Моноконфессиональный и поликонфессиональный подходы к изучению православной культуры

В настоящее время в России сложились два подхода к изучению православной культуры: поликонфессиональный и моноконфессиональный. Первый подход состоит в том, что в силу поликонфессиональности российского общества религиозную культуру предлагается изучать в форме истории мировых религий. Хотя, на первый взгляд, такой подход кажется правильным, но с педагогической точки зрения он не целесообразен, потому что не дает должного освоения и глубины религиозной культуры. Это аналогично тому, как если бы в силу многонациональности России стали изучать в школе не родной язык, а историю языков. Между тем основу обучения языкам составляет родной язык, что не исключает изучения иностранных языков. Мы основательно изучаем родную литературу, что не исключает изучение иностранных литератур. Именно поэтому во всем мире Закон Божий изучается в рамках одной религиозной конфессии. И в дореволюционной России Закон Божий изучался в моноконфессиональной версии, поэтому ученики изучали религию в зависимости от конфессиональной принадлежности: православие, ислам, протестантизм.

Следовательно, и сегодня в изучении православной культуры должен сохраниться традиционный моноконфессиональный подход, и думается, что государство, имеющее опыт изучения более 60 языков в общеобразовательной школе, вполне может организовать моноконфессиональное изучение религии в рамках четырех традиционных религий народов России, которых в целом гораздо меньше, чем языков. При сохранении права вообще не изучать религиозную культуру по личному выбору учеников, их родителей, (или лиц их заменяющих), заменяя эти часы нерелигиозной этикой или иными учебными предметами.