рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Можно ли ограничиться изучением православной культуры только в воскресной школе

Можно ли ограничиться изучением православной культуры только в воскресной школе - раздел Религия, ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Так Как Нередко Предлагается Ограничить Изучение Православной Культуры Только...

Так как нередко предлагается ограничить изучение православной культуры только воскресными школами, то следует сказать о различиях в изучении православной культуры в общеобразовательной школе и православия в воскресных школах. Хотя в работе воскресных и общеобразовательных школ есть общие задачи, например нравственное и патриотическое воспитание, и возможно совместное и плодотворное сотрудничество в этих учреждениях, но тем не менее каждая школа в изучении религии имеет свои задачи.

Современная практика работы воскресных школ нацелена на то, чтобы связать воспитание с религиозной жизнью. В качестве приоритетной большинство воскресных школ провозглашает задачу воцерковления детей.

Общеобразовательная школа дает знание о религии с чисто культурологических и воспитательных позиций, оставляя право религиозного выбора за учеником.

Следует также сказать и о том, что идея переложить все изучение православной культуры на воскресные школы также не является оправданной. Хотя первые опыты работы воскресных школ обнадеживают, но их возможности ограничены: малочисленность церквей и священников, православных педагогов; перегрузка детей, которым в случае посещения воскресной школы приходится учиться практически без выходных, пока не превратили воскресную школу в массовую. И, скорее всего, воскресная школа и в будущем останется школой для духовно одаренных детей, подобно другим учреждениям дополнительного образования. Между тем общее знание религии также необходимо ребенку, как и знание науки, искусства, а общее духовно-нравственное развитие столь же важно, как и его интеллектуальное и эстетическое развитие. В связи с этим представляется целесообразным организовать систематическое изучение православной культуры в образовательных учреждениях, подобно изучению науки и искусства.

10. Православная культура: сущность и формы

Уясняя сущность православной культуры и феноменологию этого явления, следует учитывать прежде всего то, что именно православие является духовнообразующим, историообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. Любое начинание, предпринятое без учета этого обстоятельства, обречено на неудачу.

История православия, а следовательно, и православной культуры, насчитывает две тысячи лет. Все семь вселенских соборов проходили именно на греческом, византийском Востоке, латинские же иерархи Запада лишь соглашались с тем, что им предлагалось.

Православный Восток сформировал высочайшую в истории человечества духовную культуру, явленную сотнями святых Православной Церкви. Важнейший вклад в развитие этой культуры внесло русское православие. Русские святые, многие из которых почитаются всеми церквями: Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, – стали подлинными образцами духовной жизни.

Православие сформировало христианскую систему нравственных ценностей, основанных на подлинной любви, в отличие от юридических основ нравственности западно-европейского христианства.

Именно православные богословы обеспечили синтез античной философии и библейского откровения. Практически все Отцы Церкви были блестящими знатоками языческой философии, а византийская христианская культура включала в качестве составляющей и античное наследие. Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

В свое время о. Павел Флоренский назвал православное богослужение «синтезом искусств» – с еще большим основанием это словосочетание характеризует православную культуру в целом. В отличие от протестантов, православные производят свою веру не только «от слышания», истины христианства они воспринимают буквально всеми органами чувств, вплоть до обоняния, а это в свою очередь предполагает вовлечение в культурную деятельность и всех видов искусств – от монументального до прикладного.

За многие века своего существования православие накопило колоссальный эстетический потенциал, поэтому лишать современного человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять. Православная культура – это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов; это иконы, в том числе и Андрея Рублева, и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство – богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, традиции которого живы до сих пор.

Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно, нравственно, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в наш прагматический век. Познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром православия и со значением православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призван курс православной культуры. Этот курс вбирает в себя сведения о Боге, Церкви и ее развитии, религиозной жизни и проявлении православной духовности в важнейших сферах жизнедеятельности: труде, нравственности, познании, искусстве, в межличностных отношениях, в отношениях к себе и миру. При этом крайне важно сохранить органичное единство знаний о православии, не ограничиваться только отдельными его сторонами, будь то сведения о музыке или иконописи, литературе или архитектуре, ибо в противном случае в тени останется сам смысл и содержание этих художественных творений, т.е. здесь вполне уместны слова К.Д. Ушинского: «Как часто мы встречали безумные усилия завалить эти живительные родники, встречали рядом с удивлением к тем произведениям, которые из них произошли».

11. Православное воспитание: смысл исторического опыта

В связи с тем что православная культура как предмет только входит в школу, есть смысл обратиться к анализу опыта православного воспитания в истории нашей страны, включающего четыре главных, неоднородных внутри себя и несхожих между собой периода: от принятия христианства до начала XVIII века, с реформ Петра I до Октябрьской революции, советский и современный.

В первый период развитие культуры, знания, воспитания, образования идет в рамках исключительно православного мировоззрения, это период целостного православного воспитания и образования.

Второй, начавшийся с реформ Петра I, – период разделения всех сфер общественной жизни, секуляризации общества в целом и образования в частности. Религиозное воспитание в значительной степени свелось к изучению Закона Божия. Преподавание этого предмета в школах дореволюционной России не всегда находилось на должной высоте. Считается, что здесь во многом был повинен схоластический метод его преподавания. Однако многие проблемы имели и более глубокие причины. И видимо, они заключались в том, что шло разрушение церковной общины, внедрение западного образа жизни в семейный уклад, отказ от православных традиций. Все это способствовало распространению нигилизма, ложного мистицизма, искажению представления о роли и месте человеческой личности в обществе и мире, что вело к вытеснению православного духа, православного начала во всей жизни школы, а это, безусловно, негативно сказывалось и на самом изучении Закона Божия: его терпели в школах, т.к. он был обязательным предметом, но внутренне не принимали. Хотя известно и много случаев его прекрасного преподавания.

Следовательно, когда в начале XX в. были подготовлены достаточно совершенные, даже с современной точки зрения, учебники Закона Божия и методики его преподавания, это положения не изменило или не успело изменить.

Советский период – это период атеизации школы, который сделал невозможным прямое изучение положительных знаний о религии, что привело к колоссальному духовному дефициту и общество, и образование и обеднению большинства советских людей.

Современный постсоветский период характеризуется возрождением православных общин, подъемом интереса к русским традициям и истории русского государства. Поэтому происходит возвращение религиозных знаний в образование, складывается система конструктивных рабочих отношений между школой и Русской Православной Церковью. Во многом это объясняется попыткой спасти и защитить подрастающее поколение от распространения неоязычества, массированного нашествия протестантских и католических миссионеров, тоталитарных сект, сформировать систему положительных идеалов, нравственный иммунитет, сделать российских детей сопричастными своей традиционной культуре.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

На сайте allrefs.net читайте: "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Можно ли ограничиться изучением православной культуры только в воскресной школе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин),
кандидат педагогических наук, доцент, В.М. Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор, С.Э. Наперстникова, учитель Програ

Соблюдение принципа светскости.
Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, является принцип светског

Формы, методы и средства преподавания православной культуры
Курс предполагает множество форм, методов и средств обучения, что обусловлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями учащихся, осваивающих его. Среди форм

Года (младшая группа)
№ занятия Тема занятия Бог – Творец мира, в котором мы живем. «Там, где дружат - живут, не ту

Лет (средняя группа)
Бог – Творец нашего мира, в котором мы живем. Привычные слова и имена: Вера, Надежда, Любовь. Работы в подарок сентябрьским именин

Лет (старшая группа)
Бог – Творец мира, нашего общего дома. Храм – дом Божий. Понятие о кресте и крестном знамении.

Лет (подготовительная группа)
Бог – Творец. Как был сотворен мир. Дни творения. Сотворение Богом человека. Жизнь первого человека в раю.

Требования к уровню подготовки детей дошкольного возраста
  Важнейшее, общее требование к подготовке дошкольника – целостное развитие личности ребенка, всех ее сфер, включая социокультурную и духовно-нравственную; целостное представление о м

Иллюстративный материал.
1. Александрова Л. Русские кремли. – М., 1997. 2. Афанасьев В. Выше неба голубого: Православные стихи для детей. – М., 1999. 3. Белов В.И. Лад: Очерки по народной эстетике. – М.,

Иллюстративный материал
1. Азбука христианства: Словарь-справочник. – М.: Наука, 1997. 2. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, литургии и о всех службах и утва

Ветхий Завет и религии Древнего мира
С 5 класса начинается систематическое изучение курса «Основы православной культуры». Представляется, что наиболее оптимально начать его изучение с истории Ветхого Завета, связав с историей Древнего

История Нового Завета
В 6 классе изучается история Нового Завета. Это центральная тематика всего курса изучения православной культуры. Его преподавание надо также связать с изучением других школьных дисциплин.

Развитие православия и мировые религии (I тысячелетие Новой эры)
Изучение православной христианской религии идет в контексте изучения истории мировых религий, что важно с точки зрения знакомства с основными религиями мира и формирования терпимости к людям иных р

История ижнейшие этапы русского православия от древнего времени до XVIII в. (от язычества до Святой Руси)
Курс, изучаемый в 8 – 9 классах, является важнейшим разделом программы, так как должен показать преемственность развития Русской Православной Церкви и православного христианства в целом, сформирова

История Русского Православия в Новое время
(время великих испытаний) (XVIII–XX) вв.   № урока Тема урока Государственно-религиозные от

Требования к уровню подготовки учащихся основной школы
  Выпускник основной школы должен: 1. По содержательной линии: «Православная христианская картина мира»: Называть, характеризовать (знать термины, перечислять,

Старшей (полной средней) школы
Важнейшее, общее требование к подготовке ученика старших классов – целостное видение православной культуры, соответствующее возрастным возможностям учащегося старшего возраста, умение использовать

Иллюстративный материал
1. Азбука христианства: Словарь-справочник. – М.: Наука, 1997. 2. Алдонина Р. Московские святыни. – М.: Белый город, 2003. 3. Александр Шаргунов, протоиерей. Воскресные проповеди:

Иллюстративный материал
1. Азбука христианства: словарь-справочник. – М.: Наука, 1997. 2. Александр Шаргунов, протоиерей. Воскресные проповеди: В 2 т. – М.: Хронос-Пресс, 2001. 3. Александр Шаргунов, про

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
    (Разработан: Т.Н. Арцыбашева, З.Д. Ильина, О.В. Лебедева, О.Н. Чебанов). Содержание курса. Православие – традиционная религия

Современное общество и воспитание
Наше время – время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой – буквально на наших глазах успехи превращаются

Стратегические направления поиска путей преодоления кризиса современного образования
Если представить в целом наиболее заметные тенденции развития послевоенного образования, то можно констатировать количественный рост числа самого разного рода учебных заведений и учащихся, расширен

Проблема национального образования в современной России
Сказанное о тенденциях развития мирового образования целиком относится и к России и, может быть, даже в большей мере к ней, чем к другим странам, поскольку усиленная вестернизация российского образ

Формы изучения религиозной культуры. Различия между религиозной культурой и Законом Божиим
Крайне важным для современной школы является определение формы изучения в ней религии. Как известно, на основании ложно толкуемого понятия светскости как синонима секулярности и соответственно треб

Моноконфессиональный и поликонфессиональный подходы к изучению православной культуры
В настоящее время в России сложились два подхода к изучению православной культуры: поликонфессиональный и моноконфессиональный. Первый подход состоит в том, что в силу поликонфессиональности россий

Место православной культуры в общем пространстве школьного образования
Образовательный и воспитательный успех изучения православной культуры будет во многом зависеть от того, какое место она займет в общем пространстве школьного воспитания и образования. А для этого п

Цель курса
Определение цели того или иного предмета является наиболее трудной и вместе с тем наиболее важной проблемой, потому что именно цель диктует и содержание, и технологии, и организацию преподавания, ч

Стратегия поиска оптимальной организации преподавания православной культуры
Классический вариант разработки учебного предмета от его теоретического обоснования до экспериментальной отработки потребует многих (не менее 15) лет. Однако обстоятельства современной жизни не поз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги