рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Цель курса

Цель курса - раздел Религия, ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Определение Цели Того Или Иного Предмета Является Наиболее Трудной И Вместе С...

Определение цели того или иного предмета является наиболее трудной и вместе с тем наиболее важной проблемой, потому что именно цель диктует и содержание, и технологии, и организацию преподавания, что особенно заметно на стадии становления предмета.

По большому счету, целью изучения православной культуры является духовно-нравственное развитие ученика, а это в свою очередь требует конкретизации подхода к изучению православной культуры.

Здесь возможно несколько вариантов понимания православной культуры и соответственно несколько целей ее изучения.

Во-первых, чисто атеистический, или якобы «научный» подход, когда целью изучения курса будет объявлено объяснение несостоятельности религии. Бесперспективность такого подхода очевидна.

Во-вторых, понимание православной культуры как части культуры человечества, и тогда православие должно будет изучаться как один из феноменов культуры, как, например, феномен древнеегипетской или древнегреческой культуры. Недостаток этого подхода, представляющего голое знакомство с материалом, страшен тем, что, представляя живую православную культуру как нечто мертвое, будет убивать душу ребенка, его мысль, волю, чувство. Поэтому он так же не плодотворен, как мертвое изучение науки или искусства.

В-третьих, как феномен чисто российской истории. Этот подход важен, но в значительной степени приближается ко второму.

Можно назвать и другие подходы, например чисто этический, однако и здесь кроется опасность, что ребенок будет безукоризненно знать все христианские этические нормы, даже их выполнять, но они будут мертвы для него.

Поэтому при всем многообразии подходов, на наш взгляд, единственно правильным и педагогически целесообразным может быть только подход, исходящий из понимания православия как живой сферы современного общества, как явления столь же живого и необходимого для каждого человека, как наука или искусство. Да, отдельный человек может не понимать, зачем нужна наука, но если она исчезает в обществе, то деградирует и само общество. В случае если оно не будет прежде уничтожено внешними силами, то все равно не сможет удержать уровень своей цивилизации и в конце концов окажется вне цивилизационного состояния.

Да, тот или иной человек может не изучать науку, но изучать науку как некий мертвый феномен культуры нельзя. Она есть для человека, живущего наукой, сама жизнь, и только изучение ее и постижение как живой истины есть условие плодотворного изучения науки и вместе с тем развития человека: ученика, студента, ученого. И только живая наука является фактором развития общества.

Это в равной мере относится и к искусству. Только живое познание его благотворно. Моцарт прекрасен. Но если я не понимаю, не чувствую, не переживаю его музыку как живую музыку, даже если провожу самый утонченный искусствоведческий анализ ее, то музыка Моцарта для меня мертва, и меня можно только жалеть.

И это требование «живого знания» (И.В. Киреевский) еще и в бесконечно большей степени относится к изучению религии. При таком подходе мы исходим из факта реального существования Бога и духовного мира, духовности человека и, соответственно, из факта необходимости достоверного знания этой сферы жизни. А это означает, что изучение религии должно быть согласовано с сущностными смыслами самой религии и исходить из них. В связи с этим изучение православной культуры должно быть выстроено в своей смысловой основе в соответствии со святоотеческим пониманием православной веры как наиболее истинного и глубокого понимания религии. А живое изучение религии делает возможным живое духовно-нравственное развитие ребенка в подлинном смысле этого слова. Подчеркнем еще раз: живое духовное и нравственное развитие ребенка. А это значит, что смыслом изучения православной культуры, центральной идеей изучения курса должно быть уяснение того, ради чего Господь принес свою величайшую искупительную жертву: явил в мир своего сына – Иисуса Христа, взявшего на себя грехи мира и сделавшего возможным спасение каждого человека. Смысл сформулирован в Символе веры – «Нас ради и нашего ради спасения». Именно эта истина и должна стать основной идеей изучения православной культуры. Ее мы должны донести до каждого изучающего православную культуру. Что же значит спасение? Это означает, что ребенок должен знать, что объективно существует не только мир материальный, но и мир духовный. И что духовные и нравственные законы столь же объективны, как и законы материальные, поэтому человек должен жить не только по законам материальным, но и по духовным, которые так же нельзя нарушать, как и материальные. А принимать или не принимать эту истину для себя – жить или не жить этой истиной – это уже право выбора каждого человека. Каждый должен иметь возможность научиться писать и считать, хотя не каждый станет писателем или ученым.

Возникает опасение – может ли наша система образования, учителя, родители принять эту истину в качестве цели воспитания и образования? Ответ может быть только один: да. Но для того чтобы принять эту истину в качестве цели воспитания, мы должны понять, что наше атеистическое, сциентическое, прагматическое сознание на самом деле утратило понимание самых простых вещей. И для сегодняшнего сознания само упоминание о спасении связано с монашеской жизнью, причем в ее самых высших проявлениях. А между тем достаточно открыть «Домострой», чтобы увидеть, что к спасению был предназначен буквально каждый человек. И если перевести это понятие на современный язык, то это означает, что каждый должен следовать добру и уклоняться от зла, быть сопричастным своей культуре, нести в себе высшие духовные и нравственные ценности и передавать их людям. Заботиться о других. Словом, понятие о спасении можно выразить прекрасными словами К.П. Победоносцева: «Понятие народное о школе есть истинное понятие, но, к несчастью, его перемудрили повсюду в устройстве новой школы. По народному понятию, школа учит читать, писать и считать, но, в нераздельной связи с этим, учит знать Бога и любить Его и бояться, любить Отечество, почитать родителей. Вот сумма знаний, умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть и дают ему нравственную силу, необходимую для того, чтобы сохранить равновесие в жизни и выдерживать борьбу с дурными побуждениями природы, внушениями и соблазнами мысли».

Таким образом, целью курса является научение ребенка искусству спасения. И тогда для него курс обретает живое, жизненное значение, понятен смысл многомиллионных жертв наших предков, сохранивших православие, дети становятся сопричастными культуре, выстроенной на основе православия, органично входят в систему традиционных отношений между людьми. Словом, для них становится родным мир, который мы привыкли называть русским.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

На сайте allrefs.net читайте: "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Цель курса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин),
кандидат педагогических наук, доцент, В.М. Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор, С.Э. Наперстникова, учитель Програ

Соблюдение принципа светскости.
Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, является принцип светског

Формы, методы и средства преподавания православной культуры
Курс предполагает множество форм, методов и средств обучения, что обусловлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями учащихся, осваивающих его. Среди форм

Года (младшая группа)
№ занятия Тема занятия Бог – Творец мира, в котором мы живем. «Там, где дружат - живут, не ту

Лет (средняя группа)
Бог – Творец нашего мира, в котором мы живем. Привычные слова и имена: Вера, Надежда, Любовь. Работы в подарок сентябрьским именин

Лет (старшая группа)
Бог – Творец мира, нашего общего дома. Храм – дом Божий. Понятие о кресте и крестном знамении.

Лет (подготовительная группа)
Бог – Творец. Как был сотворен мир. Дни творения. Сотворение Богом человека. Жизнь первого человека в раю.

Требования к уровню подготовки детей дошкольного возраста
  Важнейшее, общее требование к подготовке дошкольника – целостное развитие личности ребенка, всех ее сфер, включая социокультурную и духовно-нравственную; целостное представление о м

Иллюстративный материал.
1. Александрова Л. Русские кремли. – М., 1997. 2. Афанасьев В. Выше неба голубого: Православные стихи для детей. – М., 1999. 3. Белов В.И. Лад: Очерки по народной эстетике. – М.,

Иллюстративный материал
1. Азбука христианства: Словарь-справочник. – М.: Наука, 1997. 2. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, литургии и о всех службах и утва

Ветхий Завет и религии Древнего мира
С 5 класса начинается систематическое изучение курса «Основы православной культуры». Представляется, что наиболее оптимально начать его изучение с истории Ветхого Завета, связав с историей Древнего

История Нового Завета
В 6 классе изучается история Нового Завета. Это центральная тематика всего курса изучения православной культуры. Его преподавание надо также связать с изучением других школьных дисциплин.

Развитие православия и мировые религии (I тысячелетие Новой эры)
Изучение православной христианской религии идет в контексте изучения истории мировых религий, что важно с точки зрения знакомства с основными религиями мира и формирования терпимости к людям иных р

История ижнейшие этапы русского православия от древнего времени до XVIII в. (от язычества до Святой Руси)
Курс, изучаемый в 8 – 9 классах, является важнейшим разделом программы, так как должен показать преемственность развития Русской Православной Церкви и православного христианства в целом, сформирова

История Русского Православия в Новое время
(время великих испытаний) (XVIII–XX) вв.   № урока Тема урока Государственно-религиозные от

Требования к уровню подготовки учащихся основной школы
  Выпускник основной школы должен: 1. По содержательной линии: «Православная христианская картина мира»: Называть, характеризовать (знать термины, перечислять,

Старшей (полной средней) школы
Важнейшее, общее требование к подготовке ученика старших классов – целостное видение православной культуры, соответствующее возрастным возможностям учащегося старшего возраста, умение использовать

Иллюстративный материал
1. Азбука христианства: Словарь-справочник. – М.: Наука, 1997. 2. Алдонина Р. Московские святыни. – М.: Белый город, 2003. 3. Александр Шаргунов, протоиерей. Воскресные проповеди:

Иллюстративный материал
1. Азбука христианства: словарь-справочник. – М.: Наука, 1997. 2. Александр Шаргунов, протоиерей. Воскресные проповеди: В 2 т. – М.: Хронос-Пресс, 2001. 3. Александр Шаргунов, про

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
    (Разработан: Т.Н. Арцыбашева, З.Д. Ильина, О.В. Лебедева, О.Н. Чебанов). Содержание курса. Православие – традиционная религия

Современное общество и воспитание
Наше время – время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой – буквально на наших глазах успехи превращаются

Стратегические направления поиска путей преодоления кризиса современного образования
Если представить в целом наиболее заметные тенденции развития послевоенного образования, то можно констатировать количественный рост числа самого разного рода учебных заведений и учащихся, расширен

Проблема национального образования в современной России
Сказанное о тенденциях развития мирового образования целиком относится и к России и, может быть, даже в большей мере к ней, чем к другим странам, поскольку усиленная вестернизация российского образ

Формы изучения религиозной культуры. Различия между религиозной культурой и Законом Божиим
Крайне важным для современной школы является определение формы изучения в ней религии. Как известно, на основании ложно толкуемого понятия светскости как синонима секулярности и соответственно треб

Моноконфессиональный и поликонфессиональный подходы к изучению православной культуры
В настоящее время в России сложились два подхода к изучению православной культуры: поликонфессиональный и моноконфессиональный. Первый подход состоит в том, что в силу поликонфессиональности россий

Можно ли ограничиться изучением православной культуры только в воскресной школе
Так как нередко предлагается ограничить изучение православной культуры только воскресными школами, то следует сказать о различиях в изучении православной культуры в общеобразовательной школе и прав

Место православной культуры в общем пространстве школьного образования
Образовательный и воспитательный успех изучения православной культуры будет во многом зависеть от того, какое место она займет в общем пространстве школьного воспитания и образования. А для этого п

Стратегия поиска оптимальной организации преподавания православной культуры
Классический вариант разработки учебного предмета от его теоретического обоснования до экспериментальной отработки потребует многих (не менее 15) лет. Однако обстоятельства современной жизни не поз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги