Формы изучения религиозной культуры. Различия между религиозной культурой и Законом Божиим
Формы изучения религиозной культуры. Различия между религиозной культурой и Законом Божиим - раздел Религия, ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Крайне Важным Для Современной Школы Является Определение Формы Изучения В Ней...
Крайне важным для современной школы является определение формы изучения в ней религии. Как известно, на основании ложно толкуемого понятия светскости как синонима секулярности и соответственно требования о «светском характере образования», некоторые деятели считают недопустимым изучение религиозных знаний в светской школе.
Следует сказать, что «светский принцип» является краеугольным камнем построения образования во всех европейских школах и означает только одно – школа в своем управлении подчиняется государству, а не церкви. Государственное законодательство является определяющим в образовании, за исключением сугубо конфессиональных учебных заведений, в которых, кстати, также основополагающие требования государства являются определяющими.
Конкретный же характер отношений между школой и церковью, форма изучения религиозных знаний в школе целиком определяются законами того или иного государства, договорами о взаимодействии между традиционной церковью и школой в разных странах. В Европе сложились разные формы отношений между школой и церковью, но при этом практически везде изучается Закон Божий. И европейская школа от этого не перестает быть светской.
И только российским детям якобы в силу светского характера российского образования отказано в изучении Закона Божия. В российской школе разрешается преподавать только православную культуру, поэтому мы должны провести четкую границу между Законом Божиим и православной культурой.
Главное, принципиальное отличие изучения религиозной культуры как учебной дисциплины от Закона Божия состоит в том, что уроки религиозной культуры предполагают приобретение определенной суммы знаний о религии, тогда как изучение Закона Божия включает в себя и совершение обрядовых правил: по сути дела сравнивать изучение религиозной культуры можно с изучением школьных предметов без их практической части, т.е. можно рассказывать о музыке и пении, но нельзя играть на музыкальных инструментах и петь.
Попытки же разделить религиозную культуру на чисто информационном поле невозможны. Например, нельзя отделить православную культуру от православного вероучения, поскольку и православная культура, и православное мировоззрение вытекают из православного вероучения. Невозможно понять нравственное учение Церкви, не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа. Попытки же отделить то или иное знание как соответствующее или не соответствующее названию предмета (например, запретить изучать в школе Ветхий или Новый Завет) напоминает печально известную кампанию ученых мужей конца 20 – начала 30-х гг., не допускавших в школьное образование сказки на том основании, что они формируют идеалистическое мировоззрение, а уж требования научного разоблачения Библии в настоящее время выглядят еще нелепее, чем требование 20-х годов при чтении сказок разоблачать их научную несостоятельность.
Несмотря на очевидные недостатки изучения религии в культурологической форме, в этом есть и определенное достоинство, состоящее в том, что стало возможным знакомство с конкретной религией представителей других вер и конфессий, так как оно не требует исполнения обрядов, не несет миссионерской направленности и т.д. Потому на данном этапе, видимо, изучение религии в культурологической форме более адекватно реалиям и запросам российской школы и общества, чем в форме Закона Божия.
Архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин),
кандидат педагогических наук, доцент,
В.М. Меньшиков, доктор педагогических наук,
профессор,
С.Э. Наперстникова, учитель
Програ
Соблюдение принципа светскости.
Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, является принцип светског
Формы, методы и средства преподавания православной культуры
Курс предполагает множество форм, методов и средств обучения, что обусловлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями учащихся, осваивающих его.
Среди форм
Года (младшая группа)
№ занятия
Тема занятия
Бог – Творец мира, в котором мы живем.
«Там, где дружат - живут, не ту
Лет (средняя группа)
Бог – Творец нашего мира, в котором мы живем.
Привычные слова и имена: Вера, Надежда, Любовь. Работы в подарок сентябрьским именин
Лет (старшая группа)
Бог – Творец мира, нашего общего дома.
Храм – дом Божий. Понятие о кресте и крестном знамении.
Лет (подготовительная группа)
Бог – Творец. Как был сотворен мир. Дни творения.
Сотворение Богом человека. Жизнь первого человека в раю.
Требования к уровню подготовки детей дошкольного возраста
Важнейшее, общее требование к подготовке дошкольника – целостное развитие личности ребенка, всех ее сфер, включая социокультурную и духовно-нравственную; целостное представление о м
Иллюстративный материал.
1. Александрова Л. Русские кремли. – М., 1997.
2. Афанасьев В. Выше неба голубого: Православные стихи для детей. – М., 1999.
3. Белов В.И. Лад: Очерки по народной эстетике. – М.,
Иллюстративный материал
1. Азбука христианства: Словарь-справочник. – М.: Наука, 1997.
2. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, литургии и о всех службах и утва
Ветхий Завет и религии Древнего мира
С 5 класса начинается систематическое изучение курса «Основы православной культуры». Представляется, что наиболее оптимально начать его изучение с истории Ветхого Завета, связав с историей Древнего
История Нового Завета
В 6 классе изучается история Нового Завета. Это центральная тематика всего курса изучения православной культуры. Его преподавание надо также связать с изучением других школьных дисциплин.
Развитие православия и мировые религии (I тысячелетие Новой эры)
Изучение православной христианской религии идет в контексте изучения истории мировых религий, что важно с точки зрения знакомства с основными религиями мира и формирования терпимости к людям иных р
Старшей (полной средней) школы
Важнейшее, общее требование к подготовке ученика старших классов – целостное видение православной культуры, соответствующее возрастным возможностям учащегося старшего возраста, умение использовать
Иллюстративный материал
1. Азбука христианства: Словарь-справочник. – М.: Наука, 1997.
2. Алдонина Р. Московские святыни. – М.: Белый город, 2003.
3. Александр Шаргунов, протоиерей. Воскресные проповеди:
Иллюстративный материал
1. Азбука христианства: словарь-справочник. – М.: Наука, 1997.
2. Александр Шаргунов, протоиерей. Воскресные проповеди: В 2 т. – М.: Хронос-Пресс, 2001.
3. Александр Шаргунов, про
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
(Разработан: Т.Н. Арцыбашева, З.Д. Ильина, О.В. Лебедева, О.Н. Чебанов).
Содержание курса. Православие – традиционная религия
Современное общество и воспитание
Наше время – время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой – буквально на наших глазах успехи превращаются
Проблема национального образования в современной России
Сказанное о тенденциях развития мирового образования целиком относится и к России и, может быть, даже в большей мере к ней, чем к другим странам, поскольку усиленная вестернизация российского образ
Цель курса
Определение цели того или иного предмета является наиболее трудной и вместе с тем наиболее важной проблемой, потому что именно цель диктует и содержание, и технологии, и организацию преподавания, ч
Новости и инфо для студентов