца.
? Выписать из Священного Писания и выучить наизусть благословение Иаковом Иуды (Быт. 49, 8-12).
? Выписать из Священного Писания в их историческом порядке и выучить наизусть имена Библейских патриархов от Адама до Иосифа.
Повторить вопросы:
1. Начало истории еврейского рода.
2. Призвание Авраама.
3. Авраам и Лот.
4. Мелхиседек, царь Салимский.
5. Завет Бога с Авраамом и Обетование сына.
6. Рождение Исмаила.
7. Знамение Завета.
8. Богоявление у дуба Мамрийского.
9. Содом и Гоморра.
10. Авраам и Авимелех.
11. Рождение Исаака.
12. Высшее испытание веры Авраама.
13. Женитьба Исаака.
14. Рождение Исава и Иакова.
15. Исаак и Авимелех.
16. Благословение Иакова и Исава.
17. Сон Иакова.
18. Иаков и Лаван.
19. Бегство Иакова.
20. Встреча Иакова с Исавом.
21. Последующая жизнь Иакова.
22. История Иосифа и двенадцати братьев.
23. Израильтяне в Египте.
24. История Иова.
25. Религиозное состояние языческих народов.
26. Характеристика Патриархальной эпохи.
Лекция 4
Период четвертый - От переселения еврейского народа в Египет до вступления в землю Обетованную
Времена вождей
Времена вождей продолжаются от событий исхода Израильтян из Египта (1250 г. до Р.Х.) до окончания событий завоевания земли Обетованной и смерти Иисуса Навина (1175 г. до Р.Х.) - последнего вождя народа Израильского, то есть охватывают собою время в 75 лет.
Четвертый и часть пятого периода нашей истории принадлежит ко временам вождей.
Времена вождей описывают книги Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Книга ИСХОД
Введение
Размножение Израиля в Египте (Исх. 1, 1-7).
Исх. 1, 8-14: Еврейский народ после прихода нового царя Рамсеса[88] II постепенно становится рабом.
Приказ повивальным бабкам от Фараона об убиении рождающихся еврейских младенцах (Исх. 1, 15-22).
Моисей
Исх. 2, 1-10: Рождение и воспитание Моисея[89].
Моисей защищает Еврея от Египтянина и убивает его. Один из Евреев упрекает Моисея (Исх. 2, 11-15а).
Бегство Моисея в землю Мадиамскую[90] (Исх. 2, 15б).
Женитьба Моисея на Сепфоре[91] (Исх. 2, 16-21).
Рождение у Моисея и Сепфоры сыновей Гирсама[92] и Елиезера[93] (Исх. 2, 22).
Призвание Моисея. Неопалимая купина
Исх. 3, 1-22: Беседа Моисея с Богом. Призвание Моисея при горе Хорив[94]. Неопалимая купина как прообраз Пресвятой Богородицы.
Исх. 4, 1-9: Моисей получает дар чудотворения.
Исх. 4, 10-17: Аарон[95] дан в помощь Моисею.
Смерть Фараона. Возвращение Моисея со всем семейством в Египет (Исх. 4, 18-26).
Исх. 4, 27-31: Встречча Моисея и Аарона. Вдохновение народа Израильского.
Исход из Египта
Исх. 12, 37-42: Пасхальная ночь. Опресноки[101].
Исх. 13, 17-22: Столп облачный и огненный.
Переход через Чермное море
Исх. 14, 1-31: Переход через Чермное[102] море. Гибель всего воинства фараона.
Спаситель народа Израильского, как прообраз Спасителя мира. Переход по дну моря, как прообраз святого крещения.
Сооружение скинии
(Исх. 35-40)
Святилище, как место особого присутствия Божия. Коренное отличие между золотым изваянием в виде тельца и построенной скинией.
Исх. 40, 34-38: Слава Господня наполняет Скинию.
Книга ЛЕВИТ
Учреждение священства
О законах и правилах Богослужения (Лев. 1 - 7).
Правила о священниках (Лев. 8 - 10):
Лев. 8, 1-13: Помазание священников.
Лев. 10, 1-3: Огонь чуждый. Смерть Надава и Авиуда[118].
Книга ЧИСЛА
Книга ВТОРОЗАКОНИЕ
Законодательство Моисея
Книга закона - в святой скинии. Моисеев закон, как образец справедливости (о книге Второзаконие).
Теократия
Теократическая[135] форма правления - образец высшего и идеального духовного правления.
Домашнее задание
ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ - От переселения в Египет до вхождения в землю Обетованную
? Выписать из Священного Писания беседу Бога с Моисеем (Исх. 3, 1-22);
? Выписать из Священного Писания событие установления Пасхи (Исх. 12, 1-28);
? Выписать из Священного Писания ропот сынов Израилевых (Исх. 16, 1-3);
? Выписать из Священного Писания и выучить наизусть Десять Заповедей (Исх. 20, 1-17);
? Выписать из Священного Писания и выучить наизусть последние слова книги Исход, слава Господня наполняет скинию (Исх. 40, 34-38);
? Выписать из Священного Писания и выучить наизусть повеление Божие читать книгу Закона перед всем Израилем (Втор. 31, 11);
? Выписать из Священного Писания явление Господа Моисею и Иисусу Навину (Втор. 31, 14-23).
Повторить вопросы:
1. Жизнь Израильтян в Египте.
2. Жизнь Моисея.
3. Призвание Моисея при горе Хорив.
4. Десять казней египетских.
5. Исход. История установления Ветхозаветной пасхи.
6. Переход через Чермное море.
7. Странствование по пустыне до горы Синай.
8. Синайское законодательство.
9. Золотой телец.
10. Строительство скинии. Учреждение священства.
11. Поход до земли Обетованной.
12. Двенадцать соглядатаев в Земле Обетованной.
13. События сорокалетнего странствования по пустыне.
14. Пророческое благословение Моисеем народа и его кончина.
15. Законодательство Моисея.
16. Теократическая форма правления.
Лекция 5
Период пятый - От вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти
Земля Обетованная
Современное политическое окружение
Книга Иисуса Навина
Вхождение в Землю Обетованную
Израильтяне перед Землей Обетованной
Итак, Израильтяне стояли теперь на границе Земли Обетованной.
“1 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву:
Когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их.
Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла.
17 И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все [сыны] Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан.” (Нав. 3).
Так произошел переход евреев через Иордан.
Название Иордан означает “течение”, “ниспадение” или по другому – “река”. Эта священная река протекает вдоль всей Палестины и разделяет ее на две половины. Впервые в Священной истории эта река упоминается в книге Бытия (13, 10: “Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская”).
Свое начало Иордан берет в горах Ермон и Антиливан. Река образуется от нескольких потоков: один течет в Тель-Эль-Кади на западе от Баниаса. Второй источник находится в 6 километрах к северу от Тель-Эль-Кади. Третий источник находится близ Хазбеи, в 19 километрах к северу от Тель-Эль-Кади (холм судей). Кроме того имеются еще несколько источников. Все эти источники сливаясь образуют озеро Маррон (ныне Эль-Гуле). А в расстоянии чуть меньше часа пути ниже озера Маррон построен мост из базальтовых камней с арками. По верованию местных жителей здесь патриарх Иаков переправлялся через реку, возвращаясь из Месопотамии. Через четыре километра затем Иордан вливается в Геннисаретское озеро. Выступив из озера Иордан своим течением образует Иорданскую долину и наконец вблизи Иерихона Иордан впадает в Мертвое море.
Итак, весь народ переходит через Иордан.
Первое, что делает Израиль при своем соприкосновении с землей Обетованной, было строительство жертвенника. Так повелел Господь.
“4 Иисус призвал двенадцать человек, которых назначил из сынов Израилевых, по одному человеку из колена,
5 и сказал им Иисус: пойдите пред ковчегом Господа Бога вашего в средину Иордана и [возьмите оттуда и] положите на плечо свое каждый по одному камню, по числу колен сынов Израилевых,
6 чтобы они были у вас [лежащим всегда] знамением; когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: `к чему у вас эти камни?',
7 вы скажете им: `в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа [всей земли]; когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась'; таким образом камни сии будут [у вас] для сынов Израилевых памятником на век.” (Нав. 4).
Так, на ночлеге, в Галгале, недалеко от места перехода Израиля через Иордан, оказались 12 камней со дна реки, которые стали первым жертвенником в Земле Обетованной после возвращения Израильтян из Египта.
12 других камней были поставлены на дне реки, на месте, где стояли ноги священников:
“9 И [другие] двенадцать камней поставил Иисус среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, несших ковчег завета [Господня]. Они там и до сего дня.” (Нав. 4).
Как только все Израильтяне перешли через Иордан, и перешел Иордан Ковчег Завета, последними из реки вышли священники.
Переход евреев через Иордан (Нав. 3-4):
Нав. 3, 14-17: Начало перехода: воды Иордана разделяются;
Двенадцать камней из Иордана и двенадцать камней в Иордане (Нав. 4, 1-14);
Нав. 4, 15-18: Окончание перехода;
Нав. 4, 19-24: Значение двенадцати камней.
Нав. 5, 13-15: встреча Иисуса Навина с “вождем воинства Господня”[139].
Взятие Иерихона[140] (Нав. 6):
Шестидневное обнесение Ковчега вокруг Иерихона (Нав. 6, 1-13);
Крушение стен Иерихонских (Нав. 6, 14-20);
Нав. 6, 21-24: Спасение Раав;
Имя Раав или Рахав означает “широкий”, “обширный” (Отсюда происходит существительное “свобода”). Раав вышла в замужество за князя Салмона и вошла в родословную царя Давида (мать прадеда Давида) и Христа Спасителя (Мф. 1, 5).
В Новом Завете Раав упоминается трижды. Кроме указанного случая упоминания ее имени в родословии Спасителя она упоминается также: 1) “Раав блудница, - пишет апостол Иаков, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев, и отпустив их другим путем?” (Иак. 2, 25). 2) “Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными” (Евр. 11, 31).
История избавления Раав от смерти, принятие ее в общество богоизбранного народа есть история о том, как ветвь от дикой маслины приносит добрый плод.
Заклятие[141] на Иерихон (Нав. 6, 25).
Общая характеристика времен вождей
Времена судей
Времена судей продолжаются от окончания событий завоевания земли Обетованной и рождении Гофониила (1175 г. до Р.Х.) до избрания Саула - первого царя Израильского (1030 г. до Р.Х.), то есть охватывают собою время в 145 лет.
Большая часть пятого периода нашей истории относится ко временам Судей.
Времена Судей описаны в книгах Судей, Руфь и в Первой книге Царств.
Книга Судей
О книге Судей
Суд. 2, 1-4: основная идея книги - зависимость благоденствия Израиля от его верности Богу.
Судьи - обличители народа Израильского (книга Судей “софетим” - Евр, “крите” - греч. В названии - главный предмет содержания).
Силом[144] - столица страны, местонахождение скинии.
Гофониил - первый судья Израильский
Дальнейшая история Израиля - уклонение в идолопоклонство и обращение народа к Богу во время постигавших их бедствий.
Союз с хананеями (дружба, брачные связи, идолопоклонство - служение Ваалам[145] и Астартам[146] (Суд. 2, 10-13).
Суд. 3, 8: иудеи в руках у месопотамского царя Хусарсафема[147].
Суд. 3, 9-11: избавление народа через судью Гофониила[148].
Сорокалетнее спокойствие.
Судья Аод
Суд. 3, 12: очередное падение народа израильского.
Восемнадцатилетний плен у царя моавитанского (Суд. 3, 13-14).
Аод[149] убивает поработителя Еглона[150] (Суд. 3, 15-26).
Освобождение израильтян на восемьдесят лет (Суд. 3, 30).
Судья Самегар[151]
Суд. 3, 31.
Миха Ефремлянин и его священник
Пример ужасного нравственного и общественного расстройства израильского народа в период управления судей:
Миха[171] делает истукан у себя в доме (Суд. 17, 1-6: безумство сына и матери).
Самовольное посвящение в священники.
Сыны Дановы[172] забирают у Михи идолов и священника (Суд. 18, 14-20: безумство целого колена).
Особое святилище из истукана Михина в противовес “Дому Божию” в Сихеме.
Левит и его наложница
Яркий пример ужасного нравственного состояния.
Левит едет в Вифлеем за своею наложницей[173] (Суд. 19, 1-9).
Ночевка в Гиве Вениаминовой[174] (Суд. 19, 10-15).
Гостеприимство старика ефремлянина (Суд. 19, 16-21).
Суд. 19, 22-26: изнасилование наложницы - знакомое нам описание содеянного в Содоме.
Суд. 19, 27-30: гнев левита.
Война между Израилем и Вениамином (Суд. 20).
Первая книга ЦАРСТВ
Общие сведения о книгах Царств
Книги Царств относятся к историческим книгам Ветхого Завета.
В еврейской Библии: 4 книги объедены в два отдела - первый, состоящий из 1 и 2 книги Царств, озаглавлен “Сефер Шемуэль”, то есть книга Самуила, описывающая жизнь и деяния пророка Самуила; второй, состоящий из 3 и 4 книги Царств, надписан “Сефер Мелахим”, т. е. книга царей, рассказывающая об истории Израильского и Иудейского царства.
В греческой Библии: 4 книги с одним надписанием, то есть Цари или книги Царств. Это деление и надписание принято и в русской Библии.
Писатели книг: 1 и 2 книги приписывают пророку Самуилу, 3 и 4, предполагают различными людьми и по частям. Учитывая все критические замечания, автором книг Царств можно назвать священника Ездру (V век до Р.Х. - после Вавилонского плена).
Охват времени всеми книгами Царств - примерно 500 лет (с рождения пророка Самуила до упоминания о Вавилонском плене 1040 - 560 г. до Р.Х.):
1 книга - история Самуила и царя Саула.
2 книга - история царя Давида.
3 книга - правление царя Соломона и разделение царства на Израильское и Иудейское.
4 книга - борьба между царством Израильским и Иудейским, ослабление их и гибель, сначала Израильского, а потом и Иудейского.
Цель написания книг: показать через историю зависимость политического благосостояния еврейского народа от чистоты его религиозно-нравственной жизни. В 3 и 4 книгах показано постепенное угасание величия израильского народа.
Домашнее задание
ПЕРИОД ПЯТЫЙ - От завоевания земли Обетованной до учреждения царской власти.
? Выписать в тетрадь пророческую песнь Анны (1 Цар. 2, 1-10) и песнь Пресвятой Богородицы (Лк. 1, 46-55) и сравнить их (письменно);
? Выписать в тетрадь и выучить наизусть отрывок из песни Анны (1 Цар. 2, 10);
? Выписать в тетрадь и выучить наизусть имена судей народа Израильского;
? Выписать в тетрадь и выучить наизусть последние строки книги Судей: “В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым” Суд. 21, 25.
Повторить вопросы:
1. Соглядатаи в Иерихоне. Раав-блудница.
2. Переход через Иордан. Взятие Иерихона.
3. События при взятии города Гай. Ахан-вор.
4. Гофониил - судья Израильский.
5. Девора и Варак. Битва с Сисарой.
6. Судья Гедеон. Особое избрание воинов на битву. Чудесное орошение руна Гедеона.
7. Судья Иеффай. Обет Иеффая.
8. История жизни судьи Самсона. Смерть Самсона.
9. Миха Ефремлянин и его священник.
10. Левит и его наложница.
11. История Руфи.
12. Первосвященник Илий и его сыновья.
13. Самуил - пророк и судия. Публичное покаяние народа.
14. Характеристика времен Судей.
Лекция 6
Времена царей
Времена Царей продолжаются от события помазания Саула (1030 г. до Р.Х.) - первого царя Израильского до периода разделения Царств (931 г. до Р.Х.), то есть продолжается 99 лет.
Шестой период нашей истории относится ко временам Царей.
Времена Царей описывают Первая, Вторая и Третья книги Царств.
Период шестой - От помазания царя до разделения царства еврейского
(Период с 1030 по 931 гг. до Р.Х.)
Вторая книга ЦАРСТВ
Сугубый грех Давида
2 Цар. 11, 1-4: прелюбодеяние Давида.
2 Цар. 11, 6-13: Давид посылает за Урией[205].
2 Цар. 11, 14-25: убийство Урии.
2 Цар. 11, 26-27: женитьба Давида на Вирсавии[206].
Пророк Нафан и Давид
2 Цар. 12, 1-6: притча, сказанная к Давиду пророком Нафаном[207].
2 Цар. 12, 7-15а: прозрение.
смерть младенца (2 Цар. 12, 15б-23).
2 Цар. 12, 24-25: рождение Соломона[208].
50-ый псалом книги Псалтирь, как образец силы покаяния и пример истинного покаяния.
Восстание Авессалома
Красота и высокомерность Авессалома[209].
2 Цар. 15, 1-12: восстание Авессалома.
2 Цар. 15, 13-18: бегство Давида из Иерусалима.
2 Цар. 15, 30-31: Скорбный царь Давид на горе Елеонской[210]. Предательство Ахитофела[211].
2 Цар. 17, 23: Самоубийство Ахитофела.
Ахитофел, как прообраз Иуды Искариота.
Война Давида с Авессаломом
2 Цар. 18, 1-8: Сражение в лесу Ефремовом[212].
2 Цар. 18, 9-18: смерть Авессалома.
Скорбь Давида.
Возвращение Давида на царство
2 Цар. 19, 1-8: Упрек Иоава[213] Давиду.
Возвращение Давида в Иерусалим.
2 Цар. 24, 1-9: Народная перепись и гнев Божий (9 стих: причина исчисления).
2 Цар. 24, 10-14: Давид выбирает себе наказание.
2 Цар. 24, 15-17: моровая язва.
2 Цар. 24, 18-25: жертвенник на гумне Орны[214] - умилостивление Господа.
Третья книга ЦАРСТВ
Характеристика времен царей
Управление трех великих царей - время высшего расцвета. Но на примере царей, лучших ставленников Божиих, видно, что исконное зло внедрилось в нравственную природу человека и единственная надежда на спасение - приход Спасителя. Божественный промысл приготовляет человеческий род к принятию Спасителя мира. Во времена царей происходит внутреннее оживление религиозно-нравственного чувства израильского народа. Царь не законодатель, а исполнитель Закона.
Домашнее задание
ПЕРИОД ШЕСТОЙ - От помазания царя до разделения царства еврейского.
? Выписать в тетрадь и выучить наизусть приговор Божий к Саулу (1 Цар. 15, 22-23).
Повторить вопросы:
1. Желание евреев иметь царя.
2. Избрание Саула на царство.
3. Бог отвергает Саула.
4. Избрание и помазание Давида.
5. Гонения Саулом Давида.
6. Преступления Саула и его смерть.
7. Царствование Давида.
8. Сугубый грех Давида.
9. Восстание Авессалома.
10. Главные события царствования Соломона. Иерусалимский храм.
11. Падение Соломона и его кончина.
12. Характеристика времен царей.
Контрольный опрос по периоду от помазания царя до разделения царства еврейского
1. Какие исторические рамки времен царей?
2. Какие временные рамки времен царей?
3. Как звали первого царя Израиля?
4. Как звали второго царя Израиля?
5. Как звали третьего царя Израиля?
6. Рассказать о правах царя, объявленных пророком Самуилом народу;
7. Рассказать о помазании на царство Саула;
8. Рассказать о том, как Господь отвергает Саула;
9. 1 Цар. 15, 22-23: приговор Божий к Саулу - наизусть.
10. Покажите на карте место, где жило семейство Давида;
11. Как звали отца Давида?
12. Рассказать обстоятельства помазания на царство Давида;
13. Что означает имя Давид?
14. Рассказать о сражении Давида с Голиафом;
15. Когда и в связи с чем начинается ненависть Саула к Давиду?
16. Кто такой Ахимелех?
17. Что случилось в Аэндоре?
18. В каком городе произошло воцарение Давида?
19. Показать на карте место воцарения Давида;
20. Какова причина того, что царь Давид не строит храм?
21. Каковы исторические рамки первой книги царств?
22. В чем состоял сугубый грех Давида?
23. Как звали мужа Вирсавии?
24. Каким образом Давид хотел скрыть свой грех?
25. Каким образом Давид убивает Урию?
26. Как звали пророка, обличающего Давида в прегрешении?
27. Каким образом пророк обличает Давида?
28. Каким образом Господь наказывает Давида за грех прелюбодеяния?
29. Как звали мать Соломона?
30. Что означает имя Соломон?
31. Кто такой Авессалом?
32. Рассказать об устроенном Авессаломом политическом перевороте;
33. Каким образом погибает Авессалом?
34. Показать на карте где находился жертвенник на гумне Орны, купленный Давидом;
35. Каковы исторические рамки второй книги царств?
36. Каково было последнее распоряжение Давида перед смертью?
37. Кто такой Адония?
38. С какой просьбой обратился Соломон к Богу при первом Его явлении ему?
39. О чем спорили две женщины на суде перед Соломоном и как царь решил этот спор?
40. В каком году был заложен фундамент храма премудрого Соломона?
41. В каком году закончилось строительство храма премудрого Соломона?
42. Дать историческую справку о строительстве храма Соломона;
43. Что ныне находится на месте храма Соломона?
44. Рассказать о событии освящения храма Соломона;
45. С каких мест пришла к Соломону царица Савская?
46. Рассказать об обстоятельствах посещения Соломона царицей Савской;
47. Рассказать о Соломоне как прообразе Христа;
48. В чем состояло преступление Соломона в конце его жизни?
49. Назовите плод раскаяния царя Соломона;
50. В чем основная мысль книги Экклессиаст?
51. Как звали приемника Соломона?
52. Дать характеристику времен царей.
Лекция 7
Времена разделения Царств
Времена разделения Царств продолжаются от событий религиозно-политического раскола (931 г. до Р.Х.) до окончательного падения Иудеи под Вавилонским царством (597 г. до Р.Х.), то есть продолжается 334 года.
Седьмой период нашей истории относится ко временам разделения Царств.
Времена разделения Царств описывают Третья и Четвертая книга Царств, 1 книга Парапаменон, книга пророка Ионы, книга Товита, Иудифи, а так же другие книги пророков.
Период седьмой - От разделения царства до разрушения храма Вавилонянами
Разделение царства
3 Цар. 12, 16-20: причины разделения: государственная ошибка Ровоама как последствие избыточной роскоши последних лет правления Соломона.
История царства Израильского
Иеровоам и произведенный им религиозный раскол
3 Цар. 12, 25-33: введение Иеровоамом[224] культа золотых тельцов, уклонение к иным религиям по причине боязни, что тяга к Иерусалимскому храму может стать основанием для политического превосходства Иудеи, отчуждение израильтян от иерусалимской Святыни) - ср. 3 Цар. 12, 28 с Исх. 32, 4, 8; отказ священства и левитов от служения мнимым богам, самовольное поставление священства (не из сынов Левиных) - начало религии Израиля.
Человек Божий из Иудеи
3 Цар. 13, 1-10: посещение пророком града Вефиля, пророчество о рождении Иосии[225], гнев Иеровоама, знамение Иеровоаму, распадение лживого жертвенника, отказ пророка от стола в доме Иеровоама.
3 Цар. 13, 11-19: Вефильский пророк-старец приглашает человека Божиего в дом.
3 Цар. 13, 20-32: лев убивает пророка Божия за неповиновение, - пророчество о погибели обоих царств с указанием двух главных причин: уклонение от Бога истинного и неповиновение.
Иеровоам - первый царь Израильский
3 Цар. 13, 33-34: упорное отступничество Иеровоама.
3 Цар. 14, 1-16: попытка Иеровоамом тайно воспользоваться милостью Бога, которого отверг открыто: болезнь сына Иеровоама Авии[226] как последствие не вразумления после посещения пророком, отказ в благословении пророком Ахией и пророчество о плене.
3 Цар. 14, 17-20: смерть Иеровоама и его сына.
Войны Ахава с Сирией
Поход Ахава на Сирию
3 Цар. 20, 23-30а: Поражение Венадада.
3 Цар. 20, 30б-34: Ахав принимает смирившегося царя с почетом.
3 Цар. 20, 35-43: Обличение пророком Ахава, неудовольствие Ахава и возвращение в Самарию.
Трехлетний мир.
Книга ЦАРСТВ
Охозия - восьмой царь Израильский
Охозия[240] - сын Ахава; продолжение нечестия.
4 Цар. 1, 1-8: Болезнь Охозии - обращение к Вельзевулу[241], божеству Аккаронскому[242].
Гора Кармил
4 Цар. 1, 9-15: попытки слуг Охозии захватить Илию.
4 Цар. 1, 17-18: Смерть Охозии.
Вступление на царство Израильское Иорама[243].
Смерть пророка Елисея
4 Цар. 13, 14-19: Елисей и стрела избавления.
4 Цар. 13, 20-21: смерть Елисея и чудо у гроба его (еще раз о Елисее как прообразе Спасителя).
Книга пророка ИОНЫ
Осия - двадцатый, последний царь Израиля - падение царства Израильского
4 Цар. 17, 1-6: Вступление на царство Осии[260]. Союз Осии с Сигором[261], царем Египетским. Отказ Израильтян платить ассириянам дань. Трехлетняя осада Самарии царем Ассирийским Салманассаром[262]. Взятие[263] Самарии Саргоном[264]. Взятие под стражу царя Осии.
Переселение израильтян в Ассирию - конец царства Израильского - 723 г. до Р.Х..
Священное Писание о причинах гибели Израильского царства
4 Цар. 17, 7-23: идолопоклонство, не соблюдение заповедей Божиих, отвержение от дома Давидова (религиозный раскол).
Заселение Израиля новыми пришельцами
Для обеспечения безопасности ассирийский царь уводит в плен большую часть населения страны, где те расселились между различными племенами. А на их место в Палестину он переселил язычников (жители Вавилона и Сирии), из смеси с которыми образовалась смешанная народность, получившая впоследствии названия самарян[265] (4 Цар. 17, 24-41).
История царства Иудейского
Разрушение Иерусалима и Храма
4 Цар. 25, 8-17: Завоевание полководцем Навуходоносора Навузарданом[313]. Разрушение Храма.
Казнь Иудейских сановников в Ривле[314] (4 Цар. 25, 18-21).
Назначение Гадолии вавилонским наместником в Иудее (4 Цар. 25, 22-26).
Освобождение Иехонии в Вавилоне (4 Цар. 25, 27-30).
Внутреннее состояние избранного народа в период разделения царства
Ослабление политического могущества народа и падение его в религиозно-нравственном отношении. Государственное одобрение идолопоклонства. Выставление царями Израильскими идолопоклонства знаменем своей политической независимости.
Итог: царство Израильское навсегда потеряно для домостроительства Божия.
Но и Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего, и поступал по обычаям израильтян. Испытания народа Иудейского. По мере религиозно-нравственного падения народа все явственнее и громче повторялись ему Обетования о Спасителе: с изумительной точностью описание земной жизни от рождения от Девы (Ис. 7, 14) в Вефлиеме (Мих. 5, 2), до дарования Нового Завета (Иер. 31, 31), страдания (Ис. 53, 5), Воскресения (Ос. 6, 2) и излияния Духа Божия на всякую плоть (Иоиль 2, 28). Бесследное исчезновение Ковчега Завета. Потеря предназначенного положения - быть светом для всех народов.
Божественный Промысл приготовляет человеческий род к принятию Спасителя мира.
Домашнее задание
ПЕРИОД СЕДЬМОЙ - От разделения царства до разрушения храма вавилонянами.
? Сравнить Иудейское и Израильское царства (письменно);
? Выписать в тетрадь и выучить наизусть пророчество Исаии о Спасителе (Ис. 7, 14).
1. Обстоятельства разделения царства на Иудейское и Израильское.
2. Краткая характеристика Иудейского и Израильского царства на момент образования.
3. Иеровоам - первый царь Израильский.
4. Ахав - восьмой царь Израильский.
5. Пророк Илия.
6. Жизнеописание пророка Елисея.
7. Пророк Ионна.
8. Описание Ассирийской монархии.
9. Падение царства Израильского.
10. История праведного Товита.
11. Езекия - тринадцатый царь Иудейский.
12. Манассия - царь Иудейский.
13. Пророк Исаия.
14. История Иудифи.
15. Иосия - шестнадцатый царь Иудейский.
16. Падение царства Иудейского.
17. Пророк Иеремия.
18. Общий обзор внутреннего состояния избранного народа на протяжении всего периода разделения царства.
Контрольный опрос по периоду от разделения Царства до разрушения храма Вавилонянами
1. Какие временные рамки имеет период разделения Царств?
2. Какие исторические рамки имеет период разделения Царств?
3. Какие книги Священного Писания описывают времена разделения Царств?
4. Каковы причины разделения Царств?
5. Каков исторический повод разделения Царств?
6. Дать краткую характеристику Израильского Царства на момент разделения;
7. Дать краткую характеристику Иудейского Царства на момент разделения;
8. Назовите дату разделения Царств;
9. Покажите на карте царство Иудейское;
10. Покажите на карте царство Израильское;
11. Проведите краткое сравнение Иудейского и Израильского Царств на момент их разделения;
12. Какие иные имена Израильского Царства вам известны?
13. Как называлась столица Израильского царства?
14. Как называлась столица Иудейского царства?
15. Как звали первого царя Израильского царства?
16. Как звали первого царя Иудейского царства?
17. Как звали отца первого царя Иудейского царства?
18. Сколько всего царей было в царстве Израильском?
19. Сколько всего царей было в царстве Иудейском?
20. Назовите имена колен, принадлежавших к царству Иудейскому;
Лекция 8
Времена Вавилонского владычества
Времена Вавилонского владычества продолжаются от событий окончательного взятия и разрушения Новоходоносором Иерусалима (597 г. до Р.Х.) до указа царя Персидского Кира (536 г. до Р.Х.), то есть продолжался 61 год.
Восьмой период нашей истории относится ко временам Вавилонского владычества.
О временах Вавилонского владычества рассказывает книга пророка Даниила, а так же другие пророческие книги.
Золотой истукан и три отрока в раскаленной пещи (Дан. 3)
Дан. 3, 1-7: принудительное идолопоклонство.
Дан. 3, 8-18: обвинение трех отроков.
Дан. 3, 19-23: приговор и приведение его в исполнение.
Дан. 3, 24-45: молитва Азарии.
Дан. 3, 46-51: избавление.
Дан. 3, 52-90: песнь трех отроков.
Дан. 3, 95-97: Навуходоносор прославляет Бога.
Умопомешательство Навуходоносора (Дан. 3, 98 - 4)
Дан. 4, 1-4: Второй сон Навуходоносора. Халдеи не могут разгадать его.
Дан. 4, 5-15: Навуходоносор рассказывает сон Даниилу.
Дан. 4, 16-24: Истолкование сна Даниилом.
Дан. 4, 25-30: наказание царя за гордость.
Дан. 4, 31-34: покаяние и восстановление царя.
Семилетнее испытание[323] Навуходоносора, - смирение ходящего гордо.
Смерть Навуходоносора.
Начало смут в Вавилонском царстве.
Даниил во рву львином
Дан. 6, 1-9: заговор против Даниила.
Дан. 6, 10-13: донос на Даниила.
Дан. 6, 14-18: вынужденный приговор царя.
Дан. 6, 19-24: чудесное избавление Даниила и гибель врагов его.
Дан. 6, 25-28: указ Дария Мидянина.
Лекция 9
Времена всеобщего ожидания Спасителя
Времена всеобщего ожидания Спасителя продолжаются от событий указа Кира об освобождении из плена (536 г. до Р.Х.) до времени Рождества Господа нашего Иисуса Христа (5 г. до Р.Х.), то есть продолжались 531 год.
Девятый период нашей истории относится ко временам всеобщего ожидания Спасителя.
Эти времена описаны в Первой и Второй книгах Ездры, книгах Маккавейских, Есфирь и некоторых пророческих книгах.
Продолжение Персидского владычества
Возвращение Иудеев из плена
Первое возвращение с Зоровавелем[328] (1 Езд. 2).
Малое количество желающих переселение (около 40 тыс. человек).
Первосвященник Иисус[329] - соименник вождя, введшего народ богоизбранный в землю Обетованную, и соименник Божественного Искупителя, который должен будет ввести человечество во владение несокрушимого царства “не от мира сего”.
Ездра
Распространение слуха о возобновлении Иерусалимского храма по всем пределам Персидской монархии. Вторая партия переселенцев, предводителем которой стал Ездра[332], ученый священник из рода Ааронова. Ездра пользовался особым расположением царя Артаксеркса[333] Лонгимана, указ которого от 457 года и служит началом для счисления седьмин Данииловых.
Ездра был поражен печальным состоянием народа: супружество с язычницами, воспитание детей в полуязычестве. Увещание Ездры к народу.
Празднование Пасхи. Ездра - составитель канона ветхозаветных книг.
Деятельность Ездры описана в книгах Ездры.
Неемия
Деятельность Неемии описана в книге Неемии.
Краткая историческая справка - Неемия:
Имя Неемия означает “которого утешает Иегова”. Он был сыном Ахалии. Неемия происходил вероятно из знаменитого Еврейского рода, так как служил виночерпием у Персидского царя Артаксеркса Лонгимана.
Царь Артарксеркс Лонгиман отпутил его в Иерусалим для оказания помощи единоплеменникам.
Именно он начал возобновление стен святого Иерусалима после Вавилонского плена. Неемия проделал большую работу по благоустроению жизни своих соотечественников, а так же утверждению и возвышению нравственно-религиозного состояния своего народа после Вавилонского плена. Вместе с Ездрою он собрал в один состав книги Богодохновенных писателей, устроил книгохранилище при храме и т.д. Такими строгими и мудрыми мерами он освободил евреев от всего чужеземного и восстановил порядок в священнослужении. При самом входе в долину Царскую, при русле потока Кедронского, видно запустевшее здание: это - колодезь, в котором был открыт Неемиею священный огонь (2 Мак. 1, 18).
Место и время его смерти из священных книг не известно.
Просьба Неемии, после усердной молитвы к Богу, к персидскому царю Артаксерксу Лонгиману о временном увольнении на Святую землю для восстановления Иерусалимской крепости. Благосклонность и помощь царя.
Внешние преобразования: Неемия вооружает народ и разделяет их на две смены, одна из которых работала, а другая стояла под оружием; укрепление стен - через 52 дня Иерусалим как бы воскрес из своих развалин. Это было в 444 году.
Внутренние преобразования: облегчение участи бедного народа; возобновление в сознании народа заповедей Божиих и закона Моисеева (чтение и перевод книг Священного Писания, плач и покаяние народа); заключение нового завета с Богом.
Возращение Неемии к персидскому двору.
Новые настроения в Иерусалиме, возвращение Неемии в родную землю: нечестие первосвященника Елиашива[334], страшные беспорядки, падение религиозной жизни народа (несоблюдение субботы, неуплата десятины левитам, заключение браков с язычниками). Преобразовательная деятельность Неемии.
“Великая синагога” - начало синедриона[335]: управление страной первосвященниками; народное собрание состояло из 120 членов. Большое количество внутренних смут: (одно из них, весьма символичное) - первосвященник Ионафан убивает своего брата Иисуса, которого он подозревал в посягательстве на первосвященническую должность, прямо в храме.
К этому же времени относится окончательный разрыв иудеев с самарянами: сын Елиашива Манассия переходит на сторону самарян (не желая развестись со своею языческою женой). Воздвижение на горе Горизим своего особого храма.
Книга ЕСФИРЬ
Иудеи под владычеством римлян
Нашествие римского полководца Помпея для подавления смуты (64 г. до Р.Х.). Порабощение Иудеи Римом[355] и плата дани (с 63 г. до Р.Х.).
Власть переходит в руки идумеянина Антипатра[356]. Его сын, Ирод, захватил власть над всею страною и лестью перед римлянами добился титула “царя иудейского” (с 37 г. до Р.Х.).
Состояние языческого мира
Через вавилонский плен еврейский народ становится всемирным. Национальная исключительность и взаимная сплоченность иудеев. Восприятие языческим миром религии Иеговы.
– Конец работы –
Используемые теги: руководство, изучению, священной, библейской, истории, Ветхого, нового, Завета0.124
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов