рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО БИБЛЕИСТИКЕ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО БИБЛЕИСТИКЕ - раздел Религия, ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО БИБЛЕИСТИКЕ (Ветхий Завет), Iii Курс   1. Ветхоза...

(ВЕТХИЙ ЗАВЕТ), III КУРС

 

1. Ветхозаветные войны (книга Иисуса Навина).

Первой историч книгой Ветх Зав явл кни­га Иисуса Навина («Иошуа»). Книга содер­жит в себе описан событ жизни израиль народа, за период 25–30 лет, последовавш вскоре после смерти Моисея. Книга содержит историю Израиля, со дня смерти Моисея до смерти Иисуса Навина (Нав 24, 29). Повествование связано с Пятикнижием и сост как бы продолж книги Второзакон. Главн тема книги Иисуса Навина — завоеван земли обетован. Этим завоев Израиль обязан только союзу с Богом и верности Бога. Только Господь реализ завет в жизнь и дал родину израильск народу. Поэтому автор книги особо подчеркив исключит вмешатель Бога в историю Израиля. Все содерж книги можно раздел на три части. В 1-й части (главы 1-12) повеств о переходе евреев через Иордан и о покорен ими Ханаана (Земли Обетов), во 2-й части (гл. 13-21) - о разделен земли между колена­ми Израил, в 3-й части (гл. 22-24) - собран старейшин под руковод­ств Иисуса Навина и его последн завещ им. В 1 части описыв приготовл к завоеван в глав 1–5. После краткого введен, где говор о первом откровен Господа Иисусу Навину с обетован никогда не ос­тавлять его Своей помощью (1, 1-9), рассказыв о приготов­л народа к переходу через Иордан и завоев Земли Обе­тов (1, 10-18). Вторая глава повест о посылке согляда­таев в Иерихон и о гостеприимст Раави блудницы. Чудесн переходу через Иордан (3 и 4 гл). Исполнен завета об об­резан, совершен Пасхи и встреча с таинств вождем во­инства Господня ( 5 гл). Далее в главах с 6-12 описыв факты самого завоев: чудесн па­ден стен Иерихона и заклятие его Иисусом Навином (6 гл.), корыстолюбие и казнь Ахана, завоеван Гая и напоминан на­роду Закона Моисеева (7, 8 гл.), подчинен Гаваонитян, хитростью сохранивш свою жизнь (9 гл.), две велик победы Израильтян над союзн войсками ханаанск царей у Гавона и на севере Ханаана (10-11 гл.), подчинен юга, севера, перечисл всех покорен­ царей (12 гл.). 2 часть. В главах с 13 по 21 повеств о разделе завоеван Земля между коленами Израил. Палестина была раздел между 10-тью ко­ленами. Колена Гадово и Рувимово ещё ранее при Моисее получ в удел землю к вост от Иордана (Числ. 32). Колено Левино получ в удел 48 город для прожив левитов. Назна­ч также 6 городов убежищ для невольн убийц (22 гл.) и один город самому Иисусу Навину (21 гл.). 3 часть. Под конец своей жизни Иисус Навин собир старейшин города, увещев их избегать общения с язычник, и в Сихеме возобновл завет израильтян с Богом. Заканчив книга упоминан о смерти Иисуса Навина, о погребении праха праотца Иосифа в Сихеме и о смерти священ Елиазара (22-24 гл.). Символика книги. 1) переход через Иордан. По замыслу Господню, переходы через Чермн море и через Иордан означ для Израиля одну и ту же духовн истину — конец его странствов в пустыне. С этого дня слабый, непослушн, неверующ народ стал достаточ сильным, чтобы победить врагов своих.В алегорич смысле Переход через Иордан означает смерть для греха. 2) жизнь в земле обетов, котор приним по вере. Израиль вступает в эту землю, но нужно приложить усилия, чтобы достигн того, что Господь ему дает даром. Взятие Иерихона подчеркив постоян победу над грехом, ежедневн борьбу с грехом. Жизнь в земле обетованной, которая не терпит никакого греха. Третье — жизнь не может пройти без искушен (Ахан и его нечестие). Иисус Навин — это прежде всего типологич образ. По некотор данным, Иисус Навин — прообраз Христа. Само слово «Иисус» в переводе — «Яхве спасает». Иисус — облеченный милостью, наследующий Моисею представитель Закона. Новый Завет, возвещ Иисусом Христом, также наслед Ветх Зав, Закону Моисееву. Иисус Навин вел народ к победе, и так же Христос ведет нас к победе над грехом. Иисус Навин был ходатаем и защитн перед Богом за Израиль. И так же Христос — заступник за нас всех перед Господом. Каждому колену Иисус дал удел наследия. Черты характера Иисуса Навина. Это прежде всего воин, борец, который проявил себя еще при Моисее. Основн дело Иисуса Навина в его служен Господу — возглавл и наставл народа, завет, котор он заключ между народом и Господом. Он переходит через Иордан, проявл мужество веры. Иисус Навин соверш обрезание (Нав 5), котор на протяж мног лет не совершалось; это — символ очищен. Взятие Иерихона показывает его доверие к Богу. То, что было с Аханом — это суд над нечестием. Подчинен страны, победа, раздел земли — это мудрость в распоряжен наследием.

 

2. Взаимоотношения между пророками и царями: Илия - Ахав, Исайя - Езекия, Ие­ремия – Иосия.

Илия – Ахав. Илия – «Мой Бог Яхве», пророчествовал в Израиле, писал письмо царю Иораму в Иудею. 3 Цар 16:30 И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него (взял в жены Иезавель дочь царя Сидонского, стал служить Ваалу, сделал дубраву). Илия сказал ему, что не будет ни росы, ни дождя, сам ушел на поток, а затем в Сарепту Сидонскую. Через три года пришел к царю и обличил его, устроил состязание с 450 жрецами Ваала (два тельца, огонь с неба). Явление Бога Илие в виде тихого ветра. Илия помазывает Азаила в царя над Сирией, призвание Елисея. Из-за виноградника Навуфея Иезавель подговорила, чтобы его побили камнями, а царь овладел виноградником. 3 Цар 21:19 и скажи ему (Ахаву): «так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?» и скажи ему: «так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь». 3 Цар 21:23 Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля. За то, что Ахав покаялся, стал поститься, Господь обещал навести беды во дни сына его. Ахава убивают во время битвы, на престол вступает Охозия. Исаия (791-736) – благочестивый Езекия (после Ахаза, сын – Манассия – оба плохие). Иудея. Езекия послал к Исаии, испугавшись царя Ассирийского Сеннахирима, Исаия ответил: «4 Цар 19:7 Вот Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его»… Езекия просил знамения, тень на солнечных часах передвинулась назад на 10 ступеней. Езекия уничтожил медного змия, потому что ему поклонялись и кадили и называли Нехуштан. Иеремия (+580 побит камнями в Египте) – Иосия (640-609 гг.). Иудея. Иеремия «Господь полагает» или «Тот, кого поставил Господь». Иеремия сознательно неженат, три раза бросали в тюрьму, часто били. При Иосии опубликовано Второзаконие в 622 г., очищал Иудею от жертвенников и идолов, вернул Пасху.

 

3. Характеристика послепленной эпохи V - III вв. до Р. X.

Плен заканчивается индиктом Кира 538г. (1Езд.1-2). В течении 10 лет Верн. 50000. Первая партия приходит по предводительством Зоровавелем. Первым делом иудеи начинают восстанавливать храм, который в 515 году освятили. Большое участие в восстановлении жизни принимают Ездра и Неемия. Самаряне сделали попытку присоединиться к ним, выдавая себя за своих (Езд 4.1-2), но, будучи, отвергнуты, сделались их врагами и в письме к царю персидскому назвались язычниками (Езд 4.9-10). Также они поступали и в дальнейшем: когда Александр Великий оказал покровительство иудеям, они потребовали для себя того же, а когда Антиох Епифан осквернил храм и пытался насадить язычество в Иудее, они приняли его сторону. Таким образом, в Самарии сложилось довольно обособленное общество, которое построило свой храм на горе Гаризим и имело свое Пятикнижие, в котором во Вт 27.4 вместо Гевал стояло Гаризим. По свидетельству Иосифа Флавия постройкой храма и обучением местных священников руководил Манассия, сын иудейского первосвященника Иоиады, которого прогнал от себя Неемия (Неем 13.28). Вражда между иудеями и самарянами усиливалась. В 130 г. до РХ иудеи, разрушив Самарию, разрушили до основания и храм, который больше не был восстановлен. Интересно отметить, что в Наблусе (бывший Сихем) до сих пор существует небольшая группа верующих, считающих себя потомками самарян и сохраняющая свое Пятикнижие, которое было переписано, как они утверждают, Авишуем, сыном Финееса.

 

4. Вступление евреев в обетованную землю (книга Иисуса Навина). История Роавы.

Соглядатаи останов в доме Иерихон блудницы Раави, т.к. он примыкал к город стене и был недалеко от город ворот. На поступок Раави нужно смотреть не как на измену своему отечест, т.к она действ не по корыст каким-либо целям, а по высок религиоз побужд «я знаю, что Господь отдал землю сию вам. Такую веру обнаруж Раав, поняв тщету идолов и мерзость язычес, чтобы примкнуть к новой религ. В ее личности св. отцы находят прообраз церкви языч, прежде не плодящей, а потом расцветшей в царстве Христов. Имя ее внесено в родослов Мессии-Христа (Мф. 1, 5).Поступок Раав стал известен иерихон царю и он послал стражей в ее дом задерж иностранц. Она спрятала соглядатаев на крыше дома в снопах льна.Раав заставила соглядат еврейск поклясться, что за оказан ею им милость они при взятии Иерихона пощадят ее и ее родственников. Разведка, послан Иисусом, сообщила, что город Гай Нав. (7-8) стоит на пути дальнейше продвиж израильтян и что его можно взять штурмом. Но защитн Гая были люди храбрые, они смело вышли из города навстречу израильтянам и нанесли им сокрушит удар. Иисус и старейшины, разодр одежды, пали перед Скинией, прося у Господа помощи. Господь открыл Иисусу, что причиной этого несчастья был один израильтянин, котор при взятии Иерихона присвоил часть добычи, предназн для храма. Преступника побили кам­нями, а его имущество сожгли на костре. После казни Ахана Господь повелел Иисусу взять Гай всем войском. При взятии Гая Иисус употребил хитрую воен тактику. Он спрятал неподалеку, в гористой местности, 30.000 воинов, а сам, едва только рассвело, двинулся с осталь отрядами к стенам города, будто бы готовясь к открытому штурму. Царь города Гая, приказал открыть ворота и повел свои войска на врага, чтобы вовлечь его в решающее сражен. Иисус Навин дал сигнал к отступл. Преследуя врага, защитники Гая ушли слишком далеко, попав в окружен, они были уничтож. Город Гай был предан заклятию. Жители города были убиты, а сам город превращен в кучу пепла. Падение Иерихона и Гая вселило ужас в жителей Палестины. Некотор ханаанские цари начали понимать, что с грозными завоеват нельзя бороться в одиночку, необход создать союз всех ханаанских племен. Но не все жители Палестины раздел эту точку зрения. Некотор стрем закл мирный договор с израиль­тян, как напр город Гаваон (Нав. 9), наход в 15 милях к юго-западу от Иерихона. Однако, боясь, что Израиль не захотят закл с ними союза, они реш пойти на тактич хитрость. Направл в лагерь израильтян посольство увер Иисусу, что их страна лежит далеко от Галгала, и потому союз будет выгоден для обеих сторон. Союз был заключен, Иисус скрепил его тор­жеств клятвой. Однако обман был раскрыт. Но Иисус не захотел наруш клятву. Жители Гаваона избежали смерти, од­нако, с этого времени они стали данниками у израиль­тян, регулярно поставл в их лагерь дрова и воду.

Иерусалим царь узнав о труслив поведен жителей Гаваона и, опасаясь, что другие ханаанские города захотят им подражать, решил наказать их (Нав. 10). С этой целью он закл союз с царями Хеврона, Лахиса, Еглона и Иармуфа и во главе объед сил подошел к стенам Гаваона. Но жители Гаваона успели предупредить Иисуса об опасности. Израильское войско выступ из Галгала и после форсиров марша, неожиданно появ возле Гаваона. До захода солнца ханаанские войска были разбиты, а их города захвач израиль­т. Иисус повелел начальн племен в знак торжества наступить ногами «на выи царей сих». В результате этой битвы Иисус Навин присоед к уже завоев землям еще 5 ханаанск город. Цари маленьк северн ханаан госуд беспечно следили за победоносн шествием израиль­тян, и лишь после того, как жертвой завоеват пали некоторые укрепл города централь и южн Ханаана, поняли, какая опасность им угро­ж (Нав. 11-24). Во главе с Навином, царем ассорским, образо­в новая коалиция. Армия союзн сост из множ боевых колесниц,. Но Иисус внезапно напал на противника, и эта военная тактика решила исход боя. Север Ханаан войска были уничтож, а многие их города разруш и преданы огню. Поко­рение всего Ханаана длилось 7 лет. В кровавых войнах погиб 31 ханаан царь. За ис­кл Иерусалима и нескольких других городов у моря и в горах, вся страна была завоев израильт.

 

5. Второй храм. Пророки Аггей, Захария и Малахия.

Аггей «праздничный» и Захария выступали с пророческим словом еще при Зоровавеле (с 520 г. – вступление на служение) и ободряли народ в строительстве храма, предсказывая полный успех святому делу, в то же время предвещая скорое наступление царства Мессии, когда сам народ за свое непослушание Ему будет отвергнут вновь и на его место явится и водворится в святом городе новый род, над которым воссияет слава Божия. Аггей сподвигает народ на строительство Храма (начало постройки – 538 г., потом противодействие), Захария говорит о грядущем процветании Иерусалима. Захария «воспомянутый Господом»: современник Аггея, из свящ. рода, пророчествовать стал в 520 году, в юном возрасте. Воодушевлял строителей второго Иерусалимского Храма. Предание: умер в глубокой старости членом Великой Синагоги. Много символических видений. 1-6 гл. — символическая часть (призвание и видения), одно из видений о первосвящ. Иисусе — мессианское; 7-8 гл. — историческая часть, решение вопроса о соблюдении постов в память разрушения Храма; 9-14 гл. — пророческая часть, о язычниках, о Мессии и Церкви. 515 год — освящение нового храма в месяц адая, в последний месяц года и в этом же году празднование Пасхи. Малахия «посланник Божий, Ангел Иеговы», колено Завулоново: Предание (О жизни пророков): из свящ. рода, близок к Великой Синагоге, умер рано, пророчествовал после Аггея и Малахии. Из контекста: Храм восстановлен, обличает непорядки в жертвах и браки с иноплеменницами, следовательно, мог быть современником Ездры. «Печать пророков».

Содержит одну речь: обличительная (1-2 гл.) и пророческая (3-4 гл.) части. Обличается неблагоговение свящ-ва. Пророчества: Зах. 9-12: Пророчество о входе господа в Иерусалим и мирном хар-ре Его царства; о продании Господа за 30 сребреников; о прободении ребра Господа, о поражении Пастыря и рассеянии овец. Мал. 3, 1-5: Предтеча зовется гласом, вопиющим в пустыне. Мессия — Ангел Завета. Возвещается пришествие пророка Илии.

 

6. Гедеон (книга Судей).

После 4-го отпаден Израиля, при­ведш к 7-лет господ над ним Мадианитян, Господь поставл 4 су­дью- Гедеона. На служен Богу и Израилю Гедеон был призв Господ через ангела. Ангел говор: «Господь с тобою!» А Гедеон отвечает: «Если бы Господь был со мною и с нами, так не было бы у нас таких злоключе». Дело в том, что, в то время в Израиле распрост политеиз. Образ жизни окружающ племен провоцир израилт к тому, что они наряду с Богом признав и других местн богов, Ваалов, допуск участ в языч культах. Ангел сказал, чтобы Гедеон прежде всего разруш жертвенник Ваала, «который у отца твоего». Гедеон исполнил это но­чью из страха делать это при свидетелях. Утром люди пришли, соверш культ Ваалу, но увид, что их бог повержен, дерево срублено, а вместо этого какой-то новый жертвен. Выясни, что это сдел Гедеон, они стали требов у его отца Иоаса, выдать его для смертн казни. Иоас ответил: «если он Бог, то пусть сам вступится за себя». И отныне стали звать Гедеона Иероваалом (Ваал – мой покровитель) потому что сказал: «пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил его жертвенник».. В этом назван звучит ирония. Господь посыл Гедеона на борьбу с Мадианитян. Однако Гедеон сомнев и просит у Господа знамения: роса, котор должна быть снач только на пряже, а везде должно быть сухо, а затем наоборот, везде должна быть роса, а пряжа — сухая. Согласн учен Церкви руно прообразоват говор о воплощеy Сына Божьего. Господь дважды соверш это чудо показыв, что это не случайн. Гедеон отобрал из всего колич израильт всего 300 чел, чтобы после народ не припис победу своей силе. После психологич атаки на мадианитян с факелами, с криками и шумом, враги стали поражать друг друга. Мадианитяне были разбиты и в смятении бежали, а израильтяне кричали клич: «Меч Господа и Гедеона!» Однако эта победа вызв недоволь Ефрема. Под Ефремом часто поним та часть Израиля, котор жила на севере Палестины, будущ Израиль, котор отделился. Здесь имеется ввиду та часть колен, котор не приняла участ в этой грандиоз операц и они обиделись. Но Гедеон поступил дипломатично и даже похвал их. И этот инцидент был исчерпан. Затем мы видим типичн явлен, котор было в Ветх Зав. Гедеон жестоко мстит тем людям, котор отказ ему в гостеприим. Когда он преслед Мадианитян, и просил жителей Сокхофа и Пенуэла дать ему хлеб.

Гедеон типичн восточ правитель со всеми его плюс и минус. Больше минусов. То, что он освобод Израиль не его заслуга — это промысл Божий. Израильтяне предлаг ему возглав их в качест царя. Вперв появл такая мысль. Однако, его устраив настоящ свое положен. Он богат, польз уважен и ему достаточно, что он живет, как восточн монарх. А быть царем означ взять на себя ответсвен, а не просто популярн в народе. Слишком он был ориентир на свой дом, быт, жен. У Гедеона было от жен и наложниц 70 сыно­вей. (Суд. 8, 30-32). Святые отцы указ на прообраз значен чудесного орошен руна (Суд. 6, 36-40). В 1 случае, когда роса была на руне, а земля остав сухой: это означ, что ранее Израиль, составл Церковь, изобилов Божест благод, тогда как вся земля была суха от бесплодн зноя языч суевер. Во 2 случае, когда земля покрыл росой, а руно остал сухим, это означ, что, когда роса веры иссохла в сердцах иудеев, оказ от Источник воды жизни – Христа, языч народы, приняв слово Евангел, стали причастны даров Св. Духа. Т.е руно- народ иудей, сухая земля – языч мир, а роса – Св.Дух. Девятый судья – знаменит Иеффай. «Иеффай Галаадитянин был чело­век храбрый. Он был сын блудницы». Иеффай заним тем, что «жил в земле Тов и собира­лись к Иеффаю праздные люди и выходили с ним», т.е. «праздные люди» собир и вы­ход грабить на дороге. Через некоторое время Аммонитяне пришли войною на Израи­ля. Зная, что Иеффай – челов воинст, старейшины вызв его и попросили вступ за жител Галаадских. За победу над Аммонитянами судия Иеффай обещ принести Богу во всесож то, «что выйдет из ворот его дома ему навстречу». Встретить победителя вышла его единст дочь. Ссудья и испол свой обет Богу.

 

7. Валтасар и падение Вавилона.

Даниил (также назван царем Валтасаром) возможно был более или менее забыт, ушел в тень. Сын Навуходоносора Евил-Меродах был убит своим зятем Нериглассаром, который, был умерщвлен, и после этого убийцы посадили на его место внука Навуходоносора Набонида , который правил с 556 по 539 год. Это было время смуты. Известный Валтасар был, по-видимому, сыном или внуком Набонида, потому что в то время, когда он правил, Валтасар замещал его временно. По хронике времени Набонида и Кира, Валтасару было поручено самостоятельное руководство военными действиями, и он правил как регент с 553 года при своем отце Набониде. Кира - победитель Вавилонского Царства. «Пир Валтасара», Дан. 5 (осквернение сосудов Храма; мене, мене, текел, упарсин; Даниил толкует надпись, награда Дан. и убийство Валтасара, воцарение Дария Мидянина). Дан 5: 26 Вот и значение слов: мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. В гл.13 Ис. говорится о падении Вавилонском, но здесь идет речь о суде над сатаной и его падении и исторжении его с небес Падение Вавилона 539 г. (Геродот, Ксенофон): два Вавилонских перебежчика к персам, Горбий и Гадат, Кир отвел реку Евфрат от ее русла под стенами города и вошел в город, когда там были празднества. (см. также Ис. 21; Иер. 51. О гибели Валтасара см. Ис.14; Иер. 51, 57). Потом переход деловой жизни в Селевкию, упадок Вавилона. 27 г. до Р.Х. Вавилон превратился в пустыню.

 

8. Грех Давида и его раскаяние. Псалом 50.

Вирсавия, жена Урии Хеттеянина, Давид увидел ее, когда она купалась. Урию послали в самое сильное сражение, и он был убит (сражение с аммонитянами, осада Раввы). Давид взял ее себе в жены. Прор. Нафан – обличал Давида в притче о бедняке и богаче. Давид покаялся, и Господь сказал, что он не пострадает, но сын. Давид постился, но когда сын умер, перестал поститься. Вирсавия родила ему второго сына – Соломона (Нафан нарек Иедидиа). Пс. 50 «Помилуй мя, Боже…»

 

9. Кн. прор. Даниила. Пророчество о 70 седминах.

Из знатной семьи. В 605 г. вместе с Ананием, азарием, Мисаилом отведен Навуходоносором в Вавилон. Находился там до падения Вавилона (539). Соблюдал посты при дворе, толковал сны, за что почтен царем. Истолковал и сон о наказании Навуходоносора за гордость. После завоевания Вавилона Персией был в почете у нового царя. При Дарии Мидянине по проискам вельмож брошен в ров, но вновь прославлен царем. Остался при дворе в Вавилоне во время возвращения иудеев из плена. В евр. — 12 гл., в греч., слав., лат., — 14 гл. (2 неканонические). Авторство никогда не оспаривалось (Евангелие, Иосиф Флавий). Язык: евр. и арам. (явно, плен). Возможно текст редактирован членом Великой Синагоги. Содержание: 1 часть — историческая (1-6 гл.), 2 — пророческая (7-12 гл.), 3 — неканоническая (13-14 гл.). На арамейском написана средняя часть книги: речь халдейских магов, ответ им Навуходоносора, истроические события Вавилона, указы царей. Пророчества: сон Навухоносора (об истукане) и его толкование, о седми седминах (молитва о исполнении утешительного пророчества Иеремии и ответ Бога новым пророчеством). Пeснь трех отроков. Дан. 9, 24: “семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых”. Это пророчество в точности исполнилось - от второго и окончательного указа о восстановлении Иерусалима (в 457 г.) до смерти Христа (в 33 г. по Р.Х.) протекло ровно 490 лет - и потому Даниил нередко называется мужем желаний.

 

10.Завоевание и разделение Земли Обетованной (книга Иисуса Навина).

Поко­рение всего Ханаана длилось 7 лет. В кровавых войнах погиб 31 ханаан царь. За ис­Кл Иерусалима и несколь других городов у моря и в горах, вся страна была завоев израильт. После этого Иисус приступил к разделу земли между израиль коленами (Нав. 11-24). Всего их было 13, т. к. колено Иосифа раз­дел на две племенные группы, котор начало полож Ефрем и Манассия. Т.к потомкам Рувима и Гада, а также полов племени Манассии достал в удел земли за Иорданом, а левитам не полаг своей особой территор, то раздел коснулся только 9 племен и втор половины племени Манассии. Т. образ, земля оказ раздел на 10 округов. На юге поселил потомки Симеона, Иуды и Вениамина. Осталь территор заняли, двигаясь с юга на север, колена Ефрема, Манассии, Иссахара, Завулона, Нефалима, Асира. Немного­числе племя Дана поселил к западу от Вениаминов колена на границе с филистимл. На территор, доставш Ефрему, наход город Силом. Иисус решил в этот город перенести народн святыню – Скинию собран и Ковчег Завета. Таким образом, Силом стал перв столиц Израиля, котор надлеж спаять в одну нацию рассеявшиеся колена. Левитам выдел 48 город, где по завету Моисея они выполняли религиоз обязан. Шести городам за Иорданом и в самом Ханаане было представл право давать убежище от родовой мести людям, виновным в неумышл убийстве. Племена Рувима, Гада и Манассии, выполн обещан, данное Моисею, пожел теперь вернуть­ся на землю, полученную ими во владен за Иорда­ном. Иисус благословил их и в напутственном слове просил сохранить верность Богу и Его храму в Силоме. Сам Иисус Навин еще долгие годы воз­главл племена Израилевы. Его авторитет был основ единств нации. Но Иисуса беспокоила мысль, кто будет его преемник, и он опасался, что племена, остав­шись без сильного руководства и потеряв веру в Бога, и могут быстро потер единство и оказ в плену у местных жите­лей. Завещание Иисуса Навина (23-24 гл.). Сначала Иисус говор израильт в Силоме (23 гл.), а потом в Сихеме (24 гл.). В своей Силомской речи Иисус, ссылаясь на помощь Бога при завоев земли обетован, обещ полное возобладание ею и изгнание Ханаанск племен. Для этого он убеждает к точному исполн закона Господня (ст. 6-11). В противн случае угрож гневом Божиим и изгнанием из земли Ханаан (ст. 12-16). Глав предмет увещан: не поклон чужим богам и не служить им, а служить един Богу (ср. Исх. 23, 24); не вступать в союз с жителями земли Ханаанской, особенно через браки. В Сихемской речи Иисус делает сжатый историч обзор благодеян Божиих, явлен евреям в наиболее крупн событиях их истории и этим старается расположить народ к верности Иегове (ст. 2-15). Народ выража готовн служить Богу (ст. 16-18). Тогда Иисус от лица народа заключ завет с Богом, и в память этого завета кладет большой камень под дубом Сихемским.

 

11. Избрание и помазание Саула на царство.

Старейшины просят у Самуила царя, как у прочих народов.

1 Цар. 8-15 – Саул (колено Вениаминово), основное отличие – внешняя красота, на голову выше всех. Отец Саула потерял овец и послал сына к прор. Самуилу (тот ждал человека, чтобы его помазать). Жребий бросается по коленам, по племенам, по именам, выпадает Саулу. Саул ставится царем, провозглашается, а потом уходит домой заниматься своими делами (когда Наас Аммонитянин осаждает Иавис в Галааде, посылают за Саулом, который пашет на поле). Саул собирает все колена и побеждает Нааса. В Галааде повторно провозглашается царем. Около 1030 г. до Р.Х. последний из судей — пророк Самуил — после долгих колебаний помазывает на царство Саула. Однако будучи царем, Саул не исполняет возложенную на него миссию, поэтому Самуил, исполняя волю Божию, помазывает на царство юношу по имени Давид из колена Иудина. После гибели Саула (1010 г.) Давид становится полноправным царем Израиля.

 

12. Иудеи под властью селевкидов. Гонение Антиоха Епифана.

В 203 году до Р.Х. Египет однако же теряет свою власть над Иудеей и она отходит под владычество Сирийских царей. Начало тяжелого времени для иудейского народа: желание ограбления храма в пользу государственной казны царем Селевком Филопатором (сын Антиоха Великого, царь Сирийский, посылал похитить сокровища Храма; но Бог защитил Храм: конь со страшным всадником, поразил Илиодора передними копытами; два юноши, непрерывно бичевали его, только по молитвам первосвященника Онии спасся от смерти), решение окончательно уничтожить религию Иеговы и на ее место водворить греческое язычество сирийским царем Антиохом IV Епифаном (175 - 164 гг.). Образование греко-иудейской партии. Объявление греческого культа государственной религией. Возбуждение в народе насильственно навязывавшемуся эллинизму и укрепление преданности своей вере. 1 Мак и далее: после Александра царствуют его слуги, их сыновья и умножают зло на земле. «И вышел от них корень греха - Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского». Антиох стал насаждать языческие обычаи в Иерусалиме, затем завоевал Египет, по возвращении вошел в святилище и взял жертвенник и утварь. Потом ограбил Иерусалим.

Реформа: весь народ должен быть одним – приносить жертвы идольские, отказаться от закона, не обрезывать и т.д. Кто нарушит – предавать смерти. Восстал Маттафия и 5 сыновей (Иоанн Гаддис, Симон Фасси, Иуда Маккавей, Елеазар Аваран, Ионафан Апфус) – в Модине убил приносящего жертву и разрушил жертвенник. После смерти Маттафии движение возглавил Иуда Маккавей.

 

13. Канон Андрея Критского. Его ветхозаветные образы.

Андрей архиеп. Критский (+712 г.). Читается на Вел. повечерии Пн-Чт. Первой седмицы Вел. поста, на утрени Чт. 5-й седмицы ВП – полностью. Изначально 210 тропарей (потом добавл.40 - Марии Египетской и Андрею Критскому) Образы: грехопадение, изгнание из рая, Каин: упоминается за убийство Авеля и за непотребные жертвы в отличии от Авеля, Ламех: (могущественный, сильный): Быт 4:18-24 - сын Мафусала, одного из допотопных патриархов, отец Иавала, Иувала и Тувал-Каина, и сестры их Ноемы. Нельзя положительно сказать, было ли введено в обычай многоженство Ламехом, или кем-либо другим жившим до него, но о нем первом упоминается в Библии, как о лице, имевшем уже двух жен: Аду и Циллу. Его обращение к своим женам (ст. 23, 24) замечательно как древнейший образец поэзии, дошедший до нашего времени. Вероятнее всего, что Ламеха и жен его тревожили отзывы, в которых сравнивали их мужа с Каином, как первого многоженца, неслыханного дотоле преступления, и вот он в оправдание свое говорит как бы следующее, только в вопросительной форме: разве я убил мужа или отрока, чтоб считать меня преступником и подвергать опасности жизнь мою? Я не убил ни одного человека, как Каин, и никакого не сделал зла даже малым детям; и потому, если за Каина должно быть отмщено всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро; Сим: Почтение, какое оказали к отцу Сим и Иафет, доставило им особенное благословение от отца, а Хам, за непочтительность к отцу, предан проклятию; Хам: за непокрытие срама отца; Енос: (муж, человек; Быт 4:28) - сын Сифа и внук Адама, умерший 905 лет от роду. С этого времени в потомстве Сифа учреждено открытое, общественное богопочтение, состоявшее в молитве, вере и надежде благодатных обетовании Божиих; Енох: (посвященный) - Быт 4:17 - старший сын Каина, построивший город, названный по его имени. Теперь невозможно определить, где находился означенный город, хотя и считают несколько мест, тождественных с ним. Быт 5:18-24 - сын Иареда и отец Мафусала, один из благочестивейших патриархов допотопного мира, седьмой по Адаме. Сведения, сообщаемые о нем в Свящ. Писании хотя очень кратки, но весьма важны. Дважды в нем говорится, что Энох ходил пред Богом (ст. 22-24); Ной - потоп, Сиф и Иафет, Авраам, Мелхиседек, Иов, странники, Содом, Лот (за то что спасался на горе), Агарь и Измаил: упомянут как изгнанный сын рабыни, Исаак, Исав: (волосатый, косматый): Быт 25:25; иначе Эдом (красный; 36:1) - родоначальник Идумеев, сын Исаака и Ревекки и брат Иакова. Упомянается за обмен первородства, и грех многоженства с чужеплеменницами; Иаков, Ефрем:(быть плодоносным) Младший сын Иосифа (Быт 41:52; 48). Иосифа, говорил по случаю его рождения: "Бог сделал меня плодовитым, сказал он тогда, в земле страдания моего," указывая сим на то обстоятельство, что Ефрем родился во время семи плодоносных годов, предшествовавших голоду. Рувим: (сын презрения) был старший сын Иакова и Лии и один из 12-ти патриархов. Он лишился прав первородства вследствие тяжкого и гнусного греха, именно он совершил грех прелюбодеяния с Валлою. наложницею своего отца, и тем навлек на себя проклятие умирающего Иакова; Иосиф – праведна душа подражай, Иов, Моисей, Чермное море, вода из камня, манна, Дафан и Авирон:(источник; Чис 16:1-26, Вт 11:6, Пс 105:17) - Рувимлянин, сын Емава, заговор с братом Авироном, левитами: Кореем, Оном и др. против Моисея и Аарона и наказанный смертью. Семейство Корея за исключением сыновей, вероятно раскаявшихся (Чис 26:11), и Дафан и Авирон с своими сообщниками были живыми поглощены землею, тогда как двести пятьдесят человек, участвовавших в возмущении истреблены огнем небесным; Иисус Навин, Иордан, Офни и Финеес (чуждый огонь, попалены Господом), Саул: сын Киса из колена Вениаминова, пошел спросить пророка Самуила о пропавших ослицах отца, а получил помазание на царство; Зан (умерщвлен за касание ковчега); Давид: упоминается за убийство с целью прелюбодеяния и за принесение покаяния; Авессалом: (сын Давида, осквернил ложе отца, напал на Иерус.); Ахитофел: заговорщик вместе с Авессаломом, поняв что заговор провалился – повесился; Соломон: упоминается за премудрость и отступления от Бога из-за лукавства; Ровоам: (распространитель народа, 3Цар 14:21 и др.) - сын и преемник Соломона, вступивший на престол Иудейский на 41-м году от роду и царствовавший 17 лет. Чрезмерные налоги, возмущение, он грозится наказать народ «скорпионами» вследствие - 10 колен отложились от него и только колена Вениаминово и Иудино остались верными ему. прор. Самей возвестил ему, что это совершилось по устроению Божию и тем остановил его (3Цар 12:1-24). Менее чем через три года после разделения царства, колена Иудино и Вениаминово последовали примеру других колен Израилевых в их идолопоклоннических обрядах и суевериях и за это они потерпели наказание от Сисака, царя Египетского, который разорил страну, стали данниками завоевателя; Иеровоам: (народ умножается) - имя двух царей Израильских: 3Цар 11:26 - первый царь десяти колен (975-954 до Р.X). Его отец был Нават Ефремлянин из города Цереды, лежавшего в равнине Иорданской (2Пар 4:17). Энергия и деятельность молодого Иеровоама обратили на него особенное внимание Соломона, возобновлявшего в то время г. Иерусалим. Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова (3Цар 11:28). В этот период жизни Иеровоама пророк Ахия, Силомлянин, встретил его на поле, вне Иерусалима, и разодрав на 12 частей новую одежду, бывшую на нем, дал ему десять частей и предсказал, что Бог поставит его царем над десятью из 12 колен Израилевых. Первое действие царствования Иеровоама состояло в том, что он поставил в Дане и Вефиле, на двух противоположных концах своего царства, двух золотых тельцов, с явною целью лишить народ возможности ходить в столицу враждебного ему царства для жертвоприношения в Дому Господнем; Ахав, Илия: (мой Бог - моя крепость, или Бог есть Господь), Фесвитянин, из Галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, 2-й лучший после Исаии из пророков, и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском (3Цар 17:1); Елисей (приял милоть Ильи как благодать Божию); Соманитянка упоминается за странноприимство, Гиезий (Елисей поразил проказой за корыстолюбие), Озия (сила Божия) 4Цар 14:21 - сын Амасии, царь Иудейский, возведенный на престол в 16-летнем возрасте, после убиения отца. Ни одно царствование со времен Соломона не было так блестяще, как царствование Озии. Оно продолжалось 52 года. Однажды вошел он в храм, чтобы самому воскурить Господу фимиам на алтаре кадильном. Азария священник и с ним 80 священников не допускали Озию до этого, объясняя ему, что каждение Господу дело священников. Озия не уступил кадильницы. За это поражен проказой на челе пред священников у алтаря кадильного. По смерти, как прокаженный, погребен на поле царей. Езекия (сила Иеговы, крепость Господня): 4Цар 16:20, 2Пар 29:1 и др. - известный благочестивый царь Иудейский, сын и преемник Ахаза. Ему было двадцать пять лет от роду при вступлении на престол, и первым делом его царствования было восстановление истинного богослужения и истребление всех памятников и обрядов идолопоклонства, в которое впал было народ Иудейский в царствование Ахаза. Он уничтожил даже медного змия, сделанного Моисеем и находившегося в то время в Иерусалиме и сделавшегося было предметом суеверного поклонения (4Цар 18:3-5). Езекия неутомимо стремился к тому, чтоб снова обратить Иудеев к храму и истинному богослужению их отцов и вознаградить их за понесенные ими потери и поражения в предшествовавшее царствование; Манассия: 4Цар 20:21 - царь Иудейский сын и преемник Езекии. На престол с 12-ти лет. Кроме построения многих языческих высот и жертвенников, он проводил сыновей своих через огонь в долине сына Енномова. За грехи и беззакония Манассии, в которых, по его настояниям, принимал участие и народ, Иудея подверглась грозному наказанию Божию завоеванию Ассирии. Ему продели кольца в ноздри, оковали двумя медными цепями и вели таким образом, как зверя, в Вавилон (2Пар 33:11). После покаяния и искренней молитвы к Господу он был освобожден и возвратился в свою столицу, где и умер, сделавши перед смертью много добра к искуплению прежних беззаконий и идолопоклонства; Иеремия, Даниил, Иона, Лия и Рахиль (жены Якова). ВЗ, НЗ… далее НЗ образы.

 

14. Книга "Руфь".

Книга надписывается именем главного действующего лица повествования. Четыре главы этой книги безыскусно и правдиво передают историю моавитянки Руфи. Книгу эту можно считать продолжением книги Судей и введением к истории Давида, поче­му она в переводах Библии предшествует книгам Царств, несмотря на то, что в еврейской Библии она помещена между поэтическими книгами. Вероятно, книга Руфи написана в царствование Давида. Автор упоминает о периоде Судей в прошедшем времени, но, говоря о Давиде, еще не называет его царем. Вполне возможно, что книгу Руфи написал тот же автор, что и книгу Судей, т.е. святой пророк Самуил. По содержанию эта книга относится к числу назидательных. Главная ее цель – свидетельство, как вознаграждается упование на Бога, Который милосердие Свое обильно изливает и на иноплеменницу. Особенное значение данного рассказа в том, что чужеземка Руфь становится праматерью Давида; это подчеркивает евангелист Матфей, включая имя Руфи в родословную Христа (Мф. 1, 5).

Достоверность этой книги подтверждается ап. Матфеем, который упоминает Руфь, Вооза, Да­вида и Иессея (Мф. 1, 5). Эта книга по своей зна­чимости – одна из самых важных с точки зре­ния понимания промыслительного действия Божия, проявления милосердия Божия по отно­шению не только к Израилю, но ко всем окру­жающим народам. Именно Он – Господь вдов и сирот – призывает к себе всех, без исключе­ния. Историей двух бедных одиноких женщин начинается история дома Давидова, из которого впоследствии произойдет Мессия, Спаситель Из­раиля. Кроме того, Господь свидетельствует нам, что Он не связан кровью с определенной расой, что Его милосердие и всемогущество прости­раются на всех людей. Родословие Спасителя включает в себя и моавитян, что исключает узко племенной, если можно так выразиться, взгляд на Него. И это не случайно. Книга состоит из трех разделов. Первый – это избрание веры, второй – пребывание в ве­ре, третий – награждение веры. Все три разде­ла пронизаны мыслью о чистой доброй вере, а общее слово для всей книги – закон ужичества, или выкуп. Ноеминь после смерти мужа решает вер­нуться в Вифлеем и дает возможность своим невесткам выбрать: либо идти с нею, либо вер­нуться к своим близким. «Вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к богам своим, – говорит Ноеминь Руфи, – возвратись и ты вслед за невесткою твоею». Но Руфь говорит: «Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду; и где ты будешь жить, там и я буду жить; народ твой будет мо­им народом, и твой Бог – моим Богом; и где ты умрешь, там я умру и погребена буду». Руфь и Ноеминь возвращаются в Вифлеем. У Ноемини был весьма знатный родственник по мужу – Вооз. Он пришел из Вифлеема и обратил внимание на Руфь. Он хвалит верность Руфи за то, что она не оставила Ноеминь: «Да воздаст Гос­подь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтобы успокоиться под Его крылами!» (Руфь 2, 12) Вооз имеет в виду, что Руфь пришла, движимая своим чистым добрым сердцем, что у нее нет каких-то корыстных ин­тересов. «Она сказала: да буду я в милости пред оча­ми твоими, господин мой! Ты утешил меня и говорил по сердцу рабы твоей, между тем как я не стою ни одной из рабынь твоих» – такое мудрое слово говорит Руфь. «И сказал ей Вооз: время обеда; приди сюда и ешь хлеб и обмаки­вай кусок твой в уксус. И села она возле жне­цов. Он подал ей хлеба; она ела, наелась, и еще осталось». («Уксус» здесь означает нечто вроде соуса или супа.) Это напоминает нам: «Опустивший со Мною руку в блюдо, этот пре­даст Меня» (Мф. 26, 23). Вооз дает своим слугам указание не возбра­нять Руфи собирать колоски. Руфь доверяется Ноемини, и та учит ее, как ей вести себя в от­ношении Вооза и его окружения. Ноеминь со­ветует Руфи придти ночью к Воозу и лечь око­ло его ног. Руфь так и делает. Однако Вооз проявляет величие духа и сдер­жанность чувств, хотя Руфь, вероятно, ему нравится во всех отношениях. Внутренне он со­гласен с тем, что она предлагает ему себя, но в сердце его есть закон и пророки. Утром Вооз поднимает Руфь очень рано, чтобы никто не подумал, что между ними что-то было, дает ей зерна и отпускает к Ноемини. Затем он разыскивает своего родственника и предлагает ему поступить по закону Моисее­ву – восстановить семя умершему. Однако тот сказал: «Не могу я взять ее себе, чтобы не рас­строить своего удела. Прими ее ты, ибо я не могу принять». То есть у него какие-то свои планы, из-за которых он не мог взять Руфь в жены. И был такой обычай в Израиле: при под­тверждении дела «один снимал сапог свой и давал другому, (который принимал право род­ственника), и это было свидетельством у Из­раиля. И сказал тот родственник Воозу: купи себе. И сказал Вооз старейшинам и всему на­роду: вы теперь свидетели тому, что и поку­паю у Ноемини все Елимелехово и все Хилео-ново и Махлоново; также и Руфь Моавитянку, жену Махлонову, беру себе в жену, чтобы оставить имя умершему в уделе его, и чтобы не исчезло имя умершего между братьями его и у ворот местопребывания его: вы сегодня свидетели тому». Мы видим здесь древнейший чин обручения и брака. «И взял Вооз Руфь, и она сделалась его женою. И вошел он к ней, и Господь дал ей беременность, и она родила сына». Руфь ведь была замужем, о ней не ска­зано, были у нее дети или нет; скорее всего, что не было. А здесь Господь благословляет, и от этого брака рождается Овид – отец Иессея, отца Давидова. Символика книги. Ближай­ший родственник, который не может жениться на Руфи, – это указание на закон, который не может спасти грешника, даровать ему жизнь (ветхий закон). Сам Вооз, который готов выку­пить Руфь, поскольку другой родственник не может это сделать, символизирует Христа (преломление хлеба), т.е. делает то, чего не может сделать закон: избавляет человека от греха проклятия и смерти. Руфь, не принадле­жавшая к избранному народу, является прооб­разом нас – христиан из язычников. Есть в книге три женских образа: Орфа (образ мирской женщины, сердце которой при­надлежит ее стране и ее богам; она символизи­рует человека, предпочитающего славу и богат­ство мира славе и богатству во Христе); Руфь (женщина, исполненная веры и любви, которая готова покинуть землю свою, чтобы услужить Богу Живому; она являет собой человека, ко­торый добровольно избирает Иисуса Христа: «Твой Бог будет моим Богом» и обретает больше того, что он отдал); Ноеминь (личность от­павшая и возвратившаяся, покинувшая на время землю своего Бога, чтобы жить во вра­жеской стране; она символизирует собою чело­века, который сворачивает с доброго пути, но после испытаний в земле Моавитской снова возвращается к Богу). Особая черта этой исторической книги: в ней нет ни капли пролитой крови. Почти во всех исторических книгах кровь льется рекой, кроме Песни Песней. Здесь же нет ни одного жестокого действия, все происходит в мире, со­гласии и любви. Значение Руфи в истории Церкви Божией. По мнению святых Отцов, Руфь была прообразом обращения язычников в Церковь Христову. «Посмотри, – говорит святой Иоанн Златоуст, – на Руфь. Она была чужестранка и находилась в крайней бедности; но Вооз не отверг её за бедность, не пре­зрел её как чужестранку: так Иисус Христос принял в Свою Цер­ковь и чужих, призвал и язычников, скудных плодами добрых дел. Руфь, если бы не оставила родителей, не отказалась от своего отечества, дома, народа, никогда не вступила бы в супружес­кий союз с Воозом: так и язычники не прежде вошли в благодатный союз со Христом, но когда уже оставили свои нравы и обы­чаи. И опять, Руфь тогда только дошла в дом Вооза, когда близ­кий родственник отказался от брачного союза с ней: так и языч­ники вошли в Церковь Божию и сделались любезными Христу тог­да, когда проповедь Евангельская уже была отринута иудеями – Богоизбранным народом». Закон ужичества (левирата) - если уми­рал муж, не оставив после себя детей, то брат умершего должен был жениться на оставленной им вдове и рожденный от этого брака сын получал имя умершего и наследовал его земельную собст­венность. Нужно сказать, что у евреев считалось великим нес­частьем прекращение рода. По закону земля не могла переходить в чужой род или племя, вот почему вдова сохраняла земельную собственность в своем роде, пользуясь правом ужичества (леви­рата), т.е. выхода замуж не за чужого, а за ближайшего род­ственника (см. Втор. 25, 5-10).

 

15. История взятия Иерихона (книга Иисуса Навина).

Нав. гл. 2-6. Соглядатаи скрытые у Раав, переход через Иордан напротив Иерихона, обрезание, прекращение манны, явление вождя воинства Господня (арх. Михаила). Семь дней - обхождения с трубами и ковчегом, на седьмой – трубы и возглас народа, стены обрушились. Наказ не брать ничего. Ахав из колена взял, за это жители Гайские поразили часть евреев. Ахав побит камнями. Заклятие: проклят всякий, кто восставит Иерихон – на первенце положит основание, на младшем поставит врата (так сделал Азан из Вефиля).

 

16. Книга пророка Ионы.

О Ионе говорится кратко — колено Завулоново, почитал Господа Бога небес. В 4 Царств говорится о неком пророке Ионе, предсказавшем Иеровоаму II (793-753) рост царства. Т.о. старший современник Амоса и Осии. Автор – не Иона, а кто-то из последователей (7 в до Р.Х.). Прообразовательное значение книги: три дня во чреве китове, проповедь Ионы язычникам. Читается в Великую Субботу. Историчность книги: 3 мнения: исторична (Филон, И. Флавий, Евангелие); аллегория (Иона (голубь) — Израиль); назидательная притча (о Ионе в 3 лице, о Ниневии в прошедшем времени, идея спасения для всех людей). Учение книги: о всеобщем спасении. Содержание: пророческая миссия Ионы в Ниневию, бегство, пребывание во чреве, всеобщее покаяние, нерешительность в приговоре, история с растением.

 

17. Книга Судей. Нравственное состояние общества во времена судей. Миха; колено Вениаминово.

Автором книги Судей назыв пророка Самуила (XI в. до Р.Хр.). Книга Судей описыв период примерно в 200 лет. Основн идея книги– зависимость благоденс Израиля от его верности Богу. В результ над всем историч повествован доминирует религиоз подход. Летописцы отраж истину поклонен Единому Богу сравнит с безнравст языч культами многочисл Ваалов и Астарт. Причина отказ от исполн Бож закона во времена Иисуса была в смене поколен, родились люди, которые уже не помнили всех событий исхода из пустыни, перехода через Иордан...Они постеп проявл интерес к культуре, к религиоз традиц гранич с ними народов. «Тогда стали сыны Израилевы служить Ваалам и Астартам, оставили Господа, Бога своего, который вывел их из земли Египетской». Так как Израиль наруш все дух-нравст принцип и нормы, а ему казалось, что он поступает справедливо, Господь посылал ему для исправлен различн испытания в виде наказан окружающ его народ. Книгу Судей можно раздел на 3 части: 1.Вступлен (1-3, 6). В нем изображ общее состоя Израиля после смерти Иисуса, вызвавш появлен судей в то время. 2.Основн часть книги(3, 7-16, 31). Это история о судь­ях, повеств о многократ порабощен Израильтян, по­пущен Богом в наказ за их идолопокл, и об избав­лен их от врагов через судей – богоизбран вождей Израиля, как только Израиль осозна свой грех и обращ к Богу. 3.Два прибавления(17-21 гл.), которые наглядно показы­вают, до какой низкой степенипорой падал Израиль, отступая от веры и закона Моисеева. Фактич, книга продолж ис­торию, которая была при Иисусе. Главное действующ лицо — Сам Господь, котор присутст среди своего народа.Книга начин со смерти Иисуса и заканч граждан войной с сынами Вениаминовыми. Из­раиль посел в земле обетова, он за­хватыв определ территор. Между этими территор остают горо­да, где продолж жить автохтон насел. Весь Запад насел филистимлян, моавитяне времен то уходят в пустыню, то возвращ вновь, как саранча. Амаликитяне то уходят в горы, то опять покоряют изра­ильтян. Израиль живет в окружении враждеб­н ему народов. Большим недостат Израиля по отнош к соседним народам было отсутст, после смерти Иисуса единого руководства. Правда, была единая святыня — Ковчег Завета. Судьями в книге названы особ мужи, призыв Богом ко защит народа от внешн врагов и охране веры. Сведен о судьях часто довольно скудны, но ите, что мы имеем, дают возможн сказать, что среди них были люди, не всегда стоявшие на высоте своего священ служен. Это были люди во многом подобн обществу, в котор они жили. В те смутные тяжелые времена Господь не остав свой народ и трижды явл Ангел Яхве. Первое явлен в Бохиме (2:1), втор раз Гедеону, и в третий раз Манною, когда разговор идет о том, что будет рожден Самсон (Суд 13:3). Первое отпаден Израиля и его порабощен произошло перед перв судьей Гофониилом, тогда израильт наход в зависим царя Месопот Хусарсафема в течен 8 лет (Суд. 3, 8). Перв судья– Гофониил. При нем земля покоилась 40 лет, он помог Израилю в борьбе с царем Месопотам. Второй судья– Аод. Это тот судья, котор употреб хитрость и коварство по отношен к своему противн – Еглону, царю Моавитскому. Израильтяне пользов всеми возможн способа, чтобы освободит и нанести урон своим противник. Но, однако, после этого события земля покоилась 80 лет. Третий судьябыл Самегар, котор 600 филистимлян побил воловьим рожном и тоже спас Израиль. Судьею Израиля была Девора пророчица, жена Лапидофова; она жила на горе Ефремовой; и приход к ней сыны Израилевы на суд (Суд. 4, 4-5). Ее авторитет был достаточно велик. И она предсказала Вараку, что он должен пойти и победить Сисару. В 17 гл. рассказ о идолопоклон в доме Михи Ефремлянина. Рассказ этот показ, до какой степен может деградир челов, ведущ греховн жизнь. Некто Миха из колена Ефремова, похитив у матери своей 1100 сиклей серебра, возвра­щ ей это серебро, испугавш проклятия, произнесен ею на похитителя. Мать, чтобы проклятие не пало на сына, посвя­щ это серебро от имени его Господу: из серебра отлив идол и предметы культа для служен: сделал ефод (употребл. для гаданий, м.б. спец. пластина) и терафим. Дом Михи станов храмом. Для отправлен служен Миха сначала поставл жре­цом одного из своих сыновей, а потом наним за деньги на должность священ левита. Все изложенное выше, а именно: воровство, изготовление идола, самочинное доставление священника, служба идолу ради корысти – греховно в очах Божиих и осуждается автором книги. Левит поссорился с наложниц, та ушла в Вифлеем. Он пошел за ней и пировал у ее отца. Потом решили вернуть обратно, но остановились в Гиве Вениаминовой, но жители пришли и требов выдать их, выдали наложницу – надругал над ней и к утру она умерла. Левит разрубил ее тело и послал коленам Израилев. Израиль собрался на колено Вениаминово, но они не выдали жителей Гивы. После боев колено было «отсечено одно из колен Израиля», только 400 мужчин осталось, решили им жен не давать. Впоследствии они украли дочерей Силомских и восстанов колено.

 

18. Мессианские пророчества пророка Даниила (Дан. 2:34—44, 7:13-14, 9:24-27).

Дан. 2:33-43. Толкование сна про истукана, 4 царства: золото, серебро, медь, железо и глина – разбиты камнем, оторвавшимся от горы без содействия рук. Дан 2:44 И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно. Символика: «Златая голова» — Вавилонское Царство; «Серебряная грудь» — Мадиано-Персидское Царство; «Медное чрево» — Греческое Царство; «Железные ноги» — Римское государство; «глиняные ноги» — важнейшие государства после Рима и «Камень нерукосечный» — грядущее Царство Божие, Царство Мессии. Дан 7:13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. Дан. 9, 24: Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых. Это пророчество в точности исполнилось - от второго и окончательного указа о восстановлении Иерусалима (в 457 г.) до смерти Христа (в 33 г. по Р.Х.) протекло ровно 490 лет - и потому Даниил нередко называется мужем желаний.

 

19. Неканонические ветхозаветные книги; ветхозаветные апокрифы.

Признаки неканоничности: на них нет ссылок, их нет в оригинале на еврейском языке, дошли до нас в поздних переводах, т.е. не имеют признака Богодухновенности, не освящены авторитетом Церкви. Исторические: 2 Ездры, 1-3 Маккавейские, Молитва царя Манассии (2 Пар.) Пророческие: Посл. Иеремии, Варух, 3 Ездры, Дан. 13-14 «повесть о Сусанне, о Виле и Драконе». Учительные: Товит, Иудифь, Премудрость Соломона (см. 78), Иисус сын Сирахов (см. 78), Пс. 151, Молитва Есфири. Книга Варуха, написана около 100 лет по Р.Х, по преданию, писцом Иеремии, на самом деле поздняя, в ней пытаются истолковать разрушение Иерусалима в 70 г. по Р.Х. и дать утешение Израилю. II книга Ездры.С греческого языка. Помещалась до или после I Ездры, в лат. — III Ездры. Автор — неизвестен. Название по описываемому периоду. Возможно автор — иудей-эллинист, записавший предание о времени Ездры в дополнение к I книге Ездры. Время написания — прим. I в. по Р.Х. Содержание: история Иудеи от Иосии до плена; возвращение иудеев и восстановление ими Храма при Кире; труды Ездры. Общее содерж. совпадает с Паралипоменон+Ездры+Неемии, но все это дополнено подробностями, которые своей недостоверностью и лишают книгу каноничности (история трех телохранителей, сожжение Храма идумеями, а не халдеями, хронологические ошибки). III Книга Ездры.В Вульг. — IV Ездры. «Апокалипсис Ездры». Расширенный христианским писателем еврейский апокалипсис. Христанские добавления: пролог и эпилог.

Содержание: семь видений Ездры: объяснение бедствий Сиона, почему Израиль не обладает Обетованной землей, о бедст. состоянии Иерусалима и о его восстановлении, гибель орла (язычества) от льва (христианства), о человеке вышедшем из моря (Мессия), о кончине Ездры. «Евр. отдел» — написан до разрушения Иерусалима, представление о Мессии-земном владыке. «Греч. отд.» — христианский. Книга Товита.Содержание: благочестие Товита и испытание родственницы Сарры; История Товии (путешествие, женитьба, возвращение и исцеление отца); эпилог (речь ангела Рафаила, молитва Товита, последующая жизнь Товита и Товии). Автор: возм. Товит: повеление ангела записать все совершившееся, свидетельство, что Товит в радости записал молитву. Скорее всего Товит Товия оставили записи, позже кем-то отредактированные. Время: вавилонский плен, т.к. восстановление Иерусалима только ожидается. Текст дошел в разных переводах, которые отличаются прибавлениями в тексте. Значение книги: свидетельство о жизни израильтян в Ассирийском плену, поучительна в своем повествовании (своо часто цитируют). Книга Иудифи.Содержание: победы Олоферна, полководца Навуходоносора, и осада Ветулии; подвиг Иудифи. Иудеи, недавно возвратившиеся из плена и освятившие Храм, хотят защищаться. Олоферн идет истребить их, Иудифь убивает Олоферна (картина Сандро Боттичелли). Мнения о книге: 1) строго историческая; 2) нравоучительный вымысел; 3) аллегория на исторической основе. Действительно, есть исторические факты, но много неточностей, многие имена и города неизвестны из других источников. Трудно определить эпоху — или конец персидского царства, или Антиох IV Епифан. Время написания: или ок. 680 – пленение колена Манассиина ассирийцами, или эпоха Маккавейских войн. Видимо, автор для воодушевления соотечественников излагал исторический материал. В книге отражено благочестие периода Маккавейских войн — соблюдение постов, суббот, новомесячий. Еврейский оригинал утерян, сохранилась в переводах. I и II Маккавейские книги.Содержание I книги: борьба против Селевкидов — Антиоха IV Епифана: эллинизация и восстание Маттафии, подвиги Иуды Маккавея, подвиги Ионафана Маккавея, правление Симона Маккавея. Содержание II книги: описание внутреннего состояния иудеев и гонения Антиоха Епифана, подвиги Иуды Маккавея. Параллельна I книге, но уже период. I книга написана на евр. (Ориген и бл. Иероним), но сохр. в переводах. Время написания: правление Иоанна Гиркана (135—105 г.) - говорится о нем, но о его смерти нет. Автор: палестинский иудей. Главное внимание к религиозной оценке событий. Историческая ценность I книги очень велика. II книга является сокращением книги Иасона Кириянина, автор видимо александрийский иудей (эллинистический язык оратора, лучше знает политическую жизнь). Написана для александрийских иудеев для поддержки собратьев. Исторически во многом достоверна. Высокое учительное значение: сотворение мира из ничего, вера в воскресение мертвых, молитва о умерших, молитва святых, много поучительных примеров.

III Маккавейская книга.На западе — апокриф. III Маккавейская книга не имеет ничего общего с I и II, кроме расположения в каноне. Содержание: гонение на иудеев в Египте от Птолемея IV Филантропа (221-204 гг.), избавление от него. Автор: египетский эллинист. Написана на греческом и до разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.). Достоверным считается только рассказ о битве Птолемея с Антиохом, а также, возможно, гонение на иудеев, но не чудеса.

 

20. Непослушание Саула и отвержение его Богом. Помазание на царство Давида.

Около 1030 г. до Р.Х. последний из судей — пророк Самуил — после долгих колебаний помазывает на царство Саула. Однако будучи царем, Саул не исполняет возложенную на него миссию, поэтому Самуил, исполняя волю Божию, помазывает на царство юношу по имени Давид из колена Иудина. После гибели Саула (1010 г.) Давид становится полноправным царем Израиля. Непослушания Саула: 1. Нашествие филистимлян, для ободрения народа хотят принести жертву Богу и ждут Самуила, к концу седьмого дня Саул самовольно восхищает себе священническое достоинство и действует, как священник, совершает жертвоприношения. Пророк укорил Саула. 2. Далее, чтобы довершить поражение Филистимлян дает обет: «Проклят, кто вкусит хлеб до вечера, доколе я не отомщу врагам моим», сын его Ионафан ел мед, нарушив запрет, и народ вслед за ним стал есть мясо с кровью. 3. Бог повелевает истребить Амаликитян, а Саул берет добычу и не убивает царя Агага. Самуил укоряет его, а Саул объясняет тем, что взял скот для жертвы Богу. После этого Бог отверг Саула, Саул стал страдать припадками и лишь Давид своей игрой мог его успокоить. Давид – пас овец и отца Иессея из Вифлеема, Самуил помазывает его на царство в доме отца, победа над Голиафом, Саул выдал за Давида свою дочь Мелхолу, а потом хочет его убить из зависти. Бегство Давида, укрытие у филистимлян, поражение филистимлянами Саула (бросился на меч). Давид воцарился в 30 лет, царствовал 40.

 

21. Перенесение в Иерусалим Ковчега. Бедствия во дни царствия Давида.

Победа на филистимлянами, захват замка Сион, окрестности названы Иерусалимом. Перенесение ковчега Завета (хранился у Аминадава), смерть сына Аминадава Озы за то, что коснулся ковчега. Давид испугался и оставил ковчег в доме Аведдара Гефянина (весь дом освятился – вспоминается в чине освящения дома). Через 3 месяца перенесли ковчег в Иерусалим. Мелхола посмеялась на Давидом – он скакал вокруг ковчега, за это у нее не было детей. Давид не допущен для построения Храма, потому что «пролил много крови», завет о построении Храма сыном Давида (2 Цар 7). Авессалом сын Давида, убил брата Амнона (в том числе за нечестие над своей дочерью), захватил Иерусалим, вошел к наложницам отца. Люди Давида победили людей Авессалома, а его убили (он запутался волосами в ветках) – прообраз Иуды, скорбь Давида о сыне. В колене Вениаминовом «негодный человек» - Савей: «Нет нам части в Давиде и нет нам доли в сыне Иессеевом, все по шатрам своим, Израильтяне!» (2 Цар.20). Испытания: 1. Трехлетний голод (причина – давний грех Саула перед жителями Гаваона – для отмщения им выданы 7 потомков Саула…). Затем грехи: Поход против филистимлян, угроза гибели Давида, Пс. 17 «Возлюблю Тя Господи, крепосте моя»; Грех – перепись населения (самочинно, цель – оценить боеспособность. 2. Прор. Гад предложил выбор из 3-х испытаний: 7 лет голод, 3 мес. войны, 3 дня моровой язвы. Выбрал мор, погибло 70 тыс. человек (не коснулось Иерусалима по молитве и покаянию Давида на горе Мориа).

3. Мечта о воцарении Адонии, помазание на царство Соломона (свящ. Садок, прор. Нафан и др.).

 

22. Победа Давида над Голиафом. История взаимоотношений царя Саула и царя Давида.

Около 1030 г. до Р.Х. последний из судей — пророк Самуил — после долгих колебаний помазывает на царство Саула. Однако будучи царем, Саул не исполняет возложенную на него миссию, поэтому Самуил, исполняя волю Божию, помазывает на царство юношу по имени Давид из колена Иудина. После гибели Саула (1010 г.) Давид становится полноправным царем Израиля. Непослушания Саула: 1. Нашествие филистимлян, для ободрения народа хотят принести жертву Богу и ждут Самуила, к концу седьмого дня Саул самовольно восхищает себе священническое достоинство и действует, как священник, совершает жертвоприношения. Пророк укорил Саула. 2. Далее, чтобы довершить поражение Филистимлян дает обет: «Проклят, кто вкусит хлеб до вечера, доколе я не отомщу врагам моим», сын его Ионафан ел мед, нарушив запрет, и народ вслед за ним стал есть мясо с кровью. 3. Бог повелевает истребить Амаликитян, а Саул берет добычу и не убивает царя Агага. Самуил укоряет его, а Саул объясняет тем, что взял скот для жертвы Богу. После этого Бог отверг Саула, Саул стал страдать припадками и лишь Давид своей игрой мог его успокоить. Давид – пас овец и отца Иессея из Вифлеема, Самуил помазывает его на царство в доме отца, победа над Голиафом, Саул выдал за Давида свою дочь Мелхолу, а потом хочет его убить из зависти. Бегство Давида, укрытие у филистимлян, поражение филистимлянами Саула (бросился на меч). Давид воцарился в 30 лет, царствовал 40.

 

23. Пророк Даниил; Анания, Азария и Мисаил. Неканонические добавления к книге пророка Даниила.

Из знатной семьи. В 605 г. вместе с Ананием, азарием, Мисаилом отведен Навуходоносором в Вавилон. Находился там до падения Вавилона (539). Соблюдал посты при дворе, толковал сны, за что почтен царем. Истолковал и сон о наказании Навуходоносора за гордость. После завоевания Вавилона Персией был в почете у нового царя. При Дарии Мидянине по проискам вельмож брошен в ров, но вновь прославлен царем. Остался при дворе в Вавилоне во время возвращения иудеев из плена. В евр. — 12 гл., в греч., слав., лат., — 14 гл. (2 неканонические). Дан. 13-14 «повесть о Сусанне, о Виле и Драконе» - к Сусанне похотью воспылали два старейшины, она против – ложно обвинили и чуть не побили камнями (спас Даниил, разоблачивший их), разрушение Вила (жрецы сами съедали жертвы) и дракона. Авторство никогда не оспаривалось.

 

24. Пророк Елисей.

Илия призвал Елисея пашущего – заколол волов и накормил люд

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО БИБЛЕИСТИКЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО БИБЛЕИСТИКЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО БИБЛЕИСТИКЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги