Религия - не для пользы творений, а для пользы исповедующего ее.

Многие по ошибке сравнивают нашу святую Тору с системой "Мусар". Однако это происходит оттого, что в свое время они не попробовали вкус религии, и я призываю их: "Вкусите и увидите, что благ Творец". По правде сказать, и этика и религия направлены на одно - воодушевить человека подняться из грязи горькой любви к самому себе на вдохновенную вершину любви к ближнему. И вместе с тем, далеки они друг от друга, как далек замысел Творца от мыслей творений. Так как религия происходит из замысла Творца, а система "Мусар" является плодом мыслей плоти и крови, и их жизненного опыта. И разница между ними очевидна как в используемых средствах, так и в конечной цели.

Ведь осознание добра и зла, развивающееся в нас при пользовании системой этики, вырабатывает, как известно, релятивное отношение к успеху общества, тогда как использование религии в нашем осознании добра и зла ведет к релятивному отношению только лишь к Творцу. То есть, от различия с Творцом - до отождествления с Его свойствами, что называется слиянием, как сказано об этом в статье "Дарование Торы".

И степень отдаленности одного от другого определяется различием целей. Цель этики - счастье общества, как его понимает практический разум, опирающийся на жизненный опыт. И, в конце концов, цель не обещает пытающемуся ее достичь никакой выгоды, сверх рамок, ограниченных природой.

А если так, то эта цель не выходит за пределы досягаемости критики, так как кто может раз и навсегда доказать индивидууму справедливость меры имеющегося у него блага, чтобы заставить его отказаться от какой-то части полагающегося ему по его разумению в пользу общества?

В отличие от этого, религиозная цель обещает стремящемуся к ней счастье для самого человека. Ведь как мы уже знаем, человек, постигший любовь к ближнему, по закону равенства свойств находится в слиянии с Творцом, и вместе с Ним выходит из своего узкого мира, полного страданий и камней преткновения, в широкий и вечный мир отдачи Творцу и творениям.

Еще одним известным и очень бросающимся в глаза отличием, говорящим в пользу Торы является то, что система этики руководствуется принципом приобретения благорасположения людей, что похоже на аренду, деньги за которую возвращают в конце. И привычка человека к такой работе не дает подняться даже по ступеням "Мусар", так как он привык к работе, хорошо оплачиваемой окружением, которое платит за его добрые дела.

В то время как занимающийся Торой и заповедями ради наслаждения Творца, без получения какого либо вознаграждения, действительно взбирается по уровням морали, как то и требуется. Ведь он не получает никакой оплаты на своем пути, по крупицам собирая необходимое для оплаты великого счета за приобретение другой природы - отдачи ближнему, без всякого получения для себя, кроме как для поддержания собственного существования.

 

 

Только так мы действительно освободимся от всех запретов природы. Ведь когда человеку отвратительно любое получение для себя, и душа его свободна от всех лишних и мелких удовольствий тела, и не стремится получить уважение, или что-нибудь подобное, то он свободно обитает в мире Творца. И гарантировано, что ему никогда не будут грозить здесь никакие неприятности и не будет причинен никакой ущерб, ведь весь вред, ощущаемый человеком, приходит к нему лишь тогда, когда он получает для себя, что отчеканено в нем, и надо хорошенько это понять.

Таким образом, очевидно, что религия служит человеку, исповедующему ее, а не созданиям и их пользе. И даже если все его дела служат их пользе, и она определяет все его действия, - это лишь средство достижения возвышенной цели, которой является тождественность Творцу. И вместе с тем, также ясно, что цель религии реализуется в этом мире, в самой жизни.

И внимательно прочитай статью "Дарование Торы" - ту часть, в которой говорится о целях общества и индивидуума.

Однако, вознаграждение в будущем мире - отдельная тема, которую я разъясню в дальнейшем, в отдельной статье.